«Воспитание толерантности учащихся посредством элективного курса «История религий»
статья по обществознанию (9 класс) по теме

Чебанова Людмила Александровна
XXI век … Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. Именно поэтому необходимо научить наших детей быть толерантными. Почему наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте? Так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost_religiya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6»

.

«Воспитание толерантности учащихся посредством элективного курса «История религий»

Автор: Чебанова Л. А.,

учитель истории и обществознания первой квалификационной категории по должности «учитель»

Чистополь, 2012 г.

XXI век … Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. Именно поэтому необходимо  научить наших детей быть толерантными. Почему наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте? Так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе.

Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности. Также данная декларация дает международное определение понятию толерантности и противоположное ему - интолерантности. Из нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.

Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт. Он выделил следующие параметры:

- «ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше - на принадлежность внешним институтам и авторитетам);

- потребность в определенности (признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

- меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);

- способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);

- предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе);

- знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);

- ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других);

- защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться).

Формирование толерантной личности является одной из воспитательных задач современного образовательного учреждения, которое осуществляется и на базе МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6» посредством преподавания элективного курса "История религий" по авторской программе учителя истории и обществознания Чебановой Л. А. Программа прошла процедуру экспертизы и утверждения городским экспертным советом Управления образования в 2010 году, рецензирована зам. директора по научной работе «Института управления, экономики и права» г. Казань (Чистопольский филиал), кандидатом исторических наук, доцентом А. А. Гайфутдиновым.

Почему воспитание толерантности через изучение религии? В современной демократической России возрождается религиозная жизнь. Конституция РФ в числе гражданских прав и свобод гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответсвии с ними (ст. 28).

Живя в России, нельзя не учитывать, что наша Родина — многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, каждая из которых имеет свою религиозную основу. Только в Чистопольском районе в настоящее время функционируют 12 религиозных организаций (по данным Совета по взаимодействию с религиозными и общественными организациями при главе администрации ЧМР на 2010 г.). Религиозные организации занимаются не только распространением своих вероучений, но и активно проявляют себя в политике, образовании, культуре, благотворительности и даже предпринимательстве. При очевидном недостатке объединяющих общество общенациональных идей в наши дни заметно усилилась тенденция к этническому эгоизму. Религиозные сообщества и рядовые верующие втягиваются в текущую политику, в межнациональные противоречия и конфликты. В результате инфильтрации (от лат. filtratio, «процеживание») — просачивание, переносном смысле — проникновение чего-либо в несвойственную ему среду)[1] народов, чрезвычайно возросла угроза того, что к этим конфликтам могут добавиться столкновения на религиозной почве. И это очень опасно, как для страны в целом, так и для всех её граждан.

Не обладая специфическими знаниями о религиях, наши ученики не разберутся в сути многих мировых и региональных политических процессов, в современных конфликтах и войнах. Без изучения религий учащимся будет трудно понять «скрытые пружины», во многом определявшие и продолжающие определять движение истории и историческую судьбу различных человеческих сообществ. Без этих знаний школьники не смогут выработать адекватное отношение к особенностям характера тех или иных этносов.

Владение хотя бы минимумом информации о религиозном наследии человечества поможет школьникам понять многие явления мировой художественной культуры. Без таких сведений, попав в музей или в художественную галерею, они не будут чувствовать себя уверенно и комфортно.

Программа рассчитана на учащихся 9 класса, это начало юношеского возраста 15-16 лет. Почему для этого возраста? Юность – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности. В этот период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формированием мировоззрения, с планами будущей жизни. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие подростка, которое существенным образом изменятся именно в подростковом возрасте. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка.

Нормативно – документальное обоснование курса:

1. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ. (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года);

2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта 2002 г., 25 июля 2002 г.);

3. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях (с изменениями на 8 декабря 2003 года)”

4. Конституция Российской Федерации (ст. 14);

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.117);

6. Рекомендательное письмо МО и Н РТ от 25.06.2010 г. № 5378/10 «О преподавании предмета «История религий»;

7. Приказ УО №998 от 20.09.2010 г. «Об инновационной и экспериментальной деятельности

на 2010-2011 учебный год» об утверждении и введении в действие элективных курсов.

Цель элективного курса состоит в приобщении учащихся к духовным и материальным ценностям культуры человечества через историю религии; расширить кругозор учащихся, способствовать формированию толерантной позиции гражданина, который живет в поликультурном и многонациональном обществе.

Глубокое изучение теоретических аспектов любой религии — дело специального образования, необходимого не для всех. Массовая школа призвана выпускать в жизнь культурного и образованного человека с широким кругозором, а не специалиста или представителя конкретной профессии. Поэтому курс носит во многом светский, культурологический характер. В число задач входят:

— в сжатой и увлекательной форме раскрыть философские, социологические, политические, культурные и экономические аспекты религии как общественного феномена;

 — корректно и занимательно рассказать учащимся о мире религий, подчеркнув факт его многообразия;

 — осветить историю возникновения религий, существующих в мире и в России, обстоятельства их появления и распространения;

 — познакомить учащихся с основателями, виднейшими пророками, реформаторами и выдающимися деятелями разных религий;

 — популярно раскрыть особенности учений различных религий (в первую очередь, их этическую составляющую), подчеркнув многообразие подходов к проблеме человеческой нравственности;

 — описать различные религиозные традиции, которые не только ограничиваются церковной сферой, но и существенно влияют на быт, а также повседневную жизнь людей;

 — познакомить учащихся с особенностями духовного и церковного искусства, а также с памятниками религиозной культуры, включая в первую очередь Россию, а также край (село), где находится данная школа;

— наглядно показать влияние религии на характер этносов и их историческую судьбу;

— осветить современное состояние религиозной жизни российского общества и наиболее острые проблемы, которые в связи с этим возникают;

— привести и разъяснить современную статистику религий и географию их распространения в России и в мире в её динамике.

Курс теснейшим образом связан с изучением истории, граждановедения, философии, права, литературы и некоторых других дисциплин. Прочные связи устанавливаются на уроках по курсу с предметами эстетического цикла. Основным условием, обеспечивающим эффективное использование религиоведческих знаний в процессе формирования толерантности школьников является наличие комплекса специальных педагогических методов и средств предмета "История религий". Этот комплекс включает в себя:

I. Основные методические подходы к изучению курса

Ключом к методике является признание и реализация права каждого ученика на выражение собственных убеждений и мнений.

В обобщённом виде методические принципы можно сформулировать так:

 — максимальная деликатность, интеллигентность, уважение к личностям учащихся в процессе общения на уроках;

 — процесс обучения в рамках предмета — это уважительный обмен информацией, постоянный диалог, в определённой мере взаимное обучение учителя и учеников. На различии взглядов можно строить поисковую методику обучения.

 — доброжелательный, деликатный и ровный тон в изложении учебного материала, отсутствие нетерпимости и однозначности в оценках. Исключение из этого правила касается только тех сюжетов в изучаемом материале, которые связаны с изучением ситуаций, опасных для жизни и здоровья учащихся;

— на занятиях могут широко использоваться приёмы лабораторной работы, заключающейся в решении поисковых задач на основе документов. Учащиеся выполняют сравнительный анализ текстов, определяют конфессиональную принадлежность их авторов и т.д.;

 — занятия по данной тематике невозможны без использования настенных карт и атласов;

 — использование на уроках произведений изобразительного искусства, архитектуры, фрагментов художественной литературы, поэзии;

 — оценка знаний учащихся должна производиться с учётом того, как школьники владеют фактами и понятиями (включая умение их применять). Особой проверки заслуживает умение пользоваться картой, а также справочным материалом, взятым из словарей, справочников и других источников информации. При работе учащихся, сообщений и докладов следует учитывать манеру учащегося излагать свои мысли, степень самостоятельности его взглядов, убедительность и яркость.

II. Типы и формы обучения – комбинированные занятия, ситуативно-ролевые игры и упражнения, беседы, дискуссии, практические упражнения.

III. Основные методы обучения:

Монологический - применяется в основном при изучении теоретического материала, где учитель дает новые сведения, советы, рекомендации.

Диалогический – осуществляется в основном по принципу вопрос-ответ, ученики могут получить уточняющие сведения, консультации, советы при возникших в процессе обучения проблемах, вопросах.

Показательный – где учитель наглядно демонстрирует изученный в теоретической части материал интегрируя его в практические навыки.

Проблемно-поисковый – где учащимся предлагается самим найти решение той или иной проблемы возникшей в процессе обучения в ходе группового обсуждения или практических тренингах с целью интенсификации обучения и актуализации знаний.

А также, анализ от простого к сложному, методы сравнительного анализа, духовное приобщение к истине и постижение её.

IV. Методическая база:

- подбор методической литературы;

- разработка и проведение занятий;

- посещение интернет-сайтов посвященных данной тематике и поиска необходимой информации (http://www.tolerance.ru );

- создание наглядного материала.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ курса, рассчитанного на 17 часов:

Введение. Понятие религии.

Тема I. Религиозные представления древнего мира.

Ранние формы религии.

Религия древнего Рима, Греции.

Тема II. Национально-государственные религии.

Индуизм.

Синтоизм.

Конфуцианство.

Тема III. Мировые религии.

Буддизм.

Христианство. Православие.

Католичество.

Ислам.

Иудаизм.

Конфессиональная история России.

Тема IV. Религия и современность.

Новые религиозные объединения.

Наука и религия.

Церковь в современном мире.

Этнорелигиозные конфликты и их последствия.

Итоговое занятие.

В результате изучения курса «Религия в истории и культуре» ученик должен

знать/понимать и уметь раскрыть основное содержание:

- историю возникновения религий, существующих в мире и в России, обстоятельства их появления и распространения;

- особенности учений различных религий различные религиозные традиции;

- особенности духовного и церковного искусства;

- влияние религии на характер этносов и их историческую судьбу;

- элементарные правила этикета, принятого в общении с верующими и священнослужителями религий, наиболее распространённых в России;

- состояние религиозной жизни российского общества и наиболее острые проблемы, которые в связи с этим возникают.

Таким образом, религия является значимым фактором в развитии разных культур; она привносит в них смысл, а такие основы поведенческих и социальных норм. Но религиозное многообразие может и разделять людей, становясь причиной нетерпимости и конфликтов. Чтобы этого не произошло, необходимо уже в школе, со старших классов, знакомить учащихся с основами религий.

Повышение уровня методической грамотности по теме учителя истории и обществознания Чебановой Л. А.:

1.Дистанционные курсы повышения квалификации на сайте ИРО РТ по проблеме «использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителей истории и обществознания: История религий», 72 ч., 2010 г., удостоверение о повышении квалификации №22;

2. Дистанционные курсы повышения квалификации на сайте ИРО РТ по проблеме «Основы религиозных культур и светской этики», 72 ч., 2011 г., удостоверение о повышении квалификации №1428;

3. Национальный Фонд Подготовки Кадров, дистанционное обучение по проблеме: «Конструирование метапредметных и предметных  рабочих программ внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС с использованием ЭОР и сервисов web 2.0», 36 ч., март 2012 г., свидетельство №01286.

Обобщение опыта по теме на федеральном уровне:

1. Всероссийский конкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории»/конкурсе методических и дидактических разработок: секция гуманитарного цикла - размещение программы элективного курса «История религий» /профессиональный сайт для учителей истории и обществознания  «Историк» (istorik.ru);

2. Всероссийский Конкурс мультимедиа презентаций «Мозаика презентаций» (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет», сайт Педагогическая планета) – размещение презентации «Электронное приложение к элективному курсу «История религий» - «Мировые религии».

Обобщение опыта по теме на республиканском уровне:

1. Республиканского конкурс «Использование современных информационно – коммуникационных технологий в образовательной деятельности» в секции разработка по предметам гуманитарного цикла - свидетельство об участии;

Обобщение опыта по теме на муниципальном уровне:

1. Муниципальный этап республиканского конкурса «Использование современных информационно – коммуникационных технологий в образовательной деятельности» в секции разработка по предметам гуманитарного цикла победитель.

Участие учащихся:

1. IX муниципальная научно – практическая конференция «Шаг в мир науки», секция «Краеведение»: Яруллина Гузелия, ученица 9 класса, грамота за участие.


[1] Википедия — свободная энциклопедия/ http://ru.wikipedia.org.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание культуры учащихся посредством театральной педагогики "

В презентации представлены материалы из опыта работы с использованием театральной педагогики в учебно-воспитательной работе....

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Воспитание толерантности учащихся во внеучебной деятельности по культуре Башкортостана в условиях внедрения ФГОС

Воспитание толерантности учащихся во внеучебной деятельности по культуре Башкортостана в условиях внедрения ФГОС...

Проектное задание"Реализация творческих способностей учащихся через элективный курс", автор Степанова Ольга Владимировна учитель истории, обществознания МБОУ "ИСОШ № им. Н.П. Наумова" Кингисеппский район.

В работе отражена актуальность темы, сформулированы цель и задачи проектного задания. В работе содержится теоретический и практический материал.В краткой форме изложена программа курса по выбору "Госу...

Элективный курс "Мировые религии" 10-11 классы 68ч.

Программа данного курса предлагает старшеклассникам знания, необходимые для выработки собственного подхода, который не зависел бы ни от господствующих установок, ни от веяний моды. Религия при этом по...

программа элективного курса история 10 класс организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее предс...