ПСО для учащихся 9-х классов
элективный курс по обществознанию (9 класс) по теме

Савина Юлия Владимировна

     Элективный курс ПСО(профессиональное самоопределение) для учащихся 9-х классов является обязательным в учебном плане, но до сих пор многие "ломают голову" -   что и как преподавать. Одной из главных задач школы является социализация подростков, подготовка их к трудовой деятельности. Предлагаю вашему вниманию  вариант ПСО 34ч(68ч) состоящий из двух блоков: 1- право,в котором освещаются правовые вопросы, которые интересны подросткам(например условия работы несовершеннолетних) и 2- психология(все что может помочь подростку выбрать свою сферу деятельности). Данный материал может быть интересен не только учителям, но и администрации школы для планирования учебног процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие отечественного образования требует обоснования новых подходов к формированию его содержательной базы. С разработкой соответствующего содержания образования связана и проблема формирования функциональной грамотности учащихся.

Функциональная грамотность – это:

– способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней;

– индекс грамотности, делающий возможной полноценную деятельность индивида в социальном окружении.

Основу формирования функциональной грамотности составляют соответствующие образовательные программы, при разработке которых необходимо учесть:

– многокомпонентную структуру функциональной грамотности;

– минимизацию содержания функциональной грамотности;

– инвариантность функциональной грамотности по отношению к подсистемам образования (общего, профессионального, дополнительного);

– личностную ориентированность образования.

Правовая грамотность является базой для формирования у молодого человека гражданской позиции как точки зрения, влияющей на выбор жизненного пути, на построение стратегий взаимодействия с другими людьми, с обществом в целом.

Правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.

Это предполагает создание особых учебных курсов, построенных в форме социальной практики, включающей в себя правовое знание.

Не всегда возможно выделить программу правового образования в отдельный курс, поэтому предлагаем два варианта программы спецкурса по праву для учащихся 9 класса в рамках профориентационной работы в базовой и профильной школе.

В современном обществе приоритетными ориентирами для образования личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.

Это требует серьезной и систематической работы по правовому образованию и воспитанию школьников.

Эта деятельность ввиду отсутствия права, как учебного предмета, в базисном учебном плане сопряжена с большими трудностями и на практике носит весьма ограниченный характер. Учитывая эти факторы, следует включать элементы правового образования в различные школьные дисциплины и использовать возможности дополнительного школьного образования.

Профильное обучение позволяет добиваться высоких результатов учебного труда за счет ориентации учебного процесса на познавательные способности и интересы учащихся.

Профильное обучение – образовательная технология, представляющая особый вид дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющий за счет изменений (вариаций) в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их познавательными и профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования[1].

В современной трактовке профиль есть та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим требованиям, существующим в отношении норм учебной нагрузки: минимальным объемам учебного времени, задаваемых базисным учебным планом (БУП).

Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в студиях художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально-ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально-ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.

Для представителей этого возрастного периода актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки[2].

Новому содержанию образования необходимы более сложные приемы деятельности. Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна.

Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных жизненных ситуациях.

Для решения этой цели основным звеном являются специализированные (профильные) и предпрофильные классы, формируемые в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях.

В системе профильного образования учащиеся получают:

1. Повышенный уровень и глубокие знания по отдельным дисциплинам.

2. Навыки работы с дополнительной учебной литературой.

3. Положительную мотивацию на конкретные профессии.

4. Осознанную профессиональную ориентацию.

5. Психологическую подготовку к выпускным и вступительным в ССУЗ и ВУЗ испытаниям.

На наш взгляд необходимо использовать возможности правовой социализации старшеклассников в рамках профориентационной работы.

В период обучения в школе индивид проходит не только этапы взросления от ребенка, подростка до юноши, но  и получает первые систематизированные правовые знания, начинает соотносить их со своим социальным и правовым статусом, осознавать свои гражданские права и обязанности. Таким образом, в период обучения у подростков формируется умение применять полученные правовые знания в элементарной социальной практике, соизмерять собственные действия и поступки с действующим законодательством.

Говоря о правовом образовании и правовой социализации старшеклассников в рамках профориентационной работы следует четко обозначить те отрасли права, которые будет уместно рассматривать на таких занятиях. Прежде всего – это знание норм трудового законодательства, а также тех разделов гражданского права, которые тесно связаны со сферой производства и оказания услуг.

Правовое регулирование охватывает все сферы общественной жизни. Действующий в обществе человек оказывается субъектом многих типов правовых отношений - гражданских, административных, трудовых, семейных и т.д. Использование в обучении соответствующего правового материала способствует формированию сложного многомерного представления о себе.

Таким образом, работа с учебными курсами права обеспечивает развитие у ребенка представлений о себе, отношения к себе и сообществу людей, усвоение общепринятых и выработку личных ценностных ориентаций, правил и норм поведения, способов действия в обществе, а также развитие мышления и речи.

Достижение целей правового образования может быть обеспечено в рамках системы правового образования в школе, основывающейся на единстве:

  1. учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
  2. системы практических занятий, позволяющих на специально разработанных модельных ситуациях получить опыт экспериментально-проектной деятельности на материале права;
  3. уклада школы, обеспечивающего учащимся приобретение опыта действия в ситуациях, регулируемых правом[3].

Эти три элемента системы правового образования необходимо применять как при наличии условий для преподавания курса правовых дисциплин в рамках учебного плана, так и при условии введения элементов правового образования за счет спецкурсов и факультативов.

Предполагается при проведении уроков использование учителем активных методик: дискуссий, ролевых игр, моделирования ситуаций, работы в малых группах, решения проблем, задач, казусов, шкалы мнений, мозгового штурма, использования общественных ресурсов (приглашение специалистов), экскурсии и др. На уроке минимум времени должно уделяться лекционным, монологическим методам, простой передаче и воспроизводству информации, акцент – на применение материала, решение реальных проблем, совместную работу учителя и учащегося.

Система оценивания требует использования учителем как традиционных методов (устный опрос и письменная контрольная работа), так и альтернативных (так называемое оценивание «по участию в работе»). Выбор методов оценивания должен осуществляться с учетом характера объектов оценивания. Оцениваться могут как устные ответы и письменные работы, так и участие в дискуссиях, играх, подготовка выставки, сбор материала по какой-либо теме (портфолио), написание сочинения (эссе), разработка проекта и т.п. По каждому виду работы учителем должны быть разработаны критерии, в соответствии с которыми выставляется оценка. Они должны быть стабильными, предельно четкими и имеющими «силу закона». Критерии важно объявлять, чтобы школьники знали, в соответствии с какими критериями учитель выносит свое суждение (оценку). Любую оценку необходимо тщательно мотивировать.

Новые образовательные цели, индивидуальные различия усвоения материала обучающимися, конструирование ими знаний на основе «личного опыта», активный характер процесса обучения обусловливают необходимость разработки и использования соответствующих методов и критериев, а также инструментария оценивания в процессе правового образования.

В жизни мы видим, что сегодня права в школах становится все больше, но одновременно нарастают цинизм, социальная апатия, межличностная агрессия. Как верно отмечает А.С.Бугров, становится особенно наглядно, что формальное, механическое изучение права гарантированно приводит к воспитанию правового нигилизма[4]. Просто преподавать, потому что положено преподавать, просто учить эти законы, потому что положено их учить, – это прямой путь к воспитанию потрясающих циников, которые великолепным образом проигнорируют само содержание права.

Решить эту проблему правовой работы в школе можно путем создания в школе между учителем и учеником атмосферы доброжелательности и сотрудничества путем применения активных, интерактивных методов. Кроме того, нужно решать реальные задачи, и тут видна связь с социальным проектированием, с любой реальной деятельностью, в том числе в школьном сообществе, где люди реально защищают и свои права, и права других людей, разрешают конфликты с помощью правовых инструментов.

1. Программа спецкурса для учащихся 9-х классов базовой школы (34 ч).

1. Что значит быть взрослым? (1 ч)

2. Выбор и образование(1 ч)

3. «Все профессии нужны, все профессии важны» (1 ч)

4. Мир профессий (1 ч)

5. Классификация профессий (1 ч)

6. Проектирование профессионального жизненного пути (1 ч)

7. Профессиональная карьера(1 ч)

8. Психологические «пространства»  профессионального самоопределения(1 ч)

9. Что я знаю о своих возможностях (1 ч)

10. Это мое призвание (1 ч)

11. Неисчерпаемость человеческих возможностей (1 ч)

12. Профессиональная карьера и здоровье (1 ч)

13. Профессиональный тип личности (1 ч)

14. Образ «Я» и проблема выбора профессии(1 ч)

15. Актуальность выбора (1 ч)

16. Служба занятости(1 ч)

17. Три ступени отбора (1 ч)

18. Путеводная звезда(1 ч)

19. Правоотношения и их субъекты. Понятие и виды юридических лиц. Физические лица. (1 ч)

20. Понятие и виды правоспособности и дееспособности.(1 ч)

21.Особенности правоспособности и дееспособности несовершеннолетних. (1 ч)

22. Международное законодательство о правах ребенка.(1 ч)

23. Права ребенка в России: законодательство, система органов защиты прав детей, механизм защиты прав ребенка. (1 ч)

24. Конституционные основы права на труд в Российской Федерации. Законодательство о труде.(1 ч)

25. Особенности труда несовершеннолетних. (1 ч)

26. Порядок приема на работы и документы. (1 ч)

27. Трудовой договор: виды и содержание. (1 ч)

28. Понятия время труда и время отдыха. (1 ч)

29. Понятие и виды поощрений. Понятие и виды дисциплинарных взысканий и предусмотренный законом порядок их наложения. (1 ч)

30. Основания и порядок увольнения работников. (1 ч)

31. Трудовые споры и предусмотренный законом порядок их разрешения. (1 ч)

32. Понятие и содержание гражданского права.  Система гражданского законодательства в России. (1 ч)

33. Особенности гражданско-правового договора и его виды. (1 ч)

34. Специфика договора возмездного оказания услуг. Содержание договора подряда. (1 ч)

2. Программа спецкурса для учащихся 9-х классов профильной школы (68 ч).

1. Что значит быть взрослым? (1 ч)

2. Выбор и образование(1 ч)

3. «Все профессии нужны, все профессии важны» (2 ч)

4. Мир профессий (2ч)

5. Классификация профессий (2 ч)

6. Проектирование профессионального жизненного пути (2 ч)

7. Профессиональная карьера(3 ч)

8. Психологические «пространства»  профессионального самоопределения(2 ч)

9. Что я знаю о своих возможностях (2 ч)

10. Это мое призвание (2 ч)

11. Неисчерпаемость человеческих возможностей (2 ч)

12. Профессиональная карьера и здоровье (2 ч)

13. Профессиональный тип личности (2 ч)

14. Образ «Я» и проблема выбора профессии(2 ч)

15. Актуальность выбора (2 ч)

16. Служба занятости(1 ч)

17. Три ступени отбора (3 ч)

18. Путеводная звезда(1 ч)

19. Правоотношения и их субъекты. Понятие и виды юридических лиц. Физические лица. (2 ч)

20. Понятие и виды правоспособности.(1 ч)

21. Понятие и виды дееспособности. (1 ч)

22. Особенности правоспособности и дееспособности несовершеннолетних. (1 ч)

23. Международное законодательство о правах ребенка.(2 ч)

24. Права ребенка в России: законодательство, система органов защиты прав детей, механизм защиты прав ребенка. (2 ч)

25. Конституционные основы права на труд в Российской Федерации. (1 ч)

26. Законодательство о труде в России. (1 ч)

27. Трудовой кодекс РФ: структура и содержание. (1 ч)

28. Особенности труда несовершеннолетних. (1 ч)

29. Порядок приема на работы и документы. (1 ч)

30. Трудовой договор: виды и содержание. (2 ч)

31. Понятия время труда и время отдыха. (1 ч)

32. Понятие и виды поощрений. (1 ч)

33. Понятие и виды дисциплинарных взысканий и предусмотренный законом порядок их наложения. (1 ч)

34. Основания и порядок увольнения работников. (2 ч)

35. Трудовые споры и предусмотренный законом порядок их разрешения. (2 ч)

36. Понятие и содержание гражданского права. (2 ч)

37. Система гражданского законодательства в России. (2 ч)

38. Особенности гражданско-правового договора и его виды. (1 ч)

39. Специфика договора возмездного оказания услуг. (1 ч)

40. Содержание договора подряда. (1 ч)

41. Понятие и источники хозяйственного (предпринимательского) права. (1 ч)

42. Понятие индивидуального предпринимательства. (2 ч)

43. Виды лицензируемой деятельности. (1 ч)


[1] Селевко Г.К., Соловьева О.Ю. Профильное обучение как технология// Педагогический журнал Башкортостана №1 (14) 2008. С.42.

[2] Зеер Э.Ф. Психология профессий. — М., 2003. С.18-21.

[3] Поливанова К.Н., Хасан Б.И., Спасская В.В. Российский фонд правовых реформ. Концепция структуры и содержания правового образования в школе // Граждановедение: приложение к Учительской газете. 2001. № 47.

[4] Бугров А.С. О преодолении правового нигилизма средствами современного общего образования // Образование и наука. – 2008. – №. 2 (44). – С.89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....

Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»

Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Игры – викторины: «Музыкальный глобус» для учащихся 8-ых классов."Евразия" для учащихся 7 класса.

Пример внеклассных мероприятий, которыевызывают положительную мотивацию в овладении учащимися географическими знаниями, повышать интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки....

Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».

Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....