Гражданские правоотношения
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Острая Татьяна Владимировна

Понятие гражданского правоотношения. Субъекты, объекты, содержание гражданских правоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 23- 24.

Тема: «Гражданские правоотношения»

Цели: познакомить детей с понятиями «гражданское право», «гражданские правоотношения», особенностями гражданского права, гражданских правоотношений;

            развитие речи, умения анализировать материал, сопоставлять факты, делать логические выводы;

           воспитание трудолюбия, активности, самостоятельности, взаимоуважения, ответственности.

                                               Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Дифференцированная работа.

Работа по карточкам.

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам

20, 21

КАРТОЧКА № 20

1.  Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

-   Какие международные документы о правах человека созданы человечеством?

2. Для этого подумайте над вопросами:

-   Почему проблема прав человека волнует все современное человечество?

-   Какие всемирные документы принято считать основными, главными?

-   Что такое Международная хартия прав человека?

-   Какие документы о правах человека составляют группу договоров?

-   Что такое международное гуманитарное право?

-   Почему Всеобщая декларация прав человека является основополагающим документом для большинства стран мира?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 21

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

-   Какие права человека провозглашены во Всеобщей декларации прав человека?

2. Для этого подумайте над вопросами:

-   Что мы считаем идеалом современного права?

-   Что находится в центре внимания Декларации прав человека?

-   Какую классификацию прав человека разработали ученые?

-   Что значит «ограждающее» право?

-   Почему важно гарантировать свободную активность самого человека?

-   Почему государство и общество должны заботиться о человеке?

-   Можно ли разделить права и обязанности человека в международных правовых документах? Конституции РФ?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

-   Составьте группы прав человека из приведенного ниже перечня: право на жизнь, право избирать и быть избранным, право на достойную оплату труда, право на вступление в различные союзы и ассоциации, право на отдых, право на участие в митингах и собраниях, право на частную собственность, право на образование, право на свободу слова, право на участие в культурной жизни общества, право на труд, право на безопасные условия труда, право на медицинское обслуживание, право на занятия научной деятельностью, право на наследство, право на социальное обеспечение, право на выбор профессии, право на гражданство.

Граждан-

Политиче-

Экономиче-

Социальные

Культурные

ские

ские

ские

Право

Право изби-

Право

Право на от-

Право

на жизнь,

рать и быть

на достой-

дых, право

на участие

на частную

избранным,

ную оплату

на образова-

в культурной

собст-

на всту-

труда, право

ние, на ме-

жизни обще-

венность,

пление

на труд, пра-

дицинское

ства, право

на свободу

в различные

во на безо-

обслужива-

на занятия

слова, на на-

союзы и ас-

пасные ус-

ние, на со-

научной

следство...

социации,

ловия труда,

циальное

деятельно-

на участие

на выбор

обеспече-

стью...

в митингах и собраниях, на гражданство...

профессии...

ние...

Фронтальный опрос класса

-  Что такое декларация? (В международном праве - торжественный акт, формулирующий согласованные сторонами общие принципы и цели, не имеющий обязательной силы.)

-  Когда была принята Всеобщая декларация прав человека? (В 1948 г.)

- Какие права принято называть правами первого поколения?

- Какие права называют правами второго поколения?

- Что такое конвенция?

- Какие документы входят в международный пакт о правах человека?

Выполнение тестового задания.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение нового материала.

  1. Рассказ учителя.

Гражданское право является одной из отраслей права. Оно охватывает самый широкий круг отношений, в которые вступает гражданин. Покупая продукты в магазине, сдавая пальто в гардероб или беседуя с другом по телефону, совершают действия, которые регламентируются нормами гражданского права.

Оно является регулятором товарно-денежных отношений, основанных на свободном предпринимательстве, имущественной самостоятельности и равенстве партнёров.

Начнём с определения.

- Как вы считаете, что представляет собой гражданское право?

(Отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения.)

Гражданское право регулирует два вида общественных отношений.

- Как вы думаете, какие?

- Как вы считаете, что включают в себя имущественные отношения?

Имущественные отношения – отношения, которые возникают по поводу имущества – материальных благ(вещи, работы, бытовые услуги – всё, что имеет денежную оценку)

- Как вы понимаете выражение «личные неимущественные отношения»?

С чем связано их появление?

(Возникают по поводу нематериальных благ: изобретений, произведений науки, литературы, искусства, права на честь и достоинство, неприкосновенность личности)

- Приведите пример неимущественных отношений.

Вернёмся к определению гражданского права. Его нормами регулируются не все имущественные и личные неимущественные отношения, а только те, которые основаны на равенстве и автономии воли сторон.

- Как вы думаете, что означает равенство сторон? (Отсутствие между ними властного подчинения, зависимости)

- Что означает автономия воли сторон?(каждая сторона принимает решения свободно, по доброй воле)

Нормы гражданского права содержатся в международных документах, Конституции РФ, федеральных законах, подзаконных актах и др. источниках. Основным актом гражданского законодательства является ГК РФ.

- Как вы думаете, что такое гражданские правоотношения?(Урегулированное нормами гражданского права имущественное или личное неимущественное общественные отношения)

Оно представляет собой юридическую связь между участниками, которая выражается в наличии у них юридических прав и обязанностей.

  1. Работа с учебником.

– Выделите особенности правоотношений.

  1. Участники правоотношения.
  2. Объекты(по поводу чего субъекты вступают в правоотношения)
  3. Содержание правоотношений(закреплённые в гражданском законодательстве прав и обязанности, выражающие юридическую связь участников)

- Приведите пример.

В гражданских правоотношениях каждая сторона обладает как правами, так и обязанностями. Но бывают случаи, когда одна сторона имеет только права, а друга – только обязанности.

Гражданские правоотношения возникают на основе сделок.

Сделки – действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение ил прекращение гражданских прав и обязанностей.

- Прочитайте ситуацию. Выделите действия физических лиц.

Сделки бывают односторонними и двухсторонними, многосторонними.

- Как вы думаете, в чём отличие их друг от друга?

Сделки, в которых выражается согласованная воля двух и более сторон, называются договорами.

Рассказ о видах договоров.

 – Как вы думаете, в чём различие устных и письменных договоров?

Приведите примеры.

IV. Закрепление материала.

  1. Беседа по вопросам.
  2. Работа с заданиями рабочей тетради(№4, №8)

Аркадий и Андрей заключили договор аренды дачи, принадлежащей Аркадию на праве собственности. Ответьте на следующие вопросы:

1)  Субъектом данного правоотношения является физическое или юридическое лицо? (Правильный ответ подчеркните.)

2)  Что является объектом данного правоотношения?

3) Какие права приобрел каждый участник этого правоотношения? Аркадий:________________________________

Андрей:___________

Найдите в приведенном ниже списке примеры норм гражданского права и отметьте цифры, под которыми они указаны.

1) Для передачи другому лицу прав, удостоверенных ценной бумагой на предъявителя, достаточно вручения ценной бумаги этому лицу; 2) самовольное занятие земельного участка влечет наложение штрафа; 3) потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача влечет наложение штрафа или арест; 4) собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом; 5) учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества; 6) граждане и юридические липа свободны в заключении договора.

  1. Тестирование.

А1. Действия физических и юридических лиц,

направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей:

1) право    2) обязанность   3) сделка        4) долг

А2. При получении кредита предпринимателем в коммерческом банке объектом гражданских правоотношений и является(ются):

1) банк                             2) предприниматель                  3)государство                4)деньги

A3. Равенство сторон в гражданском праве означает:

1) принятие свободных решений сторонами;

2) добровольность принимаемых решений;

3) имущественные отношения между сторонами;

4) отсутствие между сторонами властного подчинения

А4. Верно ли, что:

а)участниками гражданских правоотношений могут быть муниципальные образования;

б)все участники гражданских правоотношений равны между собой

1) верно только а                 2) верно только б

3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

В1. Что является правом собственности?

1) содержание     2) пользование   3) распоряжение

4) владение          5) прекращение  6) обновление

Ответ:__________________________

  

V. Подведение итогов урока.

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с одним из отраслей права. Назовите его. В чём его особенности?

VI. Домашнее задание: п.16, задания 2,5.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика гражданских правоотношений

Данная интерактивная презентация может быть использована во время повторительного обобщения по теме, а также для самостоятельного изучения вопросов гражданского права учащимися 8(9) классов в рамках и...

Гражданское право и гражданское правоотношение

Гражданское право и гражданское правоотношение. 11 класс....

Открытый урок "Гражданские правоотношения" 9 класс

Урок с использованием ИКТ-технологий (презентация "Гражданские правоотношения")...

Гражданские правоотношения. Виды договоров.

Презентация, выполненная в технике скрайбинг технологии для учебного занятия по обществознанию в 9 классе по теме Имущество и право....

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 9 КЛАССЕ " ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ"

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ Цели занятия. Образовательные:– расширить представления учашихся по теме «Понятие гражданского права. Гражданские правоотношения»Развивающие:– раз...

Обществознание. Лекция. Гражданское право и гражданские правоотношения

Тема занятия: «Гражданское право и гражданские правоотношения»Цель занятия: - воспитание гражданственности, социальной и правовой ответственности.Задачи: Раскрыть основные понятия темы;Раз...