Основы трудового права Российской Федерации
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) на тему
Урок по обществознанию в 11 классе «Трудовое право» в рамках изучения темы «Частное право». Урок рассчитан на 2 часа, предусматривает такие формы работы как групповая, самостоятельная, работа с источником. В ходе работы класс делится на 6 групп, каждая из которых получает маршрутный лист для работы с Трудовым кодексом и вопросы, которые нужно осветить. Один из учащихся подготовил мультимедийную презентацию, получив задание заранее; данная презентация может сопровождать выступления учащихся, а также может быть показана как итог урока для закрепления перед выполнением итогового теста по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: Правовое государство
I . Оргмомент.
II . Активизация опорных знаний. Работа по индивидуальным карточкам :
№1. Заполните схему «Признаки государства»;
№2.Заполните схему «Формы государства»;
№3 Заполните схему «Функции государства»
• Учащиеся сдают карточки, проверка у доски (ученики выходят к доске и заполняют схемы, все проверяют правильность заполнения, групповое обсуждение ошибок).
III. Сообщение темы и цели урока:
- На сегодняшнем уроке мы разберём понятие и основные признаки правового государства «Правовое государство» (запись темы в тетради)
IV. Изучение нового материала :
Учитель: Власть и право тесно связаны между собой, значит, неправовых государств нет, так как в каждом государстве свои законы, своя система права.
• Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.
V. Работа с текстом Конституции: На вопрос о сущности правового государства можно ответить так: это государство, в котором господствует право. Но давайте прочитаем ст.2 Конституции РФ
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Итак, что является высшей ценностью правового государства? Ответ: обеспечить права человека и гражданина.
Какова должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека? Ответ: признавать, соблюдать и защищать права человека.
Но выполнить такую обязанность по силам лишь государству, которое основано на праве, т.е. следует необходимость поставить её в рамки закона.
-Прочитайте ст. 15. Конституции РФ
- В каких пунктах этой статьи непосредственно закреплено верховенство права в нашей стране? (Ответ: 2,4)
VI. Работа с документом:
Прочтите внимательно документ и постарайтесь ответить на вопрос.
В. А. Кистяковский (1868—1920):
«Характеризуя правовое государство... надо признать, что основной (его) признак... заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна... Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определенных формах и носит строго правовой характер».
Вопрос: Как вы понимаете утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»? Ответ: право, закон ограничивают произвол власти.
В конце XIX – начале XX века сложилась целая плеяда правоведов, которые связали будущее своей страны с идеей господства права: Б. Н. Чичерин (1828—1904), Б. А. Кистяковский (1868—1920), П. И. Новгородцев (1866—1924) С. А. Котляревского (1873—1939). (Показ портретов)
VII . Работа в группах. Класс делится на 4 группы по принципу: зима, весна, лето, осень. Группам даётся общее задание . Прочитайте изречения мыслителей различных стран и эпох о правовом государстве. С какими высказываниями вы согласились бы, а какие оспорили? Почему?
Группа «Зима»- «Итак, если сообщество свободных направлено правителем к общему благу, то будет правление праведно и справедливо. Если же не к общему благу многих, то есть к собственному благу правителя устремлено правление, будет правление несправедливо и извращено».
Фома Аквинский философ-теолог
Группа «Весна»- «Правовое государство предполагает господство права во всех сферах государственной жизни; оно отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, притом не только в области частных отношений, но и в области политической, в отношении граждан к государственной власти».
К И. Павлиенко, русский юрист
Группа «Лето» - «Коренное начало правового государства состоит в том, чтобы свято охранять всякое право — и особенно не отдельных лиц, а совокупности. Свобода гражданина есть основание правового государства».
Роберт фон Моль, немецкий правовед
Группа «Осень» - «Суть правового государства в том, чтобы государственная власть признавала издаваемые ею нормы обязательными и для самой себя».
Роберт Иеринг, немецкий правовед
- Обсуждение изречений.
VIII. Принципы (признаки) правового государства.
Связать государство правом — значит построить его на основе определенных правовых принципов. Наука называет нам по крайней мере три таких принципа (запись в тетради).
Основные признаки правового государства:
А) верховенство права Б)незыблемость прав и свобод человека В) разделение властей.
Учитель: но это лишь основные признаки. Я вам раздам карточки, а вы группой обсудите, что ещё добавилось в схеме №2 (на каждую группу выдаётся по 2 карточки со схемами).
Схема №1
Признаки правового государства.
Обеспечение подлинного Само право должно опираться на
верховенства закона ценности демократии , отражать интересы
личности, гражданина, воплощать в себе
гражданские права и свободы и устанавливать
взаимную ответственность государственной власти
перед гражданами и граждан перед властью
Реализация принципа
Разделения власти на законодательную,
исполнительную, судебную ветви и
независимость этих ветвей друг от друга.
Схема №2
Разделение власти на
Широкие и реальные исполнительную и судебную
Права и свободы
личности во всех сферах Связанность законом
жизни государства и его органов
Исполнение закона
Признаки Верховенство права и
всеми гражданами, правового закона во всех сферах жизни
независимо от должности государства общества
и заслуг
Эффективный контроль за
соблюдением законности Взаимность прав, обязанностей и ответственности
государства, общества и индивида.
Учащиеся называют остальные признаки правового государства.
IX. Учитель акцентрирует внимание на третьем основном признаке правового государства «Разделение власти на три ветви».
1. Законодательная власть или представительная власть - парламент.
Как называется парламент в нашем государстве? Ответ : Федеральное Собрание.
2. Исполнительная власть.- Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции обладает правом внесения законопроектов в Государственную думу). Главная задача исполнительной власти проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Главным органом является _ Правительство.
3. Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Ее исключительные полномочия — защищать право путем осуществления правосудия .
Согласно Конституции РФ в России судебная власть состоит из трех видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, и также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации).
Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных, народных и арбитражных заседателей.
Вывод: Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства.
Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1)
X. Закрепление.
- Устное тестирование:
•Парламентом Российской Федерации являет
1) Государственная дума 2) Конституционное Собрание З) Совет Федерации 4) Федеральное Собрание Российской Федерации.
• Обязательным признаком правового государства является:
I) наличие должности президента 2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
3) наличие планового регулирования экономики 4) наличие государственной символики
• Главная цель, преследуемая разделением властей в демократическом государстве, это:
1) создание рабочих мест для государственных чиновников 2) контроль жизни гражданского общества
З) недопущение чрезмерной концентрации власти одним человеком или одним органом
4) суверенитет, независимость в осуществлении внутренней и внешней политики
• В правовом государстве являются естественными возможностями индивида, обеспечивающими его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни:
1) Нормы права 2) экономические права З) нормы морали 4) политические прав
• Концепции правового государства соответствует суждение:
1) Разрешено только то, что разрешено законом. 2) Государство не может быть ограничено законом.
З) Государство должно контролироваться гражданским обществом. 4) Мнение государства важнее мнения общества.
2 .Задание: Среди принципов правового государства (помимо тех, с которыми вы познакомились) специалисты указывают и на такой: принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Объясните, как вы понимаете: в чём состоит ответственность государства перед гражданином? В чем состоит ответственность гражданина перед государством? (ответ: государство гарантирует защиту прав человека, а он в свою очередь соблюдает нормы права, установленные государством)
XI. Обобщение: Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство все еще, пожалуй, остается идеалом для человечества, наука уже многое знает о нем и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства.
XII. Подведение итогов урока/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/23/picture-91767-1356246081.jpg)
Разработка урока по обществознанию для 11 класса (профильный уровень) По теме «Основы конституционного строя Российской Федерации»
ТИП УРОКА: Семинар. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Способствовать осознанию учащимися того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закре...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/23/picture-91767-1356246081.jpg)
Разработка урока по обществознанию для 11 класса (профильный уровень) По теме «Основы конституционного строя Российской Федерации»
ТИП УРОКА: Семинар. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Способствовать осознанию учащимися того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/22/picture-463864-1424614909.jpg)
Программа элективного курса "Избирательное право Российской Федерации" для 10-11 классов
Элективный курс для старшеклассников призван содействовать преодолению аполитичности, пассивности, отчуждения молодого поколения страны от проблем государства и местных сообществ, абсентеизма. Э...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-504773-1414328980.jpg)
Конспект урока «Основы конституционного строя Российской Федерации».
Данный урок целесообразно проводить после прохождения раздела "Политика" в 9 классах по учебному предмету "Обществознание", в качестве занятия закрепляющего полученные знания и уме...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/28/picture-941781-1503923180.jpg)
Статья на тему: «Особенности семейного права Российской Федерации»
Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения - нужно научиться терпеть и прощать. Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-129199-1380787269.jpg)
Презентация к уроку обществознания в 9 классе по теме: "Основы конституционного строя Российской Федерации"
Презентация к уроку обществознания в 9 классе по теме: "Основы конституционного строя Российской Федерации"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/24/picture-1470978-1682298532.jpg)
Избирательное право Российской Федерации
Избирательное право — это совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов высших должностных лиц, представительных органов государственной власти...