Практическая работа по обществознанию в 11 классе "Демократия и ее ценности"
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс) по теме

Пучинина Татьяна Петровна

Данная практическая работа проводится после изучения темы «Политический режим. Типология политических режимов» и рассчитана на 2 часа.

Занятие предполагает самостоятельную работу учащихся с различного рода источниками социальной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakt._r.demokratiya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа в 11 классе по теме «ДЕМОКРАТИЯ И ЕЕ ЦЕННОСТИ»

Практическое занятие разработано

учителем истории и обществознания

МОУ СОШ № 36, г.Ярославля

Пучининой Татьяной Петровной.

Данная практическая работа проводится после изучения темы «Политический режим. Типология политических режимов» и рассчитана на 2 часа.

Цель:

- формирование понятия демократия: ее основных ценностей и главных опасностей;

- развитие критического мышления, умения анализировать и обобщать;

- формирование собственной позиции.

Задачи:

- актуализировать в ходе беседы знания учащихся по вопросу «характерные черты демократического политического режима»;

- через работу с источниками развивать критическое мышление, умение обобщать и анализировать, различать факты и мнения;

- через выполнение ряда заданий способствовать выработке у учащихся собственных суждений и аргументов по затронутым на занятии проблемам;

- через различные формы организации деятельности учащихся способствовать развитию у них коммуникативных способностей.

Форма организации  деятельности учащихся: групповая.

Оборудование: раздаточный материал (различного рода документы и задания к ним), высказывания известных мыслителей, написанные на доске:

«Демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных» (У.Черчилль).

«Демократия – всего лишь мечта, как Аркадия, Санта-Клаус и рай» (Г.Менкен).

«Народ больше всего ценит силу» (И.Гете).

«Демократия – это когда люди управляются людьми во благо людей» (А.Линкольн).

«Демократия – это право делать неправильный выбор» (Д.Патрик).

«Нет в многовластии блага; да будет единый правитель» (Гомер).

Ход урока

  1. Вводная часть.

Сообщение темы урока.

Затем учитель организует небольшую беседу:

- Что такое политический режим?

- Какие политические режимы вы знаете?

- Что отличает демократический режим от других?

Учитель обращает внимание учащихся на высказывания известных мыслителей и подводит к выводу о том, что оценки и понимание демократии неоднозначны и во все времена были как сторонники, так и противники демократической формы правления.

Формулируется цель занятия.

  1. Работа в группах.

Класс делится на 4 группы по 5 человек. Каждая группа получает ряд документов с уточняющими вопросами.

Задание для первой и второй групп: на основе документов, своих знаний и социального опыта сформулируйте недостатки и опасности демократической формы правления.

Документы:

Б. Муссолини «Доктрина фашизма»

После социализма фашизм обрушивается на всю систему демократической идеологии и отвергает как ее теоретические предпосылки, так и практическое применение. Фашизм отрицает, что большинство может направлять человеческое общество одним лишь фактом своего большинства; он отрицает, что множество может управлять путем периодической консультации, и утверждает неизменно полезное и плодотворное неравенство людей, которое не может быть до конца выровнено путем такой простой механической операции, как всеобщее избирательное право. Демократический режим можно определить как иллюзию суверенитета, время от времени даруемую людям, тогда как реальная действующая власть находится в руках других, скрытых и не несущих ответственности, сил Демократия - режим, номинально лишенный короля, но на деле управляемый многими королями — королями более абсолютистскими, деспотичными и разрушительными, чем один настоящий король, даже если он тиран.

Вопросы:

  1. Каково отношение автора к демократии?
  2. С какими мыслями, высказанными в документе, вы могли бы поспорить?
  1. Существует ли равенство при демократии?

П. А. Новгородцев «Демократия на распутье»

Пока демократии ждали, о ней говорили, что она непременно наступит, когда же она наступила, о ней говорят, что она может и исчезнуть. Прежде ее нередко считали высшей и конечной формой, обеспечивающей прочное и благополучное существование; теперь ясно ощущают, что, отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий. В странах, испытавших эту форму на практике, она давно уже перестала быть предметом страха; но она перестала быть здесь и предметом поклонения. Те, кто ее опровергает, видят, что в ней все же можно жить и действовать; те, кто ее ценит, знают, что как всякое земное установление она имеет слишком много недостатков для того, чтобы ее можно было безмерно превозносить.

Вопросы:

  1. В чем автор видит суть демократии?
  2. Что вы можете сказать о недостатках демократии и ее достоинствах?

А. Турэн «Что означает демократия сегодня?»

Собственной сферой демократии является политическая система. К ней примыкает, с одной стороны, частный мир, а с другой - мир государства. Не может быть демократии, если гражданское состояние, занимающее среднее положение, не втягивает в себя частные интересы и убеждения, с одной стороны, и приверженность государству — с другой. Определенно не может быть демократии, если частные убеждения и национальная приверженность смыкаются напрямую, избавляясь от среднего положения гражданского состояния. Но демократия слаба и почти бессмысленна, если не допускает существования этих двух миров на обеих сторонах, если стремится отождествляться со всей в целом, личной и общественной, жизнью. Демократия является постоянным усилием по созиданию сферы гражданского состояния и обеспечению того, чтобы частные убеждения и групповая принадлежность могли сойтись и соединиться в ней в атмосфере взаимного уважения...

Демократия обязана быть представительной, т. е. ее политические представители должны соответствовать людям в обществе вообще или по крайней мере в значительной степени так, чтобы эти люди могли отождествлять себя с политическими властями, даже если и коалиции, союзы и внутренняя партийная борьба создают завесы между обществом и политикой, которые ослабляют и затемняют связи между ними...

Чем более группы интересов становятся разнообразными и специализированными, тем менее они способны заниматься общими проблемами общества и в результате тем больше хиреет демократия. Подвергаясь угрозе, с одной стороны, принудительного утверждения единства общества и нежелания допускать наличия разнообразия интересов, демократия также подвергается угрозе со стороны многообразия групп давления, чьи действия напоминают действия экономических групп на рынке. Демократия не является ни сообществом, ни политическим рынком.

Вопросы:

  1. Какие опасности демократии выделяет автор? Можете ли вы дополнить этот список?
  2. Каким должно быть рациональное соотношение общего и частного при демократии?

Н. И. Бухарин «Теория пролетарской диктатуры» (1919 г.)

Демократия, поскольку мы подразумеваем под этим словом определенный политический строй, была до сих пор одной из форм — самой утонченной формой господства буржуазии. В чем состояла основная предпосылка демократического устройства? В наличии ряда фикций, которые чрезвычайно ловко использовались для систематического обмана масс. Основной такой фикцией было понятие общенародной воли, «нации», «целого». Вся система демократических учреждений покоится на «общенародности». Нетрудно понять классовый смысл «общенародных» норм. Понятно, что в действительности есть классы с противоположными непримиримыми интересами; понятно, что ни о какой «общенародной» воле, которая объединяла бы и рабочих, и капиталистов, в действительности нет и речи. Но буржуазии нужна, ей необходима фикция «общенационального». Буржуазия — правящее меньшинство. Но как раз потому, что она — меньшинство, ей приходится, чтобы держать массы в повиновении, говорить от имени «всей нации», ибо она не может, открыто говорить от имени кучки. Таким образом, возникает фетиш общенародной воли, и буржуазия выступает как нация, как «страна», а буржуазная государственная организация — как общее всем «отечество»...

Вопросы:

  1. В чем автору видится разница общенационального и классового?
  2. Можете ли вы найти факты, подтверждающие позицию автора? С чем вы могли бы поспорить?

К. Каутский «От демократии к государственному рабству»

Чем больше разрастается бюрократия и чем сильнее становится ее власть, тем скорее она из слуги общества делается его господином; тем скорее начинает свои собственные профессиональные интересы ставить выше интересов общества; тем более становится тяжеловесной и формалистичной; тем больше в ней увеличивается коррупция и узость. Подчинение бюрократии обществу; критика должностных тайн свободной печатью; противопоставление бюрократическим органам свободно образуемых партийно-политических организаций; существование рядом с централизованной верхушкой государственной бюрократии — правительством — централизованного организма, существующего милостью народа и действующего силой народа, т. е. парламента, — все это становится потребностью не только для народных масс, но и для самого государства, все силы которого начинают вырождаться, если народу не удается добиться введения этих политических установлений. Так возникает современная демократия, которая является уже не первобытной демократией рода, общины, но демократией государства, которое лишь благодаря ей превращается в современное государство.

Вопросы:

  1. Что является наибольшей опасностью для существования демократии?
  2. Насколько мысли автора актуальны сегодня?

А. М. Пятигорский. Избранные труды

Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не может (или не хочет!) участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. Иными словами, демократия — не определенный режим или система власти, а скорее важнейшая предпосылка для такого режима и такой системы... История XX века показывает нам, что тоталитарный режим может упразднить демократические свободы и лишить свободного человека его права управлять, но что демократия не может быть создана несвободными людьми... Свобода становится все более и более пассивной, мы все более и более требуем, чтобы нами хорошо управляли, и все менее и менее стремимся к управлению... Идеал «абсолютно частной жизни» может обернуться на пороге XXI века новым тоталитаризмом...

Вопросы:

  1. Насколько мысли автора о демократии актуальны для современного мира и России, в частности?
  2. Должен ли человек участвовать в политической жизни? Согласны ли вы с мыслями автора по этому вопросу?

Задание для третьей и четвертой групп:  на основе документов, своих знаний и социального опыта сформулируйте преимущества и ценности демократии. 

Документы:

Л. Мизес «Либерализм в классической традиции»

Демократия — это такая форма политического устройства, которая позволяет адаптировать правительства к желаниям управляемых без насильственной борьбы. Если в демократическом государстве правительство более не проводит ту политику, которой хотело бы большинство населения, не нужно никакой гражданской войны, чтобы посадить в кабинеты тех, кто желает работать так, чтобы удовлетворять большинство. Путем выборов и парламентских соглашений перемена правительства происходит гладко — без трений, насилия и кровопролития.

Вопросы:

  1. Как вы понимаете авторское определение демократии? Насколько оно отражает суть данного понятия?
  2. На чем основан механизм демократии?

Э. Бенеш «Демократия сегодня и завтра»

Коммунизм, исходя из философии материализма, в своих принципиальных тезисах о государстве антииндивидуалистичен. Основной идеей и основой сознания каждой отдельной личности должно быть, согласно его представлениям, сознание государственного и общественного коллективизма, а не индивидуальное сознание. Общественный (и государственный) коллективизм следует рассматривать как основной и главный элемент социального существования. В своей деятельности, в своем сосуществовании и в своем развитии индивидуум зависит от этого коллективизма и исходит из него. Он — первичен, индивидуум - вторичен...

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает, следовательно, человеческое существо как первичное и основное, а общественный коллективизм (и особенно государство), складывающийся из отдельных людей, — как вторичное. Таким образом, для коммунизма развитие и свобода отдельной личности подчинены коллективистскому пониманию человеческого общества, а государство и коммунистическое общество в своем всемогуществе и суверенности являются для него абсолютной и высшей мерой всех ценностей, в том числе ценностей нравственных и духовных вообще. Отсюда — такая склонность к безоглядному жертвованию индивидом во имя государства и общества.

Вопросы:

  1. Каким образом индивидуализм воплощается в демократии?
  2. Вспомните примеры из истории и современной жизни, которые могли бы подтвердить или опровергнуть мысли автора.

С. А. Ковалев «Международное право и права личности» (речь при вручении премии. Прага, 1995 г.)

В настоящее время индивидуальные права и свободы рассматриваются в ряде международных документов наравне с коллективными правами. Я полагаю, что авторы этих документов считали приоритет прав личности само собой разумеющимся. Однако мне кажется, что настал момент заявить об этом приоритете ясно и недвусмысленно, закрепив его соответствующими юридическими формулами.

Я говорю об этом потому, что постоянно сталкиваюсь с противоположным подходом к правам человека. Помню, как года три назад, — и не где-нибудь, а на международном правозащитном семинаре, мне всерьез доказывали преимущественное значение национальных прав по сравнению с правами личности. Логика моего собеседника была простая: шестьдесят миллионов украинцев больше, чем один? Больше. Во сколько раз больше? В шестьдесят миллионов раз. Вот во столько раз больше весят и права украинского народа по отношению к правам отдельного человека.

Эта логика демонстрирует глубокое и опасное заблуждение относительно природы современной демократии. Она понимается лишь как власть большинства. Между тем, самое важное в современной демократии — это именно обеспечение прав меньшинства. И, стало быть, права личности — наименьшего изо всех меньшинств, — это и есть фундамент права.

Именно права личности должны стать теми рамками, внутри которых согласование национальных интересов может протекать без ущерба для единства человечества.

Вопросы:

  1. В чем видит автор природу современной демократии? Согласны ли вы с его мнением?
  2. Что, на ваш взгляд, важнее — индивидуальные права или коллективные? Почему? Как они должны соотноситься друг с другом?

К. Ясперс «Куда движется ФРГ?»

Демократия означает самовоспитание и информирование народа. Он учится думать, он знает, что происходит, он выносит суждения. Демократия постоянно способствует процессу просвещения народа. Олигархия партий, напротив, означает пренебрежение к народу. Она склоняется к тому, чтобы лишить народ информации. Пусть уж он лучше остается темным. Народу не нужно знать цели, которые ставит перед собой олигархия, если они вообще есть у нее. Вместо этого ему можно преподносить возбуждающие фразы, общие выражения, замысловатые требования морального характера и тому подобное. Народ постоянно находится в состоянии пассивности под влиянием своих привычек, суждений...

Народ созревает для демократии в процессе собственной политической активности. Поэтому предпосылкой демократии являются понимание народом необходимости его широкого участия в политической жизни и его действительное участие в ней, а также доверие к народу — не к такому, каков он есть, а к такому, каким он может стать.

Если хотят утвердить демократию, то единственной мыслью должна быть следующая: каким образом народ сам обеспечит себе возможности или как они ему будут даны, чтобы он мог проявлять разностороннюю политическую активность и такими образом достичь политической зрелости? Ибо, если народу не позволяют участвовать в политической деятельности, не существует другого способа для его созревания. Политическая зрелость не наступит сама собой.

Вопросы:

  1. Что является предпосылками для демократии? Каковы главные условия существования демократии в обществе?
  2. Какие способы участия народа в политической деятельности вы можете назвать? Какие из них, на ваш взгляд, наиболее эффективны для формирования политической зрелости?

Р. Дарендорф «Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе»

Чем страна однороднее, тем выше ее шансы на успех в процессе демократизации. Странам со сложным этническим или каким-либо еще составом населения придется, вероятно, заниматься в ближайшее время не демократизацией, а проблемами территориальной целостности и поддержанием законности и порядка...

Демократия — вещь неудержимая. Правда, есть в ней один практический недостаток. Странам, вставшим на путь свободы, кажется, что демократия (т. е. партии, выборы и парламенты) укажет им, куда идти дальше. Даже сторонники активных действий полагают, что для этого надо просто послушать, что говорят, причем послушать всех желающих... Но... демократия — не просто многообразие взглядов, не просто форум, где всякое мнение имеет хождение; демократия — это система правления. Ее цель — обеспечить тем, кто правит, поддержку народа, по крайней мере на старте; и демократия должна давать возможность править. Парламент, будучи трибуной свободного выражения мнений, есть все же прежде всего институт политической власти, который должен ведь как-то реагировать на предложения правительства или уж выдвигать собственные инициативы..

Вопреки буквальному значению слова действующая демократия не «правление народа»; такого на свете просто не бывает. Демократия - это правительство, избираемое народом, а если необходимо - то народом и смещаемое; кроме того, демократия - это правительство со своим собственным курсом...

Есть несколько способов дать правительству власть, не подвергая демократию опасности. Это немецкий и британский методы, с одной стороны, и французский и американский — с другой. Оба они жизнеспособны; в одном случае глава правительства имеет определенные конституционные прерогативы - право роспуска парламента, но и избирается он при этом парламентом; в другом — президент избирается на свой пост независимо от парламента и обретает поэтому реальную власть.

Есть две очевидные опасности. Первая — новоиспеченные демократические страны начнут свой путь с актов мести тем, кто ответствен за тиранию, и вторая - судебная власть окажется добычей политических сил.

 Вопросы:

  1. На сколько реально опасности, названные автором, угрожают демократии в нашей стране?
  2. Почему в одних странах процесс демократизации проходит легче, а в других — труднее? Какие факторы влияют на это прежде всего?

М. Ганди «Сатьяграха»

Ненасилие — это покой, но активное ненасилие — это любовь. Мир существует движимый любовью. В английском языке есть такая поговорка: «Кто силен, тот и прав». Еще существует теория о том, что выживает сильнейший. Обе эти идеи противоречат изложенному выше принципу, они абсолютно неверны. Если бы враждебность была основной движущей силой, мир давно был бы разрушен, а у меня не было бы возможности написать эту статью, а вам ее прочитать. Мы живы благодаря любви. Все мы — доказательство этого. Обманутые современной западной цивилизацией, мы забыли нашу древнюю цивилизацию и поклоняемся силе оружия.

Мы забыли принцип ненасилия, который является сущностью всех религий. Доктрина войны олицетворяет неверие в Бога. Именно из-за власти этой доктрины в Европе бушует война...

Ненасилие - действенный принцип высшего порядка. Это - сила духа, или власть божественного внутри нас. Несовершенный человек не может объять всю Сущность, он не может вынести всего ее величия, но даже малейшая частица ее, действующая в нас, может творить чудеса... Ненасилие по действию подобно радио. Малейшее количество его, внедренное в болезненную опухоль, действуя постоянно, незаметно и целенаправленно, превращает всю больную ткань в здоровую. Также и крошечные частицы ненасилия, действуя тихо и незаметно, изменяют все общество.

Ненасилие самодостаточно. Душа продолжает существовать даже после смерти, ее сущность не зависит от физического тела. Так же и ненасилие, или сила духа, не требует физической помощи для своего действия, оно действует независимо. Оно выходит за пределы времени и пространства.

Следовательно, если ненасилие успешно утвердится в одном месте, то его влияние распространится повсюду.

Вопросы:

  1. Можно ли назвать ненасилие одной из важных демократических ценностей? Почему?
  2. Существуют ли, на ваш взгляд, ситуации, когда насилие необходимо?

По ходу выступления групп ребята заполняют таблицу.

Опасности демократии

Ценности демократии

  1. Подведение итогов.

Учащиеся письменно отвечают на вопросы:

  1. Какие ценности демократии можно назвать основными?
  2. В чем главные опасности демократии?
  3. Почему авторы по-разному понимают демократию? Что влияло на их позицию?
  4. Выберите и объясните смысл  двух любых высказываний известных мыслителей.

  1. Домашнее задание.

Написать небольшое эссе на тему: «Можно ли назвать современную Россию демократическим государством? Почему?».

Для разработки практического занятия было использовано учебное пособие

- Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию. – М.: «Новый учебник», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по обществознанию 9 класс "Конституция РФ"

Практическая работа направлена на ознакомление со статьями Конституции РФ...

Практическая работа по обществознанию для 9 х классов 7 вида по теме "Конституция РФ"

Выполнение заданий практической работы расчитано на 15-20 минут учебного времени ( в зависимости от активности данного класса).  Может быть самостоятельной практикой по текту Конституции, либо ...

Практическая работа по обществознанию "Конфликты в межличностных отношениях"

Практическая работа по обществознанию для 6 класса. Содержит 5 заданий...

Практическая работа по обществознанию по теме "Семья и семейные отношения", 8,10 классы

Данная практическая работа предполагает работу в группах или парах, возможно ее использование и на этапе проверки знаний...

Практическая работа по обществознанию по теме "Право",10 класс

Данная работа может быть использована как для работы в группах, парах, так и индивидуальной работы; для проверки и закрепления изученного материала, подготовки к итоговой аттестации...

практическая работа по обществознанию

практическая работа для 2-х вариантов...