Экономика (элементы курса)
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) по теме

Корпачёв Вячеслав Викторович

Даются элементы курса по экономике. Может быть полезно для учащихся старшей школы при подготовке к экзаменам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Экономическая деятельность82 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Экономика

    Экономическая деятельность – превращение наличных природных ресурсов в материальные блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную экономическую потребность. Определяющий фактор экономической деятельности – принципиальная ограниченность экономических ресурсов (природных, людских, временных).

    Цикл экономики (этапы экономической деятельности) (производственный цикл): ресурсы – производство – (распределение; обмен) – потребление.

    Экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

     Обмен – экономическая операция, в процессе которой одно лицо передаёт другому вещь в обмен на другую вещь.

  Факторы увеличения объёма выпуска продукции:

  1. разделение труда
  2. технический прогресс
  3. уровень образования и квалификации работников
  4. эффективная организация производства

     Пути экономического роста: 1) экстенсивный - увеличения объёма привлечённых ресурсов – труд, земля, капитал; 2) интенсивный – повышения эффективности производства, увеличения экономической отдачи на единицу фактора производства, повышение производительности труда – количества товаров и услуг, создаваемых на единицу фактора производства за единицу времени.  

   Производительность труда – количество продукции, производимой за единицу времени одним работником.

    Факторы роста производительности труда: 1) разделение труда, специализация; 2) научно-технический прогресс; 3) условия труда, комфортность рабочего места; 4) условия жизни работника; 5) организация труда и производства; 6) уровень профессиональной квалификации.

     Измерители экономического роста: 1) объёмные (в денежных единицах, в натуральных единицах – тоннах, метрах и т. п.); 2) качественные – отношения двух величин, выраженное в разах или в процентах.

    Валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт

    Валовой национальный продукт (ВНП) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями страны за 1 год внутри страны и за рубежом.

    Валовой внутренний продукт (ВВП)– сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых за 1 год внутри страны производителями данной страны и иностранными производителями.

     Обобщённый показатель развития страны – валовой внутренний продукт на душу населения.

     Реальный ВВП – с учётом инфляции.

     Номинальный ВВП – без учёта инфляции.

                                  Мировая экономика

     Мировая экономика – совокупность национальных экономик, связанных между собой системой международных экономических отношений.

     Международное разделение труда – специализация отдельных стран на производстве той или иной продукции.

     Предпосылки международной специализации труда: 1) природные условия и наличие полезных ископаемых; 2) уровень экономического и научно-технического развития; 3) традиции страны.

     Сальдо торгового баланса – разница между стоимостью экспорта и стоимостью импорта.

     

      Теория абсолютного и относительного преимущества во внешней торговле

    Теория абсолютного преимущества (А. Смит) – страна продаёт то, чем обладает в избытке, и на доход от этого покупает то, чего у неё нет. Страна получает выгоду от продажи товара, издержки на производство которого в этой стране меньше, чем при производстве того же товара в других странах

    Теория сравнительного преимущества (Д. Риккардо) – страна должна специализироваться на выпуске товаров, производство которых относительно более выгодно в сопоставлении с производством таких же товаров в других странах.  Страна не производит товары, которые она могла бы производить, но с меньшей эффективностью на единицу затраченных ресурсов, чем другие страны, у которых она может покупать эти товары в обмен на товары, которые она производит с большей эффективностью, чем эти другие страны. Страна могла бы производить товар, который она не производит, но ей дешевле продать товар, который она производит с меньшими издержками, и купить товар, который она могла бы производить, в странах, которые его производят с меньшими издержками и с большей эффективностью. Страна могла бы производить какой-то товар даже с большей эффективностью, чем этот товар производит другая страна, но ей выгоднее в это время производить товар, который она производит с большей эффективностью и который ей принесёт больше выгоды на единицу издержек; за счёт этой выгоды страна приобретёт и другие товары. Пример: Россия производит нефть и компьютеры. И то, и то она производит с меньшей эффективностью, чем США. Но разрыв в эффективности производства нефти в России и США меньше, чем разрыв в эффективности производства компьютеров. Следовательно, нам лучше сосредоточиться на производстве нефти, а США – на производстве компьютеров, и торговать друг с другом этими  продуктами производства. Россия имеет сравнительное преимущество перед США в производстве нефти, а США – сравнительное преимущество в производстве компьютеров.   Эта теория – основа рыночных реформ Е. Гайдара и иже с ним в начале 1990-ых годов. «Зачем России наука и самолётостроение <к примеру>? Будем продавать нефть, а компьютеры и самолёты купим на Западе».

    Свободная торговля – политика наибольшего благоприятствования. Если какой-либо стране предоставляются какие-либо льготы во внешней торговле (снижение таможенных пошлин, к примеру), то эти же льготы автоматически предоставляются всем странам, имеющим статус наибольшего благоприятствования в торговле с данной страной. 1) позитивно – насыщение рынка товарами; 2) негативно – отрицательное влияние на отечественного производителя.

    Протекционизм – защита отечественной промышленности и сельского хозяйства.

   Методы протекционизма: 1) тарифы – а) импортные пошлины; б) экспортные пошлины; 3) таможенный союз; 2) нетарифные методы – а) квоты – ограничения на ввоз или вывоз определённого товара; б) экономические санкции – запрет на ввоз в данную страну определенного товара (политическая мера).

                               Занятость и безработица

   Рынок труда – люди с их физическими и умственными способностями.

  Услуги фактора производства «труд» - право на использование способностей работника в течение некоторого времени для создания определённого вида экономических благ.

   Рынки факторов производства: 1) первичные – земля, капитал; 2) вторичные – труд, предпринимательские способности: спрос и предложение на вторичных рынках факторов производства определяется спросом и предложением тех товаров и услуг, которые производятся с помощью этих факторов производства.  

    Рынок факторов производства зависит от роста производительности данного фактора (например, замена человека машинами).

    Рынок труда – вид рынка, позволяющий фирмам (работодателям) удовлетворять потребность в трудовых услугах, предоставляемыми людьми в обмен на заработанную плату и другие выгоды. Две стороны рынка труда: 1) наёмные работники (продавцы трудовых услуг – предложение труда); 2) работодатели (покупатели трудовых услуг – спрос на труд).

    Зарплата – форма материального вознаграждения наёмных работников за их труд. Ставка зарплаты – цена труда за определённое время (повременная з/п) или в зависимости от выполненного объёма работы (сдельная з/п).

    Спрос на рынке труда = 1 : ставка з/п (обратная зависимость от з/п)

    Предложение на рынке труда = 2 * ставка з/п (прямая зависимость от з/п)

    Равновесие на рынке труда достигается соглашением между работниками и работодателями.

    Прожиточный минимум – уровень дохода, необходимый для удовлетворения основных жизненных потребностей человека. Исходя из прожиточного минимума, государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – размер месячной оплаты труда, ниже которого не может получать работник.

                            Причины и виды безработицы

    Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая закону и приносящая доход.

     Безработица – социально-экономическое явление, состоящее в том, что часть экономически активного населения, желающая работать и готовая приступить к работе, не может найти работу. Это – граждане трудоспособного возраста, проявляющие трудовую активность.

    Виды безработицы: 1) фрикционная (естественная) – перемена места жительства, увольнение по собственному желанию; 2) структурная безработица – изменение спроса на труд в отдельных отраслях вследствие научно-технического прогресса (машинистки, шахтёры – угольные регионы);

3) циклическая безработица – связана с экономическим циклом, с кризисом; 4) застойная (депрессивная) безработица – в депрессивных регионах страны, в моногородах.

    Государственная политика в области занятости.

    Главная цель государственной политики в области занятости – формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечение предприятий работниками через экономическую стабилизацию, повышение качества труда, развитие системы обучения кадров.

    Меры государства в сфере обеспечения занятости: 1) экономические; 2) административные; 3) законодательные; 4) организационные формы регулирования. Налоговые льготы, повышение квалификации, минимум з/п, максимум рабочей недели.

     Закон «О занятости населения в Российской Федерации».

  1. Активная политика в области занятости – меры по снижению безработицы: профессиональная подготовка, общественные работы, создание новых рабочих мест.
  2. Пассивная политика в области занятости – меры по сглаживанию негативных последствий безработицы: материальная поддержка безработных, выплата пособий по безработице.

                   Рациональное поведение потребителя

    Рациональное поведение – поведение, предполагающее сопоставление результатов с затратами (см. басню «Мартышка и бревно»).

    Цель потребителя – получить наилучший товар (услугу) (с наибольшими полезными свойствами) за наименьшую цену – максимизация выгоды при минимизации затрат.

    Ограничения, с которыми сталкивается потребитель: 1) доход; 2) предложение (ограниченность выбора); 3) время; 4) место.

    Доход: 1) расходы; 2) сбережения.

    Потребительские расходы: 1) обязательные; 2) произвольные.

    Чем выше уровень жизни в стране, тем меньшая доля дохода идёт на обязательные расходы.

    Закон Энгеля (1821 – 1896, Германия): «Чем выше уровень доходов, тем меньшая доля дохода идёт на питание».

    Сбережения: 1) банковские вклады; 2) ценные бумаги; 3) недвижимость; 4) страхование (суть страхования – теория вероятностей, как и ритуальные услуги – самый прибыльный легальный бизнес).

   Экономика: наука и хозяйство

  1. Два понятия «экономики»: 1) экономика – система хозяйства, обеспечивающая удовлетворение материальных потребностей людей, создание материальных благ путём использования природных ресурсов. 2) экономика – наука о хозяйстве.
  2. Главная экономическая проблема – принципиальная ограниченность экономических ресурсов (при безграничности человеческих потребностей). Следовательно, экономическая наука является наукой об экономическом выборе. Если бы не было этой проблемы, то не было бы и науки «экономика».

Макроэкономика и микроэкономика

  1. Макроэкономика – исследует народное хозяйство как единое целое (проблемы занятости, роли государства в экономике, инфляция).
  2. Микроэкономика – исследует экономические отношения между отдельными субъектами хозяйства (потребители, производители (фирмы)), отдельные отрасли, отдельные рынки (например автомобилестроение и рынок автомобилей).

     Введение рыночной экономики в России: 1) негативные следствия – а) монополизация; б) сырьевой характер экономики; в) слабость банковской системы и национальной валюты – её высокая волатильность (подверженность колебаниям); г) слабость кредитной системы (высокие проценты по кредитам, высокие кредитные риски); д) перманентная инфляция; е) высокий уровень коррупции и криминализации бизнеса, правовая незащищённость предпринимательства; ж) технологическое отставание России. 2) позитивные явления – а) наполнение потребительского рынка товарами; б) создание рыночной инфраструктуры – банки, биржи, рыночное законодательство, многообразие форм собственности; в) свобода валютных операций и конвертируемость рубля.

Правовые основы предпринимательской деятельности

  1. Правовые основы предпринимательства

     Предпринимательство – самостоятельная инициативная экономическая деятельность, предпринимаемая на свой страх и риск и направленная на получение прибыли при соблюдении действующего законодательства.

     Условия успешного развития предпринимательства: 1) экономическая свобода; 2) конкурентная среда; 3) правовая защищённость.

    Предпринимательские правоотношения – общественные отношения в сфере предпринимательства, регулируемые нормами права.

    Участники предпринимательских правоотношений – субъекты предпринимательского права: 1) индивидуальные предприниматели; 2) коммерческие организации (юридические лица).

     Источники предпринимательского права: 1) Конституция РФ; 2) Гражданский, Налоговый, Бюджетный и другие кодексы РФ; 3) Закон РФ «Об акционерном обществе».

     Правовые основы предпринимательской деятельности: 1) свобода экономической деятельности; 2) поддержка добросовестной конкуренции и недопущение монополизации; 3) многообразие форм собственности.

  1. Организационно-правовые формы предпринимательства

  1. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица – ИПБОЮЛ . Несёт полную имущественную ответственность.
  2. Товарищество. Учредители – индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. а) полное товарищество – товарищи отвечают за всё солидарно всем своим имуществом; б) товарищество на вере (коммандитное товарищество) – полные товарищи + товарищи на вере (участники вкладчики) – полные товарищи отвечают всем своим имуществом, а товарищи на вере отвечают только своим вкладом.
  3. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – капитал общества делится на доли (вклады). Участники отвечают за убытки, связанные с деятельностью ООО, но в пределах своих вкладов.
  4. Акционерное общество (АО) – уставной капитал делится на акции: а) открытое акционерное общество (ОАО) – акции находятся в открытой продаже; б) закрытое акционерное общество (ЗАО) – нет открытой подписки на акции. Доход по акциям – дивиденды.
  5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, ФГУП) – коммерческие организации, не наделённые правом собственности на имущество, закреплённое за ними.

  1. Как открыть своё дело

  1. Составление бизнес-плана – обоснование своих предпринимательских идей, целей, способов их достижения.
  2. Состав учредителей и организационно-правовая форма предприятия.
  3. Наименование.
  4. Оформление учредительных документов – а) Устав предприятия («конституция фирмы») – цель, общие положения, органы управления; б) Учредительный договор – уставной капитал, юридический статус.
  5. Государственная регистрация – свидетельство о регистрации – регистрация печати предприятия.
  6. На отдельные виды предпринимательской деятельности выдаётся лицензия – разрешение государственного органа.

    Собственность – это принадлежность средств и продуктов производства определённым лицам – индивидам или коллективам. Собственность – не вещь, а юридические отношения по поводу вещи.

     Экономические законы спроса и предложения, свободного ценообразования и конкуренции стимулируют тех производителей, издержки производства у которых ниже, общественно необходимых (то есть средних) в данной отрасли. Это и есть рыночный механизм регулирования пропорций производства.

    Задача государства в экономике – регулировать экономическую жизнь с целью обеспечения наибольшего блага для наибольшего числа людей, свести к минимуму отрицательные последствия рыночных форм хозяйствования.

 

    Методы государственного регулирования экономики:

  1. правовое регулирование
  2. государственные заказы
  3. финансовое регулирование – налоги и субсидии
  4. кредитно-денежная политика – банковская политика (стимулирование банковского кредита)
  5. экономическое программирование
  6. НИОКР
  7. антимонопольная политика.

        

 Направления перехода России к рыночной экономике в 1990-е годы:

  1. приватизация предприятий
  2. свободно формируемые цены
  3. демонополизация
  4. преодоление товарного дефицита

   Но – резкое падение производства, неконкурентоспособность экономики, усиление социальной и имущественной дифференциации, бедность, резкое понижение уровня жизни. криминализация экономики, рост коррупции, перманентная инфляция.

    Задачи: 1) восстановление доверия населения к институтам государства; 2) усиление социальной направленности экономики и государственной политики; 3) преодоление бедности; 4) снижение уровня коррупции и повышение степени эффективности государства.

                    Экономическая политика государства

Два направления экономической политики государства:

  1. стабилизационное
  2. структурное

     Стабилизационное направление: а) бюджетно-налоговая политика (фискальная – фиск – казна государства); б) кредитно-денежная политика (монетарная).

     Структурное направление: а) государственная поддержка важных отраслей; б) производство общественных благ (оборона, безопасность, образование, ЖКХ – то, что не приносит прибыли и не будет производиться частным предпринимательством); 3) содействие конкуренции и ограничение монополий.

     Монетаристы – М. Фридман: дать больше свободы частному предпринимательству, рынку. Следить за денежной массой и не допускать инфляции. Низкие налоги – стимуляция бизнеса.

     «Структуралалисты» - Дж. Кейнс: активное вмешательство государства в экономику ради поддержания высокого жизненного уровня. Поддержание спроса путём повышения доходов населения, меры по борьбе с безработицей. Высокие налоги – большой бюджет – крупные социальные программы.

      Прямое регулирование – административные методы.

      Косвенное регулирование – экономические методы.

 

      Денежно-кредитная политика (монетарная политика) – контроль за денежной массой с целью ограничения инфляции. Проводится Центральным банком: 1) учётная ставка процента – процент за кредит, выдаваемый ЦБ коммерческим банкам; 2) норма обязательного резервирования – процент от активов, которые коммерческий банк обязан держать в ЦБ. Влияет на уровень инфляции.

    Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – деятельность в области налогообложения и регулирования государственных расходов.

    Государственный бюджет – сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие расходов государства. Утверждается парламентом и исполняется правительством.

    Главный источник доходов государства – налоги. В РФ – (федеральные налоги) -  налог на доходы с физических лиц (НДФЛ) – 13 процентов; налог на добавленную стоимость (НДС) – на большинство товаров – 18 процентов; единый социальный налог (ЕСН), налог на прибыль.

    Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.

    Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

    Источники восполнения бюджетного дефицита: 1) внешние и внутренние заимствования (выпуск гособлигаций и т.д.); 2) денежная эмиссия (нежелательна, ибо провоцирует инфляцию).  

   Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан и групп, направленная на получение прибыли путём производства и реализации товаров и услуг, осуществляемая в соответствии с законодательством. Прибыль – заработная плата предпринимателя.

   Прожиточный минимум – минимум средств, который позволяет поддерживать нормальную жизнедеятельность человека в обществе.

  Функции денег: 1) мера стоимости; 2) средство обращения; 3) средство платежа; 4) средство накопления (сбережения); 5) средство распределения; 6) мировые деньги.

   Деньги как мера стоимости – оценка стоимости товара путём установления цены.

   Цена – денежное выражение стоимости товара, количество денег, которое покупатель платит продавцу за единицу товара.

     Количество денег в обращении: Д  # О = Ц # Т

    Д – деньги; О – скорость обращения денег (сколько раз в год обращается денежная единица); Ц # Т – произведённый продукт в рыночных ценах. Ц – средняя цена товаров и услуг; Т – количество товаров и услуг.

    Инфляция – заполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства.

    Издержки производства – затраты производителя на производство товара.

     В ходе НТП (научно-технический прогресс) доля труда (фактор производства) в издержках производства снижается, а доля капитала (фактор производства) возрастает.

     Прибыль – разница между издержками производства и потребительской ценой товара.

    Цена (равновесная) – наибольшая цена, которую готов уплатить покупатель в данный момент и наименьшая цена, по которой готов продать товар производитель.

    Факторы, влияющие на цену товара:

  1. издержки производства;
  2. государственные налоги и сборы;
  3. спрос;
  4. количество продавцов;
  5. уровень конкуренции.

Производственный цикл:

Производство – распределение – (обмен) – потребление

 

     Инфляция – экономическая энтропия

     Экономика – смесь математики и психологии, помесь рационализма и шаманства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Билеты по экономики за курс 9 класса

Все билеты по экономи за курс 9 класса, содержат полные ответы по вопросам, схемы, таблицы, простое и понятное объяснение, что поможет как учителям, так и учиникам, при подготовки к экзамену по эконом...

Элективный курс по экономике: "Бизнес-курс за школьной партой"

Данный курс является авторской разработкой, имеет практико-ориентированную направленность, расчитан на 17 часов, предназначен для обучающихся 9 классов....

Практические занятия по дисциплине «Аудит» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (экономика)» 3 курс

На современном этапе рыночной экономики происходят существенные изменения в экономике, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне: складывается современная система рыночных отношени...

Право (элементы курса)

Даются основы правовых знаний. Рекомендуется для учащихся старшей школы, особенно при подготовке к ЕГЭ...

Экономические термины для изучения экономики в курсе обществознания 10 - 11 класс

Экономические термины для изучения экономики в курсе обществознания...

Программа по экономике "Бизнес курс за школьной партой"на один год для 5-7 классов

Данная программа расчитана для углубленного изучения экономики, 2 часа в неделю, всего 68 часов в год, и максимальный охват тем....

Контрольная работа по экономике за курс 10 класса

Контрольная работа включает 1 и 2 вариант (микроэкономика) К учебнику под ред. С.И. Иванова...