Урок в 10 классе "История Русской философской мысли"
методическая разработка (обществознание , 10 класс) по теме

Горошенкина Наталья Геннадьевна

Урок в 10 классе "История Русской философской мысли"

Учебник: Обществознание. Профильный уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой.М.:-2007.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_russkoy_filosofskoy_mysli_urok_n.g.goroshenkinoy.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комбинированный урок

Горошенкина Наталья Геннадьевна

План-конспект урока

Тема: История русской философской мысли (1 час из 3)

Цель: Создать у учащихся представление об истории русской философской мысли в соотнесении с событиями истории России

Образовательные:

- изучить новый термин: деизм;

- изучить основные этапы философии;        

- сформировать представление об основных отечественных мыслителях;

Развивающие:

- Развить умение находить причинно-следственные связи в истории;

Воспитательные:

- Воспитать уважение к различным точкам зрения;

- Воспитать уважение к родной истории.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: Лекция с элементами беседы

Средства обучения: мультимедийная установка (компьютер, проектор)

Оформление доски: презентация «Из истории русской философской мысли»

Терминология:

Деизм - религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог есть разумная первопричина мира, находящаяся вне его, но не участвующая в жизни природы и человека

План урока:

  1. Организационный момент (проверка внешнего вида, присутствия, готовности к уроку)  - 2 минуты
  2. Проверка домашнего задания:   Учащиеся в качестве разминки выполняют задание учителя «Аргументы к эссе» - 8 минут
  3. Изучение нового материала    - 30 минут                                                                                                                                             
  4. Закрепление изученного материала: стр.45 (Учебник Л.Н. Боголюбова) вопросы 1-3 устно для обсуждения – 5 минут
  5. Домашнее задание – Работа с документом, стр.45 (письменно, в рамках подготовки к ЕГЭ)
  6. Вопросы для опроса: см. приложение №1
  7. Задание для закрепления: стр.45 (Учебник Л.Н. Боголюбова) вопросы 1-3 устно для обсуждения
  8. Рефлексия «Я-высказывание»
  9. Задание для домашней работы: Работа с документом, стр.45 (письменно, в рамках подготовки к ЕГЭ)

Ход урока

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

  1. Орг.момент: проверка готовности к уроку, присутствия

Учащиеся приветствуют учителя, садятся на свои места

  1. Опрос домашнего задания:

Учащиеся в качестве разминки выполняют задание учителя «Аргументы к эссе» (Тест высказывания: Приложение №1)

Затем проходит обсуждение

Учащиеся выполняют задание

Учащиеся самостоятельно выделяют сложности, с которыми они столкнулись

  1. Объяснение нового материала:

Итак, Вы, конечно, знаете, что мысли и рассуждения философов часто зависят от общественных проблем к определенному моменту. Именно поэтому, говорят об истории русской философской мысли, стоит выделить несколько этапов (приложение №3)

Как, глядя на этапы, Вы можете охарактеризовать развитие философской мысли в России?

- Учащимся приводится высказывание:

  • «Философия истории и социальная философия… - вот главные темы русской философии. Самое значительное и оригинальное, созданное российскими мыслителями, относится к этой области»

С.Л.Франк и предлагается за время лекции собрать аргументы к данной точке зрения.

- Откуда на первом этапе черпали информацию мудрецы?

- Прочитайте отрывок из сочинения монаха Илариона (приложение №2) и сформулируйте основные положения его философии

- Таким образом, отметим, что философия Илариона – это, прежде всего, религиозная философия

- Следующим мыслителем, о котором над обязательно стоит сказать стал – Владимир Мономах, прочитайте отрывок из его поучения,  сформулируйте, какой была его философия

  • - Отметим, Новые (по сравнению с дохристианскими) взгляды:
  • • на мир как на творение Бога;
  • • на человеческую историю как на арену борьбы Божественной благодати и козней дьявола;
  • • на человека как двойственное существо, состоящее из бренного (тленного, преходящего) тела и бессмертной души;
  • • начинают складываться идеи о роли сильного князя и верных подданных;
  • • о причастности Руси к всемирному развитию,

• о моральных нормах и принципах

- Далее отметим сочинения монаха Филофея, он является автором концепции «Москва – третий Рим», в связи с чем стало возможно появление данной концепции?

- Отметим события, важные для развития русской философской мысли события:

  • - в 17 веке:

- Преподавание самостоятельных философских курсов;

- Отход от церковных сочинений;

- Обращение к трудам знаменитых философов

- Вокруг Петра I складывается «учебная дружина»

Запишем имя следующего философа – Феофан Прокопович, прочитайте источник на Ваших партах и дайте ответы на вопросы:

  • Что в тексте источника позволяет сделать вывод о том, что Ф. Прокопович философ-деист?

Какие советы он дает князю?

- Феофан Прокопович - сторонник договорной теории происхождения государства.

На этом мы сегодня остановимся.

До какого мы успели дойти этапа в развитии русской философии?

Тему мы продолжим на следующем уроке.

Учащиеся записывают этапы в тетради

Становление философии как науки в России произошло сравнительно поздно, по сравнению с западом.

- Византийские и греческие Богословские сочинения

Учащиеся выполняют задание

Нравственно-этическая философия

Учащиеся записывают материал в своих тетрадях

В связи с падением Византийской Империи в 15 веке

Учащиеся размышляют над текстом источника

  1. Закрепление:

стр.45 (Учебник Л.Н. Боголюбова) вопросы 1-3 устно для обсуждения

Учащиеся совместно с учителей обсуждают вопросы

  1. Рефлексия:

Каждому участнику предлагается продолжить одну их фраз:

меня удивляет…

мне непонятно…

мне нравится…

я сегодня узнал…

мне не понравилось…

меня удивило…

я бы изменил…

хотелось бы узнать…

Учащиеся по очереди выполняют задание

Приложение №1

Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он — до времени не превратился в ад.

В.С.Соловьев

Согласитесь или не согласитесь с высказыванием философа В.С. Соловьева, приведите два аргумента из отечественной истории…

Приложение №2

Илларион «Слово о Законе и Благодати», произнесено перед Владимиром Святославичем в 1038 г.

О, подобный великому Константину, равноумный, равнохристолюбивый, равно чтящий служителей Его! Он со святыми отцами Никейского собора закон людям устанавливал, ты же, с новыми нашими отцами епископами сходясь часто, с глубоким смирение совещался, как в людях этих, новопознавших Господа, закон уставить. Он царство эллинов и римлян Богу покорил, ты же – Русь. И уж не только у них, но и у нас Христос царем зовется. Он с матерью своею Еленою крест из Иерусалима принес, по всему миру своему его разнеся, веру утвердил. Ты же с бабкою своею Ольгой, принеся крест из нового Иерусалима, Константина Града, по всей земле своей его поставив, утвердил веру, ибо ты подобен ему.

Владимир Мономах «Поучения»

«Всего... более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его, если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуете, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме... Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами назначайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, о куда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей, питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, и поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. .. .Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то будет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, ...пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные.»

Ю.Крижанич «Политика»

«1. Из всех мирских наук самая благородная наука и всем госпожа - это политика, или королевская мудрость. Из всех (наук) она наиболее пристойна королям и их советникам. Ибо подобно тому, как в теле человеческом сила содержится в руках, быстрота в ногах, (а) разум в голове, так и в духовном теле всего народа разные свойства разделены между разными частями. Сила - у воинов, богатство - у торговцев, а государственная мудрость пребывает более всего у короля и его советников.

2. Началом и основанием политической мудрости являются следующие две пословицы или духовные заповеди: «Познай самого себя», «Не верь чужестранцам». Ибо (это) считалось самым главным из поучений семи мудрецов, и над дверями храма Аполлона (которого язычники считали богом мудрости) написано было это поучение: «Познай самого себя». То же говорит и Соломон: «Мудрость разумного человека - понимание пути своего». Ибо так же, как врач, не понявший болезни, не может лечить человека, так и политик, который не знает самого себя и своих сил и слабостей, вовеки не может судить о самом себе, правильно вести свои дела и заботиться о своих нуждах. Но иногда то, что он сочтет лекарством, окажется отравой, а того, что на деле будет лекарством, он будет бояться как отравы.

3. Первая помеха общему благу - это незнание самого себя: когда люди слишком любят самих себя и свои поступки и обычаи и считают себя сильными, богатыми (и) мудрыми, не будучи таковыми. Платон об этом пишет такими словами: «Излишняя любовь к самому себе бывает причиной всех людских бед. Ибо поскольку люди любят самих себя больше, чем истину, они вовеки не могут понять, что дурно и что хорошо». <...>

Познание истины и политическая мудрость сначала и до конца в том и состоят, чтобы познать самих себя, то есть природу, и нрав, и состояние народа и страны нашей.

4. Как политик познает самого себя? Королевский советник должен прежде всего познать природные качества своего народа, то есть (его) природный нрав, таланты и недостатки, достоинства и пороки и все, к чему наши люди от рождения способны или неспособны. Он должен (во-первых) оценить, и сравнить, и сопоставить обличие, склад, одежду, нравы и богатство иных народов и нашего народа.

Во-вторых, познать природные условия нашей страны или богатство и бедность наших полей: чем земля обильна, чем (она) бедна и чего лишена, что могла бы и чего не может уродить.

В-третьих, познать наше житие: чем оно бедно и чем оно славно, сравнив его с житием других народов и установив, в чем наше житие может считаться беднее, а в чем славнее жития соседних народов.

В-четвертых, познать силу и слабость нашу: в чем мы сильнее и в чем слабее того или иного народа.

В-пятых, познать отечественное правление или отечественные законы и обычаи и древнее и нынешнее состояние народа: что в законах, в обычаях и стародавних государственных указах установлено хорошо и что -плохо.

В-шестых, познать силу и слабость всего королевства: что безопасно и что опасно для королевства, кто наши соседи, друзья (и) враги, каковы их силы, желания и думы, какая польза и какой вред нам от них обычно бывает или может быть еще впереди. В-седьмых, познать способ использования своего богатства или знать, как пользоваться своим добром, которое от природы дано богом народу и земле нашей, и уметь сохранить его. То есть надо направлять умы и руки подданных ко всему тому, на что они пригодны и способны и что может быть полезным для народного блага. А землю возделывать так, чтобы мы взяли от нее все плоды, какие она только может уродить.

В-восьмых, скрывать от иных народов тайны народа и королевства нашего. Скрывать неискусность и всякие общие пороки нашего племени. Соблюдать достоинство и славу народную.

В-девятых, уметь различать разные советы. Ибо некоторые советы, полезные какому-либо иному народу, могли бы и нам быть полезны. А иные советы полезны для других народов, а для нас были бы вредны. Иные (советы) для Других вредны, а для нас могли бы быть полезны. Все это можно понять благодаря обдумыванию причин...»

Приложение №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "Из истории философской мысли"

Данный проект является зачётной работой по теме "Из истории философской мысли..."курса "Обществознание". Подготовке и презентации учащимися проекта предшествует лекция учителя с обзором основных этапо...

Больная Россия (философская мысль России на рубеже XIX - XX веков

Проектная работа  показывает, как влияли мысли русских философов конца XIX-начала XX в.в на общественно – политическую и культурную жизнь? Цели работы: •Изучить труды русских философов ...

Разработка урока на тему "Из истории русской философской мысли"

Разработка урока философии для обществознания 10 класса общеобразовательных школ и техникумов....

План-конспект урока "Развитие русской философской мысли" по обществознанию.

К план-конспекту прилагается раздаточный материал....

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли.

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли....