Культура и духовная жизнь общества
презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме

Смирнова Светлана Николаевна

Презентация предназначена для обучающихся 10-11 классов, кроме теоретического и иллюстративноо материала презентация содержит различные типы заданий для организации самостоятельной работы с учебником, закрепления и усвоения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_dukhovnaya_zhizn_obshchestva.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Культура и духовная жизнь общества. Смирнова Светлана Николаевна Г. Новокузнецк, ГОУ СПО Кузнецкий индустриальный техникум

Слайд 2

План урока: Понятие культура, движущие силы культуры. Функции культуры. Многообразие культур.

Слайд 3

Духовная сфера общества Основой духовной сферы общества является - КУЛЬТУРА Элементы духовной сферы (основные институты духовной сферы): Религия Образование Искусство Наука Мораль Как вы оцениваете свой личный уровень культуры? Какими критериями вы пользовались при оценке своего уровня? 1

Слайд 4

Культура – «вторая природа»

Слайд 5

Определение понятия «культура» I в. до н. э. - римский философ Цицерон использовал слово «культура» XVII в. -использование в самостоятельном значении XXI в. - более 1 тыс. определений, единое и общепринятое отсутствует культурология

Слайд 6

Культура- это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Слайд 7

Движущие силы развития культуры Как вы думаете, что произойдет, если развитие культуры остановится? Как вы считаете возможно ли развитие культуры только на основе традиций или на основе новаторства?

Слайд 8

Функции культуры Подумайте и перечислите функции культуры? 2

Слайд 9

Виды (формы) культуры 3

Слайд 10

Задание : и з приведённого списка терминов выберите слова, обозначающие объекты материальной культуры и духовной культуры, и впишите их в таблицу. Дополните таблицу тремя своими примерами. Театр, тетрадь, стихи, приветствие, медаль, карета, дуэль, гостеприимство, карнавал, колесо, крещение, джинсы, закон, улыбка, магия, теория, посуда, диван, Олимпийские игры, здание. Объекты материальной культуры Объекты духовной (нематериальной) культуры свой пример свой пример

Слайд 11

Чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную , массовую и две её разновидности: субкультуру и контркультуру. Культура Разновидности Субкультура Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе Контркультура Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре

Слайд 12

Элементы культуры: Язык Ценности Нормы

Слайд 13

Типология культуры Основа классификации Типы культуры Связь с религией Религиозные и светские Региональная принадлежность Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская Регионально-этническая особенность Русская, французская и т.д. Принадлежность к историческому типу общества Культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества Хозяйственный уклад Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная Сфера жизни общества или вид деятельности Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая Связь с территорией Сельская и городская Специализация Обыденная и специализированная Уровень мастерства и вид аудитории Элитарная, народная, массовая

Слайд 14

Массовая культура Элитарная культура Идеи, достижения, художественные приемы Дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей поддерживать творцов элитарного искусства

Слайд 15

Разновидности культуры: Распределите предложенные черты по соответствующим им видам культуры: 1. Произведения как средство самоутверждения их авторов; 2. Коллективное творчество на основе преемственности и традиции; 3. Мощное средство воздействия на общественное сознание; 4. Рассчитана на восприятие ограниченным кругом людей; 5. Рассчитана на проведение досуга; 6. Образцами служат, обряды, сказки, орудия быта и труда; 7. Ориентирована на усредненный уровень развития потребителей; 8. Сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, литературы, кинематографа; 9. Распространяется объектами, которые могут многократно тиражироваться; 10. Сохраняет присущий каждому народу колорит; 11. Общедоступна и легко усваивается; 12. Совокупность проявлений называется фольклор; 13. Произведения не всегда востребованы массовым потребителем; 14. Не требует развитого эстетического вкуса. Народная культура Элитарная культура Массовая культура Форма культуры Характерные черты Народная культура Элитарная культура Массовая культура Заполните таблицу: с. 115-117

Слайд 16

Исправьте допущенные в тексте ошибки: 1.Разделение культуры на материальную и духовную не соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному. 2.Массовая культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой одновременно синтез материальных и духовных ценностей. 3. Народная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. 4. Элитарная культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей её произведений; средствами её распространения являются книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т. е.те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств. 5. Если представители контркультур, хотя своеобразно и не полностью, но все же, воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители субкультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу.

Слайд 17

Литература: А.Г. Важенин. Обществознание: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М: издательский центр «Академия», 2010.- 368 с. А.Г. Важенин. Практикум по обществознанию: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М: издательский центр «Академия», 2012.- 208 с . Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение.- 2010.- 351 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Дидактический материал для проведения  промежуточной аттестации по итогам Iполугодия на I курсе....

"Культура и духовная жизнь общества".

Презентация к уроку обществознания в 10 классе....

Разработка урока по теме "Культура и духовная жизнь общества"

Подробна разработка урока+презентации....

Презентация по теме "Культура и духовная жизнь общества"

Презентация к уроку обществознания в 10 классе "Культура и духовная жизнь общества", расчитана для работы на 2 уроках при использовании учебника под редакцией  БоголюбоваЛ.Н., Лабезниковой А.Ю....

Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Культура и духовная жизнь общества"

Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Культура и духовная жизнь общества"...

презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества" ч 1

презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества"...

презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества" ч 2

презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества"...