Труд и творчество
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

Тимина Ирина Александровна

Разработка урока  по обществознанию для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya_v_6_klasse.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 6 классе

МБОУ «Илькинская СОШ». С.Илькино Меленковского района Владимирской области.

Учитель: Тимина И.А.

Тема: Труд и творчество

 Задачи: Учить учащихся понимать сущность трудовой деятельности человека в процессе творчества;

Способствовать развитию творческих навыков, необходимых  для профильного обучения;

Воспитывать уважительное отношение к труду.

План.

  1. Творчество в повседневной жизни.
  2.  Мастер и ремесленник.
  3. Творчество в архитектуре.

Проблема: 

Творчество облагораживает жизнь человека.

Творчество разрушает жизнь человека.

Ход урока.

    А сейчас давайте сядем рядком, да поговорим ладком.

А поговорить есть о чем.

Ведь каждый из нас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого – с дома.

 И сегодня на уроке мы с вами будем строить наш дом. Но не в прямом, а переносном значении этого слова, в нашем воображении.

В него мы возьмем только все самое хорошее.

А дом мы будем строить деревянный,  ведь дерево служило основным материалом.

 Мы знаем, что дома в старину называли избами и их не строили, а рубили, а затем  ставили.

  Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.

Раньше мужчина владел в среднем 15 профессиями. Он и плотник, и столяр, и печник. Не возникало проблем и с деревянной посудой. Словом были вещи, которые не покупались, их делали в каждом доме. И мы с вами будем строить дом, основываясь на традициях прошлого, но и используем современные находки.

С чего мы будем начинать строить дом?

Рабочие каких профессий нам понадобятся?

Может быть, среди ваших родителей есть такие мастера? Они нам помогут.

(рассказ о плотнике)

Когда сруб готов, а древесина высохнет, начинали ставить избу. Эта работа не по силам одному человеку. На помощь приходили соседи, родственники, друзья и все вместе ставили дом.

Почему люди помогали друг другу?

Какие качества людей вы бы взяли в наше время?

(взаимопомощь, доброта, дружба.)

Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром.

Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, украшать своё жилище.

Ребята, а как вы думаете, как сама природа могла себя украшать?

Что человек использовал для украшения от природы?

(сосульки, снежинки, паутину, узоры на стекле)

Но изба она и есть изба, а похожих нет, как нет похожих людей. У каждой свое лицо, своя осанка.

И хоть говорят, что не красна изба углами, но каждый хозяин старался украсить её с особой выдумкой.

(Рассказ о работе столяра)

Слайд деревянного дома

Посмотрите, вот перед вами изба, которая находилась в нашем селе, Она  принадлежала Волковой Анне, а сейчас находится в городе Суздале в музее деревянного зодчества. Там собраны все удивительные находки, Владимирской области.

 Какие способы украшения избы вы увидели?

Назовите те части избы, которые принято было украшать.

(лобовая доска, наличники, ставни, резное крыльцо).

А сейчас используют резьбу для украшения домов?

Всю работу по дому выполняли женщины. В своей избе хозяйка старалась создать красоту, свой неповторимый уют.

   У каждого из нас есть дома посуда. Она бывает разной. Есть посуда на каждый день, она простая, устойчивая, спокойная. С ней удобно, с ней привычно. Как правило, ее не покупали, а делали сами.

Слайд посуды коровинских мастеров

А вот посуда сделанная  из глины ремесленниками из села Коровино. Она была необходима каждой семье.

Да и сейчас изделия коровинских гончаров пользуются спросом. Они экологически чистые.

От нее веет домашней теплотой, уютом.

Щи  и каша, приготовленные в такой посуде удивительно вкусные.

А  вы знаете, кто такой ремесленник?

Словарь

  • Ремесленник – человек, владеющий ремеслом, умеющий делать полезные вещи.
  • Ремесло – профессиональное занятие, изготовление изделий ручным способом.

Предположите, может ли один ремесленник всю жизнь делать одинаковые изделия?

 (не всегда, ему нужно сделать больше – совершенствует навыки,

оттачивает мастерство -  погоня за прибылью)

Будут ли отличаться друг от друга его изделия?

(да, он в свои изделия вкладывает душу, частичку своего тепла)

Нарядная посуда помогает нам сделать дома праздник, отделить праздничный обед от

ежедневного. Такая посуда более хрупкая, изящная  по форме. Такую посуду берегут, ею любуются.

(раскрашенная посуда, деревянные ложки)

Посмотрите, с какой любовью мастер раскрасил деревянные ложки.

Они служили не только для еды, их использовали и как музыкальные инструменты, на них играли.

  В наш дом мы принесем и свою вещь. Это будет предмет домашней утвари.

Русские люди всегда славились гостеприимством, и мы будем принимать гостей, пить чай и вести тихую беседу.

 (раскрашенные чайнички)

  Посмотрите, одинаковая посуда у нас получилась?

Вы все проявили свое мастерство, выдумку, у всех у вас получились разные узоры, нет ни одного одинаково украшенного предмета.

Что вы использовали для  украшения своего макета?

(Выдумку, фантазию, творчество)

А вот у меня не хватило выдумки и воображения, я не украсила свой чайничек.

Кто же я? Мастер или ремесленник?

 Теперь я буду использовать ваши творческие находки в своей работе.

  А вот изделия Ляховских мастеров лозоплетения. Эти мастера умеют делать не только изящную плетеную  посуду,   но и кресла, этажерки, стулья и другие интересные вещи.

Хоть и не отличалось раньше убранство дома разнообразием – лавки, стол, ларь да сундук – вот  и вся мебель, но мы с вами изменим наш быт.

Слайд (лозоплетение)

Посмотрите, какие удивительные вещи! Нравятся они вам?

Люди постоянно совершенствуют все, что связано с их трудом, придумывают новые машины, украшают свой дом, одежду, создают различные произведения искусства, то есть умеют работать творчески, умеют что-то творить.

Что же такое творчество?

Словарь

  • Творчество – создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Какие качества необходимы человеку, чтобы работать творчески?

А можно ли научиться творчеству, или это

природный дар?

А теперь вам надо выполнить задание на рабочем листке.

Рабочий листок

  Ребята, а всегда ли люди использовали навыки творчества в повседневной жизни?

Работу  по дому выполняли не только мужчины, но и женщины не скучали, не сидели без дела.

Они издавна были вышивальщицами, вязальщицами, швеями и создавали свои неповторимые узоры.

Кофточки и  воротнички, полотенца и скатерти под руками мастериц расцветали яркими цветами  и разнообразными узорами. Сколько мастериц, столько и различных узоров.

Вот посмотрите, какие разнообразные узоры на рушниках, выбитых занавесках.  

Верилось, что какой бы ни был пасмурный день за окошком, какое бы ни было хмурое настроение, с вышивкой поселится в доме красота и веселье.

Почему сейчас редко используют вышивку для украшения дома?

Теперь такие вещи можно встретить только в музеях.

   А вот, ребята, игрушка. Хоть игрушка и детская забава, да всем придется по нраву.

Уж давно в такие игрушки не играют дети, у вас другие забавы.

Но она превратилась в декоративное украшение жилища. А жаль. Ведь в ней столько непосредственности, столько красоты.

А еще в русской деревне наиболее распространенной игрушкой была тряпичная кукла. Куклу наряжали, но лицо не разрисовывали. Считалось, что кукла с лицом приобретет душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегают дом и очаг. Такие куклы – берегини передавались по наследству от матери к  дочери, они помогали своим хозяевам во время невзгод.

Каждый дом живет любовью и памятью.

Чтобы взяли вы из вашего дома сегодня, в ваш дом в будущем?

Рассказ детей

А дом, заставленный добром, -

еще не дом.

И даже с лампой над столом –

еще не дом.

И на окне с живым цветком –

еще не дом.

И даже с чайника баском –

еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом, твоим теплом.

Так что же мы, ребята,  возьмем в свой дом?

(Тепло, добро, уважение друг к другу и, конечно, хорошее настроение).

Оглянись вокруг! Как много в доме предметов, придуманных, сделанных, украшенных художником, мастером!

Кто же такой мастер?

Словарь

  • Мастер – человек, достигший высокого искусства в своём деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.

А что было бы, если бы ни к одной вещи не прикасалась рука мастера?

Да были бы они вообще эти вещи?

(Ответы учеников)

Итак, ребята, благодаря мастерству ремесленников дом человека расцветал и преображался.

А какие профессии существуют в современной жизни, которые необходимы для украшения и создания красоты и уюта в доме?    

(дизайнеры)

Словарь

Дизайн – создание вещей на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты.

Дизайнер – художник – конструктор, специалист по дизайну.

   Ну что ж, ребята, я думаю, что вы поняли, что мастерство – это не только дар, мастерству можно научиться. Ведь в основе творческого подхода к любой работе лежит способность человека к поиску новых путей решения поставленной задачи, умение фантазировать, воображать, придумывать.

Для развития творчества очень важно умение наблюдать, замечать изменения, которые происходят в окружающем мире.

Слайды деревянных церквушек.

Но деревня это  не только жилые избы. Это целый мир построек разного назначения. В центре на лучшем видном месте стояли церкви. Самые древние немногим отличались от избы.  У них только высокие, заостренные кровли и на тонкой шейке главка, как бы повязанная косынкой. Сколько в ее женственном облике душевной теплоты и человечности.  

Шаг за шагом шло развитие архитектурных форм от простого к сложному.

И уже в каждом городе, на самом высоком и  красивом месте строили храм – главный собор.

Слайд (Успенский собор)

Во Владимире над Клязьмой-

Золотые купола…

И совсем  уже не князю

Это слава и хвала…

Знаменитые постройки Владимирской земли создавались по почину князей, для прославления княжеской власти. Они великолепны и нарядны.

Однако талантом мастеров руководила не любовь к роскоши и пышности, их воодушевляло восхищение красотой мира.

 На уроках истории мы с вами знакомились с историческими памятниками  архитектурных сооружений нашего края.

Что вы о них знаете?

(сообщения учеников об Успенском соборе, церкви Покрова на Нерли, Дмитриевском соборе, Суздальских соборах)

 Как относятся к ним жители?

Почему многие произведения древних мастеров безымянны?

Что было важнее для мастера: передать красоту и дать возможность людям ею наслаждаться или увековечить свое имя?

Решение проблемы

Перед вами противоречия.

  1. Творчество облагораживает жизнь человека
  2. Творчество разрушает жизнь человека.

 Как творчество облагораживает жизнь?

А может ли творчество разрушать жизнь человека?

Итак, ребята, наша задача  заботиться и постараться сберечь красоту, заложенную природой и красоту, которую создал человек.

Задания  на рабочих листках.

Домашнее задание: сделать набросок нового города:

1 ряд - архитекторы (здания)

2 ряд – экологи (озеленение)

3 ряд – городское хозяйство (прокладка дорог).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания в 6 классе "Труд и творчество"

прзентация составлена к уроку обществознания в 6 классе  по теме "Труд и творчество". По учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание"...

Урок обществознания в 6 классе по теме "Труд и творчество"

Разработка включает в себя конспект урока и презентацию. Метапредметными результатами урока являются умение извлекать необходимую  информацию из источника, анализировать, делать выводы, структури...

Труд и творчество. Урок обществознания, 6 класс

Презентация к уроку "Труд и творчество", обществознание, 6 класс...

«Формирование положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся в УДОД».

Организация  процесса формирования положительного отношения к труду и творчеству у  обучающихся в системе дополнительного образования детей. В статье представлены факторы, мотивы,формы занят...

ТРУД – ТАЛАНТ – ТВОРЧЕСТВО.

Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» в душе ребёнка, школьника, начинающего мастера....

Труд и Творчество

Презентация к уроку обществознания в 5 классе, на тему "Труд и творчество"...

презентация по обществознанию для 5 класса к уроку "Труд и творчество"

Народные промыслы - одна из благодатных тем,на примере которой можно показать творчество русского народа,красоту и самобытность русского народного творчества. За основу презентации взяты примеры о ...