Урок "Ресурсы экономического развития нашей страны"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

Урок по обществознанию в 6 классе. Учебник Кравченко.

Цели по содержанию урока:

  1. Обучающая: Ввести понятия: ресурсы, земля, труд, капитал, управление.
  2. Развивающая: Развивать экономическое мышление, коммуникативные способности, умение работать  с информационными источниками в процессе решения учебных  задач.
  3. Воспитывающая: Воспитывать экономически грамотного и активного молодого человек

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Лопхаринская средняя общеобразовательная школа»

Разработчик: Конева Е.П.

учитель истории и обществознания

с. Лопхари, 2014 год

Тема: «Ресурсы экономического развития нашей страны».

Тип: Урок  изучения нового материала.

Предмет: обществознание.

Класс: 6.

Место урока: №1

Дидактическая цель:  Создать условия для осознания и осмысления знаний новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.

Цели по содержанию урока:

  1. Обучающая: Ввести понятия: ресурсы, земля, труд, капитал, управление.
  2. Развивающая: Развивать экономическое мышление, коммуникативные способности, умение работать  с информационными источниками в процессе решения учебных  задач.
  3. Воспитывающая: Воспитывать экономически грамотного и активного молодого человека. 

Задачи:

  1. Используя различные источники информации подобрать и проанализировать материалы, раскрывающие понятия слов земля, труд, капитал, управление.  Характеризовать роль экономических ресурсов в обществе.
  2. Способствовать применению экономических знаний в современной жизни.
  3. Применение полученных знаний в жизненной ситуации.

Ожидаемые учебные результаты.

Учащиеся должны:

-знать экономические ресурсы.

-объяснять необходимость экономических ресурсов для страны и своего региона;

-  использовать в речи понятия и термины темы;

- уметь выражать свои мысли;

- умение представлять результаты учебной деятельности;

- уметь применять знания, умения  в новой и знакомой ситуации.

Формыи методы обучения:  Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.

Формы: групповая, фронтальная.

Основные понятия: ресурсы, земля, труд, капитал, управление.

Термины: ограниченность ресурсов.

Основные источники информации:  учебник  Кравченко А.И. Обществознание 6 класс. М.,

 «Русское слово», 2013 год,  словари  по обществознанию - 2 штуки.  Оборудование: мультимедиапроектор, 4 компьютера.

Межпредметные связи: Интеграция обществознания и  экономики.

Ход урока.

  1. Организация.

- Здравствуйте, ребята! Сели ровненько.

- Я проведу сегодня урок обществознания.  Обществознание – это интересный и увлекательный предмет.

- На уроках обществознания мы узнаём о жизни и деятельности людей нашего государства. Наше государство огромное, великое, богатое, экономически развитое.

- А теперь подумайте,  и скажите:

- Без чего не может развиваться  наша страна?

(Ответы детей).

  - Всё, что   вы перечислили –  называются ресурсы. 

- Откройте словари и словари учебника.

- Давайте, узнаем точное определение слова ресурсы. (И объясните:

- Что такое ресурсы)?

 (Нашли, проработали, запомнили).

 (Это то, без чего не может развиваться экономика страны. (Невозможно достичь результата), невозможно организовать экономическую деятельность).

- Так, мы узнали понятие ресурсы, мы знаем, что это такое?

2. - Как будет называться тема нашего урока?  «Ресурсы экономического развития». (Презентация слайд №1).

-  Все экономические ресурсы разделили на 4 группы: земля, труд, капитал,  управление.

- Чтобы лучше ориентироваться в экономических ресурсах нашего общества, мы тоже разделимся на 4 группы.

- А для того, чтобы хорошо запомнить экономические ресурсы, вы сами будете добывать знания. (Подхожу и предлагаю вытянуть карточку, где написаны термины).

- Вам  нужно найти материал  в учебнике, словаре, а также на рабочем  столе компьютера папки  и слайды.

- Информацию о важном экономическом ресурсе оформить в свободной форме: нарисовать рисунок,  нарисовать схему, подготовить устный ответ.  

- Через  7  минут отчёт для выступления должен быть готов.

- Я ваш консультант, если нужно, буду подходить и консультировать.

-Ресурсы – возможности, условия, позволяющие достичь определённого результата.

- Земля – важнейший экономический ресурс – включает в себя всё полезное, что дано природой: полезные ископаемые, воздух, леса, поля, пашни, реки  и т.д.

- Назовите сельскохозяйственные угодья,  их несколько видов (пашни,  пастбища, сады и виноградники).

- Как вы думаете, почему нужно беречь земельные ресурсы?

(Вывод: Земельные ресурсы ограничены, при наших неограниченных потребностях. Поэтому их нужно беречь и использовать в хозяйстве экономно).

- Труд – трудовые ресурсы страны, то есть люди, обладающие способностью производить товары и услуги и соответствующей квалификацией.

 (Вывод: В экономической деятельности  используется труд людей, по производству товаров и услуг).

- Капитал – экономический ресурс в форме денег, то есть денежный капитал, или средства производства, включая промышленное оборудование, инфраструктуру (газопроводы, электропроводы) железных дорог и портов и т.д.

 (Вывод: Капитал состоит из зданий и сооружений производственного назначения, станков и оборудования, необходимых  для производства товаров и услуг).

Управление – управленческие и организаторские навыки, которые  используются в процессе производства; принятие управленческих решений.

 (Вывод: Управляющий фирмы должен обладать специальными знаниями и умениями, которые необходимы в мире экономики).

(- Какими качествами должен обладать человек,  который работает в управлении?)

3 Представление отчёта командами. Это будет небольшой отчёт по проделанной работе.

- А сейчас практическая работа.  Деловая игра.

- Теперь вы будете участвовать в решении  вопросов экономического развития района.

- Группа  «Капитал».

Задание. Распределить бюджет района.

Образование

Здравоохранение

Культура

Сельское  хозяйство

Цель:  Экономное распределение  финансовых ресурсов.

- Вот вам чеки.

- Вывод: Обосновать ответ.

- Почему бюджет страны распределили таким образом.

- Вы дали на образование больше денег.

- Вы, наверное, считаете, что эта сфера требует  большего капиталовложения, для своего развития.

- А почему в  сельское хозяйство вложили так мало денег.

- Группа «Труд». 

Задание:  Составить список  профессий наиболее востребованных  в нашем районе.

Цель:  ориентирование на профессии и выявление дефицит специалистов.

- Какая сфера деятельности  наиболее востребована.

- А как вы думаете,  люди, каких профессий  нужны в стране.

Группа «Управление».

 Задание:  Продолжить предложение:  Если бы я был главой  администрации поселения…

Цель: Ориентирование на деловые качества.

-Умение управлять страной

- Организаторские способности

Соблюдать законы.

Группа «Земля».

Задание:  Сформулируйте  и запишите свой кодекс (правила) бережного отношения к природным ресурсам.

Цель:  Сохранение природных ресурсов.

Рефлексия: - Что новое вы узнали на уроке?

- Что особенно понравилась?

- Вы сами узнали  что, для производства благ люди используют ресурсы природы,  свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты).

4  Подведение итога.  

- Д/з, с. П. 18, 152 – 160, читать.

.

Земля

Тема проекта «Земля как экономический ресурс».

( В самом конце проекта на последнем слайде  напишите этот  вывод).

 Вывод: Земельные ресурсы ограничены, при наших неограниченных потребностях. Поэтому их нужно беречь и использовать в хозяйстве экономно.

Капитал

Тема проекта: «Капитал – основной ресурс экономики». 

( В самом конце проекта на последнем слайде  напишите этот  вывод).

Вывод: Капитал состоит из зданий и сооружений производственного назначения, станков и оборудования, необходимых  для производства товаров и услуг.

Труд

Тема проекта: «Труд – основной экономический ресурс». 

( В самом конце проекта на последнем слайде  напишите этот  вывод).

Вывод: В экономической деятельности  используется труд людей, по производству товаров и услуг.

Управление

Тема проекта: «Управление  как организаторские навыки»

( В самом конце проекта на последнем слайде  напишите этот  вывод).

Вывод: Управляющий фирмы должен обладать специальными знаниями и умениями, которые необходимы в мире экономике.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Лопхаринская средняя общеобразовательная школа»

Разработчик: Конева Е.П.

учитель истории и обществознания

с. Лопхари, 2014 год

Самоанализ урока

по обществознанию  6 класс.

Тема: «Ресурсы экономического развития нашей страны».

Тип: Урок  изучения нового материала.

Содержание данного урока соответствует действующей программе ФГОС. Основные методы, используемые на уроке: словесный, наглядный, частично поисковый, практический.     Средства обучения соответствовали  основным  целям урока  

                Данный урок рассматривается во второй главе, «Общество в которой мы живём».  Место урока:  в теме № 1.  

Форма организации учебной деятельности:  групповая, фронтальная.

Средства обучения: учебник обществознания для 6 класса, А.И.Кравченко, 2013 год;  мультимедиапроектор,   карточки.

Методы:  метод сотрудничества, словесный,  частично – поисковый, практический, ИКТ.

               На предыдущем уроке изучали тему «Российское общество в начале 21 века».  Тема «Ресурсы экономического развития нашей страны» тесно связана с изученной темой, так как  начавшийся технологический переворот должен привести в 21 веке к новой, научно-технологической цивилизации. Важные изменения происходят в каждой сфере общественной жизни, в том числе и экономической.  Современное  общество   находится в постоянном развитии, в постоянном изменении.

               При подготовке к уроку были учтены психологические и возрастные особенности  учащихся.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления знаний новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.

Цели по содержанию урока:

.

  1. Обучающая: Ввести понятия: ресурсы, земля, труд, капитал, управление.
  2. Развивающая: Развивать экономическое мышление, коммуникативные способности, умение работать с текстом учебника в процессе решения задач, предусматривается работа со словарями.
  3. Воспитывающая: Воспитывать экономически грамотного и активного молодого человека. 

Задачи:

  1. Используя различные источники информации подобрать и проанализировать материалы, раскрывающие понятия слов земля, труд, капитал, управление.  Составить презентацию. Выполненную презентацию  защитить.
  2. Характеризовать роль экономических ресурсов в обществе.
  3. Способствовать применению экономических знаний в современной жизни.

Цели и задачи решались  комплексно, соблюдалась их взаимосвязь. Задачи, которые касались УУД  были главными, при этом учтены особенности класса.

                Структура урока, которая выбрано мной, удобна для решения целей и  задач. Время на этапах урока  распределено рационально.  Учащиеся работали фронтально,  в группах. Особенность этого урока я вижу в том, что  у  учащихся  пополняется словарный запас,  они уже осознают себя как социально  сложившегося гражданина России.

Важная особенность этого урока, с моей точки зрения,   заключается в обучении основам экономической теории и  воспитании  бережного отношения к разным видам ресурсов. Главный акцент делался на 2и 3 этапах урока. Выделено главное  в том, что из каких структур складывается  «экономика в жизни общества».

Были использованы такие формы и методы для раскрытия нового материала:

Форма организации учебной деятельности групповая, фронтальная.

Средства обучения: учебник обществознания для 6 класса, А.И.Кравченко, 2013 год;  мультимедиапроектор,   карточки.

Методы:  метод сотрудничества, словесный,  частично – поисковый, практический, ИКТ,  применение интерактивных методов. 

           Я предполагаю, применение данного метода более приемлема, для запоминания данной темы, так как  развивают навыки самостоятельной учебной деятельности;

-воспитание лидерских качеств;

-умение работать с командой и в команде;

-принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность  

и оптимистичное оценивание учащихся.

ТРИ  КИТА  ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ :

-Работа в малых группах, парах.

-Творческое задание на основе учебной информации (как основа содержания).

-Обсуждение и подведение итогов.

В работу урока были вовлечены все дети.  Учащиеся работали  в группах, коллективно, индивидуально, фронтально. Учитывались учителем личностно-развивающие ситуации:

-проблемная – идет поиск новых знаний для решения проблемы;

-прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка, своего или чужого;

-конструктивная –проектирование поведения в заданных условиях;

-оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;

-аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

     -репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения

Со стороны учителя  была создана атмосфера доброжелательности,  делового общения.   Учитель

-разработала  план урока,

-подбирала  интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал,

-Учитель отказывается от роли эксперта в пользу роли помощника. 

    Задача учителя в том, чтобы поддержать ("фасилитировать") процесс формирования нового опыта. Слово "фасилитация" происходит от англ.  facilitate — помогать. 

  Санитарно- гигиенические требования соответствовали   основным требованиям.

Содержание учебного материала  было построено  на практических  работах учащихся,  на  репродукциях,  на материалах в электронном виде.  

На уроках работали методы сотрудничества, частично – поискового,  словесного,  репродуктивного, эвристического характера и самостоятельной работы.  Методы обеспечили хорошее усвоение материала, реальную активизацию деятельности класса. Проект – это

ТВОРЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ

-связано с жизнью учащихся

-вызывает интерес у учащихся, активизирует их творческие способности

-максимально служит целям обучения.

Для раскрытия нового материала были подобраны принципы  интерактивного взаимодействия.

-Диалог. Умение педагога и учащихся слушать и слышать друг друга.

-Мыследеятельность. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной активной познавательной деятельности.

-Смыслотворчество.  процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме.

-Свобода выбора.

-Создание ситуации успеха. Позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.

Рефлексия.             Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

В качестве  наглядного  оборудования   применялся  дидактический материал:  карточки с понятиями, ТСО: мультимедиапроектор, компьютер.   Эти средства обучения  внесли в урок  комплексный целесообразный характер.           

Информационная культура требует от учителя и от обучаемого новых знаний и умений,  особого стиля мышления, и выполняет следующие функции:

- регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную;

- познавательную, т.к. непосредственно связана с исследовательской деятельностью;

- коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей;

-
воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

Рационально использовано  учебное оборудование класса. Соблюдались  гигиенические условия.  Во время урока активность детей была на хорошем уровне.  Оценки за урок были выставлены.

Перегрузки учащихся не наблюдались.  Учебный материал понятен и усвоен  учащимися на уроке.  Учащиеся научены учиться.  Урок цели достиг.

Отклонений  от плана не было. Поставленные цели урока были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показатели уровня социально – экономического развития стран мира

Презентация на тему " Показатели уровня социально - экономического развития стран мира"...

Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".

Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...

Социально-экономическое развитие страны в царствование Александра II

Рабочий лист по теме "Социально-экономическое развитие страны в царствование Александра II"...

Экономическое развитие страны

экономика Российской империи в начале 20 века. 9 класс параграф 2...

Реферат "Типы стран мира по уровню их экономического развития"

На современной политической карте мира насчитывается около 230 стран и территорий, подавляющее большинство из них — суверенные государства.При таком большом количестве стран возникает необходимость в ...

Проектная деятельность на уроках истории "Н.С.Хрущёв. Экономическое развитие страны"

Использование метода проекта на уроках истории. Разработка урока....