Рабочая прграмма по обществознанию в 10 классе
календарно-тематическое планирование (обществознание , 10 класс) по теме
Календарно- тематическое планирование по Кравченко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_10_klass._uchitel_valekzhanina_r.g.docx | 66.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 Р.П.ЮРТЫ
«Рассмотрено» на заседании МО МКОУ СОШ № 17 Протокол № ___ от «____»_______2013 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР МКОУ СОШ № 17 «____»________2013 г. ________ Кочергина И.Г. | «Утверждаю» приказом директора МКОУ СОШ № 17 № ___ от«___»____2013 г. ____________ Цаберт И.П. |
Рабочая программа учебного курса
по обществознанию для 10 класса
Разработчик: Валекжанина Раиса Григорьевна
учитель истории
первая квалификационная категория
2013-2014 учебный год, р.п. Юрты
Пояснительная записка
к рабочей программе по обществознанию 10 класс.
Нормативная база составления рабочей программы.
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.3, ст.28
- Программа курса по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва, «Русское слово» 2013 год.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год. (приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067, зарегистрирован в Минюсте России 30.01.2013 №26755). Новый учебник «Обществознание. 10 класс» автора А. И. Кравченко, изданный в 2011 г. издательством «Русское слово».
- Учебный план МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты на 2013 - 2014 учебный год
Преподавание предмета «Обществознание» входит в образовательную область «Обществознание».
Часы выделены из регионального компонента.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Изучение обществознания направлено на достижение целей и способствует:
- развитию личности в период ранней юности; ее духовно-нравственной, политической и прав
культуры; экономического образа мышления; социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
— воспитанию общероссийской идентичности; гражданской ответственности; правового самосознания; толерантности; уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
— освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей; об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
— овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
— формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействию защите правопорядка в обществе правовыми способами.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции | 2 часа |
2-3 | Мышление и деятельность | 5 часов |
4 | Цивилизация и культура | 5 часов |
5 | Образование | 3 часа |
6 | Религия | 3 часа |
7 | Системное строение общества | 3 часа |
8 | Социальные нормы и социальный контроль | 1 час |
9 | Социальный прогресс | 1 час |
10 | Современный мир: особенности и проблемы | 5 часов |
11 | Социальные группы | 1 час |
12 | Этносы | 2 часа |
13 | Семья и брак | 2 часа |
14 | Современная демографическая ситуация в Российской Федерации | 2 часа |
15 | Социализация | 7 часов |
16 | Социальная стратификация | 2 часа |
17 | Социальные взаимодействия | 5 часов |
18 | Личность и ее духовная сфера | 6 часов |
19 | Повторение изученного | 15 часов |
итого | 70 часов |
График проведения контрольных работ
№ п/п | Тема | Дата |
1. | Административная контрольная работа | |
2. |
№ п/п | Раздел программы Тема | Кол-во часов | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Межпредметные связи, вид контроля | Дата | |
План | Факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Раздел I. Эволюционный базис человечества (8 часов) | |||||||
Тема 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции (2 часа) | |||||||
1 | 1 | Эволюционная цепочка человека | Составить развернутый план ответа по теме «Эволюционная цепочка человечества». Уметь представлять аргументы при ответе на вопрос: «Подвержен ли современный человек действию биологических законов?» Продолжить фразы: «Человек отличается от животных тем, что...», «Человек, как и живот- ные...» | ||||
2 | 1 | Культурные составляющие эволюции | Дифференцированный опрос. Решение проблемной задачи: «Можно ли дать определение свободы без использования слов «необходимость» и «ответственность»?» Ответ аргументировать. На основе анализа вашей повседневной жизни показать, как вы используете свободу выбора, какие трудности и нерешенные проблемы возникают на этом пути. Составить два предложения, содержащих расширенную информацию о свободе выбора | ||||
Темы 2-3. Мышление и деятельность (5часов) | |||||||
3 | 1 | Сознание и деятельность | Дифференцированный опрос. Подобрать примеры наглядного проявления индивидуального сознания. Представьте один день вашей повседневной жизни и расскажите, в каких формах, видах и сферах деятельности вы себя проявили. Назвать явление или процесс, приведя при- меры его толкования с позиций каждого из известного вам типа мировоззрения | ||||
4 | Самосознание | Дифференцированный опрос. Привести примеры из истории России, отражающие реальные факты консолидации людей, основанной на коллективном самосознании. Указать: при каких условиях это стало возможным? На основе знаний исторического прошлого отвечать на вопрос: «Может ли самосознание народа стимулировать разобщенность людей?» Свое мнение обосновать | |||||
5 | 1 | Урок изучения нового материала | Дифференцированный опрос. Составить развернутый план ответа по теме «Философия как форма общественного сознания». Что такое, на ваш взгляд, философствовать в повседневной жизни? Ответить на этот вопрос письменно с примерами и аргументацией. Привести примеры из жизни, которые продемонстрируют разницу в смысле двух фраз: «Он — философ» и «Он знает философию» | ||||
6 | 1 | Знания и познание | Дифференцированный опрос. Смоделировать дискуссию сторонников познаваемости мира и противников этого взгляда (агностиков). Ответить на вопрос: «Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?» Дать аргументированный письменный ответ | ||||
7 | 1 | Система социально- Гуманитарного знания | Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания | ||||
8 | 1 | Повторение по теме «Человек как творец и творение культуры» | Повторение, систематизация, обобщение изученного материала | ||||
Раздел 2. Цивилизация и культура (10 часов) | |||||||
Тема 4. Цивилизация и культура (4 часа) | |||||||
9 | 1 | Цивилизация. Формация | Прокомментировать положение учебник, утверждающего, что между цивилизацией и культурой существует не только область гармоничного сотрудничества, но и зона противоборства и конфликта. Дискуссия на тему «Цивилизованное общество — открытое общество. Может ли оно быть другим?» | ||||
10 | 1 | Постиндустриальное общество. | Дифференцированный опрос. Составить таблицу «Сравнительная характеристика восточной и западной цивилизации» по заданным критериям: экономический уклад (отношение к частной собственности); роль государства в жизни общества; соотношение индивидуализма и коллективизма в поведении людей; понимание смысла жизни, духовные ценности. Проанализировать факторы, определяющие сущность цивилизации, уточняя, какие из них являются следствием, а какие — причиной | ||||
11 | 1 | Сущность культуры | Дифференцированный опрос. Написать эссе на тему «Культурные различия — объективный факт, хотя их восприятие — субъективный процесс». Проиллюстрируйте свою позицию конкретными примерами из повседневной жизни | ||||
12 | 1 | Искусство | Дифференцированный опрос. Опираясь на ранее изученный материал, подготовить ответы на вопросы: «Что представляют собой народная, элитарная и массовая формы культуры? Насколько они связаны между собой и чем отличаются? Возможно ли перемещение произведения искусства из одной формы культуры в другую?» Все рассуждения подкрепить примерами. Творческая работа На основе схемы «Функции художественной культуры и искусства» описать их воплощение, взяв за основу ( на свой выбор) произведение искусства любой эпохи и любого жанра | ||||
Тема 5. Образование (3 часа) | |||||||
13 | 1 | Общественная значимость образования | Дифференцированный опрос. Сформулировать критерии для определения важнейших функций образования; привести примеры их реализации на практике | ||||
14 | 1 | Образование в Российской Федерации | Дифференцированный опрос. Четко формулировать основные существенные черты российского образования. Составить развернутый тезисный план ответа на тему «Современная российская школа: достижения и проблемы». Высказывать свое мнение о проблеме отношения молодежи к образованию, сопоставлять свои наблюдения с выводами учебника. Представить предложения по реформированию российского образования в ближайшие годы по схеме: цели, задачи, принципы, основные направления, конкретные мероприятия, ресурсы | ||||
15 | 1 | Знания и умения в информационную эпоху | Дифференцированный опрос. Подготовить тезисы для ответа по теме «Плюсы и минусы интернет- революции» | ||||
Тема 6. Религия (2 часа) | |||||||
16 | Религия и конфессии | Заполнить таблицу «Мировые религии», указав следующие критерии: время возникно- вения, место возникновения, с чьим именем связано основание определенной религии, основные идеи, ареал распространения | |||||
17 | Конфессии в России | Дифференцированный опрос. Соотнести классификацию религий и конфессиональную ситуацию в современной России с качественных и количественных позиций. Составить схему «Взаимоотношения общества, государства и религиозных объединений в современной России» | |||||
18 | Урок обобщения и повторения | Проверочная работа | |||||
Раздел 3. Системное строение общества. Социальный прогресс (10 часов) | |||||||
Тема 7. Системное строение общества (3 часа) | |||||||
19 | 1 | Взгляд на общество в истории | Дать сравнительную характеристику мифологического, античного, средневекового и современного общества, выработав критерию для сравнения | ||||
20 | 1 | Общество, его основные сферы | Дифференцированный опрос. Выполнить письменное задание на тему «Одним из признаков системы является то, что она обладает качеством, которым не обладает ни один ее элемент в отдельности». На примере общества покажите конкретные проявления этого признака системы | ||||
21 | 1 | Общественные(социальные) институты и социальная защита | Опираясь на различные знаковые системы дополнительной информации, подготовить тезисы выступления по теме «Социальная политика Российского государства сегодня». Подготовить предложения по развитию социальной политики России в перспективе (категории населения, которые необходимо охватить, виды социальной помощи и страхования; предложения по источникам финансирования) | ||||
Тема 8. Социальные нормы и социальный контроль ( 1 час) | |||||||
22 | 1 | Социальный контроль | Выбрать одну из исторических эпох в истории человечества и одну из стран той эпохи. Привести примеры социальных норм и санкций, которые в то время использовались и применялись | ||||
Тема 9. Социальный прогресс (1 час) | |||||||
23 | 1 | Социальный прогресс | |||||
Тема 10. Современный мир: особенности и проблемы (2 часа) | |||||||
24- 25 | 2 | Глобализация | Дифференцированный опрос. Подготовить устное выступление по проблеме «Что такое международный терроризм? Можно ли это явление считать проявлением глобализации?». Свой ответ аргументировать. Подготовить развернутый план ответа по теме «Факторы ускорения и торможения глобализации». Составить список факторов, которые способствовали появлению международного терроризма, разбив эти факторы на политические, социальные, технологические и др. (возможны и другие классификации) | ||||
26- 27 | 2 | Основные проблемы и тенденции развития современного общества | Участвовать в дискуссии по предложенным проблемам. Подготовить сравнительную характеристику доиндустриального , индустриального и по- стиндустриального обществ, выделив общие и отличительные черты | ||||
28 | 1 | Общество как сложная Динамическая система | Проверочная работа | ||||
Раздел 4. Социальные группы в прошлом и сегодня( 7 часов) | |||||||
Тема 11. Социальные группы (1 час) | |||||||
29 | 1 | Социальные группы | Объяснить, почему общество делится на группу. Опираясь на изученный материал, провести социальную самоидентификацию, определив, к каким большим и малым социальным группам вы относитесь | ||||
Тема 12. Этносы (2 часа) | |||||||
30- 31 | 2 | Этнос и этнические отношения | Перечислить и охарактеризовать признаки этноса. Перечислить основные национальные проблемы России. Могут ли существовать этносы, говорящие на нескольких языках. Высказать свое мнение и доказать. Составить перечень принципов и действий, которые, на ваш взгляд, необходимы для предотвращения этнического конфликта и для его разрешения в том случае, если он все-таки возник. Подготовить на основе знаний по истории, обществознанию и информации СМИ краткую аналитическую справку по истории одного из этнических конфликтов. (Следует указать причины, повод, хронологию событий; каким образом был осуществлен выход из конфликта (временный или окончательный); последствия конфликта и его уроки) | ||||
Тема 13. Семья и брак (2часа) | |||||||
32-33 | 2 | Семья и брак | Подготовить исследование на тему «В чем состоят проблемы неполных семей, возможности и пути их преодоления». На основе анализа моделей традиционной и современной семьи составить таблицу «Общие и отличительные черты современной и традиционной семьи». Смоделировать идеальную семью (занятость, распределение обязанностей, досуг, воспитание детей). Объяснить статистику, приведенную в учебнике: чем выше доходы семьи, тем больше опасность ее распада. Есть ли основания для такого утверждения, как «хочешь жить в крепкой семье — стремись к бедности | ||||
Тема 14. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации (1 час) | |||||||
34 | 1 | Современная демографическая ситуация в России | Перечислить основные демографические проблемы современной России. Охарактеризовать их причины. Определить собственное отношение к ним и в этой связи — личную стратегию поведения. Аргументированно объяснить взаимосвязь двух национальных проектов «Образование» и «Здоровье». Можно ли утверждать, что без реализации одного из них невозможно и осуществление другого? Свое мнение обоснуйте | ||||
35 | Социальная структура совре- менного общества | Проверочная работа | |||||
Раздел V. Социализация (7часов) | |||||||
Тема 15. Социализация (6 часов) | |||||||
36 | Социальный статус и социальная роль | Уметь определять главный статус человека в его статусном наборе. Уметь сравнивать предписываемые и достигаемые статусы по предложенным критериям. Составить набор социальных и личных статусов (рангов), которые бы хотели иметь в своей жизни | |||||
37 | Сущность социализации | Дифференцированный опрос. Охарактеризовать жизненный цикл человека. Какие аргументы можно привести в доказательство тезиса «Родительство — достижение человечества». Перечислить виды социализации, которые проходит человек | |||||
38-39 | Юность как этап социализации | Провести самоанализ на тему «В какой степени я взрослый человек». Участвовать в дискуссии на тему «Какие трудности создает и какие возможности предоставляет современное общество для социализации подрастающего поколения» | |||||
40-41 | 2 | Молодежь и молодежная субкультура | Объяснить, почему взгляды на разные возрастные границы молодежи у разных социологов не совпадают. Назвать не менее двух причин. Перечислить и охарактеризовать проблемы современной российской молодежи. Можно ли утверждать, что эти проблемы характерны только для молодежи, а не для других возрастных групп? Сравнивать проблемы российской молодежи с проблемами молодежи других стран. Насколько вам близка и какое влияние на вас оказывает молодежная субкультура? Свое мнение обоснуйте. Вредны ли для развития общества молодежные субкультура и контркультура? Свое мнение обоснуйте На основании материала учебника, информации из СМИ, ваших житейских наблюдений подготовить мини-проект «Мои предложения по формированию государственной молодежной политики России» | ||||
42 | 1 | Социализация | Проверочная работа | ||||
Раздел VI. Социальная стратификация и мобильность (2 часа) | |||||||
Тема 16. Социальная стратификация и социальные отношения (2 часа) | |||||||
43 | Социальная стратификация | Сравнить классы, касты, сословия по критериям разделения людей, заложенным в эти понятия. Построить шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими знаниями и жизненным опытом. Попытаться объяснить, от чего зависит престиж той или иной профессии. Используя жизненный опыт и расспросив своих родителей, близких и друзей, составить обобщенный социальный портрет: а) представитель высшего класса; . б) представитель среднего класса; в) представитель низшего класса | |||||
44 | Стратификация и мобильность | Перечислить каналы вертикальной мобильности, характеризуя условия, при которых каждый канал становится особенно важным для осуществления вертикальной мобильности. Представить программу социальной мобильности, которую бы вы хотели осуществить в своей жизни, обратив внимание на те условия, при которых она будет выполнима. Подготовить тезисный развернутый план ответа по теме «Особенности действия «социальных лифтов» в современной России». Опираясь на официальные данные, информацию СМИ, ваши личные наблюдения, показать картину миграционного движения в вашем регионе (численность мигрантов, характер миграции, чем она вызвана, ее последствия) | |||||
Раздел VII. Общественные отношения и социальное поведение (5 часов) | |||||||
Тема 17. Социальные взаимодействия (4 часа) | |||||||
45 | Общественные отношения и социальное взаимодействие | Дифференцированный опрос. Называть четыре типа социального взаимодействия; привести примеры каждого из них дополнительно к примерам учебника. Составить сравнительную характеристику кооперации, конкуренции и конфликта. Составить памятку «Как следует себя вести в условиях массовой паники» | |||||
46 | Конфликт и протестное движение | Дифференцированный опрос. Перечислить виды и охарактеризовать при- чины социальных конфликтов. На конкретных примерах объяснить, как следует и как не следует разрешать конфликты | |||||
47 | Социальное поведение | Дифференцированный опрос. Раскрыть смысл высказывания: «Поступайте с другими так, как вы бы хотели, чтобы поступали с вами?» | |||||
48 | Девиантное поведение | Дифференцированный опрос. На основании материала параграфа, информации, полученной из СМИ, и ваших личных наблюдений ответить на вопрос: «Чем преступность в молодежной среде отличается от преступности взрослых?» | |||||
49 | Социальная стратификация и мобильность. Общественные отношения и социальное поведение | Проверочная работа | |||||
Раздел VIII. Личность и ее духовная сфера (6 часов) | |||||||
Тема 18. Личность и ее духовная сфера (6 часов) | |||||||
50-51 | 2 | Личность | Объяснить, чем отличается индивидуальность и личность, мотив и потребность. Используя структуру потребностей А. Маслоу, проанализировать свои потребности: их наличие, соотношение разных групп потребностей, свое умение их осознавать. Привлекая дополнительную литературу, ответить на вопросы: «К какому типу темперамента относитесь вы, ваши близкие, друзья?», «Нужно ли учитывать темперамент человека, чтобы случайно не нанести ему душевную травму?» | ||||
52 | 1 | Духовная жизнь человека | Охарактеризовать проблему смысла жизни, ответить на вопрос: «Как я решаю проблему смысла жизни для себя?» Опираясь на изученный материал и дополнительную информацию, полученную из СМИ, окружающей действительности, ответить на вопрос: «Существует ли в современном российском обществе проблема кризиса духовности?» | ||||
53-54 | 2 | Ценности и идеалы личности | Назвать базовые ценности, показать их взаимосвязь. Ответить на вопрос: «Что представляет собой конфликт ценностей?», приведя примеры из повседневной жизни. Проанализировать и сравнить демократические ценности и христианские заповеди, приведенные в конце параграфа | ||||
55 | 1 | Духовная жизнь человека | Проверочная работа | ||||
Тема 19. Повторение изученного (15 часов) | |||||||
56 | 1 | Как написать реферат или подготовить презентацию по обществознанию | |||||
57- 62 | 6 | Повторение изученного материала | Дифференцированный опрос | ||||
63- 69 | 7 | Защита рефератов и презентаций | |||||
70 | 1 | Человек и общество. Сфера социальных отношений и сфера духовной культуры | Проверочная работа | ||||
итого | 70 часов |
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Литература
- Н.С. Кочетков Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой 11 класс, «Учитель», Волгоград, 2006 г.
- Е.А. Певцова. Обществознание. 10 кл. Книга для учителя. - М.: Русское слово, 2007;
- П.С. Кочетков Поурочные планы. Обществознание 10 класс, Волгоград: Учитель, 2008
- А.Ф. Никитин. Рабочая тетрадь 10 класс, М. «Дрофа»
- П.А. Баранов. Обществознание в таблицах 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ. М., «Астрель», 2012 г.
- Н.Г. Кривцова. Обществознание. Пути решения проблемных вопросов, заданий, задач.
- Интернет сайты: http//expert.ru/
http// www.rbc.ru/
http//scepsis.ru/
http//slon.ru/
http//www.odnako.orq/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая прграмма по биологии 7 класс
Рабочая прграмма по биологии 7 класс по линии Пасечника...
рабочая прграмма по биологии 9 класс
рабочая прграмма по биологии 9 класс по линии Пасечника...
рабочая прграмма по биологии 10 класс (68 часов)
рабочая прграмма по биологии 10 класс (68 часов) по линии Понамаревой...
рабочая прграмма по биологии 11 класс
рабочая прграмма по биологии 11 класс по линии Понамаревой...
Рабочая прграмма по кубановедению, 11 класс
Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.В соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края №47.01 – 1766/07 – 05 от 22.05.2007 г. ...
Прграмма по обществознанию 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа для 5 - х классов по предмету обществознание под редакцией Л.Н. Боголюбова...
Рабочая прграмма по обществознанию 5-9 классы
Рабочая прграмма составлена в соответствии с требованими ФГОС...