Программа курса Основы нравсвенности (для 10 класса)
элективный курс по обществознанию (10 класс) по теме

Скворцова Ангелина Николаевна

Инновационный характер программы заключается как в её содержании, так и в технологическом обеспечении. Реализация программы способствует выполнению поставленных перед современным образованием задач, связанных с сохранением и распространением культурно-исторического наследия, традиций и норм морали.главная цель, которую ставит автор программы, - содействовать духовно-нравственному становлению личности подростка, формированию (выращиванию в проживании) нравственных чувств, нравственного облика. нравственного поведения. Программа предполагает свободное посещение учащихся. носит зачётный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_osnovy_nravstvennosti.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «Основы нравственности» (для обучающихся Ш ступени обучения)

(автор-составитель Скворцова А.Н., учитель высшей категории)

Пояснительная записка

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Современный национальный воспитательный идеал, как его определяет Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  -  это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

МОБУ СОШ № 5, которая видит свою миссию в сохранении традиционной духовно-нравственной культуры, в течение ряда лет разрабатывает сквозную содержательную линию «Духовно-нравственная культура», частью которой является курс «Основы нравственности».

Данная программа создана на основе традиций  российской системы воспитания, которая была представлена и описана в трудах С.А. Рачинского, С.И. Гессена, Н. И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского и других отечественных педагогов. Вполне возможно, что существуют аналогичные предлагаемой программы по этике и нравственности для учащихся общеобразовательных школ, но разработчику они пока неизвестны.

Реализация предлагаемой программы обеспечивает выполнение поставленных перед современным образованием Федеральным государственным образовательным стандартом задач, связанных с  личностным развитием, сохранением и распространением культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.

Разработка содержания данного курса в конечном итоге направлена

  • на интеграцию   содержания   и   сформированного   им   мировосприятия   в различные области знаний;
  • на создание и укоренение традиционного уклада в жизни школы;

-    на со-развитие учителя и ученика в реальной педагогической практике.
         Взаимоотношения участников педагогического процесса основываются на  соборности, сотрудничестве, сотворчестве. Соборность в обучении - это
взаимное духовное, душевное обогащение, происходящее в разнообразных
формах общения и взаимодействия детей и педагога. Сотрудничество -
совместный   напряженный   поиск  нравственных  истин.   Сотворчество   - совместное   открытие,   соавторство   в   создании   духовно-нравственных ценностей.

Основными принципами реализации программы разработчик считает научность, доступность, освобождение детей от широко распространенных суеверий, мистики, учет познавательных интересов и склонностей учащихся, возвышение их духовных потребностей.

Цели:

Содействовать        духовно-нравственному        становлению        человека,

формированию у него:

  • нравственных        чувств        (совести,        долга,        ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности служить людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

  • Структура  программы

Программа содержит 2 смысловых блока:

  1. СОДЕРЖАНИЕ И СМЫСЛ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

II.      ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ      ОТНОШЕНИЯ         ПОЛЕ      ПОРОКА      И ДОБРОДЕТЕЛИ.

Содержание блоков конкретизировано рядом тем.

Время освоения той или иной темы обусловлено разными факторами:

  • степень (уровень) нравственного роста учащихся;
  • необходимость конкретизации аспектов темы или, напротив, обобщения их и т.д.

Форма освоения любой темы - проблемный диалог, основанный на ситуативном материале, личном опыте учащихся с привлечением опыта авторитетных психологов, богословов, ученых, философов. В ходе освоения тем 2-го блока привлекать жизнеописания подвижников таганрогской земли разных эпох (архиеп. Арсения, архиеп. Иосифа, архиеп. Николая, ст. Павла и др.).

        Курс рассчитан на 32 часа, из которых 6 отведено на письменные работы (сочинения-рассуждения на этические темы); 3 – на проведение конференций, 2 – зачётные уроки

Работ контрольного характера курс не предусматривает. Система оценки качества – зачётная. Преимущественные технологии, используемые при ведении курса, – личностно-ориентированные, диалоговые.

      I.  СОДЕРЖАНИЕ И СМЫСЛ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

  • Что такое правота? «Естественный закон, т.е. «закон человеческой природы». Право выбора - залы свободы человека. Главное противоречие: люди знают естественный закон и нарушают его. Почему?
  • Нравственный закон   -   не   инстинкт,   не   общественное   соглашение,   не   закон физической природы, не выдумка, а реальность закона. Несовершенство человеческой природы.
  • Материалистический и религиозный взгляд на мироздание и человека. Философия «творческой эволюции». Сильные и слабые стороны каждой мировоззренческой позиции.
  • Сила, которая стоит за нравственным законом — что мы можем о ней узнать?
  • Поведение человека и его мотивы.

Этическая ценность реального и возможного поступка. Этически нейтральные поступки. Что оценивать в поступке и типе поведения? Поле человеческих желаний, ощущений, переживаний - пространство нравственной мотивации.

-        Ценностное отношение к людям, к миру, к себе. Уникальность иной
личности. Уникальность своей личности. Уникальность любой нации,
народности, истории.

Ценность всего сущего определяется его соотнесением с абсолютным добром.

  • Переживание, мотивы и сущность ценностного выбора. Выбор между безусловно ценным и безусловно антиценным. Выбор между более и менее ценным. Нравственное возрастание. Сознательность совершаемого выбора. Что важнее - оценить поступок до или после его совершения? Нравственная борьба, поражение, победа над собой, покаяние.
  • Личность, общество и нравственная проблематика. В основе любого нравственного чувства - любовь. Истинная и искаженная любовь - с какой мы сталкиваемся чаще? Личность и общество. Общественное делание, его мотивы. Любое дело может стать нравственно значимым, если совершается в духе самопожертвования, и по мотиву служения личности и обществу.
  • Нравственный поиск правды и его отсутствие. Потребность правды жива в каждом. Правда подлинная и мнимая. Правда (истина) всегда нуждается в понимании абсолютного добра, не зависимого ни от каких обстоятельств.

//.      ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ      ОТНОШЕНИЯ     -      ПОЛЕ      ПОРОКА      И ДОБРОДЕТЕЛИ.

  • Понятие греха как духовно-нравственной ошибки и добродетели как деятельной силы добра в человека. Стремление к единству в человеческих отношениях, преодоление разъединения. Когда единство бывает неправедным (стремление к обладанию другим). Нравственно нейтральные мотивы сближения, ценность такого рода единения. Как проявляется в человеке стремление к единству и что ему препятствует. Когда другой становится другом.
  • Самоутверждение - ведущий нравственный принцип в человеческих взаимоотношениях. Преодоление собственного индивидуализма. Проявление самоотвержения: снисходительность к проявлениям чужого индивидуализма («носите тяготы друг друга» без надежды, что другие будут нести ваши тяготы), понимание, неосуждение, приятие другой личности, бережное отношение к согрешающему при осуждении его греха, отказ от настаивания на своей воле ради ближнего, если это не противоречит заповедям и совести, прощение обид, ненанесение обид, борьба с порочными особенностями характера, «ненавязывание» другим себя. Вершина самоотвержения - любовь.
  • Неосуждение - начальная точка отсчета верного отношения к ближнему, место, где «милость и истина встречаются».

Этапы «выращивания» неосуждения:

  1. «корыстный», основанный на собственной выгоде («Не судите, да не судимы будете»);
  2. страх за возможное разрушение собственной личности (недовольство, конфликтность, мрачность, психопатия);
  3. осознание и переживание боли, которую приносит осуждение осуждаемой личности.

Результаты осуждения - повсеместное разделение. Плоды неосуждения -возрастающее тепло и добро в человеческих отношениях.

-        Желание и делание добра.

Начальная установка: не делать другому того, чего себе не хочешь. Полнота

-        в осознанном доброделании, внешнем (помощь) и внутреннем (молитва).
Подлинное и мнимое, чистое и нечистое доброделание, их различие.
Качества личности, без которых невозможно подлинное доброделание:
скромность, деликатность, нежность, отзывчивость, склонность к уважению
другого, честность, правдивость, чистосердечность.

-        Чистота внутреннего мира в общении.

Составляющие ее: чистосердечие, честность, правдивость, беспристрастность, нужная мера смелости, хранение внутреннего строя себя и других,

благодарность, чистота внутреннего взгляда (к лицам другого пола), соразмерность, ровность ко всем. Осознание необходимости хранить чистоту. Различие чистоты и нечистоты в отношениях. Наиболее чистый вид отношений - служение.

-        Служение имеющимися талантами.

Условие всякой нравственной работы: не разрушение (строя души), а переориентация на самоотверженное служение другим. Служение ближним начинается с размышления о своих (и только) возможностях. Служение спасительно, если мотивом его является любовь. Служение имеющимися дарами - главная практическая взаимоотношенческая задача, примеры ее реализации. Дары могут оказаться источником скорби для человека, обладающего ими, но для ближнего должны стать лишь источником радости.

-        Семейные отношения. Супружество.

Брак как духовно-нравственное явление, в котором реальное воплощение получает заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» (жену, мужа, детей). Органическое единство разных личностей - семья. Существующие искажения идеальных отношений (по любви и послушанию) в семье и их последствия. Семейные отношения как форма ответственного служения.

-        Семейная жизнь. Дети и родители.

Почитание - особый род уважения. Ответственная любовь к детям и родителям. Подлинное воспитание - питание нравственной пищей. Послушание и его нравственные мотивы. Послушание - начало смирения, доброжелательности, ответственности. Задача воспитания -  научить верному ориентированию в нравственном море жизни (в пробуждении совестливого начала и укреплении его).

Осваивая содержание 1-го блока, учащиеся:

  1. могут убедиться в объективном существовании некоего нравственного закона, абсолютного критерия добра, существующего независимо от воли человека, вторгающегося в пространство его сознания. Именно с этим законом человек (осознанно или неосознанно) соотносит свои поступки, тип поведения, саму жизнь;
  2. могут обнаружить главное противоречие собственной человеческой природы - стремление к добру и уклонение во зло;

1-й блок необходим в качестве базы для освоения содержания 2-го блока. Осваивая содержание 2-го блока, учащиеся

  1. могут научиться видеть и ценить красоту нравственного выбора, понимать необходимость усилий для этого выбора, необходимость постоянного внутреннего делания для того, чтобы соответствовать высокому званию «Человек».
  2. могут научиться давать нравственную оценку поступку до и после его совершения в соответствии с избранными (определенными нравственными критериями).
  3. по мере нравственного возрастания могут приобретать навык различения добра и зла, нравственно ценного и антиценного.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа эллективного курса "Основы правоведения" 9 класс

Рабочая программа эллективного курса "Основы правоведения" 9 класс...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов школы № 169 является локальным и индивидуальным документом образовательного учреждения. Она показывает как ...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учр...

Рабочая программа курса "Основы информатики" 5 класс

Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ»....