Формы культуры
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Софонова Римма Николаевна

Тема: Формы культуры.

Цель урока: познакомить учащихся с основными формами и  типами культуры, научить анализировать их.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

Ø  учащиеся должны научиться определять сущность основных форм, типов культуры и ее разновидностей; анализировать их;

Ø   давать определения следующим понятиям: элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура.

 

  1. Развивающие:

Ø  продолжить формирование навыков анализировать, сопоставлять, делать выводы;

Ø  развивать коммуникативность  в условиях работы в группе, умение вести дискуссию,

Ø  совершенствовать навыки работы с информацией, документами, дополнительным материалом, развивать творческую самостоятельность.

  1. Воспитательные:

Ø  продолжить формирование уважительного отношения к культурному наследию,

Ø  способствовать  формированию стремления  учащихся приобщения к духовным ценностям, воплощенным в культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_kultury.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 г. Павлово

Урок обществознания

Тема: Формы культуры.

Тип урока: комбинированный.

Программа: А.И.Кравченко Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений.-4-е изд.- Москва «Русское слово», 2006

Учебник: А.И Кравченко, Е.А.Певцова Обществознание: Учебник для 9 класса. Москва «Русское слово», 2007

Класс 9

Учитель Софонова Римма Николаевна

2010 г.

Тема: Формы культуры.

Цель урока: познакомить учащихся с основными формами и  типами культуры, научить анализировать их.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • учащиеся должны научиться определять сущность основных форм, типов культуры и ее разновидностей; анализировать их;
  •  давать определения следующим понятиям: элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура.

 

  1. Развивающие:
  • продолжить формирование навыков анализировать, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать коммуникативность  в условиях работы в группе, умение вести дискуссию,
  • совершенствовать навыки работы с информацией, документами, дополнительным материалом, развивать творческую самостоятельность.
  1. Воспитательные:
  • продолжить формирование уважительного отношения к культурному наследию,
  • способствовать  формированию стремления  учащихся приобщения к духовным ценностям, воплощенным в культуре.

Оборудование урока:  учебник, рабочая тетрадь к учебнику обществознания, технические средства (компьютер, мультимедийный проектор), доска, электронная презентация,  карточки с текстом.

Этапы урока и их хронометраж:

Содержание урока

Продолжительность

1.

2.

2.1

2.2

2.3

3.

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

 5.

 6.

 7.

Оргмомент. Приветствие.

Проверка  пройденного материала. Актуализация знаний.

 Фронтальная работа. Дифференцированные задания.

 Демонстрация презентации  «Культурное наследие России»

домашняя работа учащегося.

Проверка домашнего задания по рабочей тетради.

 Подготовка к восприятию нового материала.

Изучение нового материала.

Элитарная культура.

 Народная культура

Массовая культура  и ее особенности.

 Типы культур.

Субкультура. Молодежная культура

 Закрепление нового материала.

 Выполнение тестов.

Подведение итогов. Рефлексия.

Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

1 мин.

12 мин.

6 мин.

4 мин

2 мин

2 мин.

22 мин.

2 мин.

2 мин.

11 мин.

2 мин.

5 мин.

5 мин.

2 мин.

1 мин.

1.Оргмомент. Приветствие. 1 мин.

2.Проверка изученного материала. Актуализация знаний. 12 мин.

 «___________ - сад прекрасный». - подумайте о чем мог  так высказаться российский живописец  XX века. Сегодня мы продолжаем разговор о культуре, в ходе урока выясним любую культуру можно назвать «садом прекрасным»?

2.1 Фронтальный опрос. Дифференцированные задания у доски    6 мин.

На прошлом  уроке мы начали знакомство с темой: «Что такое культура». Вспоминаем, что нам известно по данной теме?

К доске приглашаются 3 ученика для выполнения заданий.(cлайд №1)Приложение №1

 Учитель проводит фронтальный опрос.

Предполагаемые устные ответы учеников:

  • Определения  культуры.
  1. Культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
  2. Культура – творческая деятельность, осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества.
  3. Культура – практическая реализация общечеловеческих духовных ценностей в делах и отношениях людей.
  4. Культура в широком смысле слова – это всё ценное, созданное обществом, это вторая природа, сотворенная руками человека.
  • В чем заключается главная задача  культуры?
  • Функции культуры  (социализации, адаптационная, информативная, познавательная, оценочная, регулятивно-нормативная)
  • Элементы культуры   (материальные и нематериальные объекты)
  • Подсистемы культуры (материально-вещевая, социальная, духовная).
  • Культурный комплекс, культурное наследие, культурные универсалии.

2.2  Дифференцированные задания . 

- Продолжаем  проверять  знания по теме «Что такое культура», проверяем выполненные задания:

 Задание №1. с. 62 (рабочая тетрадь) №1. Соотнести понятия и определения.  

Задание №2  учебник стр. 136 практикум  №2   

Задание №3. с. 63 -64 (рабочая тетрадь). Прочитать текст «Цивилизация майя», определить и перечислить элементы культуры майя. Являются ли эти элементы ценными для культуры всего человечества?

2.3. . Экскурсия «Культурное наследие России».  6 мин.

 - Вспомните, что такое культурное наследие? ( часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое).

Из истории нам известно, что ценности материальной культуры – постройки, произведения искусства, книги – уничтожает время, они страдают во время стихийных бедствий и войн.

-Вспомните,   когда в истории нашего государства происходили события, приводившие к утратам культурного наследия.

(Так было в нашей стране после монголо-татарского ига,  после революции 1917 г. и  победы одной из сторон в Гражданской войне, в годы Великой отечественной войны. В 30-е годы 20 века борьба с религией приняла характер стихийного бедствия, вылилась в массовое уничтожение церквей).

- Каким образом в обществе сохраняют и  передают культурное наследие? Какие организации этим занимаются?

 (Музеи, библиотеки, архивы, специальные службы охраны памятников истории и культуры. В каждом государстве, в том числе в России, существует национальное законодательство об охране памятников истории и культуры).

-Свою роль здесь играет и международное сотрудничество и международные организации. Например, организацией по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – создан перечень объектов культуры, составляющих мировое культурное наследие, т. е. имеющих значение для всего человечества. Какие достижения нашего народа приобрели статус мирового признания, мы узнаем из презентации. ( домашнее задание).

  • Просмотр презентации- экскурсии на тему «Памятники культуры России, признанные общепланетарным достоянием». Приложение № 2
  • Назовите свои экспонаты  «Культурного наследия России» (по домашнему заданию в  рабочей тетради   с.65. №5).

- Существует ли культурное наследие семьи? Приведите конкретные примеры

3.  Подготовка к восприятию нового материала. 2 мин.

- Попробуйте составить словосочетания со словом культура. (Национальная культура, культура поведения, культура личности, культура племени, русская культура, правовая, экономическая, политическая и т.д.)

- Все они характеризуют локальные (частные) культуры.

Существуют и такие понятия как народная культура, массовая, элитарная культура. Что означают данные понятия? Это основные формы культуры.

4.Изучение нового материала.

  Сегодня  продолжая  изучение темы «Культура и духовная жизнь» мы  знакомимся с основными формами культуры.

Объявляется  тема: « Формы культуры». 

Слайд 2, запись  в тетрадь.

Выясним, что характерно для каждой из них, по каким признакам их различают

 5 мин.

Формы культуры  различаются в зависимости от того:

  • кто создаёт культуру,
  • каков её уровень  
  • кто является её потребителем.

(Составление схемы  «Формы культуры» в тетради по ходу знакомства  с новым материалом по презентации и  таблицей в учебнике  стр.149)     Слайд 3.

4.1. Элитарная культура.

Элитарная или высокая культура создается профессиональными творцами,  для избранного "пользователя". Она интеллектуальна, изыскана, закрыта. К ней относятся живопись, скульптура, архитектура, литература, мозаика, иконопись, музыка. Слайд 4.

Высокая культура  трудна для понимания неподготовленного человека. ( Например, живопись Пабло Пикассо испанского художника, классическая музыка, фильмы Феллини, Тарковского,  опера, балет).  Круг ее почитателей высокообразованные люди. Когда уровень образования населения растет, то и круг почитателей высокой культуры расширяется.

4.2. Народная культура

-  Народная культура - основана на этнических и исторических особенностях того или иного народа, создается анонимными творцами, не имеющей профессиональной подготовки.  К ней относятся: Эпос, былины, предания, сказки, обычай, ритуал. Слайд4.

Своими корнями она уходит в прошлое, базируется на системе ценностей, менталитете народа, отражает национальный характер. Культура каждого народа отличается самобытностью. Вспомните, как по-другому еще называют народное творчество, которое создается различными слоями населения (Фольклор).

4.3. Массовая культура  и ее особенности.

- Массовая культура - общедоступное развлекательное, популярное искусство. Основные  признаки: доступность, неизбирательность (обладает, как правило, меньшей художественной ценностью). У нее широкая аудитория и она является авторской. К ней относятся: эстрада, шлягер, китч, кино, сленг, радио, телевидение.

В письме в одну из газет два известных историка и писатель так охарактеризовали продукцию массовой культуры: «Это поток из сточной канавы, поток безвкусицы, мерзости и одичания. На крикливо оформленных обложках – уродливые хари, окровавленные зубы вампиров и прочей нечисти, чудовища из расстроенного воображения торговцев ужасами, грубый секс и убийства, убийства, убийства…» Слайд Задание.  Являются ли книжные издания, которые характеризуют авторы, продуктами массовой культуры? Разделяете ли вы столь критичное отношение к этим изданиям? Читаете ли вы подобные книги?

- Массовая культура – явление  не однородное.   В современной культурологии,  как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:

  • китч-культура («халтура», т. е. низкопробная, даже вульгарная );
  • мид-культура ( культура «средней руки»);
  • арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения). Слайд

- Массовая культура – явление  не однородное.  Давайте выясним:  какое влияние оказывает массовая культура на человека и общество? Определите «плюсы» и «минусы» массовой культуры. Свои результаты оформите, используя метод фиш-бон.

 Работа в группах.  Представление результатов.

Задания:  

  • Приведите  аргументы в защиту высказывания: «Массовая культура – это коммерческое предприятие, и она предлагает самые простые схемы взаимоотношений людей, которые не соответствуют реальной жизни» (слайд)
  • Приведите  аргументы в защиту высказывания: «Массовая культура не представляет опасности и в ней есть свои вершины» (слайд).2 мин.

Обобщение. 3 мин. Итак, не надо  бояться массовой культуры, но сидеть только на ее «скудном пайке» – значит лишить себя возможности творческого развития, способности постигать мир во всем его сложном многообразии.

Изменения происходят и в элитарном искусстве. Многие новаторские работы, поначалу считавшиеся необычными, труднодоступными, становятся признанными и даже популярными. (Приведите примеры).

Как и в массовой культуре, в элитарной тоже есть свои вершины, бывают провалы и подделки под интеллектуальность и глубину.

Слайд 6.

Жесткой грани между двумя культурами нет, они перетекают одна в другую, обогащая друг друга.

  1.  Закрепление материала. Задание №1 рабочая тетрадь с. 69 3 мин. (Приложение №3 звучат музыкальные фрагменты, иллюстрации, необходимо определить к какой из трех форм относятся произведения).  

  1.  Типы культур: устная, книжная, экранная.( в зависимости от характера общения)

  Учитель дает характеристику типам культуры.

4.6. Субкультура. Молодежная культура. 5 мин.

В культуре различают не только формы и типы, но выделяют  и  две разновидности: субкультуру и контркультуру. - Что такое субкультура? Стр. 149. определение.

 Слайд.  Субкультура – это культура,  присущая какой-то определенной социальной группе: молодежная культура, культура казаков, культура мегаполиса, культура среднего класса и т.д.

Познакомимся, как проявляет себя молодежная культура?  Представление презентации учащегося (Приложение №4 ,опережающее творческое задание). 3 мин.

  1. Подведение итогов. Закрепление нового материала. 5 мин.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С какими формами культуры мы познакомились сегодня?

-  С проявлениями какой культуры мы сталкиваемся каждый день?

- Вернемся к высказыванию Н.Рериха.  Любую культуру можно назвать «садом прекрасным»? (Главная задача культуры оказывать влияние на совершенствование личности, но не все, что создает человек, т.е.  не любая культура выполняет данные функции, например китч-культура).

Выполнение тестов.  Слайд, (или раздаточный материал) см. Приложение №5

6. Рефлексия. 2 мин.

-Какие вопросы возникли у вас при изучении темы, заинтересовали?

- Работу кого из одноклассников вы отметите на сегодняшнем уроке?

- Благодарю всех за работу. Оцениваем результаты (выставление оценок).

7.Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению. 1 мин.

Параграф 19. вопросы 1-4 устно. Задания №1,2,3,5 в рабочей тетради письменно



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект "Формы культуры"

План - конспект урока по обществознанию для 9 класса по теме "Формы культуры". В материале предлагается конспект урока и презентация....

Религия как одна из форм культуры

Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.  Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.  Раскрыть смысл свобо...

Религия,как одна из форм культуры.

Презентация к уроку обществознания по учебнику Боголюбова....

Урок обществознания. 8 класс.Религия как одна из форм культуры

Презентация к уроку обществознания 8 класс  "Религия как одна из форм культуры" (учебник под редакцией Л. Боголюбова)...

Религия как одна из форм культуры

урок обществознания по теме "Религия как одна из форм культуры"...

Презентация для 8 класса "Религия как одна из форм культуры" раздел "Сфера духовной культуры"

Тема очень важна для формирования мировоззрения школьников, поэтому в презентации предложено достаточное количествозаданий на размышление....

Религия как одна из форм культуры

Материал предназначен для урока обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова....