Диагностический тест по теме: "Сфера политики и социального управления".
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) по теме

 Ефимова Светлана Александровна

Диагностический тест по теме: "Сфера политики и социального управления" для учащихся 9-х классов в формате ГИА. 2 варианта с ответами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politika_-_diagnostika.docx80.55 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по обществознанию.

Тема:  «Сфера политики и социального управления».

ГИА

1 - вариант.

Часть I.

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Что из перечисленного характеризует демократический режим?

1) верховенство исполнительной власти
2) командно-административные методы управления
3) господство одной общеобязательной идеологии
4) защита прав и свобод граждан

А2. Что является признаком государства любого типа?

1) наличие двухпалатного парламента
2) наличие правоохранительных органов
3) всенародное избрание главы государства
4) многопартийность

А3. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?

А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.

Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.

1) верно только А                                                  2) верно только Б

3) верны оба суждения                                         4) оба суждения неверны

А4. Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют:

1) гражданским обществом                             2) многопартийностью
3) федерацией                                                   4) правовым государством

А5. Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является:

1) либеральным        2) демократическим            3) революционным                4) авторитарным

А6. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. В любом государстве действует разделение властей и система «сдержек» и «противовесов».

Б. Государство обладает исключительным правом издавать законы.

1) верно только А                                                  2) верно только Б

3) верны оба суждения                                         4) оба суждения неверны

А7. Что из перечисленного ниже характеризует любую политическую партию?

1) наличие региональных отделений
2) выражение интересов общества в целом
3) исключительное право издавать общеобязательные законы
4) притязание на власть, участие во власти

А8. Что понимается под формой правления государства?

1) организация высших органов власти                                            2) политический режим
3) распределение власти по территории страны                               4) политическая система

А9. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении в РФ?

А. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления.

Б. Структура органов местного самоуправления в РФ определяется Правительством РФ.

1) верно только А                                                  2) верно только Б

3) верны оба суждения                                         4) оба суждения неверны

А10. В нашей стране подписывает и обнародует законы:

1) глава правительства                                                2) президент
3) председатель Совета Федерации                           4) генеральный прокурор

А11. Отличительным признаком федеративного государства является:

1) избрание высших органов государственной власти
2) верховенство исполнительной власти
3) наличие органов местного управления
4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти

А12. Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. К демократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет парламент — коллективный законодательный орган.

Б. К недемократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет правитель с неограниченной властью.

1) верно только А                                                     2) верно только Б

3) оба суждения верны                                            4) оба суждения неверны

А13. В государстве Z регулярно проводятся парламентские выборы. Лидер победившей на выборах партии становится главой правительства. Парламент избирает президента, который выполняет представительские функции. Какова форма правления данного государства?

1) республика                       2) монархия             3) федерация               4) демократия

А14. В государстве Z состоялись выборы, в которых приняли участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы имели демократический характер?

1) члены правящей партии получили дополнительные голоса на выборах
2) избиратели должны были ориентироваться на мнение властей о каждом из кандидатов
3) избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы
4) участвовать в выборах могли только те граждане, кто имеет постоянную работу

А15. Верны ли суждения о формах государственно-территориального устройства?

А. Основными формами государственно-территориального устройства являются: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Б. Современная Россия является примером конфедерации.

1) верно только А                                                     2) верно только Б

3) оба суждения верны                                            4) оба суждения неверны

А16. Верховная власть в государстве Z. передаётся по наследству. Какая форма правления в этом государстве?

1) федерация             2) унитарное государство            3) монархия              4) республика

А17. Политика – это:

1) сфера общества, призванная обеспечить деятельность научных , религиозных, образовательных учреждений и организаций

2) сфера приложения сил наиболее сознательной части общества

3) сфера отношений, складывающихся в процессе материального производства

4) сфера взаимодействия различных групп, реализующих свои интересы с помощью власти

А18. Для государства Z. характерна известная степень самостоятельности образующих его земель, существует двойная система судопроизводств, гражданско-правового кодекса. Центральное правительство не обладает правом одностороннего изменения границ государства, а земли, соответственно правом выхода из него в одностороннем порядке. Какова форма государственно – территориального устройства государства Z.?

1) унитарное государство                                             2) автономия

3) федерация                                                                  4) конфедерация

А19. Исполнительные органы местного самоуправления:

1) устанавливают местные налоги и сборы

2) утверждают местный бюджет

3) осуществляют правотворческую деятельность в объеме своих полномочий

4) распоряжаются имуществом и объектами муниципальной собственности

А20. Верны ли суждения о разделении властей?

А) Разделение властей способствует исключению концентрации государственной власти в руках одного человека.

Б) Разделение властей способствует чёткому разграничению функций между ветвями государственной власти.

1) верно только А                                                     2) верно только Б

3) оба суждения верны                                            4) оба суждения неверны

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. В приведенном списке указаны черты сходства выборов и референдума и отличия выборов от референдума. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 

1) является (ются) выражением народовластия;

2) проводится (ятся), как правило, регулярно;

3) служит формой демократии;

4) предполагает выдвижение кандидатов.

 Ответ:

Черты сходства

Черты отличия

В2. Установите соответствие между органами государственной власти в Российской Федерации и их полномочиями. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ                          ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ

ВЛАСТИ                                                                                                   ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А)  заслушивает ежегодные отчёты Правительства                             1) Президент

Российской Федерации о результатах его деятельности;                    2) Правительство

Б) осуществляет руководство внешней политикой                              3) Государственная дума

Российской Федерации;                                                                           4) Совет Федерации

В) утверждает изменения границ между субъектами

Российской Федерации;

Г) управляет федеральным имуществом;

Д) решает вопросы гражданства Российской Федерации и

предоставления политического убежища;

Е) проводит финансовую, кредитную и денежную политику;

Ж) принимает Федеральные законы

       

Запишите в таблицу выбранные цифры:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(A) С начала 2000-х гг. в стране Z проводятся политические реформы. (Б) Отрадно, что в ходе реформ появились новые политические партии, стали свободно действовать средства массовой информации. (B) Социологические опросы показали, что большинство граждан поддерживают политический курс правительства.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

А

Б

В

Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4, В5.

 В стране Z. был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, свободны современные российские средства массовой информации (СМИ) от государственного контроля?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТА

КОЛИЧЕСТВО ОПРОШЕННЫХ (в %)

полностью свободны

12

по большей части свободны

34

по большей части находятся под контролем

35

полностью контролируются государством

10

затрудняюсь ответить

9

В4. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мнения опрошенных граждан разделились примерно пополам

2) каждый пятый считает российские СМИ абсолютно свободными от государственного контроля

3) каждый десятый опрошенный считает, что российские СМИ находятся под абсолютным контролем власти

4) около половины опрошенных граждан считают, что СМИ находятся под полным или частичным контролем государства

5) большинство опрошенных считают, что российские СМИ находятся под полным контролем государственных властей

Ответ:___________

В5. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) население страны обладает резко полярными воззрениями по вопросам государственного контроля над СМИ.

2) в обществе наблюдается резкое социальное расслоение

3) в стране Z. развиваются демократические процессы

4) основная масса населения недовольна качеством СМИ

5) правительству страны Z. следует обратить особое внимание на взаимоотношения со СМИ

Ответ:___________

Часть III.

Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему.

Прочтите текст и выполните задания С1- С6

Гражданское общество.

Гражданское общество — это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины. Она уже не может спокойно проехать по нему и не заметить.

Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожарникам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я — член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» — очень серьезная общественная организация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные товары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государственное или частное предприятие, если уличит его в неуважении к правам потребителей.

В нашем обществе еще только появляются ростки гражданского общества. А вот если взять, к примеру, современную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «социальными проектами». Это центры дошкольного воспитания, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеки. Существует широкое движение за гражданские права.

Все это, вместе взятое, создает картину богатого гражданского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помогают друг другу.

 (По материалам энциклопедии для школьников)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Приведите три примера защиты гражданским обществом интересов и прав гражданина. В каждом случае назовите защищаемое право гражданина, а затем приведите пример.

С3. Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений.

С4. Приведите три примера защиты гражданским обществом интересов и прав гражданина. В каждом случае назовите защищаемое право гражданина, а затем приведите пример.

С5. Некоторые ученые считают, что полноценное функционирование гражданского общества возможно только в условиях правового государства. Приведите два аргумента в поддержку этого мнения.

С6. В тексте приведено утверждение: «Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Диагностическая работа по обществознанию.

Тема:  «Сфера политики и социального управления».

ГИА

2 - вариант.

Часть I.

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Укажите политическую партию, исходя из её участия в осуществлении власти:

1) коммунистическая                                        2) оппозиционная

3) левая                                                               4) кадровая

А2. В государстве Z. всенародно избираемый президент одновременно является главой государства и главой правительства. При этом ответственность за свои действия правительство несёт перед президентом. Какова форма правления государства Z.?

1) конституционная монархия

2) президентская республика

3) полупрезидентская республика

4) парламентская республика

А3. Верны ли следующие суждения о выборах?

А. Выборы являются действием органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности.

Б. Выборы представляют собой закрепление путём голосования заранее определённых сотрудников органов исполнительной власти.

1) верно только А                                                  2) верно только Б

3) верны оба суждения                                         4) оба суждения неверны

А4. Содружество Независимых Государств, созданное по итогам встречи глав России, Украины, Белоруссии в Беловежской пуще 7-8 декабря 1991 года, представляет собой пример:

1) конфедерации                       2) федерации                       3) унитарного государства               4) автономии

А5. К функциям политики не относится:

1) регулирование отношений между классами, социальными группами, нациями

2) отстаивание частных интересов граждан

3) подержание общественного порядка, целостности и стабильности общества

4) обеспечение цивилизованного диалога граждан и государства

А6. Верны ли следующие суждения о способах формирования у гражданина умений политического действия?

А. Способом формирования у гражданина умений политического действия является включение его в общественно - политическую жизнь.

Б. Способом формирования у гражданина умений политического действия является освоение им только политических знаний.

1) верно только А                                                  2) верно только Б

3) верны оба суждения                                         4) оба суждения неверны

А7. К признакам демократии не относится:

1) назначение основных органов власти

2) равноправие граждан

3) подчинение меньшинства большинству при принятии решений

4) признание народа источником власти

А8. Государство Z. установило на территории своей страны единый правопорядок, издаёт законы, определяет права и обязанности государственных органов и общественных организаций, должностных лиц и граждан. Этот пример иллюстрирует:

1) территориальную целостность                                     2) внешний суверенитет

3) полновластие нации                                                       4) внутренний суверенитет

А9. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Местное самоуправление входит в систему государственной власти.

Б. Местное самоуправление характеризуется многообразием форм его осуществления.

1) верно только А                                                  2) верно только Б

3) верны оба суждения                                         4) оба суждения неверны

А10. В государстве Z. у граждан отсутствует право совершать политический выбор, политический, идеологический и экономический плюрализм. Граждане не могут оказывать воздействие на власть, которая осуществляет полный контроль за всеми сферами общественной жизни. какой политический режи существует в государстве Z.?

1) демократический                                     2) авторитарный

3) тоталитарный                                           4) тиранический

А11. Компонентом гражданского общества в сфере духовной культуры выступает:

1) объединение защитников окружающей среды

2) педагогическое общество

3) правозащитная организация

4) благотворительный фонд

А12. Верны ли следующие суждения о государственном суверенитете?

А. Государственный суверенитет не является основным признаком государства.

Б. Ничем не ограниченного государственного суверенитета реально нет и быть не может.

1) верно только А                                                     2) верно только Б

3) оба суждения верны                                            4) оба суждения неверны

А13. Организация N. стремится воздействовать на власть для того, чтобы она обеспечила экологическую безопасность своего региона. В состав  организации входят учёные, студенты, журналисты, бизнесмены, спортсмены, депутаты городского собрания, пенсионеры, имеющие различные идеологические позиции. Данная организация это:

1) политическое движение                                   2) правозащитная организация

3) муниципальный комитет                                 4) политическая партия

А14. Укажите государство, исходя из формы государственно-территориального устройства:

1) демократическое                 2) тоталитарное                 3) монархическое             4) федеративное

А15. Верны ли суждения о разделении властей?

А. Сущность разделения властей состоит в том, что три ветви государственной власти  (законодательная, исполнительная, судебная) должны быть независимы друг от друга.

Б. Сущность разделения властей состоит в том, что когда действует одна власть, другие останавливают свою деятельность.

1) верно только А                                                     2) верно только Б

3) оба суждения верны                                            4) оба суждения неверны

А16. Партия N. является немногочисленной по своему составу. Она не имеет постоянного жёсткого членства. Фактически настоящие члены партии - профессиональные политики, которые стремятся к получению власти. Поэтому партия N. и создана для целей избирательных компаний. Эта партия- :

1) массовая                   2) кадровая                        3) консервативная                     4)  левая        

А17. Какой из приведённых ниже терминов объединяет, обобщает остальные?

1) форма правления                                

2) политический режим

3) форма государственно - территориального устройства

4) форма государства

А18. Признаком правового государства выступает:

1) полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека

2) периодические выборы в органы государственной власти

3) разработанность всех необходимых для жизни людей отраслей права

4) наличие правоохранительных органов

А19. Референдум в отличие от выборов:

1) реализует право граждан на участие в управлении государственными делами

2) является узаконенной формой влияния населения на политическую жизнь

3) выступает проявлением непосредственной демократии и волеизъявления народа

4) представляет собой голосование или опрос граждан по важнейшим вопросам государственного значения

А20. Верны ли суждения об активном избирательном праве?

А) Активное избирательное право означает право избирать в органы государственной власти.

Б) Активное избирательное право означает право быть избранным в Государственную Думу..

1) верно только А                                                     2) верно только Б

3) оба суждения верны                                            4) оба суждения неверны

Часть II.

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y — тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) пресечение нарушений общественного порядка

2) наличие органов исполнительной власти

3) свободные выборы на альтернативной основе

4) вынесение приговоров внесудебными органами

Ответ:

Черты сходства

Черты отличия

В2. Установите соответствие между органами государственной власти РФ и её ветвями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ                                                                ВЕТВИ

              ВЛАСТИ В РФ                                                             ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) администрация Краснодарского края                                  1) законодательная

Б) Федеральное собрание                                                           2) исполнительная

В) Министерство внутренних дел РФ

Г) городская дума

Д) Правительство РФ

         

Запишите в таблицу выбранные цифры:

А

Б

В

Г

Д

В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(A) Редакция известного журнала опросила читателей о том, как они оценивают политическую ситуацию в стране. (Б) К сожалению, многие граждане заявили о полном отсутствии интереса к политике. (B) Очевидно, правительству и политическим партиям следует приложить усилия для повышения политической информированности и активности граждан.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

А

Б

В

Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4, В5.

В одном из регионов социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какую форму  участия в политической жизни вы предпочитаете?».

 Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

В4. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый десятый опрошенный предпочитает в качестве формы участия в политической жизни страны встречи с политическими деятелями.

2) Четверть опрошенных не считает участие в выборах в качестве предпочтительной формы участия в политической жизни страны.

3) Направление обращений и писем в органы власти среди опрошенных более популярно, чем деятельность в политических партиях, движениях.

4) Опрошенные больше предпочитают участвовать в митингах, демонстрациях, чем приходить на встречи с политическими деятелями.

5) Направление обращений и писем в органы власти как форма участия в политической жизни страны получило среди опрошенных такую же поддержку, что и участие в митингах, демонстрациях и деятельность в политических партиях, движениях, вместе взятые.

Ответ:______________

В5. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Наиболее популярной формой участия населения региона в политической жизни страны является деятельность в политических партиях.

2) Жители региона используют различные формы участия в политической жизни страны.

3) Подавляющее большинство населения региона проявляет интерес к избранию должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемому при помощи голосования.

4) Демократизация политических отношений, по мнению опрошенных, позволяет усилить влияние человека на властные структуры.

5) Значительная часть жителей региона предпочитает форму участия в политической жизни страны, в которой отсутствует принцип непосредственности демократии

Ответ:______________

Часть III.

Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему.

Прочтите текст и выполните задания С1- С6

    «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут принуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет. (…)

       В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная,  ведающая  вопросами права гражданского.

       В силу первой власти  государь или учреждение издаёт законы, временные или постоянные, и справляет или отменяет существующие законы, в силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти (которую можно назвать судебной. – Авт.) он карает преступников и разрешает столкновения частных

лиц. (…)

       Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет издавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.

        Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем.  Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.

     Всё погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении составленном из сановников из простых дворян или простых людей были соединены это три ветви: власть создавать законы власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступников или тяжбы частных лиц.

    В большинстве европейских государств установлен умеренный образ правления, потому что их государи, обладая двумя первыми властями, предоставляют своим подданным отправление третье. (…)

    Если исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее станет деспотическим, так как, имея возможность предоставить себе любую власть, какую оно только пожелает, оно уничтожит все прочие власти.

     Наоборот, законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти. Так как исполнительная власть ограничена по самой своей природе, то нет надобности ещё как-то ограничивать её; кроме того, предметом её деятельности являются вопросы, требующие быстрого решения».

(Монтескьё Ш. О духе законов М.1999. С137, 1380139.)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 С2. О каких видах власти существующих в каждом государстве, говорится в тексте? К каким последствиям может привести соединение видов власти в одном лице или в одном учреждении?

С3. Используя содержание текста, заполните таблицу.

Виды государственной власти

Их содержание

1.

2.

3.

С4. Почему, по мнению автора должно существовать разделение властей? С опорой на текст и обществоведческие знания назовите три причины разделения властей.

С5. В одном телевизионном ток-шоу, посвящённой реформе политической системы, один из участников утверждал, что законодательная власть есть верховная, абсолютная,  которая, следовательно, может брать на себя полномочия других ветвей власти. Привлекая текст и обществоведческие знания, сформулируйте два аргумента (обоснования), которые могли бы использовать критики данной точки зрения. Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.

С6. Характеризуя законодательную власть, автор отмечает, что она «издаёт законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы». Согласны ли вы с тем что «законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Тема:  «Сфера политики и социального управления».

КЛЮЧ

Часть I

1 – вариант

2 – вариант

А1

4

2

А2

2

2

А3

3

4

А4

1

1

А5

4

2

А6

2

1

А7

4

1

А8

1

4

А9

4

2

А10

2

3

А11

4

2

А12

3

2

А13

1

1

А14

3

4

А15

1

1

А16

3

2

А17

4

4

А18

3

1

А19

4

4

А20

3

1

Часть II

В1

1324 – 1 балл

1234– 1 балл

В2

3142123 – 2 балла

21212- 2 балла

В3

121– 1 балл

122 – 1 балл

В4

134– 1 балл

235– 1 балл

В5

15  – 1 балл

23 -– 1 балл

Часть III

С1

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) состав гражданского общества;

2) задачи организаций гражданского общества;

3) степень развития гражданского общества у нас и на Западе;

4) значение групп гражданского общества для жизнедеятельности человека.

Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) три рода власти в государстве;

2) условия, создающие угрозу свободе в государстве;

3) умеренный образ правления;

4) законодательная и исполнительная власть: система сдержек и противовесов

Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

С2

В правильном ответе могут быть указаны следующие права и примеры:

1. Право потребителя. Каждый гражданин может получить помощь со стороны «Союза потребителей» в случае если он получил некачественные товар в магазине.

2. Право на благоприятную экологическую среду. Граждане объединяясь в общественные организации протестуют против вырубки лесов для строительства автомагистрали через территорию заповедника.

Могут быть указаны и иные права и приведены соответствующие им примеры.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) виды власти, существующие в каждом государстве: власть законодательная власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная,  ведающая  вопросами права гражданского.

2) последствия,  к которым может привести соединение видов власти в одном лице или учреждении: утрата свободы власть произвола.

С3

В ответе могут быть указаны следующие проявления гражданского общества:

1) член союза потребителей;

2) член клуба содействия пожарникам;

3) прихожанин храма;

4) посетитель спортивного клуба;

5) посетитель общественной библиотеки.

Могут быть даны иные проявления гражданского общества

Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу.

1) Законодательная – создание законов, их отмена или исправление.

2) Исполнительная – объявление войны или заключение мира, отправление или приём послов, обеспечение безопасности.

3) Судебная – наказание преступников, разрешение столкновений частных лиц.

Могут быть даны в таблице иные, близкие по смыслу формулировки.

С4

В правильном ответе могут быть указаны следующие права и примеры:

1. Право потребителя. Каждый гражданин может получить помощь со стороны «Союза потребителей» в случае если он получил некачественные товар в магазине.

2. Право на благоприятную экологическую среду. Граждане объединяясь в общественные организации протестуют против вырубки лесов для строительства автомагистрали через территорию заповедника.

Могут быть указаны и иные права и приведены соответствующие им примеры.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) ответ на вопрос: по мнению автора, разделение властей создаёт возможность для того, чтобы не злоупотреблять властью;

2) причины разделения властей:

- исключение концентрации власти в руках одного человека или государственного органа, что препятствует злоупотреблениям, установлению диктатуры;

- разграничение функций между ветвями государственной власти позволяет эффективно выполнять важные государственный полномочия каждой из них, осуществлять взаимный контроль, создавать систему сдержек и противовесов;

- гармоничное решение многих проблем общественной и государственной жизни, при которых человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Могут быть приведены другие причины разделения властей.

С5

Могут быть приведены следующие аргументы:

1) для функционирования гражданского общества необходим такой принцип как верховенство законов;

2) для функционирования гражданского общества необходим такой принцип приоритет прав и свобод человека;

3) для функционирования гражданского общества необходим такой принцип подчиненность государства законам.

Могут быть приведены и иные аргументы.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) два аргумента (объяснения) например:

- законодательная власть не может пользоваться правами, предоставленными другой власти;

- законодательная власть является верховной но не абсолютной.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

2) фрагмент текста, например:

- « … различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»;

- «Если исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее станет деспотическим…»;

- «законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти».

С6

В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту данной точки зрения:

1) в малой группе проще добиться любви и уважения;

2) межличностные отношения возникают только в малой группе.

Аргументы в опровержение:

1) публичные люди: политики продолжают себя чувствовать людьми и общаясь с огромным количеством людей (президент со всей нацией);

2) возможности для самореализации своих возможностей в больших группах значительно выше.

Могут быть приведены и иные аргументы.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) выраженность позиции учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением.

2) два аргумента (объяснения) например:

В случае согласия может быть указано:

- исполнительную власть незачем ограничивать, поскольку границы её действия в её собственной природе- исполнять то, что принято законодательной властью: принято – исполнять, не принято – не исполнят;

- предметом деятельности исполнительной власти являются вопросы, требующие быстрого решения, поэтому её ограничение законодательной властью может негативным образом отразиться на всей жизни общества.

В случае несогласия может быть указано:

- отсутствие контроля над исполнительной властью со стороны законодательной может привести к беззаконию, произволу, авторитаризму, поскольку нарушается система сдержек и противовесов и исполнительная власть получает особые права в системе государственной власти;

- законодательная власть должна иметь право останавливать действия исполнительной власти, поскольку в обществе большое значение имеют механизмы, способы реализации постановлений законодательной власти. Непродуманное их исполнение может привести к негативным последствиям всего общества.

Могут быть приведены и иные аргументы.

С1 – 2 балла

С2 – 2 балла

С3 – 2 балла

С4- 3 балла

С5- 2 балла

С6 – 2 балла

ИТОГО – 39 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекционные материалы темы "Политика и социальное управление"

Лекционные материалы являются продолжением ранее размещенного файла с информацией по содержательным линиям "Человек", "Общество". Содержание лекции носит расширенный характер, наличие схем и таблиц, п...

Зачетная работа №1 по обществознанию 9 класс по теме "Политика и социальное управление"

Тест по обществознанию по теме "Право и его роль в жизни человека, общества, государства"....

Диагностический тест по теме: "Сфера духовной культуры".

Диагностичекий тест по теме: "Сфера духовной культуры" в формате ГИА для учащихся 9 класса. 2 варианта с ответами....

Методическая разработка по подготовке к ОГЭ по обществознанию в 9 классе по теме №5 "Сфера политики и социального управления"

Разработка позволяет эффективно повторить и обобщить материал по теме кодификатора №5 "Сфера политики и социального управления"....

Тексты и задания к ним по разделу «Сфера политики и социального управления» из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по обществознанию

Данная разработка представляет собой сведенные в один документ все тексты с заданиями к ним из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по обществознанию раздел "Сфера политики и социального управления...

Сфера политики и социального управления: анализ суждений

Презентация "Сфера политики и социального управления: анализ суждений" содержит 10 заданийЗадание 1 Суждения о государствеЗадание 2 Суждения о правовом государствеЗадание 3 Суждения о п...

Ответы на задания ФИПИ к ОГЭ обществознание (раздел "Сфера политики и социального управления")

Данная разработка представляет собой задания открытого банка ФИПИ к ОГЭ по обществознанию (раздел "Сфера политики и социального управления") и ответы на них. Материал будет полезен как учите...