Презентация по обществознанию, подготовка к ЕГЭ
тест (обществознание , 11 класс) по теме

Сидорова Елена Евгеньевна

Данная презентация облегчает подготовку к уроку, но и позволяет использовать материал для подготовки к ЕГЭ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семья и брак Семья и брак

Слайд 2

Добрачное поведение Знакомство Свидание Ухаживание сватовство Помолвка Брак

Слайд 3

Брак – совокупность формальных предписаний, определяющих прав и обязанности супругов по отношению друг к другу, а также их двоих – к своим детям, родственникам и обществу в целом.

Слайд 4

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям. Семья – это сплав трех любовей : супружеской, родительской и детской. Любовь неотделима от долга, верности, самодисциплины, общности интересов и целей, ответственности, взаимного уважения.

Слайд 5

Функции семьи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная сексуальная функции

Слайд 6

воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; хозяйственно–бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Слайд 7

сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Слайд 8

Семейная роль один из видов социальных ролей человека в обществе Виды: супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший)

Слайд 9

Брак – ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса , брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни. Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми. Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является кроме того еще и социальной организацией.

Слайд 10

Типы браков: Эндога́мия (от греч. endon — внутри и gamos — брак ) — норма, предписывающая заключение брака в пределах определённой социальной или этнической группы. Эндогамной группой в родоплеменном обществе обычно было племя. Экзога́мия — запрет брачных отношений между членами родственного (род) или локального (например, община) коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время.

Слайд 11

Экзога́мия обусловлена : необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственниками (Л. Г. Морган и др.) стремлением расширить социальные контакты и завязать отношения с другими коллективами (Э. Тайлор,А . М. Золотарёв, К. Леви-Стросс ); необходимостью установления социального мира в коллективе, поскольку половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы (С. П. Толстов, Ю. И. Семёнов).

Слайд 12

например , в государствах Средней Азии до сих пор сильны традиции эндогамного брака. Азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены, узбеки относятся к тюрко-язычной общности. Брак внутри этой своей общности считается допустимым, а за ее пределами – нежелательным. Еще сильнее влияет на выбор брачного партнера религиозный фактор – брак с мусульманином поощряется, а с немусульманином осуждается

Слайд 13

Моногамия (от греч. μονος — единый и γάμος — брак) — единобрачие, историческая форма брака и семьи, при которой в брачном союзе находятся два представителя противоположных полов. Полига́мия (от греч. πολύς — «многочисленный» и γάμος — «брак»), многобрачие — форма брака, при котором брачный партнёр одного пола имеет более одного брачного партнёра противоположного пола. Имеет две формы — полигиния и полиандрия Групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин.

Слайд 14

Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий , установленных законом .

Слайд 15

а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак; б) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет.

Слайд 16

обстоятельства, препятствующие заключению брака а) состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из лиц, вступающих в брак; б) наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Близкими родственниками признаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем это родство может быть как полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют только общую мать или отца); в) наличие отношений усыновления или удочерения между лицами, желающими вступить в брак; г) признание судом недееспособности хотя бы одного из врачующихся вследствие психического расстройства.

Слайд 17

Семейное законодательство устанавливает ряд оснований, при наличии которых брак может быть признан недействительным а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения; б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ? инфекции; в) заключение фиктивного брака, т. е. такого брака, в который супруги или один из них вступили без намерения создать семью.

Слайд 18

типы семейных структур

Слайд 19

моногамное супружество и полигамию моногамное супружество и полигамию . Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия — брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов : полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;

Слайд 20

патрилинеальные и матрилинеальные семьи . патрилинеальные семьи В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу. Матрилинеальные семьи матрилинеальных — по матери.

Слайд 21

патриархальные и матриархальные семьи патриархальные и матриархальные семьи . в патриархальных семьях главой является отец в матриархальных — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать

Слайд 22

гомогенные и гетерогенные семьи . В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов; малодетные (1—2 ребенка), среднедетные (3—4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).

Слайд 23

Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи , состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений

Слайд 24

Многопоколенная семья – семья , где все родственники проживают вместе.

Слайд 25

Современная демографическая ситуация в России. Демография – наука, изучающая воспроизводство населения путем смены поколений. Популяция – термин, используемый для обозначения человеческого, животного или растительного мира некоторой местности. Депопуляция – вырождение населения (её иначе ещё называют отрицательным естественным приростом)

Слайд 26

141,9 млн. человек – 2009 г 131,9 млн человек – 2025 г Высокая смертность в России: Падения уровня жизни Коммерциализация медицины

Слайд 27

Угрозы для Россиян Спиртные напитки Дорожно-транспортное происшествие Плохая экологическая обстановка Непопулярность здорового образа жизни



Предварительный просмотр:

  1. Кого из названных лиц русские князья считали родоначальником своей династии?

1) Аскольда
2) Дира
3) Рюрика
4) Олега

  1. Волхвами в Древней Руси называли

1) обедневших крестьян-общинников
2) глав крупных зажиточных семей
3) первых священнослужителей в христианских храмах
4) жрецов языческих культов, знахарей

  1. Какое литературное произведение из названных принадлежит Владимиру Мономаху?

1) «Апостол»
2) «Поучение детям»
3) «Задонщина»
4) «Русская Правда»

  1. С каким из названных событий связано имя князя Владимира Мономаха?

1) с Любечским съездом князей
2) с дунайскими походами
3) с разгромом хазар
4) с разгромом печенегов

  1. С каким событием в истории Руси связано начало династии Рюриковичей?

1) походом князя Олега на Киев
2) призванием варягов
3) крещением Руси
4) изданием Русской Правды

  1. Согласно летописным свидетельствам Рюрик правил во второй половине IX в. в (во)

1) Киеве
2) Новгороде
3) Владимире
4) Чернигове

  1.  «Иду на вы» — с этими словами обращался к своим врагам перед походом князь

1) Олег
2) Святослав
3) Владимир Мономах
4) Ярослав Мудрый

  1. Кто из князей осуществил поход на Царьград в 907 г.?

1) князь Олег
2) князь Игорь
3) князь Владимир
4) князь Святослав

  1. С кем воевал князь Святослав Игоревич (942–972)?

1) с татаро-монголами
2) с хазарами
3) с крестоносцами
4) с варягами

  1. Кто из князей Древнерусского государства сумел приостановить распад государства в начале XII в.? 

1) Ярослав Мудрый
2) Юрий Долгорукий
3) Владимир Мономах
4) Всеволод Большое Гнездо

  1. Как назывался сборник законов Древнерусского государства?

1) «Повесть временных лет»
2) Русская Правда
3) Соборное уложение
4) Судебник

  1. В Древней Руси словом «вервь» называли

1) время ухода крестьян от владельца
2) форму сбора дани
3) общину
4) совет бояр при князе

  1. Что из указанного относится к последствиям правления Владимира Мономаха?

1) упорядоченная система налогообложения
2) ограничение законом имущественных прав смердов
3) принятие Русью христианства из Византии
4) обеспечение защиты границ Руси от набегов половцев

  1. Что из перечисленного было одним из результатов княжения Ярослава Мудрого?

1) появление письменности на Руси
2) разгром Хазарии
3) постройка Софийского собора в Киеве
4) постройка Успенского собора во Владимире

  1. Что стало одним из результатов военных походов Святослава Игоревича?

1) крещение Святослава и его дружины в Византии
2) разгром Ливонского ордена
3) прекращение набегов половцев на русские земли
4) разгром Хазарского каганата

  1. Что стало одним из последствий принятия Русью христианства?

1) установление уроков и погостов
2) приобщение восточных славян к новым культурным ценностям и традициям
3) смена правящей династии
4) начало дробления Древнерусского государства на удельные княжества

  1. Что из перечисленного было следствием набегов половцев во второй половине XI в.?

1) установление военного союза Руси с Великим княжеством Литовским
2) полное прекращение княжеских междоусобиц
3) установление военного союза Руси с Хазарским каганатом
4) миграция населения из Среднего Поднепровья в Волжско-Окский район

  1. Что из перечисленного относится к результатам правления древнерусского князя Олега?

1) принятие Русью христианства
2) подавление восстания древлян
3) принятие Русской Правды
4) объединение Киева и Новгорода

  1. Следствием активной военной деятельности князя Святослава Игоревича стало

1) расширение территории Древнерусского государства
2) заключение первого письменного договора с Византией
3) объединение Киева и Новгорода под властью одного князя
4) прекращение набегов печенегов на русские земли

  1. Создание какого памятника зодчества относится к XI в.?

1) Дмитриевского собора во Владимире
2) Благовещенского собора в Москве
3) Софийского собора в Новгороде
4) Церкви Покрова в Филях

Часть В

В1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.

  1. Крещение Руси
  2. Призвание варягов
  3. Объединение Новгорода и Киева
  4. Создание «Русской Правды»
  5. Любеческий съезд князей

В2. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.

Имена князей                                                                                    событий

  1. Святослав                                                                            а. разгром половцев
  2. Владимир Мономах                                                           б. крещение Руси
  3. Олег                                                                                     в. Дунайские походы
  4. Владимир Святославович                                                 г. Разгром Ливонского орден

                                                                 д. образование Древнерусского   государства              

Часть С.

С1. Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

С2. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания: укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века), назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику, укажите результаты его деятельности.

  1. Княгиня Ольга
  2. Князь Олег
  3. Князь Святослав



Предварительный просмотр:

Часть А. Выберите один вариант ответа.

  1. Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризуют общество как:

1) часть материального мира,

2) социальную среду обитания человека,                

3) целостную систему,

4) совокупность общностей.

  1. Общество представляет собой:

1) тотальность, внутри себя недифференцированную,

2) набор разнородных элементов,                

3) целое с интегрированными в нем частями,

4) условное соединение различных элементов, внутренне друг с другом не связанных.

  1. Общество - это:

1) материальный мир в целом,

2) часть природы,                

3) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная,

4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связь с ней.

  1. К характеристикам общества относится:

1) динамическая система,

2) материальный мир в целом,                

3) часть природы,

4) неизменность элементов.

  1. Человек в отличие от животного способен проявлять:

1) зависимость от среды обитания,

2) инстинктивные реакции на воздействие среды,

3) генетическую обусловленность поведения,

4) критическое отношение к самому себе.

  1. Человек в отличие от животного способен:

1) сознательно воздействовать на среду обитания,

2) проявлять заботу о потомстве,

3) удовлетворять физиологические потребности,

4) демонстрировать подражание.

  1.   Культура, произведения которой ориентированы на узкий круг знатоков, называется:

1) народной,

2) массовой,

3) экранной,

4) элитарной.

  1. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к:

1) народной,

2) массовой,

3) экранной,

4) элитарной.

  1. Какое из следующих понятий соответствует определению «Самостоятельная работа по приобретению знаний о природе, обществе, личности»?

1) самоанализ,

2) самообразование,

3) самореализация,

4) самодеятельность.

  1. Согласно Конституции РФ обязательным является:

1) начальное общее образование,

2) основное общее образование,

3) профессиональное образование,

4) высшее образование.

  1. К основным функциям школы как социального института относится:

1) развитие научных знаний,

2) социализация личности,

3) создание новых рабочих мест,

        4) углубление социальной дифференциации

  1. Восприятие - это

1) форма рационального познания,

2) присущее только человеку психическое свойство,

3) способ объяснения мира,

4) форма чувственного познания.

  1. В каких формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление,

2) понятие, представление, умозаключение,

3) понятие, суждение, умозаключение,

4) представление, суждение, ощущение.

  1. Высказывание: «Терпение и труд – все перетрут» является примером

1) мифологического знания,

2) народной мудрости,

3) паранаучного знания,

4) научного знания.

  1. Какой из перечисленных законов относится к житейским знаниям

1) закон падающего бутерброда,

2) закон стоимости,

3) закон фотоэффекта,

4) закон спроса.

  1. Признаком любой власти является:

1) взаимная ответственность гражданина и государства,

2) равенство всех перед законом,

3) судебная защита личности,

4) доминирование властной воли.

  1. Что из указанного непосредственно связано с понятием «власть»?

1) самопознание,

2) авторитет,

3) социализация,

4) урбанизация.

  1. Какая позиция характеризует экономику как науку?

1) изучение моделей функционирования фондового рынка,

2) оказание населению образовательных услуг,

3) развитие сетей мобильной связи,

4) производство большой партии новых автомобилей.

  1. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как хозяйство?

1) производство необходимых обществу благ и услуг,

2) объяснение факторов, влияющих на снижение курса национальной валюты,

3) исследование причин экономической стагнации,

4) разработка перспективных моделей развития сферы услуг.

  1. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как хозяйство?

1) выявление закономерностей формирования спроса,

2) анализ факторов формирования денежной массы,

3) оказание населению медицинских услуг,

4) исследование принципов сетевого маркетинга.

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Мировые религии

христианство

ислам

Ответ: буддизм

  1. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А)

премьера телесериала

1)

массовая

Б)

конкурс фольклорных коллективов

2)

народная

В)

празднование дня Ивана Купалы

Г)

скандал с участием поп-звезды

Д)

переиздание детектива-бестселлера

  1. Найдите в приведенном списке черты, присущие только научному познанию и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) использование понятий,

2) логическое выведение умозаключений,

3) экспериментальное подтверждение результатов,

4) открытость рациональной критике любого положения,

5) опора на данные опыта чувственного познания.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ______________________________________________________

В4. Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ РЕЖИМОВ

А)

власть осуществляется узкой группой лиц

1)

демократический

Б)

гарантировано равенство всех перед законом

2)

авторитарный

В)

гражданам предоставлено право на многообразие общественных объединений

Г)

власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека

Д)

особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь

Е)

осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В5. Найдите в приведенном списке функции государства. Обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. политическая,
  2. правоохранительная,
  3. социальная,
  4. демократическая,
  5. культурная,
  6. экономическая,
  7. этническая,
  8. статусная.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _______________________________________

С1. Укажите четыре отличия человека от животного.



Предварительный просмотр:

  1. К мировым религиям относится

1) христианство
2) синтоизм
3) индуизм
4) конфуцианство

  1. К национальным религиям относится

1) буддизм
2) христианство
3) конфуцианство
4) ислам

  1. Что отличает религию как феномен культуры?

1) описание и объяснение природных и социальных явлений
2) утверждение идеи сотворённости мира
3) достоверное долгосрочное прогнозирование развития
4) эстетическое освоение окружающего мира

  1. Утверждение: «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе», - представляет собой формулировку

1) права на личную неприкосновенность
2) принципа правового государства
3) «золотого правила нравственности»
4) права на свободу совести

  1. Религия, в отличие от других институтов духовной сферы,

1) основывается на вере в сверхъестественное
2) формирует мировоззрение людей
3) участвует в социализации личности
4) создаёт, сохраняет и распространяет духовные ценности

  1. Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

1) техника
2) общество
3) экономика
4) культура

  1. Культура, для которой характерна ориентация на широкую публику, называется

1) элитарной
2) народной
3) массовой
4) национальной

  1. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется

1) элитарной
2) народной
3) массовой
4) национальной

  1. Культура, целью которой является получение коммерческой прибыли, называется

1) элитарной
2) народной
3) массовой
4) национальной

  1. Элитарная культура в отличие от массовой

1) ориентирована на получение коммерческой выгоды
2) характеризуется сложностью форм художественного освоения мира
3) имеет развлекательный характер
4) создается квалифицированными мастерами

  1. Какой из смыслов понятия «культура» является наиболее узким?

1) уровень технического развития общества
2) совокупность всех достижений человечества
3) степень воспитанности человека
4) все жанры искусства

  1. Российский ученый А.И. Кравченко подчеркивает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта». 

О каком явлении говорится в высказывании?

1) традиции в культуре
2) культурном поиске
3) диалоге культур
4) культурной изоляции

  1. Продукты народной культуры отличаются тем, что

1) они удовлетворяют запросы специально подготовленного потребителя, знатока
2) их производство имеет ярко выраженную коммерческую направленность
3) их творцы и создатели, как правило, анонимны
4) они создаются для удовлетворения духовных потребностей людей

  1. Картины Сальвадора Дали, относящиеся к направлению сюрреализма, сложны для понимания неискушённым зрителем. Данный признак позволяет отнести творчество Дали к культуре

1) элитарной
2) массовой
3) экранной
4) народной

  1. Серия фильмов о Гарри Поттере отличается использованием сложных спецэффектов и рекордными кассовыми сборами. Премьера очередного фильма одновременно проходит во многих странах мира. Данные признаки позволяют отнести эти фильмы к культуре

1) элитарной
2) массовой
3) традиционной
4) народной

  1. Какую из перечисленных ниже тенденций развития образования иллюстрирует создание условий для реализации обучающимися своих интересов и дальнейших (послешкольных) жизненных планов?

1) гуманизация
2) гуманитаризация
3) компьютеризация
4) профилизация

  1. Какую из перечисленных ниже тенденций развития образования иллюстрирует право учащегося на образовательную программу, созданную с учетом его индивидуальных особенностей?

1) гуманизация
2) гуманитаризация
3) компьютеризация
4) интернационализация

  1. Какую из перечисленных ниже тенденций развития образования иллюстрирует использование в учебном процессе мультимедийных обучающих программ?

1) гуманизация
2) гуманитаризация
3) компьютеризация
4) профилизация

  1. Алексей Б. учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает

1) основное образование
2) полное (среднее) образование
3) среднее профессиональное образование
4) высшее профессиональное образование

  1. В ходе социологических опросов 2004 и 2008 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?»

Результаты опроса отражены в таблице.

Варианты ответов

% от числа опрошенных

2004 г.

2008 г.

Определённо да/скорее да

23

18

Ни да, ни нет

20

22

Скорее нет/определённо нет

50

50

Затрудняюсь ответить

7

10

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

1) Более половины россиян не смогли определить своё отношение к проблеме.
2) Процент россиян, удовлетворённых качеством образования, значительно вырос.
3) По мнению половины опрошенных, качество образования в России остаётся неудовлетворительным.
4) Доля россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования, сокращается.

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

Информационное общество


  Становление информационного общества далеко не завершено, однако представляется возможным выделить некоторые его характеристики.
 Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге, удельный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Так, в фармацевтических и компьютерных фирмах США последние снизились до 10-15%% ее стоимости (в автомобильной промышленности США они все еще выше 50%%, что видимо, определяет ее отставание от японской).
 Доля продаж «ноу-хау», т.е. технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли начинает превышать доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики. По существующим оценкам, в США этот «порог» был превзойден еще в 1980-х гг.
 Доля самодеятельного населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, начинает превышать численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности. Здесь следует отметить, что сфера обслуживания дифференцируется: часть ее работников, даже в наиболее развитых странах, все еще занята достаточно тяжелым физическим трудом, в то время как большинство из них начинают обслуживать информационный сектор экономики.
 Информационные потоки получают новый материальный носитель, т.е. глобальную сеть телекоммуникаций, а также Интернет. <...>
 Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен «кризиса человека»... Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается, отсекается или поглощается некритично. <...>
 Можно говорить о начале процесса возникновения глобального информационного общества как новой стадиальной фазы мирового цивилизационного развития.

Н.В. Загладин

С1. Какие четыре признака информационного общества названы автором?

С2. Не все ученые согласны с характеристикой современного общества как информационного. Какие иные термины употребляются для обозначения современного общества? Укажите два таких термина.

С3. Автор полагает, что информационное общество является глобальным. Опираясь на знание обществоведческого курса, дайте определение понятия «глобализация» и укажите любые два фактора, ведущие к глобализации.

С4. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

Пояснение.

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе должны быть указаны следующие признаки:

1) доминирующим в экономике становится сектор, связанный со знаниями, производством и обработкой информации;

2) доля продаж технической информации в общем объеме международной торговли превышает долю сельского хозяйства и промышленности;

3) доля населения, занятого производством и обработкой информации, превышает долю населения, занятого индустриальным и сельскохозяйственным трудом;

4) информация получает новый материальный носитель (Интернет, мировые телекоммуникации).

С2. Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть указаны следующие термины, например:

- постиндустральное общество;

- технотронное общество;

- общество нового индустриализма.

Пояснение.

С3. Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) Должно быть приведено одно из корректных определений понятия «глобализация», например:

- совокупность процессов, ведущих к интеграции современного человечества, к охвату его экономическими, социальными, культурными, политическими взаимоотношениями и отношениями взаимозависимости.

2) Могут быть указаны любые два фактора, ведущие к глобализации, например:

- усиление мировых экономических связей, увеличение роли транснациональных корпораций в мировой экономике;

- развитие международной торговли, ослабление торговых барьеров и ограничений;

- создание и бурное развитие новых технологий;

- бурное развитие средств транспорта и связи;

- развитие современных средств коммуникации, в том числе Интернета;

- острота глобальных проблем — проблем, порожденных деятельностью человечества в целом и требующих для своего решения согласованных усилий всех стран.

С4. Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) Должно быть приведено понятие — «социальная мобильность».

2) Должен быть указан термин — «социальный лифт».

3) Могут быть названы любые два института, выполняющие функцию «социальных лифтов», например:

- армия;

- политические партии;

- церковь;

- профсоюзы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по обществознанию "Сфера духовной культуры. Подготовка к ГИА"

Цели и задачи  презентации – эффективно подготовить учащихся 9-го класса к ГИА по обществознанию, закрепить материал. В презентации подробно раскрыта один  из разделов ГИА по обществозн...

презентация материала по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

материал используется при подготовке к ЕГЭ по обществознанию заданий С.8...

Презентация по обществознанию, подготовка к ЕГЭ

Данная презентация облегчает подготовку к уроку, но и позволяет использовать материал для подготовки к ЕГЭ...

Презентация по обществознанию, подготовка к ЕГЭ

Данная презентация облегчает подготовку к уроку, но и позволяет использовать материал для подготовки к ЕГЭ...

Презентация по обществознанию 9 класс подготовка к ОГЭ

Презентация по обществознанию 9 класс. Подготовка к ОГЭ...

Презентация по обществознанию. Подготовка к ГИА 9 класс

В презентации включены вопросы для подготовке к ГИА для групповой работы в классе. Можно применять для закрепление учебного материала  в тестовой форме....

Презентация по обществознанию "Подготовка к ЕГЭ"

Данный материал поможет выпускникам подготовиться к экзамену....