Рабочая программа по обществознанию (по ФГОС) с КТП для 5-6 классов
рабочая программа по обществознанию на тему

Аркуша Оксана Олеговна

Программа составлена на основе ФГОС нового поколения, с учетом методических рекомендаций. Помимо самой программы прилагается календарно-тематическое планирование для 5 и 6 классов. В программе описан как итоговый уровень, требуемый от выпускников (9 класс), так и отдельно - для 5 и для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvo5-6_kl._rp.doc375.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»

РАССМОТРЕНО И                       СОГЛАСОВАНО                           УТВЕРЖДЕНО

РЕКОМЕНДОВАНО                   зам. Директора по УРВ                 директором МБОУ

Руководитель МО                                                                                    «СОШ № 14»

____________________               ________________________            

____________________               ________________________                     _______________________

Протокол №______                                                                                приказом №__________

«      »__________2014г.             «      »__________2014г.                   от «  »_________2014г.

Рабочая программа

По обществознанию

Для   5-6 классов

Сроки реализации: 2014-2015 учебный год.

Уровень: базовый

Учитель: Аркуша О.О.

Без категории

 

Год составления программы  2014.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая  программа по обществознанию составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897 об утверждении  федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования и введении его в действие - http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html ; Примерной программы по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект -  М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения); Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2012.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Рабочая  программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами обществознания. В рамках программы  выделяются этапы обучения, структурируется учебный материал, определяются его количественные и качественные характеристики на каждом из этапов обучения.  

Структура программы

Рабочая  программа по обществознанию включает в себя  три раздела: 

1)Пояснительная записка определяющая статус и основы программы

2)Основное содержание учебного предмета с примерным  распределением учебных часов по разделам и темам всего курса;

3)Требования к уровню подготовки выпускников с описанием результатов, которых должны достичь обучающиеся на каждом из этапов обучения обществознанию.


Основное содержание рабочей программы

Общая характеристика учебного предмета

 «Обществознание» — это учебный предмет в основной школе, в основе которого лежат научные знания о человеке и об обществе,  влиянии социальных факторов на жизнь каждого отдельного человека. Фундаментом их раскрытия, интерпретации и оценки являются результаты исследований, научный аппарат целого комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология и философии). Такая комплексная научная база учебного предмета и многоаспектность изучения общественной жизни обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется затем и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества и предпрофильному самоопределению обучающихся.

При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 5—9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование у обучающихся нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Общая характеристика предмета. 5 класс.

Курс обществознания в этом возрасте  преимущественно  связан  с проблемами социализации младших подростков. В связи с этим, необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Первой темой в рамках курса «обществознание» является «Человек», в которой рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит обучающихся в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого -   «Родина». В процессе освоения курса учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Общая характеристика предмета. 6 класс.

На данном этапе изучения курса обществознания у обучающихся формируются  первичные представления об обществе как динамически развивающейся целостности. Важнейшей частью этой картины выступают элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в. Содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне, расширяется  круг знаний о человеке в обществе. Тема «Человек в социальном измерении» дает  развернутое представление о личности и ее социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена следующая тема – «Нравственные основы жизни», тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

Содержание курса «обществознание» 7 класс.

В этом возрасте необходимо учащиеся должны прийти к выводу о необходимости руководствоваться установленными  нормами и правилами, проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально приемлемые способы поведения в них, дать опыт оценки своего поведения и поступков других людей с нравственно-правовых позиций. Именно в этот период обучающимся исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, существенно расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Данный факт поддерживается и курсом обществознания  темами: «Регулирование поведения людей в обществе» -   цикл уроков, направленных на формирование первоначальных и   упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. В материал этой темы включаются сюжеты, которые раскрывают вопросы о необходимости соблюдения закона, а правах человека и  ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки обучаемых к выполнению воинского долга. Вторая тема – «Человек в экономических отношениях» - дает представление о производстве, обмене и потреблении. При этом особое место уделяется рассмотрению основы экономики – производству, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе – создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики – потребителей и производителей. Программа курса также предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы в рамках темы  «Человек и природа».

Общая характеристика предмета.  8-9 класс.

На данном этапе происходит более детальное и глубокое изучение основных сфер жизни общества: экономики, политики, социальных отношений, культуры.  Теоретические знания здесь сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития.   В 8 классе тема «Личность и общество» вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Тема «Сфера духовной жизни» посвящена проблемам морали, важных для осознания себя как существа нравственного, обучающиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки,   информационными процессами и религии. Тема «Экономика» углубляет знания обучаемых об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) посредством раскрытия ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики – экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделяется и ряду макроэкономических проблем, в том числе роль государства в экономике, безработицу и международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, группа, роль, статус, мобильность, конфликт, межнациональные конфликты, на основе которых характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» дает обобщенное представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Тема «Право» вводит обучаемых в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая – отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, механизмам реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Обучаемым предъявляются в определенной мере систематизированные знания о праве. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе  осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительно образования, деятельностью ученического самоуправления, Совета гимназистов, реальной жизнью гимназического коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном (образовательном) плане

В основной школе курс обществознания, в соответствии с федеральным общеобразовательным стандартом второго поколения, изучается с 5 по 9 класс. За 5 лет обучения на изучение курса по данному предмету отводится  175 часов. В каждом году обучения предусмотрена нагрузка Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю, причем к инвариантной части изучения предмета отводится до 75% учебного времени.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

 • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

 • развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

 • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

 • овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

 • формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Изучение обществознания в основной школе направлено на реализацию следующих задач:

1.развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

2.воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

3.освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

4.формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельно
сти; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.


Методы и формы решения поставленных задач:

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока  и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

 На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.

 Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Условия формирования исследовательских умений.

Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель - предметник может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем. 

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования. 

Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. 

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и ,обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. 

Учет возрастных особенностей обучающихся. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. 

Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях, семинарах и др.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся

Оценка 5: Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий, ответ    самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения.

Оценка 4: Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка 3: Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал.

Оценка 2: Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории и обществознанию

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса «Обществознание»

Социальная сущность личности

Человек в социальном измерении

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Как человек познает мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?

Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

Ближайшее социальное окружение

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

Современное общество

Общество — большой «дом» человечества

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, ее роль в управлении общественной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

Общество, в котором мы живем

Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.

Российское общество в начале XXI в.

Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Государствен-ное устройство нашей страны, многонациональный состав ее населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества.

Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.

Место России среди других государств мира.

Социальные нормы

Регулирование поведения людей в обществе

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества—долг и обязанность.

Основы российского законодательства

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Судебное разбирательство.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонаруше-ние.

Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолет-них.

Правоохранительные органы. Судебная система.

Экономика и социальные отношения

Мир экономики

Экономика и ее роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.

Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.

Типы экономических систем. Собственность и ее формы.

Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.

Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.

Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.

Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Особенности экономического развития России.

Человек в экономических отношениях

Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства.

Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.

Права потребителя.

Мир социальных отношений

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества с переходом в постин-дустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.

Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональ-ных отношений в современной России. Понятие толерантности.

Политика. Культура

Политическая жизнь общества

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя поли-тика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные политические органи-зации.

Войны и вооруженные конфликты. Национальная безопасность. Сепара-тизм. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Глобализация и ее противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданс-кая активность. Патриотизм.

Культурно-информационная среда общественной жизни

Информация и способы ее распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, ее многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

Человек в меняющемся обществе

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создается молодыми.

5 класс

Глава /тема

Кол-во часов

теория

практика

Глава 1. Человек (6 часов)

5

1

1

Вводный урок

1

2-3

Загадка человека.

2

4-5

Отрочество – особая пора жизни.

2

6

Практикум по теме «Человек».

1

Глава 2. Семья(5 часов)

3

2

7

Семья и семейные отношения.

1

8

Семейное хозяйство.

1

9

Свободное время.

1

10-11

Практикум по теме «Семья»

2

Глава 3. Школа (6 часов)

4

2

12-13

Образование в жизни человека.

 

2

14-15

Образование и самообразование.  

1

1

16

Одноклассники, сверстники, друзья.

1

17

Практикум по теме «Школа»

1

Глава 4. Труд (6 часов)

2

3

18-19

Труд – основа жизни.

1

20-21

Труд и творчество.

1

1

22-23

Практикум по теме «Труд»

2

Глава 5. Родина (11 часов)

7

4

24-25

Наша Родина – Россия.

2

26-27

Государственные символы России.

1

1

28-29

Гражданин России.

1

1

30-31

Мы – многонациональный народ.

2

32-33

Практикум по теме «Родина». Итоговый мониторинг

2

34

Итоговое повторение

1

Итого часов

22

12

ИТОГО часов

34

6 класс

Глава /тема

Кол-во часов

теория

практика

Глава 1. Человек в социальном измерении (12 часов)

6

5

1

Особенности работы с учебником

0,5

0,5

2

Человек – понятие и сущность

1

3

Человек - личность

1

4

Самооценка и самопознание

1

5

Человек и его дела

1

6

Потребности человека

1

7

Что мне нужно

1

8

На пути к жизненному успеху

1

9

Успех-работа или удача?

0,5

0,5

10

Составляем план достижений

1

11

Практикум по главе 1

1

Глава 2. Человек среди людей (11 часов)

6

5

12

Межличностные отношения

1

13

Я и мое окружение

0,5

0,5

14

Учимся общаться

1

15

Человек в группе

1

16

Вместе мы можем многое

0,5

0,5

17

Полезные дела

1

18

Общение

1

19

Конфликты в межличностных отношениях

1

20

Не нужно ссориться

0,5

0,5

21

Давай поговорим

0,5

0,5

22

Практикум по главе 2

1

Глава 3. Нравственные основы жизни (12 часов)

7,5

4,5

23

Добрые дела

0,5

0,5

24-25

Человек славен добрыми делами

 1

1

26

Будь смелым

1

27

Смелость города берет!

1

 

28-29

Победить страх

 

2

30

Человек и человечность

1

31

Практикум по главе 3

1

31-33

Работа над словарем

2

 

34

Итоговое повторение

1

итого часов

19,5

14,5

ИТОГО часов

34


ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УРОВНЯ ВЫПУСКНИКОВ

Результаты освоения курса обществознания к окончанию 9 класса

В федеральном общеобразовательном стандарте второго поколения четко обозначены требования к выпускникам и включают в себя 3 основных направления: личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.  

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1)формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2)понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

3)владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды; осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

4)приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

5) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

6) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

7) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

8) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

9) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

10) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Однако достижение указанных результатов возможно  лишь при соблюдении принципа соответствия поставленных задач и возраста обучающихся. В связи с этим, достижение указанных результатов обучающихся по освоении курса «обществознание» должно разбиваться на конкретные этапы, соответствующие психологическим и возрастным особенностям обучающихся. На каждом из этапов освоения курса ставятся конкретные задачи – результаты, которых должны достигнуть обучающиеся.

Результаты освоения курса обществознания к окончанию 5 класса

Личностные:

1)ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; признание равноправия народов; убежденность в важности для общества семьи и семейных традиций, мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни семьи, школы и общества в целом;

2) ответственное отношение к учению, мотивации к обучению и познанию, представления о различных   профессий и профессиональных предпочтениях, уважительное отношения к труду, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его взглядам и труду;

3) освоение базовых социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в классном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

4) формирование личностного выбора,  нравственных чувств и поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, а также  коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими людьми в обучении, самообразовании и познавательной и трудовой деятельности;

5) ответственное отношение к своему здоровью, экологии и осознание необходимости безопасного образа жизни;

6)овладение простыми видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);

7)начала самоанализа: оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;

Метапредметные:

1) умение объяснять явления и процессы социальной действительности, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, соответствующих возрасту 11-12 лет;

2) умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и  доступной социальной практике:

-использование    элементов   причинно-следственного анализа;

-исследование несложных реальных связей и зависимостей;

-определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

3)перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);

4)подкрепление изученных положений конкретными примерами;

5)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

6) экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике;

7)осознание взаимосвязи общественного и биологического в каждом человеке.

Предметные:

1)теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений;

2) убежденность в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами;

3) познавательный интерес к изучению общественных дисциплин;

4)знание, понимание сущности и умение объяснить своими словами базовых теоретических определений разделов «человек», «семья», «школа», «труд», «родина» (человек, деятельность, духовный мир, семья, инстинкт, образование, патриотизм, познание, труд, гражданин и др.);

5)знание государственной символики и политической карты Российской Федерации,  базовых понятий Конституции, сущности многонациональности нашего государства;

6)смысловое чтение адаптированных текстов, объяснение иллюстраций.

Результаты освоения курса обществознания к окончанию 6 класса

Личностные:

1)мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества, заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

2)коммуникативная компетентность в процессе повседневного общения, в рамках совместной с другими людьми и самостоятельной познавательной и учебной деятельности, умение эффективно преодолевать конфликтные ситуации;  

3) мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, с учетом социального, культурного, языкового, духовного многообразия современного мира, эстетическое сознание;

4) компетентность в современных социальных нормах, правилах поведения, ролях и различных формах социальной жизни в группах и сообществах; участие в классном  самоуправлении и общественной жизни школы, города, в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

5)овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам общения, умение применять теоретические знания (терминологию, понятия, явления) в различных видах речевой коммуникации (прежде всего монологической – в ситуации учения, повседневной).

Метапредметные:

1)умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), анализировать реальные социальные ситуации;

2) умение выполнять познавательные и практические задания с применением    элементов   причинно-следственного анализа; определения сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки различных объектов;

3) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в   различных источниках, привлечение ИКТ, перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

4)умение самоанализа особенности своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения; реализация в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

 5)смысловое чтение адаптированных текстов, схем, таблиц и понимание несложных неадаптированных текстов, самостоятельный перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст, текста в схемы);

Предметные:

1)формирование мировоззрения обучающихся, личностных основ социальной ответственности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2)понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации и владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

3) формирование убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

4)знание, понимание сущности и умение объяснить своими словами теоретических определений человека и его места в мире, межличностной коммуникации, нравственных основах жизни, обществе и его различных сферах.

Учебно-методическое обеспечение:

Литература:

  1. Аллахвердов В.М. и др. Психология. Отв.ред. А.А.Крылов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 752 с.
  2. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. - М.: ВЛАДОС, 1999.  – 96 с.
  3. Ерофеева М.А. Общие основы педагогики. – М.: Высшая школа, 2006. – 188 с.
  4. История педагогики и образования от зарождения воспитания  в первобытном обществе до конца ХХ века. Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ: Сфера, 2001. – 512 с.
  5. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности / Завуч. - № 1, 2001. С.102-105.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011. – 224 с.
  7. Обществознание. 5 класс. Ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – 2е издание. – М.: Просвещение, 2013. -127 с.
  8. Обществознание. 6 класс. Ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – 2е издание. – М.: Просвещение, 2013. -111 с.
  9. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 42 с.
  10. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2012.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011. – 454 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. / http://www.school-collection.edu.ru 
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов./http://school-collection.edu.ru/ 
  3. Интернет-школа издательства «Просвещение»: «История». / http://www.internet-school.ru 
  4. Научная электронная библиотека. / www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp 
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897 об утверждении  федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования и введении его в действие - http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html 
  6. Российский общеобразовательный Портал. / http://www.school.edu.ru 
  7. Сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов. / http://vvvvw.som.fio.ru 
  8. Сеть творческих учителей (Россия). / http://www.it-n.ru   
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011. - http://kem-edu.ucoz.ru/index/fgos/0-26
  10. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов./ http://fcior.edu.ru/ 

Материально-техническое обеспечение:

1.Персональный компьютер;

2.Колонки;

3.Проектор;

4.Экран;

5.Карточки с заданиями и рисунками.


Календарно – тематическое планирование курса  «Обществознание» 5 класс  34 часа (1 час в неделю)  

Тема,

 раздел

К-во ч.

Дата

Планируемые результаты (УДД):

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Формы контроля

Д/з

1

Вводный урок

1

Понимание состава предмета «обществознание», круга изучаемых в его рамках тем

С. 5-8 - устно

Тема 1. Человек (6 часов)

2-3

Загадка человека.

2

Знать специфические черты человека как социально-биологического существа, понимать значение слова «личность».

Коллективная

Опрос

С.10-11-пересказ, С.14, П.С №1.-схема

С.12-14-пересказ, С.14, ВКиД №1-письм.

4-5

Отрочество – особая пора жизни.

2

Описывать отрочество как особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием в доступной социальной практике

Индивидуально-обособленная

Парная

Опрос,

§2-пересказ, С. 21. П.С. № 1-4 уст.

Творческое задание-опрос  по теме

6

Практикум по теме «Человек».

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных

Индивидуально-обособленная

Коллективная

Проверка заданий

Тема 2. Семья(5 часов)

7

Семья и семейные отношения.

1

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи

Индивидуально-обособленная

Коллективная

Опрос, составление схем

§3, схема типов семей

8

Семейное хозяйство.

1

Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства

Коллективная

Индивидуально-обособленная

Опрос, составление таблицы

§ 4, с. 38-пс№5

9

Свободное время.

1

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни

Индивидуально-обособленная

Опрос, составление плана и режима дня

§ 5 таблица

10-11

Практикум по теме «Семья»

2

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике

Индивидуально-обособленная

Парная

 Просмотр и обсуждение мультфильмов о семейных отношениях

Тема 3. Школа (6 часов)

12-13

Образование в жизни человека.

 

2

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования

Индивидуально-обособленная

Коллективная

 

Опрос,  выборочная проверка тетрадей

§7 проект «Школа моей мечты»

14-15

Образование и самообразование.  

2

Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний

Индивидуально-обособленная

Групповая

Опрос, составление плана работы над проектом

§7, схемы с. 59 и 60.

16

Одноклассники, сверстники, друзья.

1

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями

Индивидуально-обособленная

Коллективная

 

Опрос, задание по сбору информации

§8, сочинения

17

Практикум по теме «Школа»

1

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием   доступной социальной практики

Индивидуально-обособленная

групповая

 

Опрос, задание по группам  

Тема 4. Труд (6 часов)

18-19

Труд – основа жизни.

2

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

Коллективная

опрос

§9, термины, ВКиД № 1-2

20-21

Труд и творчество.

2

Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Индивидуально-обособленная

Коллективная

Опрос, сообщения

§10, таблица «труд и ремесло»

22-23

Практикум по теме «Труд»

2

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием   доступной социальной практики

Индивидуально-обособленная

Парная

Опрос, выборочная проверка тетрадей, сообщения

 

Тема 5. Родина (11 часов)

24-25

Наша Родина – Россия

2

Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма

Индивидуально-обособленная

Коллективная

Опрос

§11, сообщения

26-27

Государственные символы России.

2

Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России. Составлять    собственные    информационные    материалы о Москве — столице России

Индивидуально-обособленная

Групповая

Опрос, сообщения и презентации

§12, ПС № 1-3 – уст.

28-29

Гражданин России.

2

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ

Индивидуально-обособленная

Коллективная

Опрос, сообщения

§13, термины, схема. ПС № 1-4

30-31

Мы – многонациональный народ.

2

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей

Коллективная

Групповая

Опрос, сообщения, выборочная проверка тетрадей

§14,сообщения, термины

32-33

Практикум по теме «Родина». Итоговый мониторинг

2

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием современных интернет-технологий в доступной социальной практике

Индивидуально-обособленная

Коллективная

Групповая

 

выступления

34

Итоговое повторение

1

 Развитие саморефлексии, анализ достижений за прошедший учебный год.  

Коллективная

опрос

Итого часов:                                                                                                                                                                      34


Календарно – тематическое планирование курса  «Обществознание» 6 класс  34 часа (1 час в неделю)  

Тема,

 раздел

К-во ч.

Дата

Планируемые результаты (УДД):

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Формы контроля

Д/з

1

Вводный урок

1

Умение работать с учебником, легко находить необходимую информацию

С.4-6-уст.

Глава 1. Человек в социальном измерении (10 часов)

2

Человек – понятие и сущность

1

Знать специфические черты человека как социально-биологического существа.

Коллективная

Опрос

С.16, ПС: 1

3

Человек - личность

1

Понимать значение слова «личность», приводить примеры.

Индивидуально-обособленная

Парная

Опрос,

§1, сообщения

4

Самооценка и самопознание

1

Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием в доступной социальной практике.

Индивидуально-обособленная

Коллективная

Проверка заданий

§2 (С.17-19), С.23: ПС№1-3 – уст.

5

Человек и его дела

§3, с.31 ПС №1-3

6

Потребности человека

1

Понимать значение термина «потребности», уметь привести примеры различных видов потребностей

коллективная

Опрос

§4, (с.33-36)-уст.

7

Что мне нужно

1

Уметь определять личные потребности, соотносить их с потребностями коллектива, семьи, страны, осознавать собственную ответственность за способы достижения желаемого

индивидуальная

Составление списка-таблицы

§4 (с.36-39)-уст.

8

На пути к жизненному успеху

1

Осознавать разницу между различными профессиями, необходимости труда в деле их достижения.

Индивидуально-обособленная

Коллективная

Опрос, выборочная проверка терминологии

§5. С. 47, ПС: 1-2

9

Успех-работа или удача?

1

Понимание значимости труда и необходимости приложения усилий для достижения успеха, важности выбора будущего занятия жизни

Коллективная (обсуждение)  

Опрос

§5, с. 47. ПС № 2-3

10

Составляем план достижений

1

Умение ставить цель и составлять план действий по ее достижению, соотносить его с морально-этическими нормами

Индивидуально-обособленная

Проверка планов

 §1-5 (повторение)

11-12

Практикум по главе 1

2

Понимание роли каждого отдельного человека в общественной жизни, осознание себя как человека, стремящегося быть достойной личностью и гражданином своей страны

коллективная

опрос

 

Глава 2. Человек среди людей (11 часов)

13

Межличностные отношения

1

Показывать на конкретных примерах важнейшие элементы межличностных отношений, их сравнивать. Выражать собственную точку зрения на значение семьи, дружбы, общения в различных социальных группах

Индивидуально-обособленная

Коллективная

Опрос, составление схем

§6, С. 57, ВКиД № 1 – письм.

14

Я и мое окружение

1

Уметь проводить самостоятельный анализ своей деятельности, отношений с окружающими, близкими  людьми

Коллективная

Индивидуально-обособленная

Просмотр и обсуждение мультфильмов о семейных и дружеских отношениях

§6, С.56 ПС №1-3 – уст.

15

Учимся общаться

1

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями с другими людьми. Описывать и оценивать свои коммуникативные способности для личностного развития.

Индивидуально-обособленная

Опрос, ответы на вопросы по д/з

§6, сообщения

16

Человек в группе

1

Понимать различия разных социальных групп, их значимости для реализации различных целей и потребностей людей

Индивидуально-обособленная

Парная

 Опрос, заполнение таблицы

§7, схема по группам

17

Вместе мы можем многое

1

Осознавать ответственность за собственный выбор друзей, поступки и действия, знать, что за неправомерные действия существует наказание, важность групповых норм, необходимость следовать букве закона.

Индивидуально-обособленная, коллективная

Опрос, работа по группам

С.60-63, С. 66 ВКиД № 1-2 – письм.

18

Полезные дела

1

Осознавать необходимость совершать полезные дела вместе с другими людьми, участвовать в общественно-полезной деятельности

Коллективная, парная

Опрос, работа по группам

С.64-65, ПС№ 3 – письм.

19

Общение

Понимание сущности коммуникации, роли общения в жизни человека. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями

коллективная

Опрос

§8, с. 74 ПС№1-2

20

Конфликты в межличностных отношениях

1

Понимание сущности конфликта, возможности его позитивного итога, необходимости уметь эффективно преодолевать конфликты

Коллективная, индивидуально-обособленная

Опрос, составление схемы

§9 (с.76-80)

21

Не нужно ссориться

1

Умение выбрать наиболее эффективный вид преодоления конфликтной ситуации, определять тип конфликта

коллективная

опрос

§9, сообщения

22

Давай поговорим

1

Реализация различных форм преодоления конфликта, применение верных способов коммуникативных методов

индивидуально-обособленная

Опрос (обсуждение, беседа)

§

23

Практикум по главе 2

1

Умение составить схему, план, сценарий, словарь, памятку выхода их конфликта, Осознание своей ответственности за свое поведение и действия, усилий для реализации стоящих задач и целей.

Коллективная. Групповая, инд.-обособленная (с.84 – практикум)

Решение конфликтной ситуции

 

Глава 3. Нравственные основы жизни (11 часов)

24

Добрые дела

1

Характеризовать различные дела как добрые или злые. Понимать значение добрых дел в жизни людей, приводить конкретные примеры из своей жизни, кино, литературы.

Индивидуально-обособленная

Коллективная

 

Опрос  

§10, ПС № 1-3-уст.

25

Человек славен добрыми делами

1

 Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Уметь составить список добрых дел – сделанных и планируемых, мотивация на добро в повседневной жизни.

Индивидуально-обособленная

Групповая

Опрос, составление списка и плана

С.92 - задание

26

Будь смелым

1

Характеризовать состояние страха, понимать его сущность, понимать причины и прогнозировать возможные последствия страха в различных жизненных ситуациях.

Индивидуально-обособленная

Коллективная

 

Опрос, задание по сбору информации

§11 (92-93) С. 97 ПС№1.

27

Смелость города берет!

1

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием   доступной социальной практики

Индивидуально-обособленная

групповая

 

Опрос, задание по группам  

§11 (с.94-96), С.97  ПС № 2-3, сообщения

28-29

Победить страх

2

Осознавать и уметь применять различные виды самопомощи в ситуации страха, преодолевать его, понимать взаимосвязь страха и зла, необходимости преодоления негативных последствий страха.

Коллективная, индивидуально-обособленная, групповая

Опрос, составление плана, заполнение таблицы

§11 (с.96-97) ВКиД № 1, 4

30

Человек и человечность

1

Понимание сущности понятий гуманизма и человечности, умение привести примеры его проявления в повседневной жизни, литературы, кино

коллективная

Опрос, проверка таблиц

§12, с.104, ПС № 1-2

31

Практикум по главе 3

1

Умение анализировать собственные поступки, планировать свою деятельность в соответствии с нормами морали и этики, давать оценку поступкам окружающих, соотносить их с собственной деятельностью.

Коллективная, индивидуально-обособленная

Опрос, проверка планов и списков

С. 104-105

32-33

Работа над словарем

2

Понимание и умение использовать пройденный в течение года материал на практике, соотносить понятия словаря с конкретными темами курса, отвечать на вопросы итогового повторения. Развитие навыка работы с книгой, интернет-ресурсами.

Коллективная, индивидуально-обособленная, групповая

Проверка словарей, опрос, работа с вопросами

 С. 108-111

34

Итоговое повторение

1

Развитие саморефлексии, анализ достижений за прошедший учебный год.  

 

Итого часов:                                                                                                                                                                      34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 5класс ФГОС

Программа по обществознанию,разработанная  к учебнику Боголюбова Л.Н. 5класс....

Рабочая программа и КТП по ФГОС по английскому языку в 4 классе. « Forward» Английский язык 4 класс. Авторы Вербицкая М.В., Оралова О.В., Э. Уорелл, Э. Уорд.

Аннотация к рабочей программе по английскому языку в 4 классе Настоящая Рабочая программа по английскому языку разработана на основе:·         Федерального...

Рабочая программа по русскому языку ФГОС по русскому языку в 5 классе

Рабочая программа по русскому языку ФГОС по русскому языку в 5 класссе по учебнику Ладыженской...

Рабочая программа по русскому языку ФГОС второго поколения для учащихся 5 класса

Программа составлена на основеФедерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования и в соответствии с  программой«Русский язык. 5-9 классы общеобразовательной школ...

Рабочая программа по обществознанию на уровень основного общего образования. 6-9 классы

Рабочая программа составлена на основе примерной программы ООО по обществознанию и авторских программ Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, Т.Е. Лисковой, Е.Л. Рутковской для 6 класса, Л.Н Боголюбова и др. ...

Рабочая программа по предмету " Природоведение " ФГОС ИН 1 вариант, 5-6 классы

Рабочая программа по предмету " Природоведение " составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуаль...

Рабочая программа по предмету " Биология " ФГОС ИН 1 вариант, 7 - 9 классы

Рабочая программа по предмету " Биология " ФГОС ИН 1 вариант, 7 - 9 классы...