типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Захарова Татьяна Николаевна

типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipovye_zadaniya_razdela_poznanie.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Верны ли следующие суждения об истине?
    А. Истина – это соответствие знаний интересам человека.
    Б. Истина – это соответствие мысли действительности.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина – это
    А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
    Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

3. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

4. Верны ли суждения?
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание
А. С которым не все согласны.
Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании?
А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности.
Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, – это заблуждение.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;   
2) верно только Б;   
3) верны и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания.
Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика – это относительный критерий истины, потому что
А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.
Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

10. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни.
Б. Объектом познания может быть человек.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.
Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке.
Б. Художественные образы – это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

13. Верны ли следующие суждения?
А. Наука и религия являются формами познания мира
Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

14. Верны ли следующие суждения?
А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

15. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру познания входят цель, средства, результат.
Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

16. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета.
Б. Умозаключение – это логическая связь суждений.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

17. Верны ли следующие суждения о формах познания?
А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

А1. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит

1)   отражение внешних признаков познаваемого объекта

2)   теоретическое обобщение результатов наблюдений

3)   формулировка возможных ответов на возникающие вопросы

4)   построение   предположений,   основанных   на опыте

А2. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности являются

1)   игровые умения младших школьников

2)   старшеклассники, проводящие занятия

3)   компьютеры, за которыми ведется обучение

4)   компьютерные игры

А2.    Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется

1) критерием истины

2) объективной истиной

3) относительной истиной

4) абсолютной истиной

А2.    Мышление образами обязательная составляющая познания

1)   художественного

2)   научного

3)   мифологического

4)   житейского

А2.   Опора на объективные факты при аргументации выводов — обязательная составляющая познания

1)   художественного              3) мифологического

2)   научного                          4) житейского

А2. Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения

1)   экономики                       3) политологии

2)   социологии                      4) правоведения

А2.    Логическое мышление лежит в основе познания

1)   научного                          3) религиозного

2)   житейского                     4) художественного

В6.    Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Люди,   которые  сами  не  занимаются  наукой, довольно часто полагают, что_________(А) всегда дают   абсолютно   достоверные   положения.   Эти люди считают,  что научные работники делают свои     _________(Б)     на     основе     неоспоримых _________(В) и безупречных рассуждений и, следовательно,   уверенно   шагают   вперед,   причем исключена     возможность     __________(Г)     или __________(Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и __________(Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один,раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1)   факты                                 6) контакты

2)   ошибка                            7) возврат

3)   психика                           8) личность

4)   выводы                            9) история

5)   науки

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами ответа.

А

Б

В

Г

Д

Е

5

4

1

2

7

9

Ответ:  541279

В7. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)   теоретическое обоснование

2)   экспериментальная проверка

3)   опора на авторитеты

4)   использование специальных понятий

5)   сложность усвоения

Ответ: 1 2 4

  2010      

 

Научному здравому смыслу (который я принимаю) ясно, что познана только бесконечно малая часть вселенной, что прошли бесчисленные века, в течение которых вообще не существовало познания, и что, возможно, вновь наступят бесчисленные века, на протяжении которых будет отсутствовать познание. С космической и причинной точек зрения познание есть несущественная черта вселенной; наука, которая забыла упомянуть о его наличии, страдала бы с безличной точки зрения очень тривиальным несовершенством. В описании мира субъективность является пороком...

Но когда мы спрашиваем не о том, "что представляет собой мир, в котором мы живем", а о том, "как мы приходим к познанию мира", субъективность оказывается вполне законной.

Знание каждого человека, в основном, зависит от его собственного индивидуального опыта: он знает то, что он видел и слышал, что он прочел и что ему сообщили, а также то, о чём он, исходя из этих данных, смог заключить.

Со времени Протагора известен тезис, что данные опыта личны и частны. Этот тезис отрицался, потому что считали, как и сам Протагор считал, что если его принять, то он необходимо приведет к заключению, что и всё познание частно и индивидуально. Что же касается меня, то я принимаю тезис, но отрицаю вывод... Научное познание стремится стать абсолютно безличным и пытается утверждать то, что открыто коллективным разумом человечества...

Коллектив знает и больше и меньше, чем индивидуум: он знает, как коллектив, всё содержание энциклопедии и все вклады в труды научных учреждений, но он не знает тех лежащих близко к сердцу и интимных вещей, которые составляют колорит и самую ткань индивидуальной жизни. Когда человек говорит: "Я никогда не смогу передать того ужаса, который я испытал, увидев Бухенвальд" или: "Никакие слова не могут выразить моей радости, когда я снова увидел море после долгих лет тюремного заключения", он говорит нечто такое, что является истинным в самом строгом и точном смысле слова: он обладает через свой опыт познанием, которым не обладают те, чей опыт был другим...

Развитие нашего познания, если оно успешно, имеет сходство с приближением путешественника к горе сквозь туман: сначала он различает только крупные черты, если даже они имеют не вполне определенные контуры, но постепенно он видит всё больше деталей, и очертания становятся резче.

(Бертран Рассел)

 

С1. В чём автор видит проявления ограниченности возможностей познания? Выделите на основе текста два проявления.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В   правильном   ответе   должны   быть   указаны   следующие проявления ограниченности познания:

1) познана только бесконечно малая часть вселенной;

2) было   (и,   возможно,   будет)   время,   когда   познание   не существовало (не будет существовать).

Указаны два проявления.

2

Указано одно проявление.

1

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2

2010. 302

С2. В   чём   автор   видит   противоречивую   роль   субъективности   в   научном познании? (Укажите две стороны субъективности, отмеченные автором.)

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие положения:

1) с  одной  стороны,  субъективность  является  пороком  при ответе на вопрос «что представляет собой мир»;

2) с другой стороны, при ответе на вопрос «как мы приходим к познанию мира» субъективность оказывается вполне законной.

Указаны две стороны субъективности.

2

Указана одна сторона субъективности.

1

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2

 2010. 302.

 С3. Как автор оценивает возможности коллективного познания в сравнении с индивидуальным? Используя обществоведческие и исторические знания, материалы СМИ, приведите по одному примеру каждой из этих форм познания.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) авторскую оценку:

-«Коллектив знает и больше и меньше, чем индивидуум: он знает, как коллектив, все содержание энциклопедии и все вклады в труды научных учреждений, но он не знает тех лежащих близко к сердцу и интимных вещей, которые составляют колорит и самую ткань индивидуальной жизни»;

2) пример   коллективного   познания,   например,   разработка актуальной    темы   большим   научным   коллективом    (средства защиты ядерных реакторов и т.п.)

3) пример   индивидуального   познания,   например,   открытие ученым научного закона (периодический закон Менделеева).

Авторская оценка может быть дана в иной формулировке. Могут быть приведены иные примеры.

Правильно указана авторская оценка и приведены примеры обеих форм познания.

3

Правильно указана авторская оценка и приведен пример одной из форм познания.                                          

ИЛИ Авторская оценка не указана, приведены примеры обеих форм познания.

2

Правильно указана только авторская оценка.

ИЛИ Приведен пример одной из форм познания.

1

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3

 2010. 302.

С4. Признает ли автор значимость личного, индивидуального опыта в познании? (Подтвердите ответ положением текста.)

Опираясь на знания курса,  назовите любые два других  способа  (пути) познания мира.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) мнение     автора:     автор     считает     значимым     личный (индивидуальный) опыт прежде всего для каждого конкретного человека

2) подтверждение-положение      текста      («Знание      каждого человека в основном зависит от его собственного индивидуального опыта»);

3) перечисление других способов познания мира, например:

- народная   мудрость   как   обобщение   опыта   повседневной жизни;

- искусство как специфический путь познания;

- научное познание мира.

В ответе присутствуют мнение автора, его подтверждение и два иных способа познания.

3

В ответе присутствуют три из названных выше элементов.

2

В ответе отражен один любой элемент из названных выше.

1

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании.

 104. 2010.

С7. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?

Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ  на  вопрос,   например:   искусству  дано  ухватить   и выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами;

2) две особенности искусства как формы познания, например:

- образное отображение мира и человека в мире;

- опора на единичное, индивидуальное, неповторимое;

- условный характер создаваемых произведений.

Ответ может быть дан в других формулировках. Могут быть названы иные особенности искусства.

Дан ответ и названы две особенности.

3

Дан ответ и названа одна особенность.

ИЛИ Ответ не дан, названы две особенности.

2

Дан ответ, особенности не названы.

ИЛИ Названа одна особенность.

1

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3

С6. Назовите любые три формы познания мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы, например, следующие формы познания:

1) научное   познание,   или   наука   (теория   относительности Эйнштейна);

2) художественное познание, или искусство (информация об исторических    сюжетах,    переданная    средствами    литературы, музыки и др.; например, в опере «Князь Игорь», романе «Война и мир»);

3) житейское    познание,    или    опыт    повседневной    жизни (наблюдение ребенка за падающими предметами, льющейся водой и т.п.).

Могут   быть   названы   другие   формы   и   приведены   другие примеры.

Названы и проиллюстрированы три формы.

3

Названы две-три формы, проиллюстрированы две формы. ИЛИ Названы и проиллюстрированы две формы, третья не названа, но понятна в контексте приведенного примера.

2

Названы одна-три формы, проиллюстрирована одна форма.

ИЛИ Названа и проиллюстрирована примером одна форма, одна-две другие формы не названы, но понятны в контексте одного-двух приведенных примеров.

ИЛИ Названы только три формы.

ИЛИ Приведены только три примера.

1

Приведены только один-два примера.

ИЛИ Названы только одна-две формы.

ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

типовые вопросы раздела "общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

типовые вопросы раздела "общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

типовые вопросы раздела "человек"для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

типовые вопросы раздела "человек" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

типовые вопросы раздела "Политика" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

типовые вопросы раздела "Политика"для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

типовые вопросы раздела "социальные отношения" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

типовые вопросы раздела "социальные отношения" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

типовые вопросы раздела "право"для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

типовые вопросы раздела "право"для подготовки к егэ по обществознанию...

типовые вопросы раздела "экономика" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

типовые вопросы раздела "экономика" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

Презентация "Вопросы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию 11 класс.

Данная презентация "Вопросы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе" поможет учителям коллективно обсуждать вопросы  с  учениками.Рекомендуется использовать для индивиду...