Виновен - отвечай
методическая разработка по обществознанию (7 класс) на тему

Головчанская Нина Валерьевна

Обществознание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: «Виновен - отвечай»

 Цель: Подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления, подвести учащихся к пониманию понятия «законопослушное поведение», что это нормальное, обычное поведение большинства людей.

 

Задачи:

-   обучающие: подвести к пониманию понятий «закон», «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки» ;

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником;

-   воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.

 

Планируемые результаты:

- личностные:

• овладении  навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
-  определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

-  метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,  установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

 Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость правовых норм общества.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

 Тип урока: Открытие новых знаний.

 Формы работы учащихся: коллективная, групповая,

 Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для групповой работы.


План - конспект урока:

  1. Проверка д.з.

Тестирование по теме «Что такое дисциплина» (по вариантам)

  1. Задания по актуализации опорных знаний:

- Что такое дисциплина? Какая бывает дисциплина?

- Какие виды специальной дисциплины вы знаете? (Военная, трудовая, технологическая, школьная. )

 - Какие крупные аварии произошли по причине несоблюдения трудовой или технологической дисциплины человеком? (Например, авария на Чернобыльской АЭС, авария на химическом заводе в индийском городе Бхопале. )

 - Правильно ли будет говорить о человеческом факторе этих аварий? Можно ли избежать таких причин? (Человеческий фактор присутствует в большинстве случаев техногенных аварий. Избежать полностью этого не удаётся, так как нет производства абсолютно без участия человека. Можно говорить о снижении риска этого фактора)

 - Что мешает способному ученику хорошо учиться? (Отсутствие силы воли и самоконтроля )

- Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

- Почему люди соблюдают дисциплину?

- Как общество контролирует поведение человека?

  1. Создание проблемной ситуации.

Просмотр фрагмента мультфильма «Дядя Степа милиционер»

Формирование темы урока: (Ученики должны пояснить свой выбор, т.е. обосновать свой его. Учитель подводит к определению новой темы урока. Учитель задает наводящие вопросы):

- Что показано в этом фрагменте?

- Как его называет голос за кадром?

- Как ведет себя мальчик?

- Такое поведение в обществе приветствуется? (ответ учащихся) Почему?

- Как вы понимаете фразу во фрагменте: «В отделение хотите?»?

- Как вы думаете, сколько лет персонажу сюжета?

- Может ли он нести ответственность за свои поступки? (по результатам ответов учитель подводит к проговариванию темы урока).

  1. Целеполагание.

Тема сегодняшнего урока «Виновен – отвечай».

- Запишите число и тему сегодняшнего урока (Слайд 1)

  1. «Открытие» нового знания.

- Объясните выражения, которые вы видите на слайде (Слайд 2)

- Давайте посмотрим, правильно ли мы объяснили значение этих выражений (Слайд 3,4,5)

- Какое понятие объединяет данные выражения? (ЗАКОН)

-Нужно ли знание закона и почему?

- А нужно ли знать законы несовершеннолетним? Почему? Зачем?

- Если человек не соблюдает закон, нарушает правила поведения в обществе, то здесь речь пойдет о нарушениях правовых норм, т.е. правил.

И здесь речь пойдет о таком правовом понятии, как …

Правонарушение -  любое деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права.

(Слайд 6)
В зависимости от степени общественного вреда правонарушения делят на преступления и проступки.

- Попробуйте пояснить, что мы отнесем к преступлению, а что к проступкам. Почему?

- В чем отличие преступления от проступка? (Проступок – меньшая угроза общественному порядку и людям; преступление - - опасный вид правонарушений, наиболее вредны для общества)

- А что представляет наибольшую опасность  для общества? (преступление)

(Слайд 7)

Преступление – это наиболее опасный вид правонарушений, запрещённый Уголовным Кодексом РФ

  1. Физминутка

- Как вы понимаете выражение «Знать закон надо смолоду»

Нарушителями закона являются не только взрослые люди которые, совершая преступления, ищут какую-то выгоду или реализуют свой злой умысел. Часто бывает, что преступниками становятся дети, несовершеннолетние.

(Слайд 9) – статистика преступления несовершеннолетними

  1. Применение нового знания. Работа в группах.

Карточка 1.

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующие вопросы:

- Почему Дмитрий Ч. совершил преступление?

- Что общего в причинах преступлений воспитанников воспитательно – трудовой колонии для несовершеннолетних (ВТК)?

«Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3,5 года).

        Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень боялся, что поймают. Но когда увидел «живые» деньги – обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так можно жить.

        Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда, и отпустят. Не отпустили…

        Советую всем никуда не лезть. Все когда – нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда бы не отходил. А здесь матери нет. Сам за себя. Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждет…».

Карточка  2.

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующий вопрос:

- Как вы думаете, кого Георгий считает дураками, а кого умными? Почему?

«Из обращения воспитанника Кировоградской ВТК Георгия С. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3 года).

        Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные – это те, кто подговаривал…Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я, баланду хлебают. Здесь никто не поможет. И стираешь сам. И зашиваешь сам. И вообще все делаешь сам.»

Карточка  3.

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующие вопросы:

- Какие выводы сделал для себя Алексей из своего печального опыта?

- Как вы понимаете слово «малолетка»?

«Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 4 года).

        Когда идешь воровать – думаешь, не попадешься. С кем не разговаривал здесь – все так думали. И еще знаешь, сразу не засудят – малолетка. И точно – по первой «ходке» в суд, получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не смог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы все понял. По второй «ходке» за все сразу 2 года дали. Не советую радоваться тем, кто первый раз мио зоны проскочил. Все равно здесь будете» .

Учащиеся анализируют ситуации.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

Выводы:

- Чаще всего подростки удивляются, что они совершили преступление и что их ждет наказание и говорят, что они не виноваты, потому что не знали, что их поступок считается преступлением и что их могут наказать по закону?

-  Что бы вы могли сказать этим подросткам?   ( «Незнание закона не освобождает от ответственности») (Слайд 10)

Уголовная ответственность - ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом.
(Слайд 11)

Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок.: убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство.

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность  наступает с 14 лет

-  Зачем закон наказывает? ( «Закон заставляет исправляться и несовершать правонарушений.»)

- А что такое «закон»? Это правопорядок, соблюдение прав и выполнение обязанностей.

(Слайд 12)

Уголовным кодексом РФ предусмотрен  общий минимальный  возраст уголовной ответственности – 16 лет.

(Слайд 13)  « От тюрьмы и сумы не зарекайся» - гласит  народная мудрость

  • От неприятностей, увы, никто не застрахован.
  • Однако, знание уголовного законодательства необходимо!

Чтобы оградить себя от совершения правонарушения, необходимо знать и уважать закон.

  1. Итог урока

- Что же мы узнали сегодня на уроке?

- Почему нужно знать законы смолоду?

- Почему законопослушный человек вызывает уважение в обществе?

  Выставляется оценка за урок. 

  1. Домашнее задание:

- Параграф 10 - пересказ

- Составить памятку для своих сверстников «Учись уважать закон»

  1. Рефлексия (закончите предложения)

Сегодня:  я узнал… 
               я почувствовал, что…
             я приобрел…
             меня удивило…

 

Используемая литература и интернет ресурсы:

- А.В Позднер «Поурочные разработки по обществознанию. К учебно методическому комплексу Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.  М.:Просвещение 2009

- http://mults.info/mults/?id=88

- school3rd.ucoz.rusoc_peadagog/test.doc

- http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-7/105.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по обществознанию. Тема "Виновен! Отвечай!" 7 класс

План урока по обществознанию составлен по в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения....

Урок – размышление «Виновен – отвечай» 7 класс

Урок – размышление «Виновен – отвечай» 7 класс...

Виновен - отвечай

Конспект урока...

Виновен - отвечай

Презентация к уроку 7 класса с практическими заданиями...

Виновен - отвечай!

Презентация к уроку обществознания в 7 классе (учебник Л.Боголюбова)...

Виновен-отвечай!

Нам часто приходится слышать мудрое слово, как «законопослушный» человек. А кого называют «законопослушным»? Речь идёт о человеке, который соблюдает законы- послушен им. ...