ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Урок обществознания. 11 класс.
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

ЦЕЛИ: познакомить учащихся с формами политической деятельности; показать необходимость участия каждого человека  в политической жизни общества; участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, решать проблемные задания, делать выводы. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы; работать и взаимодействовать в малых группах.

 ТИП УРОКА: урок обобщения и повторения.

ФОРМА УРОКА: практическое занятие.

 ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, раздаточный материал, анкеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Урок обществознания.

11 класс.

ЦЕЛИ: познакомить учащихся с формами политической деятельности; показать необходимость участия каждого человека  в политической жизни общества; участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, решать проблемные задания, делать выводы. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы; работать и взаимодействовать в малых группах.

 ТИП УРОКА: урок обобщения и повторения.

ФОРМА УРОКА: практическое занятие.

 ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, раздаточный материал, анкеты.

ПЛАН  УРОКА:

1. Работа в государственных органах власти.

2. Участие в политических партиях.

3.Участие в выборах депутата.

4.Участие в референдуме.

5. Участие в неформальных движениях.

                                                             ХОД УРОКА

  У ч  и  т  е  л  ь: Не секрет, что каждый из нас так или иначе будет принимать участие в политической жизни страны. На сегодняшнем уроке нам предстоит на конкретных примерах разобрать формы политического участия, т. е. конкретные виды политической активности граждан. Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно или пассивно.

Недалек тот час, когда вы сами сможете оказывать влияние на политическую жизнь в селе, в городе, стране через выборы. Поэтому так важно приобрести полезные практические навыки в этом направлении.

Для работы на уроке вам понадобятся чистые тетрадные листы. Нам необходимо выбрать 5 учеников в счетную комиссию, которая будет подводить итоги каждого выполненного задания.

РАБОТА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ.

У  ч  и  т  е  л  ь: Сейчас вы получите анкету №1, на вопросы которой вам надо ответить. Внимательно её изучите  и приступайте к работе (вопросы анкеты можно выводить на экран)

АНКЕТА №1

-Хотели бы Вы работать;

в мэрии;

депутатом Государственной думы;

министром;

 президентом;

в полиции,

в прокуратуре?

_Не хотел (а) бы выполнять никакую из перечисленных работ.

Нужное подчеркните. Следует указать только один ответ.

Пока счетная комиссия анализирует ответы, учащимся предлагается задание.

У  ч  и  т  е  л  ь: На экране вы видите предвыборные лозунги американского кандидата в конгрессмены Р. Кеннеди (1986 г.)

«ВОВЛЕКАЙТЕСЬ! УЧАСТВУЙТЕ!

Если ты не часть решения проблемы, ты часть проблемы!

В демократическом обществе важно не согласие, а участие!

Наша система работает, если ты работаешь в ней»

ЗАДАНИЕ:

-Прокомментируйте предвыборные лозунги американского кандидата в конгрессмены Р. Кеннеди.

_На какие социальные группы населения, на ваш взгляд, должны были воздействовать эти лозунги?

Выполнение задания и объявление результатов первого этапа урока.

2. УЧАСТИЕ В ПОЛИТИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ.

У  ч  и  т  е  л  ь: Сейчас вы получите анкету №2, изучите её и ответьте на поставленные вопросы. ( Вопросы анкеты можно выводить на экран).

АНКЕТА №2

-Членами какой партии (движения) Вы хотели бы стать:

КПРФ

ЛДПР

«Единая Россия»

«Справедливая Россия»

Другой партии (укажите название только одной партии)

-Не хотел(а) бы быть членом никакой партии.

Выберите название только одной партии.

Счётная комиссия подводит итоги анкетирования, определяя степень популярности партий среди учащихся.

3. УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ.

У  ч  и  т  е  л  ь: Смоделируем ситуацию вашего реального участия в выборах. Сейчас на экран будут выведены вымышленные фамилии депутатов и название их партий ( Анкета №3).

 

ЗАДАНИЕ: зачеркните фамилии тех депутатов, которых Вы не поддерживаете. Оставьте в списках только одного кандидата, Которого Вы поддерживаете. И запишите выбранного вами депутата на своём листочке.

АНКЕТА №3

Иванов ( ЛДПР)

ПЕТРОВ (КПРФ)

СМИРНОВА («Яблоко»)

СПИРИДОНОВ («Справедливая Россия»)

 СЕНЮШКИН ( « ЕДИНАЯ РОССИЯ»)

Счётная комиссия объявляет итоги голосования.

У  ч  и  т  е  л  ь: Итак, теперь мы. Имея результаты ваших ответов на вопросы анкет №2 и 3, можем сравнить их и увидеть ваши политические предпочтения и определить ваш выбор.

4. УЧАСТИЕ В МИТИНГАХ.

У  ч  и  т  е  л  ь : Но участвовать в политической жизни общества вовсе не обязательно только во время выборов, тем  более, что они бывают не так часто. Конституция Российской Федерации предоставляет вам право изъявлять свою волю через участие в митингах, шествиях и т д.

Попробуем определить свои действия в данном направлении политической жизни страны. Ответьте на вопросы анкеты №4.

АНКЕТА № 4.

 

Хотели бы Вы участвовать в митингах (ненужное зачеркнуть):

-хочу;

- не хочу;

-не знаю.

- При каких бы обстоятельствах Вы бы пошли на митинг?

Счётная комиссия анализирует результаты.

У  ч  и  т  е  л  ь: таким образом, мы определили степень вашей политической активности.

5 УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ.

У  ч  и  т  е  л  ь: Но наивысшей формой волеизъявления народа является, согласно Конституции РФ, референдум. Я напоминаю, что референдум – это обращение к мнению народа с целью принятия окончательного решения по внутри- или внешне политическим вопросам. Я предлагаю вам ситуацию, по которой поступило предложение провести референдум. Посмотрите на экран, на нём выведены вопросы школьного референдума.

АНКЕТА № 5.

-Стоит ли начинать занятия в школе в 8-30 утра:

-да;

-нет.

Счётная комиссия объявляет итоги.

У  ч  и  т  е  л  ь: Вы убедились, что, участвуя в референдуме, вы имели возможность высказать своё

собственное мнение относительно важной для вас проблемы. Следовательно, участие в референдуме – это очень важное и ответственное событие, которое заставляет нас задумываться, размышлять, участвовать в жизни страны.

6. УЧАСТИЕ В НЕФОРМАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЯХ.

 

У  и  т  е  л  ь:  В связи с формированием в нашей стране гражданского общества всё большую роль начинают играть неформальные движения.

Неформальные движения – это организации, созданные гражданами на добровольной основе с целью привлечь единомышленников к решению определённой проблемы, выразить себя, пообщаться  и т. д. Примерами могут служить движения хиппи, экологические движения, общество читателей и т. д.

Предлагаю проверить себя насколько мы с вами готовы к такой форме политического участия. На экране отражены вопросы анкеты №6.

АНКЕТА №6

- Хотели бы Вы принимать участие в неформальных движениях:

- да;

- нет;

- не знаю.

Счётная комиссия объявляет итоги.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

У  ч  и  т  е  л  ь: Итак, работая на уроке, мы с вами определили уровень вашей политической культуры. Посмотрите внимательно на свои личные результаты. У кого они низкие, задумайтесь о степени ответственности за то, что происходит в политической сфере. Не уподобляйтесь позиции известного сказочного героя Пескаря из сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Помните, мы с вами  в ответе за всё то, что происходит с нами.

ЗАДАНИЕ: прокомментируйте высказывание, которое принадлежит В. И. Ленину: « Раб, сознающий своё рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно отыскивает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам».

Как данное высказывание может быть связано с содержанием нашего урока?

Происходит обсуждение, подводятся итоги урока.

 

Домашнее задание. Проанализируйте такое политическое событие, как референдум о сохранении С С С Р 17 марта 1991г.

Составьте развёрнутый ответ на следующий вопрос: « Как Вы полагаете, почему, несмотря на то, что за сохранение С С С Р проголосовало 76,4 % граждан страны, Советский Союз всё же распался в декабре 1991 года?»

Ответ свой аргументируйте.

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Политическая жизнь современного общества.

Урок с использованием интерактивной доски.  УАктивизирует деятельность учеников. Помогает ускорить теап урока. Эта презентация является частью урока. На первых слайдах опрос, вторая часть слайдов...

Урок МХК в 9 классе «Реклама в культурной жизни современного общества»

Данный урок ставит своей целью формирование у учащихся представления о рекламе как неотъемлемой части массовой культуры, синтезирующей различные виды искусства. Основу урока составляет лекция преподав...

Повторительно-обобщающий урок "Политическая сфера современного общества" 11 класс

Тема повторительно-обобщающего урока «Политическая сфера современного общества» направлена на систематизацию знаний и умений учащихся по теме «Политическая сфера общества», закрепление полученного уро...

Повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 11 профильном социально-гуманитарном классе "Политическая жизнь современного общества"

Представленный материал позволит обобщить и систематизировать знания в 11 профильном социально-гуманитарном классе по разделу "Политическая жизнь современного общества". Материал подготовлен в рамках ...

Разработка урока обществознания 11 класс "Политическая сфера современного общества" ( с приложением)

Представленный урок можно использовать как обощающий по теме Политическая сфера общества....

1.10-1.12 Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях современного общества.

Презентация содержит минимум необходимых знаний для проведения уроков, консультаций и подготовки к экзаменам по теме "Сфера духовной культуры и её особенности", "Наука в жизни современн...