Использование методов проблемного диалога и технологии развития критического мышления на уроках обществознания
статья по обществознанию (6 класс) на тему

Анисимова Светлана Андреевна

Основной задачей образования становится создание условий развития школьника, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе. Это означает, что основным результатом образования должна  быть не только сумма знаний выпускника, но и овладение способностями – «критическим» мышлением, умением действовать в реальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Обществознанию принадлежит особое место в образовании, поскольку оно, являясь областью и науки, и практической деятельности, имеет возможности для решения данных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере.

Важным условием приобретения правовых знаний, развития социальных умений и навыков является внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие учащихся в образовательном процессе. Суть их состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом, что учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы (в частности, правовые) на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Пример: Тема: Правонарушения

Класс: 9

Класс разделён на три экспертные группы.

Задание: Прочитать три варианта преступления. Высказать своё мнение о возможных последствиях.

История 1. Вечером Иван поссорился с Николаем. А через два часа, когда стемнело, Иван подкрался к Николаю, сидевшему на берегу реки и с криком: «Я ведь предупреждал, что убью!» - нанёс ему удар по голове. Этот удар оказался смертельным.

История 2. Вечером во дворе Костя и Миша затеяли шуточную потасовку: бегали друг за другом, боролись. Мише надоела эта игра, и когда Костя в очередной раз попытался повалить его на землю, он со словами «Да отстань ты от меня!» - сильно толкнул приятеля. Миша не заметил, что сзади лежат сваленные в кучу кирпичи. Костя упал, ударился виском и скончался на месте.

История 3. Игнатов, распивавший спиртные напитки всю ночь, вооружившись охотничьим ружьём, захватил в заложники воспитанников детского сада. Он требовал денег на выпивку. Многочасовые переговоры с Игнатовым ничего не дали. Тогда сотрудник правоохранительных органов, ради спасения детей из снайперской винтовки убил Игнатова.

Ответ: 1 история – суд признал Ивана виновным в умышленном убийстве и назначил ему наказание, как совершеннолетнему в виде лишения свободы сроком на 8 лет. 2 история – суд признал Михаила, которому исполнилось 14 лет виновным в убийстве по неосторожности и назначил наказание в виде лишения свободы, сроком на 6 месяцев. 3 история – сотрудник правоохранительных органов вообще не привлекался к ответственности.

В ходе дискуссии учащиеся приходят к выводам о том, что наличие вины и степени наказания определяется с учётом того, было ли у человека намерение совершить преступление. Так «открываются» новые знания – две формы вины – умысел и неосторожность.

Кейс-технология

Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций).

Цели метода анализа ситуаций:

- Развитие навыков анализа и критического мышления

- Соединение теории и практики

 - Представление примеров принимаемых решений

 - Демонстрация различных позиций и точек зрения

- Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Цель: научить слушателей, как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, обучаемые:

- Получают коммуникативные навыки

- Развивают презентационные умения

 - Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

- Приобретают экспертные умения и навыки

- Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени в конкретной социально-экономической системе. Задачей обучаемых является принятие рационального решения, действуя сначала индивидуально, а затем в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.

Метод разыгрывания ролей.

Этот метод применяется в основном при рассмотрении ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, а также при изучении тем, касающихся совершенствования стиля и методов руководства. Занятие начинается с представления ситуации в лицах, затем проводится обсуждение, во-первых, решения, принятого участниками инсценировки, во-вторых, их поведения, т. е. действий в предложенных обстоятельствах.

Учебные дискуссии. Они могут проводиться: по материалам лекции; по итогам практических занятий; по проблемам, предложенным самими слушателями; на основе событий и фактов из практики изучаемой сферы деятельности; по публикациям в печати.

Учебные дискуссии закрепляют знания; увеличивают объем новой информации; помогают выработать умения спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

Дискуссии требуют наличия определенных знаний по предмету дискуссии, ведется по определенным правилам

Методы технологии развития критического мышления

«Активное чтение»:

1.     Поиск в тексте ответов на поставленные вопросы

2.     Составление таблиц, кластеров

3.     Разделение текста на части: учащиеся отмечают уже знакомый материал знаком «v», новый полезный материал знаком «+», новый ненужный материал знаком «-»

Метод «Мозговой штурм»:

Методы «Дерево предложений», «Корзина» и др.

Синквейн

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Диаманта

Диаманта –  это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

1-я строка – существительное, тема диаманты

 2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие– то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты

 3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению

 4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям)

 5-я строка –  три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму

 6-я строка –  два прилагательных (по отношению к антониму)

 7-я строка – существительное, антоним теме.

ПОПС-формула

Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.

В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.

Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.

В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

«Fishbone» («рыбья косточка»)

В соответствии с педагогическими задачами мы можем моделировать учебный процесс, определяя удельный вес традиционных методов обучения и активных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методов проблемного диалога и технологии развития критического мышления на уроках обществознания

Учитель обществознания

ГКООУ СО СШИ №28

Анисимова Светлана Андреевна,

выступление на обучающем семинаре

для учителей «Активные формы

и методы обучения в образовательном

процессе» 23.10.2014 г.

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью.

Л.Н. Толстой

Основной задачей образования становится создание условий развития школьника, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе. Это означает, что основным результатом образования должна  быть не только сумма знаний выпускника, но и овладение способностями – «критическим» мышлением, умением действовать в реальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Обществознанию принадлежит особое место в образовании, поскольку оно, являясь областью и науки, и практической деятельности, имеет возможности для решения данных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере.

Важным условием приобретения правовых знаний, развития социальных умений и навыков является внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие учащихся в образовательном процессе. Суть их состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом, что учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы (в частности, правовые) на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Пример: Тема: Правонарушения

Класс: 9

Класс разделён на три экспертные группы.

Задание: Прочитать три варианта преступления. Высказать своё мнение о возможных последствиях.

История 1. Вечером Иван поссорился с Николаем. А через два часа, когда стемнело, Иван подкрался к Николаю, сидевшему на берегу реки и с криком: «Я ведь предупреждал, что убью!» - нанёс ему удар по голове. Этот удар оказался смертельным.

История 2. Вечером во дворе Костя и Миша затеяли шуточную потасовку: бегали друг за другом, боролись. Мише надоела эта игра, и когда Костя в очередной раз попытался повалить его на землю, он со словами «Да отстань ты от меня!» - сильно толкнул приятеля. Миша не заметил, что сзади лежат сваленные в кучу кирпичи. Костя упал, ударился виском и скончался на месте.

История 3. Игнатов, распивавший спиртные напитки всю ночь, вооружившись охотничьим ружьём, захватил в заложники воспитанников детского сада. Он требовал денег на выпивку. Многочасовые переговоры с Игнатовым ничего не дали. Тогда сотрудник правоохранительных органов, ради спасения детей из снайперской винтовки убил Игнатова.

Ответ: 1 история – суд признал Ивана виновным в умышленном убийстве и назначил ему наказание, как совершеннолетнему в виде лишения свободы сроком на 8 лет. 2 история – суд признал Михаила, которому исполнилось 14 лет виновным в убийстве по неосторожности и назначил наказание в виде лишения свободы, сроком на 6 месяцев. 3 история – сотрудник правоохранительных органов вообще не привлекался к ответственности.

В ходе дискуссии учащиеся приходят к выводам о том, что наличие вины и степени наказания определяется с учётом того, было ли у человека намерение совершить преступление. Так «открываются» новые знания – две формы вины – умысел и неосторожность.

Кейс-технология

Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций).

Цели метода анализа ситуаций:

- Развитие навыков анализа и критического мышления

- Соединение теории и практики

 - Представление примеров принимаемых решений

 - Демонстрация различных позиций и точек зрения

- Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Цель: научить слушателей, как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, обучаемые:

- Получают коммуникативные навыки

- Развивают презентационные умения

 - Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

- Приобретают экспертные умения и навыки

- Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени в конкретной социально-экономической системе. Задачей обучаемых является принятие рационального решения, действуя сначала индивидуально, а затем в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.

Метод разыгрывания ролей.

Этот метод применяется в основном при рассмотрении ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, а также при изучении тем, касающихся совершенствования стиля и методов руководства. Занятие начинается с представления ситуации в лицах, затем проводится обсуждение, во-первых, решения, принятого участниками инсценировки, во-вторых, их поведения, т. е. действий в предложенных обстоятельствах.

Учебные дискуссии. Они могут проводиться: по материалам лекции; по итогам практических занятий; по проблемам, предложенным самими слушателями; на основе событий и фактов из практики изучаемой сферы деятельности; по публикациям в печати.

Учебные дискуссии закрепляют знания; увеличивают объем новой информации; помогают выработать умения спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

Дискуссии требуют наличия определенных знаний по предмету дискуссии, ведется по определенным правилам

Методы технологии развития критического мышления

«Активное чтение»:

  1. Поиск в тексте ответов на поставленные вопросы
  2. Составление таблиц, кластеров
  3. Разделение текста на части: учащиеся отмечают уже знакомый материал знаком «v», новый полезный материал знаком «+», новый ненужный материал знаком «-»

Метод «Мозговой штурм»:

Методы «Дерево предложений», «Корзина» и др.

Синквейн

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Диаманта

Диаманта –  это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

1-я строка – существительное, тема диаманты

 2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие– то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты

 3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению

 4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям)

 5-я строка –  три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму

 6-я строка –  два прилагательных (по отношению к антониму)

 7-я строка – существительное, антоним теме.

ПОПС-формула

Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.

В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.

Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.

В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

«Fishbone» («рыбья косточка»)

В соответствии с педагогическими задачами мы можем моделировать учебный процесс, определяя удельный вес традиционных методов обучения и активных методов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления на уроках обществознания

В статье перечислены некоторые приемы, позволяющие развивать у учащихся критическое мышление...

Технология развития критического мышления на уроках обществознания

Включение технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, повышает мотивацию к обучению так как обращена, прежде всего, к ребенку, к его и...

Технология развития критического мышления на уроках обществознания, права (из опыта работы)

Данная технология -  одна из современных образовательных технологий,  применяемой в школе. Публикация позволяет познакомиться с ее структурой, результатами, некоторыми наиболее успешными вар...

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...

Методический семинар "Технология развития критического мышления на уроках обществознания"

Методическая разработка  «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» На тему:Развитие критического мышления  на уроках обществознанияОбществознание как  предмет препо...

Методический семинар "Технология развития критического мышления на уроках обществознания"

Методический семинар "Технология развития критического мышления на уроках обществознания"...

Мастер класс на тему:« Применение отдельных приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания».

Мастер класс на тему:« Применение отдельных приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания»....