Что такое право? 9 класс
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Андрющенко Юлия Борисовна

Разработка урока обществознания для 9 класс по учебнику Кравченко Обществознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_pravo._stsenariy_uroka._9_klass.doc38 КБ
Office presentation icon chto_takoe_pravo.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:

«Право существует для пользы человечества»

(сценарий урока)

Цель: сформировать представление о том, что такое право, какова его структура и роль в жизни общества.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: комбинированный

Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал, учебник.

Терминология: право, норма права, отрасль  права, обязанность, ответственность.

Ход урока.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.  (Слайд 1) Ребята, здравствуйте. Меня зовут Юлия Борисовна. Я рада с вами познакомится. Сегодняшний урок мы с вами проведем вместе. В конце нашего занятия каждый из вас попытается создать свой мини – проект. (я показываю лист с «Проектом» (Слайд 2)

200 лет назад в небольшом немецком городке жил один человека. Это был немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках он сидел за столом. Вдруг задумался… «Что такое право?!.  Я перечитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но юристы все еще ищут определение права. Все философы спорят об этом». И я предлагаю нам с вами поискать ответ на вопрос Канта. Для этого давайте познакомимся с выдержками из документов. На столе у каждой группы, лежит раздаточный материал, найдите лист подписанный «задания для групп».

На работу с документов вам дается 3 минуты. Ваша задача ответить на вопросы к документам.

В ходе вашей работы вы должны будете записать ее результат в лист под названием «Проект» - схема, свои ответы вы записываете синей ручкой, а ответы представителей других групп – черной (другого цвета)(Слайд 3) 

ОТВЕТЫ ДЛЯ ЗАПИСИ:

-1- ПРАВО, НАУКА О ДОБРОМ И СПРАВЕДЛИВОМ;

- ПРАВО – ЕСТЕСТВЕННОЕ, ПУБЛИЧНОЕ, ЧАСТНОЕ.

-2- РАСПОРЯЖАТЬСЯ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ, НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ;

-3- ВЛЕЧЕТ НАЛОЖЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ЗАПРЕТ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

ИТОГ: ЧТО ВЫ ЗАПИСАЛИ В СВОЙ ПРЕКТ. 1 ГРУППА, 2 ГРУППА, 3 ГРУППА. Молодцы.

2. (слайд 4) А теперь вы можете ответить на вопрос Канта:  ЧТО ТАКОЕ ПРАВО?

- правила поведения

- возможность поступать определенным образом

- права человека

- ответственность за поступки.  Т.д. (слайд 5)

Посмотрите, сколько разных объяснений вы привели, определяя, что такое право.

? СКОЛЬКО ЗНАЧЕНИЙ ИМЕЕТ СЛОВО «ПРАВО»?

Итог: право понятие многозначное

А теперь обратимся к учебнику и посмотрим,  какое определение дают этому термину авторы учебника (стр. 73, прочтите его). (Слайд 6)

Право  (ОТ ЛАТ. JUS– ЗАКОН

JUSTITIA – ПРАВДА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ) -  система правила поведения, санкционированных государством. (запись в тетрадь)

Запишите его в своих листах под именем проект.

МНОГИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ,  КОТОРЫМИ МЫ С ВАМИ ПОЛЬЗУЕМСЯ В НАШЕ ВРЕМЯ, ПРИШЛИ К НАМ ИЗ РИМА. Именно там и была сформулирована мысль,  которая и станет темой нашего урока (слайд 7) – «Право существует для пользы человечества»

  1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.  

ПРОБЛЕМА. Право существует для пользы человечества. Вы согласны с этим утверждением? (Да или Нет) Я предлагаю по ходу нашего урока, сформулировать доказательства этого утверждения. Свои доводы вы будете записывать на листе «Проект», который и станет одним из результатов нашего знакомства с этой темой.

  1.  На столе у каждого из вас лежит раздаточный материал, он предназначен для работы на уроке. Найдите ЛИСТ ЗАДАНИЙ № 1.        

В нем приведены примеры ситуаций. (слайд 8)  Будут ли они регулироваться правом? Давайте выясним?  Да регулироваться будут ситуации   № 2, 5

На основании чего вы пришли к таким выводам? (государство вмешивается)

Приведите свои примеры правовых ситуаций.

? Правовые ситуации – это ситуации, регулируемые государством

Итог: правовые ситуации – это ситуации регулируемые государством.

У вас появились доказательства для записи в проект? Какие?

  1. Видеоролики  об ответственности.

? Какие качества хотели выработать правители у своих подданных.  (слайд 9-10)

- в войске Чингисхана существовала круговая порука: если с поля боя бежит 1 человек, то казнят десяток, бежит десяток, то казнят сотню.

- Петр I ввел обязательное испытание для мастеров литья пушек: при первом выстреле мастер садился на казенную часть пушки и в это время производился выстрел.

Повторяю вопрос  ? Какие качества хотели выработать правители у своих подданных. Ответственность.

  1.  Во всех ситуациях описаны действия, которые желательны для исполнения или обязательны. Их невыполнение влечет за собой санкции – меры ответственности. (см. СЛОВАРЬ УРОКА). Учебник стр. 207

Итог: с какими терминами мы познакомились?

Обратитесь к нашему листу «Проект», появились ли у вас новые доказательства утверждения, что право существует для пользы человечества.

  1. ? Право – это правила поведения,  установленные государством. А если эти правила поведения зафиксированы в законе, то они называются нормой права (слайд 12) нормы права бывают запрещающие, обязывающие, управомочивающие. (Слайд 13)
  2.  Нормы права,  регулирующие  одну большую сферу отношений в обществе, называют отраслями права. (слайд 14)

Обратимся к учебнику, стр. 79, перед вами схема отраслей права в нашем государстве. (слайд 15) (Работа с учебником стр. 80.  Если останется время)

Обратитесь к нашему листу «Проект», появились ли у вас новые доказательства утверждения, что право существует для пользы человечества.

  1. ! НАПОМНИТЕ МНЕ, КАКАЯ ОСНОВНАЯ НАША ЗАДАЧА НА УРОКЕ? Доказать, что право приносит пользу всему человечеству. ознакомимся с вашими мини-проектами, которые вы создали на уроке. (опрос 1-2 человек)
  2. А теперь проверим,  насколько хорошо вы усвоили сегодняшний  материал. Лист с тестом (слайд 16-17)

Д\З ПАРАГРАФ 9, ВОПРОСЫ В КОНЦЕ ПАРАГРАФА, ПРАКТИКУМ, ПИСЬМЕННО В ТЕТРАДИ. (Слайд 18)

До свидания рада с вами была работать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Что такое право?

Слайд 4

Права человека Ответственность за поступки Правила поведения Возможность поступать определенным образом

Слайд 5

JUSTITIA – справедливость, правда JUS – закон Право – система общеобязательных правил поведения, установленных государством, и выраженных в определенных нормах.

Слайд 6

Тема: Право существует для пользы человечества

Слайд 7

КАКИЕ СИТУАЦИИ БУДУТ РЕГУЛИРОВАТЬСЯ ПРАВОМ? Наша семья празднует Новый год с 31 декабря на 1 января. Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. В феврале каждого года в нашей школе проходит вечер встречи выпускников В этом году модно носить одежду спортивного покроя. При назначении наказания несовершеннолетнему … учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а так же влияние на него старших по возрасту лиц.

Слайд 8

Видеоролик

Слайд 10

ОБЯЗАННОСТЬ - КРУГ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ЗАДАЧ, ВОЗЛОЖЕННЫХ НА КОГО-ЛИБО И БЕЗУСЛОВНЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ . ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ПРЕТЕРПЕВАНИЕ ВИНОВНЫМ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ СОДЕЯННОГО.

Слайд 11

Норма права – правило поведения, закрепленное в законе .

Слайд 13

Отрасль права – нормы права, регулирующие одну большую сферу отношений в обществе

Слайд 15

Тест. 1. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию « право » . Право, норма права, закон, ответственность, мораль. Найдите и укажите термин, « выпадающий » из этого ряда. 2. Верны ли следующие суждения о праве? А. Вся совокупность общественных взаимодействий подлежит правовому регулированию. Б. нарушение норм права влечет, прежде всего общественное порицание. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны. 3. Найдите в предложенном списке значение понятия « право » . 1) частное право 2) юридическое право 3) социальное право 4) публичное право 5) естественное право Номера, под которыми указаны значения понятия « право » , выпишите в порядке возрастания.

Слайд 16

Ответы: 1. Мораль. 2. 4 3. 145

Слайд 17

Д\З ПАРАГРАФ 9, ВОПРОСЫ В КОНЦЕ ПАРАГРАФА, ПРАКТИКУМ, ПИСЬМЕННО В ТЕТРАДИ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пятый класс?

Внеклассное мероприятие для 5 класса. Посвящение в пятиклассники....

Презентация "Что такое мастер - класс"

В презентации представлен материал по проведению мастер - класа"...

Что такое МАСТЕР КЛАСС?!

Выступление на районной августовской конференции на секции учителей математики...

Презентация "Что такое мастер-класс"

Разработка предназначена для педагогов дополнительного образования...

Что такое мастер-класс (презентация)

Что же такое мастер-класс?...

Что такое мастер-класс

Мастер-класс — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки...

Что такое климат класса?

Психологический климат класса — это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а, значит, и развития личности. Он слага...