Главные вкладки

    Олимпиада по обществознанию 9 класс. Школьный этап.
    олимпиадные задания по обществознанию (9 класс) на тему

    Зотова Оксана Владимировна

    Данная разработка олимпиады собержит  задания разного уровня по обществознанию в 9 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл olimpiada_po_obshchestvoznaniyu.9kl._shk.etap_.docx438.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

    ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 9 КЛАСС. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

    2015 – 2016 учебный год

    Время выполнения 60 минут.

    1.Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

    1. Выберите из списка большие социальные группы:

    1) семья;

    2) сословия;

    3) общественные классы;

    4) этнические общности;

    5) школьный класс.

    2. Определите признаки правового государства:

    1) взаимная ответственность гражданина, общества и государства;

    2) наличие конституции;

    3) принцип разделения властей;

    4) верховенство права над институтами власти;

    5) законотворческая деятельность.

    1

    2

    2. Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально

    точный ответ.

    военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска,

    воздушно-десантные войска.

    3.Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные

    элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному

    основанию:

    Авторский гонорар, квартальная премия, заработная плата, контрибуция,

    дивиденды по акциям.

    4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные

    элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному

    основанию:

    Капитал, обмен, недра, предпринимательские способности.

    5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да»,

    если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

    1. Правительство РФ определяет основные направления оборонной

    политики и осуществляет руководство обороной страны.

    2. Одной из причин безработицы является изменение потребительского

    спроса на товары и услуги.

    3. Любая религия предполагает наличие связи между человеком и

    всемогущим Богом, возможность взаимодействия человека с ним.

    4. Примером массовой культуры могут служить популярные сегодня у

    людей разных возрастов компьютерные игры и другие виртуальные

    развлечения.

    Ответ:

    1

    2

    3

    4

    6.Решите задачу.

    Гражданка Соколова купила купальник. На следующий день муж Соколовой подарил ей к 8 Марта такой же купальник. Через два дня после покупки Соколова пришла в магазин и, предъявив кассовый чек, попросила обменять купальник на другой, сообщив, что она даже не успела его надеть. Продавец сказала, что такой товар обмену не подлежит. Правомерен ли отказ продавца?

    7. Соотнесите структурные элементы политической системы общества с иллюстрирующими их примерами:

     

     Примеры                                            Структурные элементы

    А) государство                                    1)политический институт

    Б) реформирование                             2)политический процесс

    В) общественные движения

    Г) демократизация

    Ответ:  

    А

    Б

    В

    Г

    8. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

    Ответ внесите в таблицу.

    Прежде всего в сфере социального ______(А) исследователь сам

    является частью изучаемой реальности, в силу чего социальное познание представляет собой не изучение внешнего человеку ______(Б) , а особую форму ______(В) . Другими словами, в отличие от ______(Г) и ______(Д) наук, в самом объекте социального исследования изначально присутствует и сам познающий ______(Е) . Из этой особенности вытекает, что на исследовательские результаты в этой сфере неизбежно оказывает влияние как общее ______(Ж) эпохи, так и представления тех социальных ______(З) и классов, к которым принадлежит сам исследователь. Этим фактом обусловлена фундаментальная проблема возможности ______(И) познания в области социальной науки, являющаяся ______(К) и по сей день.

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Ж

    З

    И

    К

    Список терминов

    1. внешний                                  9.естественный

    2. дискуссионный                      10.мировоззрение

    3. внутренний                            11.гуманитарный

    4. субъект                                   12.группа

    5. объект                                     13.познание

    6. технический                           14.объективный

    7. самопознание                         15.субъективный

    8. социальный                            16.неисследованный

    9. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:

    I. Я знаю, кто работает, кто нет,

    Я знаю, как румянятся старухи,

    Я знаю много всяческих примет,

    Я знаю - проведут тебя простухи,

    Я знаю - пропадешь с такой, любя,

    Я знаю - пропадают с голодухи,

    Я знаю все, но только не себя.

    Я знаю, как на мед садятся мухи,

    Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

    Я знаю книги, истины и слухи,

    Я знаю все, но только не себя.

    1. а) Проблемы какого вида познавательной деятельности поднимает Франсуа Вийон?

    б) Дайте определение данному виду познавательной деятельности.

    2. Как называется оценочный результат, который личность получает в результате данного вида познавательной деятельности?

    3. а) Как называется целостный образ, являющийся результатом

    данного вида познавательной деятельности?

    б) Дайте его определение.

    10. Решите кроссворд.

    Описание: Копия (2) общество

    По горизонтали:

    3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера.

    5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям.

    6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью.

    8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.

    10. Единичный представитель человеческого рода.

    11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общества.

    По вертикали:

    1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость.

    2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг.

    4. Приспособление человека к окружающему миру.

    7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания.

    8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

    9. Человек, находящийся вне своей социальной группы.

    Ответы. 

    ВСЕРОССИЙСКАЯ  ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

    ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

    9 КЛАСС.

    1.Ответы:

            1

             2

         234

           134

    2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 4 балла.

    2. Ответ: Вооруженные силы.

    2 балла за верный ответ.

    3. Ответ: контрибуция, т.к. не является видом личного дохода.

    2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за

    указание лишнего).

    4. Ответ: обмен, т.к. не является факторами производства

    2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за

    указание лишнего).

    5. Ответы:

    1

    2

    3

    4

    Нет

    Да

    Нет

    Да

    1 балл за каждую верную позицию.

    Максимум за задние 4балла.

    6.Ответ: отказ продавца правомерен, так как согласно «Закону о правах потребителя» существует список товаров которые не подлежат возврату или обмену. Как правило, это товары гигиенического характера: парфюмерия, нижнее белье и т.д. До 3-х баллов за максимально полный ответ.

     7.Ответы:

    А

    Б

    В

    Г

    1

    2

    1

    2

    По 0,5 балла за каждую верную позицию.

    Максимум за задание 2 балла.

    8. Ответ:

    Прежде всего в сфере социального познания исследователь сам

    является частью изучаемой реальности, в силу чего социальное познание представляет собой не изучение внешнего человеку объекта, а особую форму самопознания. Другими словами, в отличие от естественных и технических наук, в самом объекте социального исследования изначально присутствует и сам познающий субъект. Из этой особенности вытекает, что на исследовательские результаты в этой сфере неизбежно оказывает влияние как общее мировоззрение эпохи, так и представления тех социальных групп и классов, к которым принадлежит сам исследователь. Этим фактом

    обусловлена фундаментальная проблема возможности объективного

    познания в области социальной науки, являющаяся дискуссионной и по сей день.

    По: Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе.

    10 верных вставок – 7 баллов

    9 верных вставок – 6 балла

    8 верных вставок – 5 балла

    7 верных вставок – 4 балла

    6 верных вставок – 3 балл

    5 верных вставок – 2 балл

    4 верных вставок – 1 балл

    0-3 верных вставок – 0 баллов

    Всего за задание - 7 баллов.

    9. Ответ:

    1. а) Самопознание 1 балл.

    б) Это изучение личностью собственных психических и физических

    особенностей, осмысление самого себя. До 2-х баллов.

    2. Самооценка 1 балл

    3. а) Я-концепция 2 балла б) Я-концепция – относительно устойчивое, в

    большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной

    форме представление человека о самом себе. До 2-х баллов.

    Максимум за задание 8 баллов

    10.Ответы.

     По горизонтали:

    3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера (Нация)

    5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям (Наука).

    6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью (Прибыль)

    8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении (Суждение).

    10. Единичный представитель человеческого рода (Индивид).

    11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общества (Акция).

    По вертикали:

    1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость (Конфедерация).

    2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг (Деньги).

    4. Приспособление человека к окружающему миру (Адаптация).

    7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания (Философия).

    8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями (Сословие).

    9. Человек, находящийся вне своей социальной группы (Маргинал).

    Максимум за задание 12 баллов

    Всего: 46 баллов

    Критерии оценивания.

    ВСЕРОССИЙСКАЯ  ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

    ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

    9 КЛАСС.

    1.Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

    1. Выберите из списка большие социальные группы:

    1) семья;

    2) сословия;

    3) общественные классы;

    4) этнические общности;

    5) школьный класс.

    2. Определите признаки правового государства:

    1) взаимная ответственность гражданина, общества и государства;

    2) наличие конституции;

    3) принцип разделения властей;

    4) верховенство права над институтами власти;

    5) законотворческая деятельность.

    1

    2

    2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 4 балла.

    2. Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально

    точный ответ.

    военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска,

    воздушно-десантные войска.

    2 балла за верный ответ.

    3.Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные

    элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному

    основанию:

    Авторский гонорар, квартальная премия, заработная плата, контрибуция,

    дивиденды по акциям.

    2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за

    указание лишнего).

    4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные

    элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному

    основанию:

    Капитал, обмен, недра, предпринимательские способности.

    2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за

    указание лишнего).

    5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да»,

    если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

    1. Правительство РФ определяет основные направления оборонной

    политики и осуществляет руководство обороной страны.

    2. Одной из причин безработицы является изменение потребительского

    спроса на товары и услуги.

    3. Любая религия предполагает наличие связи между человеком и

    всемогущим Богом, возможность взаимодействия человека с ним.

    4. Примером массовой культуры могут служить популярные сегодня у

    людей разных возрастов компьютерные игры и другие виртуальные

    развлечения.

    Ответ:

    1

    2

    3

    4

    1 балл за каждую верную позицию.

    Максимум за задние 4балла.

    6.Решите задачу.

    Гражданка Соколова купила купальник. На следующий день муж Соколовой подарил ей к 8 Марта такой же купальник. Через два дня после покупки Соколова пришла в магазин и, предъявив кассовый чек, попросила обменять купальник на другой, сообщив, что она даже не успела его надеть. Продавец сказала, что такой товар обмену не подлежит. Правомерен ли отказ продавца?

    До 3-х баллов за максимально полный ответ.

    7. Соотнесите структурные элементы политической системы общества с иллюстрирующими их примерами:

     

     Примеры                                            Структурные элементы

    А) государство                                    1)политический институт

    Б) реформирование                             2)политический процесс

    В) общественные движения

    Г) демократизация

    Ответ:  

    А

    Б

    В

    Г

    По 0,5 балла за каждую верную позицию.

    Максимум за задание 2 балла.

    8. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

    Ответ внесите в таблицу.

    Прежде всего в сфере социального ______(А) исследователь сам

    является частью изучаемой реальности, в силу чего социальное познание представляет собой не изучение внешнего человеку ______(Б) , а особую форму ______(В) . Другими словами, в отличие от ______(Г) и ______(Д) наук, в самом объекте социального исследования изначально присутствует и сам познающий ______(Е) . Из этой особенности вытекает, что на исследовательские результаты в этой сфере неизбежно оказывает влияние как общее ______(Ж) эпохи, так и представления тех социальных ______(З) и классов, к которым принадлежит сам исследователь. Этим фактом обусловлена фундаментальная проблема возможности ______(И) познания в области социальной науки, являющаяся ______(К) и по сей день.

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Ж

    З

    И

    К

    Список терминов

    1. внешний                                  9.естественный

    2. дискуссионный                      10.мировоззрение

    3. внутренний                            11.гуманитарный

    4. субъект                                   12.группа

    5. объект                                     13.познание

    6. технический                           14.объективный

    7. самопознание                         15.субъективный

    8. социальный                            16.неисследованный

    10 верных вставок – 7 баллов

    9 верных вставок – 6 балла

    8 верных вставок – 5 балла

    7 верных вставок – 4 балла

    6 верных вставок – 3 балл

    5 верных вставок – 2 балл

    4 верных вставок – 1 балл

    0-3 верных вставок – 0 баллов

    Всего за задание - 7 баллов.

    9. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:

    I. Я знаю, кто работает, кто нет,

    Я знаю, как румянятся старухи,

    Я знаю много всяческих примет,

    Я знаю - проведут тебя простухи,

    Я знаю - пропадешь с такой, любя,

    Я знаю - пропадают с голодухи,

    Я знаю все, но только не себя.

    Я знаю, как на мед садятся мухи,

    Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

    Я знаю книги, истины и слухи,

    Я знаю все, но только не себя.

    1. а) Проблемы какого вида познавательной деятельности поднимает Франсуа Вийон?

    б) Дайте определение данному виду познавательной деятельности.

    2. Как называется оценочный результат, который личность получает в результате данного вида познавательной деятельности?

    3. а) Как называется целостный образ, являющийся результатом

    данного вида познавательной деятельности?

    б) Дайте его определение.

    1. а) Самопознание 1 балл.

    б) Это изучение личностью собственных психических и физических

    особенностей, осмысление самого себя. До 2-х баллов.

    2. Самооценка 1 балл

    3. а) Я-концепция 2 балла б) Я-концепция – относительно устойчивое, в

    большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной

    форме представление человека о самом себе. До 2-х баллов.

    Максимум за задание 8 баллов

    10. Решите кроссворд.

    Описание: Копия (2) общество

    По горизонтали:

    3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера.

    5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям.

    6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью.

    8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.

    10. Единичный представитель человеческого рода.

    11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общества.

    По вертикали:

    1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость.

    2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг.

    4. Приспособление человека к окружающему миру.

    7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания.

    8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

    9. Человек, находящийся вне своей социальной группы.

    Максимум за задание 12 баллов

    Всего: 46 баллов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Олимпиада по кубановедению 8-11 класс (школьный этап)

    Задания по кубановедению 8-11 классы...

    Задания олимпиады по истории для 5 класса (школьный этап)

    Задания разработаны с учётом методических рекомендаций и посильности для обучающихся 5 классов....

    Задания олимпиады по истории для 6 класса (школьный этап)

    Задания составлены с учётом методических рекомендаций и посильности  обучающихся 6-х классов....

    Олимпиада по географии 7 класс школьный этап

    Олимпиадные задания для учащихся 7 класса...

    ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 5 класс (школьный этап) 2013/2014 учебный год

    ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 5 класс (школьный этап)  2013/2014 учебный год...

    задания для 9 класса школьного этапа олимпиады по химии 2013 год

    Задания олимпиады по химии (школьный этап, 9 класс, 2013-2014 уч.г.)...

    Теоретико-методический раздел содержания олимпиады по физической культуре (школьный этап Всероссийской олимпиады школьников)

    5-6-е классы Конкурсант должен знать содержание раздела примерной программы по физической культуре «Основы знаний о физкультурной деятельности». Конкурсант должен уметь использовать теоретик...