Конституционные обязанности гражданина РФ
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Посадова Марина Станиславовна

Технологическая карта урока по обществознанию для 9 класса по теме "Конституционные обязанности гражданина и человека"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку обществознания «Конституционные обязанности человека и гражданина» для 9 класса Разработала: Посадова М.С., учитель истории МАОУ «СОШ № 33» г. Верхняя Пышма

Слайд 2

«Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что можешь ты сделать для своей страны...» Дж.Кеннеди

Слайд 3

Конституционные обязанности человека и гражданина

Слайд 4

Обязанности Обязанности - составная часть правового статуса личности, которая тесно связана с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл.2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина")

Слайд 5

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. Она распространяется и на лица, не являющихся гражданами РФ. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений Соблюдение Конституции и законов

Слайд 6

Уважение прав и свобод других лиц Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17) Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке.

Слайд 7

Забота о памятниках истории и культуры Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44 Конституции). Конкретизирует данную обязанность ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002г.

Слайд 8

Уплата налогов и сборов Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ) Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют

Слайд 9

Сохранение природы и окружающей среды Конституция РФ гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (ст. 58). Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов, в частности ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Слайд 10

Защита Отечества Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Основные акты: Федеральные законы: «Об обороне» № 61-ФЗ от 31.05.1996г., «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998г.

Слайд 11

Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту

Слайд 12

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской согласно ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» № 113-ФЗ от 25.07.2002г. Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем принят федеральный закон.

Слайд 13

Получение основного общего образования Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Нормативные акты: СК РФ (ст. 63) и ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

Слайд 14

Забота о детях и нетрудоспособных родителях В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Семейный кодекс РФ (главы 12-17)

Слайд 16

Выполните следующие задания: 1. Поделите конституционные обязанности в РФ: на общие (распространяющиеся на любого человека) и частные (относятся только к отдельным категориям населения). 2. Проведите самостоятельное их ранжирование с точки зрения важности каждой. Обсудите в группе расхождения в оценке той или иной обязанности. Узнайте, почему ваши партнеры так считают.

Слайд 17

Равенство обязанностей Этот принцип (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ) касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. Ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан

Слайд 18

«НЕТ ПРАВ БЕЗ ОБЯЗАННОСТЕЙ, КАК И НЕТ ОБЯЗАННОСТЕЙ БЕЗ ПРАВ» Английский философ и политический мыслитель 17 века Джон Локк писал в работе «Два трактата о правлении»: «Каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя перед каждым членом этого сообщества обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным»

Слайд 19

Обязанности являются неотъемлемой частью любой конституции, они отражают наиболее важные вопросы в жизни государства Заключение

Слайд 20

Оцените свою деятельность на уроке Используя 10 – балльную шкалу ''Я'': Как работал в группе? Допускал ли ошибки? Как я справился с ними? ''Мы'': Насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им? ''Дело'': Чем этот урок стал для меня полезен? Чему научился? Над чем нужно ещё работать?

Слайд 21

Домашнее задание: Эссе на тему «Обязанность без права есть рабство; право без обязанности - анархия». Фелисите Робер де Ламенне

Слайд 22

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

 КОНСТРУКТ УРОКА по обществознанию  для 9 класса на тему: «КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

И ГРАЖДАНИНА РФ»

Разработала: Посадова М.С., учитель истории МАОУ «СОШ № 33» г. Верхняя Пышма, Свердловская область

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Урок с элементами групповой работы

Цели урока

обучающая:

  • углубить представления учащихся об основных   обязанностях  человека и гражданина в РФ
  • проанализировать взаимосвязь обязанностей с правами человека и гражданина РФ

развивающая:

  • развивать у учащихся навыки работы с  различными источниками (правовыми актами, интернет-источниками);
  • анализа и синтеза изученного материала;
  • сравнения и классификации;
  • определения причинно-следственных связей;
  • применения знаний в решении проблемной ситуации;
  • обобщения.

воспитательная:

  • развитие правовой культуры, патриотизма и гражданского самосознания,  творческого мышления учащихся.

Формы, приемы, методы

Формы: Работа с текстом, индивидуальная работа, работа в группе.

Методы: Словесные, частично-поисковые, наглядные 

Предполагаемый результат, УУД

Результаты

Личностные:

- формирование демократических ценностей;

- формирование ответственного отношения к жизни, поведению, уважительному отношению к другому человеку, стране, обществу.

Метапредметные:

- навыки работы с информацией, документами;

- умение систематизировать, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;

- выделять главную информацию, предоставлять ее в сжатой словесной форме.

Регулятивные УУД

- умение определить цель, видеть решение;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- составить цель деятельности на основе определения проблемы и существующих возможностей.

Познавательные УУД

- умение классифицировать, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Коммуникативные УУД

- умение организовать учебное сотрудничество;

- использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации;

           Предметные :

- учащиеся научатся характеризовать конституционные обязанности гражданина;

- получат возможность научиться использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей и выполнять обязанности.

Педагогические технологии

 ИКТ, технология сотрудничества,  технология проблемного обучения

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), раздаточный материал (рабочие листы с информацией и заданиями), ватман, цветные карандаши (фломастеры)

Основные понятия

Конституция РФ, конституционная обязанность, гражданский долг

Организационная структура урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Оценивание, формы контроля

Результат

  1. Организационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Эпиграф: «Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что можешь ты сделать для своей страны…» Дж. Кеннеди

- Посмотрите на слова, которые  размещены на слайде и скажите, какую тему сегодня на уроке мы будем изучать.

Мы продолжаем изучение Конституции РФ. На прошлом уроке мы изучали права и свободы гражданина РФ Могут ли быть   права без обязанностей?

Проявляют интерес к материалу изучения

Представляют собственный опыт, собственные мысли

Регулятивные:находить и формулировать учебную проблему

Личностные:воспитание гражданского начала

Ответы на вопрос учителя

Включение в учебный процесс

  1. Постановка целей урока

 Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов и гипотез

Предлагает учащимся прокомментировать предлагаемую информацию и  ответить на вопросы:

- Давайте сравним мнения российских и американских школьников о том, кого можно назвать настоящим гражданином (материалы с форума российских и американских школьников - рабочий лист № 1)

 Вопросы:

  1. При определении: кто такой хороший гражданин, на что (права или обязанности) делают упор молодые люди двух стран? Что общего вы могли бы выделить в представленных материалах?
  2. У кого более активная жизненная позиция?
  3.  Кто (американские или российские школьники) лучше знают свои гражданские обязанности? Кто  называет их больше? Почему, как вы думаете?

Подводит итоги обсуждения, акцентируя внимание на то, что обязанности американских граждан в конституции не зафиксированы. И многое из того, что назвали молодые люди, их никто не обязывает делать (например, волонтерская работа – дело абсолютно добровольное!)

Выдвигают варианты формулировки целей, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Самостоятельно работают с текстами рабочего листа, сравнивают, комментируют,  отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: выделять суественную информацию из текстов разных видов Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничество в ходе индивидуальной и групповой работы Личностные:воспитание активной и созидательной позиции для участия в обественной и государственной жизни страны

Ответы на вопросы,   работа в группе с текстом рабочего листа № 1 (приложение № 1)

Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, сравнивать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

  1. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «нового знания», выявление затруднения в деятельности каждого учащегося

Проводит беседу и задает индивидуальное задание:

- Россияне по Конституции имеют широкий спектр прав и свобод и весьма ограниченный круг обязанностей. Постарайтесь вспомнить и записать в тетрадях все известные вам обязанности российских граждан.

- Дайте определение  понятия «Обязанности»

Демонстрируют знания и умения по теме

Познавательные: уметь строить рассуждение в форме связи простых суждений об изучаемой проблеме

Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений

Личностные: осознание влияния Конституции на жизнь обества, воспитание гражданского начала

Записи в тетради, индивидуальная работа

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности.

  1. Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

 Организует самостоятельную работу:

- Давайте проанализируем, насколько хорошо вы проинформированы о конституционных обязанностях российских граждан.

Рассказывает и делает пояснения по статьям Конституции РФ, посвященным основным обязанностям на основе презентации (обращая внимание на понятие «гражданский долг»):

- Конституционные обязанности регулируются не только Конституцией РФ, но и иными нормативными актами, пометьте в тетради те, что представлены на слайдах (презентация).

Сравните ваши первоначальные записи с теми, что вы сделали на основе презентации, все ли обязанности вы указали вначале?

Анализируют информацию. Делают записи.

Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательныхзадач в зависимости от конкретных условий Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Личностные: осознание влияния Конституции на жизнь обества, воспитание гражданского начала Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

Индивидуальная работа по заданию (презентация)

Развитие учебно-познавательной мотивации. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Анализ личностных изменений в процессе учения

  1. Первичная проверка понимания.

Организация усвоения учащимися нового способа действий при решении задач с проговаривание  во внешней речи.

 Проводит беседу и организует работу групп.

- Обратите внимание на слайд. Есть ли разница между правами человека и правами гражданина и в чем она? Действительно, правовая связь между человеком и государством в форме гражданства накладывает на личность особые обязанности.

Задания: 1.Поделите конституционные  обязанности в РФ: на общие (распространяющиеся на любого человека) и частные (относятся только к отдельным категориям населения).

2.Проведите самостоятельное их ранжирование с точки зрения важности каждой. Обсудите в группе расхождения в оценке той или иной обязанности. Узнайте, почему ваши партнеры так считают.

Организует выступление  групп и обсуждение результатов.

Используют приобретенные знания в практической деятельности.  Ориентируются в информации, анализируют, выдвигают варианты, участвуют в обсуждении, делают выводы и озвучивают их:

Общие – для граждан и не граждан: соблюдение конституции, уважение прав и свобод других, охрана окружающей среды, сохранение исторического и культурного наследия;

Частные: только для граждан – воинская обязанность, родительские обязанности, оплата налогов для работающих и т.д.

Ориентируются на получение конкретного результата

Главная обязанность - соблюдение конституции и законы  (более широкое толкование «законопослушание»).

Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

Коммуникативные:

развивать умение обмениваться знаниями  между чденами группы для принятия эффективных совместных решений

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций

Индивидуальная работа, работа в группах по заданиям

Умение ориентироваться в содержании предмета. Развитие способов совместной деятельности    речевой деятельности Умение сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения

Развитие навыков коллективного обсуждения проблем, предположений

Умение систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение

Развитие навыков поисковой деятельности

  1. Первичное закрепление.

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения заданий на новый способ действия; организация проверки решений заданий учащимися; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

Проводит беседу:

Вопросы:

  1. Должны ли мы выполнять   обязанности только потому, что они записаны в законе? В процессе обсуждения вопроса в классе следует отметить, что в государствах с диктаторским режимом также нередко обязанности граждан зафиксированы в законах. В чем тогда отличие конституционной демократии от диктатуры?
    Обращает внимание на высказывание Д. Локка на слайде презентации.

  1.  Должны ли мы выполнять "плохие" законы?

Подводит итог обсуждения 1 и 2 вопроса и предыдущего этапа урока:

- Обратите внимание на ч. 2 ст.6 Конституции, в котором закреплен принцип равенства обязанностей (на слайде). В практическом  плане он означает, что он в равной мере распространяется на всех граждан. Однако в России проживает много лиц, не являющиеся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу). Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защита Отечества, например)

3.Изучив содержание главы 2 Конституции, скажите чего больше прав или обязанностей?

4.Приведите примеры того, как могут быть нарушены права человека в результате невыполнения обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ)

 5.Как вы понимаете выражение это выражение на слайде: «Нет прав без обязанностей,  как и нет обязанностей без прав»

Ориентируются на получение конкретного результата, анализируют, излагают и поясняют учебный материал:

Демократическая политическая традиция предполагает, что обязанности, сопровождающие наши основные права, основываются на нашем согласии подчиняться политической власти. Т.е. если мы избираем для себя жить среди себе подобных в обществе, а не отшельником в пещере, мы даем свое согласие выполнять определенные нормы и правила этого общества. Мы вступаем тем самым в соглашение с другими членами общества и соглашаемся взять на себя некоторые обязанности человека и гражданина.

Вопрос о том, как быть, если вы не хотите выполнять некоторые правила своего общества, потому что считаете, что они неправильные. В условиях демократии вы имеете право попытаться изменить их. Но пока они действуют, вы несете ответственность за их выполнение

Отвечают на вопросы, делают выводы (больше обязанностей, так как каждое право вызывает обязанность по его выполнению или обеспечению), приводят примеры, осознают  взаимозависимости названных понятий.

Познавательные: воспитание активной и созидательной позиции для участия в обественной жизни страны; ответственности за свои решения Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями  между одноклассниками; формировать комуникативные действия, направленные на обобения информации по данной теме

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; осозначать уровень и качество усвоениязнаний и умений

Работа с информацией

Умение ориентироваться в содержании предмета

Умения использовать информацию. Развитие навыков речевой деятельности

Уточнение собственных возможностей и ограничений Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения

Умение доказать и отстоять свою точку зрения

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков, - оформление выводов о понятии. Действия по контролю и оценке знаний, умений и навыков. Коллективно-распределительная деятельность. Проектная деятельность.

Организует решение творческой задачи:

Задание – выберите несколько прав, которыми обладают граждане России, и для каждого избранного Вами права найдите соответствующую ему обязанность, будь то обязанность соблюдать это же или подобное право другого человека, или обязанность государства обеспечить выполнение данного права.

 Попытайтесь создать свой вариант плаката, в котором была бы отражена взаимосвязь прав и обязанностей граждан. Плакаты обычно имеют и текстовую часть (призывы к чему-либо в прозе или в стихах). Предложите и вы свои варианты подписей к плакатам.

Подводит итоги.

-  В заключении сделайте вывод о том, что же такое  конституционные обязанности в одном предложении.

Работают в группах, предлагают решения творческой задачи, оформляют и предъявляют результат  своей работы

Познавательные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание гражданского начала Коммуникативные: выслушивать мнение членов команды, работая над проектом Регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определятьновый новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности

Работа в группах, предъявление результата

Умение ориентироваться в содержании предмета Развитие творческого мышления и навыков совместной   деятельности

Умение систематизировать и обобщать изученное

  1. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

 Какие новые вопросы у вас возникли?

Оцените свою деятельность на уроке.

Оценивает работу учащихся на уроке

Домашнее задание:

Эссе на тему «Обязанность без права есть рабство; право без обязанности - анархия» Фелисите Робер де Ламенне

Высказывают суждения

Используя 10 – бальную шкалу, оценивают свою деятельность на уроке:

''Я'':  Как работал в группе? Допускал ли ошибки? Как я смог их исправить?

''Мы'': Насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им?

''Дело'': Чем этот урок стал для меня полезен? Чему научился? Над чем нужно ещё работать?

Познавательные: анализировать результаты деятельности Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения( если оно таково) и корректировать его

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осваивать навыки оценки, саморегуляции

Рефлексия

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование


Рабочий лист №1

Познакомьтесь с материалами Форума российских и американских школьников и обсудите ответы на вопросы:

1. При определении: кто такой хороший гражданин, на что (права или обязанности) делают упор молодые люди двух стран? Что общего вы могли бы выделить в представленных материалах?

2. У кого более активная жизненная позиция?

3. Кто (американские или российские школьники) лучше знают свои гражданские обязанности? Кто называет их больше? Почему, как вы думаете?

Российские школьники о «хорошем гражданине»

- Хороший гражданин всегда законопослушный. Если ты отзывчив к окружающим тебя людям, уважаешь их права так же, как и свои, если ты осознаешь, что законом тебе предоставлены не только права, но и обязанности, которые ты должен соблюдать, то тебя можно назвать хорошим гражданином.

Алатырева

- Это человек, который соблюдает все законы и конституцию, не нарушает свободы другого человека. Это тот, кто готов защищать свою страну. Но в нашей стране многие уклоняются от налогов, что приводит к плохим последствиям.

Таня Шильдлева

- Хороший гражданин обязан хорошо и честно работать, от этого зависит развитие общества, быть законопослушным и выполнять свои гражданские обязанности.

Поворов

- Это человек, который любит свою страну, соблюдает ее законы и порядки. Это патриот, знающий историю своей страны и стремящийся сделать что-нибудь полезное для своих соотечественников и, конечно же, для самой страны.

Ксения Иващенко

- Хороший гражданин в наше время - это человек, который не нарушает законов, живет честным трудом. Сейчас в мире мало таких добрых и честных людей. Если бы хороших граждан в нашей стране было бы больше, то и жизнь была намного лучше.

Анна Горбанева

- Хорошим гражданином можно назвать человека, который не только не нарушает конституцию своей страны, но и человека с высоким моральным уровнем, который помогает другим людям. Хороший гражданин - это тот, кто заплатил все налоги по совести.

Роман Соколов

Американские школьники

- Хороший гражданин активно участвует в жизни общества. Он ходит на выборы, соблюдает законы, осуществляет волонтерскую работу, служит высоким интересам общества.

Джулия Гилберт

- Хороший гражданин живет, работает, делает что-либо на благо общества: выражает протест, служит в армии, голосует, работает чиновником и т.п. Те, кто ничего не предпринимает, а только пользуется плодами работы других людей, являются плохими гражданами.

Дирк Карн

- Главное качество хорошего гражданина - участие. Здесь важно понимание механизма работы правительства, кто они - выбранные нами должностные лица, за что ты лично выступаешь, поддерживаешь или хочешь изменить политику государства. Участие - это не только голосовать на выборах, оно включает в себя работу присяжным, службу в армии добровольно и во время национального кризиса, работу в благотворительных организациях, даже выступление против государства, если тебя не устраивает его нынешняя политика.

Райан Гарднер

- Я считаю, что быть хорошим гражданином - значит быть патриотом. Любить свою страну и гордиться ею, понимая при этом, что кроме хороших есть также и плохие стороны. Если в стране не так хорошо, как хотелось бы, необходимо стараться сделать все, чтобы жилось лучше.

Мишель Ким

- Хороший гражданин делает все на благо общества, в котором живет, заботится о нем, не нарушает законы. Он ходит голосовать и выбирает того кандидата, который, по его мнению, будет лучше управлять городом, штатом, страной. Они не обманывают, например, платят все налоги. Они просто работают, чтобы жизнь в их обществе была лучше.

Джессика Библер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Человек это звучит гордо! Права и обязанности гражданина"

Цель: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры, воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма, формирование знаний о правах и обязанностях гражданина нашей страны....

социальный проект "Охрана леса – конституционная обязанность каждого гражданина"

Социальный проект выполнен учащимися 8 класса, посвящен проблеме лесных пожаров, их возникновению и наносимому ущербу людям и народному хозяйству. Результатом работы стал буклет, который был распростр...

Тест по теме "Права человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ" с ответами

Тест по теме "Права человека ии гражданина РФ" с ответами в формате ЕГЭ...

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...

Конспект открытого урока по обществоведению в 8 классе на тему: «Конституционные обязанности граждан РФ»

Цели: формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями уважительного отношения к Конституции РФ, к конституционным обязанностям граждан РФ. Задачи:Образовательные: - ознакомить детей с ...