рабочая программа по обществознанию 5 класс ФГОС
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

рабочая программа по обществознанию ,ФГОС, ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы Д.Д. Данилова, Е.В. Сизовой, С.М. Давыдовой, А.А. Николаевой, Л.Н. Корпачевой, Н.С. Павловой, С.В. Паршиной, М.Е. Турчиной  ( обеспечена УМК для 5–9-го классов авторов Д.Д. Данилова, Е.В. Сизовой, С.М. Давыдовой, А.А. Николаевой, Л.Н. Корпачевой, Н.С. Павловой, С.В. Паршиной, М.Е. Турчиной) также в соответствии с психолого-педагогическими  принципами  развивающей образовательной системы «Школа 2100».     и включает в себя: пояснительную записку, основное содержание предмета, календарно – тематическое планирование учебных часов и основные требования к уровню подготовки учащихся. Данная программа  рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).   

    Курс «Обществознание» для основной школы  в 5 классе является органичным продолжением курса «Окружающий мир» для начальной школы и реально решает проблему преемственности и непрерывности образования и на уровне содержания, и на уровне образовательных технологий. Линию учебников создавал единый авторский коллектив, обеспечивая преемственность структуры содержания, понятийного аппарата, методики и т.д. Также в рамках Образовательной системы «Школа 2100» курс «Обществознание» (5–9 кл.) содержательно и технологически соотнесен с курсом истории («Всеобщая история» и «История России») который создан с участием авторов курса истории (Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, Н.С. Павлова и др.).

Структура курса обществознания в 5 классе основана на делении   изучаемого материала на четыре основных блока (темы) – по основным сферам жизни общества: духовная культура, социальные отношения, экономика, политика.  Вопросы права освещаются при изучении каждой из этих сфер как способы правового регулирования разных общественных отношений. Учебный материал 5-го класса является мотивационной пропедевтикой систематического курса обществознания. В нем перед учениками ставится главный вопрос в начале изучения нового предмета: «Зачем изучать общество, если это наша каждодневная и, казалось бы, понятная жизнь?» Для ответа на этот вопрос ребятам предстоит выяснить, что общество – это сложный организм, складывающийся из четырех сфер (экономика, политика, социальная сфера, духовная культура), что обществознание – это предмет, объединяющий весь комплекс наук об обществе(философия,психология,культорология,этика,социология,экономика,политология, правоведение). Узнать, чем занимается каждая из этих наук: какую сферу общественных отношений она изучает, каковы ее цели и, самое главное – какую практическую пользу каждая из общественных дисциплин может принести людям и лично ему,  изучая всё это учащиеся получают целостное представление об обществе.  

 При этом на изучение нового для учеников материала отводится только половина учебного времени. Вторая половина   направлена на развитие умений применять обществоведческие знания в решении жизненных задач и актуальных для пятиклассников проектов общественной тематики.  Ключевой особенностью данной программы является формулирование целей изучения «Обществознания» в виде линий развития личности школьника средствами предмета:

 

1. Понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нем (познавательные действия)

  • Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.
  • Систематизировать обществоведческую информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, обществоведческих явлений, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

2. Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей (личностно-оценочные и коммуникативные действия)

  • Определять и объяснять свое отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
  • Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за свой выбор, свое решение.
  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).

3. Действовать в пределах правовых и нравственных норм, чтобы успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (личностно-оценочные действия)

  • В моделях экономических ситуаций (бизнес, трудовые отношения, сделки и т.д.).
  • В моделях гражданско-семейных ситуаций (судебные разбирательства и т.п.)
  • В моделях политических ситуаций (конституционное, административное право).
  • В соответствии с нормами уголовного права.

 В соответствии с требованиями ФГОС данная рабочая  программа реализует деятельностный подход, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включение учеников в самостоятельную познавательную деятельность, использование     проблемно-диалогической технологии освоения нового материала, технологии оценивания учебных успехов, технологии  продуктивного чтения.

Предполагаемыми   результатами изучения курса «Обществознания» в 5 классе являются:

Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

Регулятивные УУД: 1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

1) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные УУД:

1)смысловое чтение;

2) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:

  • Добывать и критически оценивать информацию.
  • Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
  • Обобщать.
  • Группировать.
  • Сравнивать факты, явления и понятия.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:

  • Определять и объяснять другим людям своё  отношение к общественным нормам.
  • Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за  свои поступки.
  • Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:

  • Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.

 


Содержание тем учебного курса

 

Зачем изучать общество?

35 часов

Цели: развивать умения по применению обществоведческих знаний в жизни.

1-я линия развития личности. Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться и принимать удачные решения.

2-я линия развития личности.  Занимать свою позицию в обществе, чтобы научиться строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается других взглядов.

3-я линия развития личности. Действовать в рамках закона и нравственных норм.

Содержание:

Прямой шрифт – обязательная для контроля  часть программы.

Курсив – обязательно для изучения, но не для контроля.

Вводная тема (2 часа). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Как подготовить проект.

Теоретическое занятие (1 час). Философия как наука. Важность  философии для общества и человека. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Социальная философия.  Многообразие теорий развития общества. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Логика как наука о правильном мышлении. Значение логики в жизни человека. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Этика как наука о морали  и нравственности. Значимость этики в жизни общества. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Психология как наука о душе. Психология как способ поддержки в принятии себя и других людей, преодоления жизненных трудностей. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Социология как наука о социальных группах. Влияние правил, принятых в группе, на поведение человека. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Экономика как искусство ведения хозяйства. Значение экономики в жизни общества. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Макроэкономика  – наука, изучающая функционирование экономики в целом. Значение макроэкономики  для  государства, как способ обеспечения достойной жизни гражданина. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Политика как способ управления обществом. Власть. Президент. Государственная Дума. Правительство. Судебная власть. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Политология – наука о политике. Значение политологии в жизни общества и гражданина. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Законы – общепринятые и обязательные правила для всех граждан. Правоведение как наука о законах. Практическое занятие (1 час).

Обобщение  (1 час).

Представление проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся

1-я линия развития личности (интеллектуально-познавательные действия):

  • Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.

2-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия):

  • Определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам (нравственным, патриотическим общечеловеческим);
  • Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
  • Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

3-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные действия):

  • Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки  и т.п.).

Учебно-методический комплект

Учебник

Данилов Д.Д., Сизова Е.В. Обществознание («Зачем изучать общество?») 5 класс.- М.: Баласс, 2012.

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь к учебнику Обществознание(Зачем изучать прошлое?). 5 класс/ М.Ю. Ярославцев, Д.Д. Данилов. – М. : Баласс, 2012

Методическое пособие

Д.Д. Данилов, О.В. Киреева, М.Е. Турчина. Методические рекомендации к учебнику "Обществознание", 6 кл. .- М.: Баласс, 2013.

Список литературы (основной и дополнительной)

Антошин М.К. Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе. Методические рекомендации. – М.: Айрис- пресс, 2004.

Агафонов С.В. Схемы по обществознанию. 8 и 9 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005

Фалькович  Т.А .,Шупина Т.И. По законам добра: Изучаем Конституцию РФ.- М.: «5 за знания», 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа по обществознанию 5класс ФГОС

Программа по обществознанию,разработанная  к учебнику Боголюбова Л.Н. 5класс....

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...