Технология Кейс метод.
статья по обществознанию (5 класс) по теме

Варварина Татьяна Юрьевна

Технология метода кейс-стади заключается в следующем: по определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые ученикам нужно получить

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_metod.docx27.01 КБ
Office presentation icon vystuplenie.ppt170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс технология.

Технология метода кейс-стади заключается в следующем: по определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые ученикам нужно получить. При этом учитель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества. Суть обучения метода состоит в том, что участник образовательного процесса предлагает варианты решений предложенных проблем исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции.

Метод имеет ряд технологических особенностей:

  • представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитической процедуры;
  • является технологией коллективного обучения, важнейшие составляющие которой – работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией;
  • интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых;
  • выступает в обучении как синергетическая технология, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями;
  • интегрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха», т.е. предусматривает деятельность по активизации учащихся и стимулировании их успеха;
  • относится к специфической разновидности проектной технологии.

Выбор проблемы и путей её решения, который школьники осуществляют во время работы над кейсом, состоит из шести этапов, преследующих определённые цели:

Этапы работы над кейсом и их цели

этапы

цели

Знакомство с конкретным случаем

Понять проблемную ситуацию и пути принятия решения

Поиск и анализ информации для принятия решения

Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для решения проблемы

Обсуждение возможностей альтернативных решений

Развивать альтернативное мышление

Резолюция – принятие решения в группах

Сопоставить и оценить предложенные варианты решения

Диспут – защита своих решений отдельными группами

Аргументированно защищать решения

Сопоставление итогов – сравнение решений, принятых в группах, с решением, принятым в действительности

Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения

Классификация кейсов:

Кейсы отличаются от задач, предлагаемых для решения на семинарских и практических занятиях, поскольку цели их использования в обучении различны. Задачи сопровождают материал, дающий школьникам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает ученикам приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

Кейсы делятся на:

  • иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых на конкретном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определённой ситуации;
  • учебные ситуации с формированием проблемы - кейсы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и чётко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
  • учебные ситуации без формирования проблемы – кейсы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте, ситуация, где проблема чётко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути её решения с анализом наличных ресурсов;
  • прикладные упражнения – кейсы, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация и ищется выход из неё; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

Кейсы могут быть классифицированы исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

  • обучающие анализу и оценке;
  • обучающие решению проблем и принятию решений;
  • иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Согласно традиционной гарвардской классификации кейсов, они разделяются на:

  • структурированные, в которых даётся минимальное количество дополнительной информации. При работе с ними учащийся должен применить определённую модель или формулу, учитывая, что у задач этого типа существует оптимальное решение;
  • «маленькие наброски», содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и 1-2 страницы приложений. Они знакомят только с ключевыми понятиями, при их разборе обучающийся должен опираться ещё и на собственные знания;
  • большие неструктурированные объёмом до 50 страниц – самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода. Информация в них даётся очень подробная, в т.ч. и совершенно ненужная. При этом самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать – учащийся должен распознать такие подвохи и справиться с ними;
  • первооткрывательские, при разборе которых от учеников требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое. При этом они вместе с преподавателями выступают в роли исследователей.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Кейс может содержать описание одного события в одной организации или историю развития многих организаций за многие годы; включать в себя известные академические модели или не соответствовать ни одной из них.

Классификация кейсов

Основание классификации

Виды кейсов

Наличие сюжета

Сюжетный

Бессюжетный

Временная последовательность материала

В режиме прошлого к настоящему

Воспоминание

Прогностический

Субъект кейса

Личностный

Организационно-институционный

Многосубъектный

Способ представления материала

Рассказ

Эссе

Журналистское расследование

Отчёт

Очерк

Совокупность фактов

Совокупность статистических материалов

Совокупность документов и производственных образцов

Объём

Краткий (мини)

Средний

Объёмный

Наличие приложений

Без приложений

Со специальными приложениями

Тип методической части

Вопросный

Кейс-задание

Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности преподавателя. Во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часто встречаются в реальной жизни и с которыми ученикам в будущем придётся столкнуться как специалистам в процессе своей профессиональной деятельности. Во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нём жизни. Ученикам предлагается не реальная ситуация (проблема, сюжет), а смоделированная преподавателем на основе наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс позволяет увидеть в ситуациях типичные моменты и формирует способность их анализировать посредством применения аналогии.

Составление сюжета кейса:

Сюжетную канву кейсов может составлять художественная и публицистическая литература, которая значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны учеников. Применение художественной литературы и публицистики придаёт кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие обучающихся.

Этапы создания кейсов:

  • формирование дидактических целей кейса: определение места кейса в структуре учебной дисциплины; определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач кейса;
  • определение проблемной ситуации;
  • построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте;
  • поиск институциональной системы, которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты;
  • сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса;
  • построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка её соответствия реальности;
  • выбор жанра кейса;
  • написание текста кейса;
  • диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического эксперимента (создание модели), построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса;
  • подготовка окончательного варианта кейса;
  • внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий;
  • подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка заданий для учеников и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.

Структура кейсов:

Кейс может содержать видео-, аудиоматериалы, материалы на электронных носителях. Структура кейса независимо от его вида должна иметь три основные части.

Сюжетная часть содержит описание ситуации и информацию, позволяющую понять, при каких условиях она развивалась, с указанием источника полученных данных. Информационная часть должна включать в себя информацию, которая позволит правильно понять развитие событий. Методическая часть разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для учащихся и записку по преподаванию конкретной ситуации для преподавателя.

Таким образом, в результате такой работы  учащиеся более уверенно находят необходимую для них информацию, ставят вопросы к тексту. В итоге дети учатся получать знания самостоятельно.

В результате работы я пришла к выводу, что использование технологии кейс-обучение в групповой форме:

- формирует у учащихся умение высказывать свои мысли, ставить вопросы к тексту

- развивает мыслительную деятельность учащихся

- способствует применению на практике полученных знаний

- учит предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему.

Метод кейс-обучение в групповой форме способствует:

- активизации деятельности учащихся на уроках

- развитию познавательной деятельности

- лучшему запоминанию изученного материала

- развитию коммуникативных действий (умению слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, оказывать поддержку друг другу).

Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизни

Классификация кейсов

Основание классификации

Виды кейсов

Наличие сюжета

Сюжетный

Бессюжетный

Временная последовательность материала

В режиме прошлого к настоящему

Воспоминание

Прогностический

Субъект кейса

Личностный

Организационно-институционный

Многосубъектный

Способ представления материала

Рассказ

Эссе

Журналистское расследование

Отчёт

Очерк

Совокупность фактов

Совокупность статистических материалов

Совокупность документов и производственных образцов

Объём

Краткий (мини)

Средний

Объёмный

Наличие приложений

Без приложений

Со специальными приложениями

Тип методической части

Вопросный

Кейс-задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС МЕТОД Подготовила учитель истории и обществознания 1-ой категории Варварина Т.Ю. Ижевск 2015г.

Слайд 2

Технология метода кейс-стади - модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые ученикам нужно получить ; учитель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

Слайд 3

КЕЙС МЕТОД интегрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха», т.е. предусматривает деятельность по активизации учащихся и стимулировании их успеха;

Слайд 4

Этапы работы над кейсом и их цели этапы цели Знакомство с конкретным случаем Понять проблемную ситуацию и пути принятия решения Поиск и анализ информации для принятия решения Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для решения проблемы Обсуждение возможностей альтернативных решений Развивать альтернативное мышление Резолюция – принятие решения в группах Сопоставить и оценить предложенные варианты решения Диспут – защита своих решений отдельными группами Аргументированно защищать решения Сопоставление итогов – сравнение решений, принятых в группах, с решением, принятым в действительности Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения

Слайд 5

Классификация кейсов иллюстративные учебные ситуации ; учебные ситуации с формированием проблемы ; учебные ситуации без формирования проблемы ; прикладные упражнения .

Слайд 6

Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности преподавателя : отражает типовые ситуации, которые наиболее часто встречаются в реальной жизни и с которыми ученикам в будущем придётся столкнуться как специалистам в процессе своей профессиональной деятельности . первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нём жизни.

Слайд 7

Этапы создания кейсов: формулирование целей и задач кейса; определение проблемной ситуации; построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте; поиск институциональной системы, которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты; сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса; построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка её соответствия реальности; выбор жанра кейса; написание текста кейса.

Слайд 8

Структура кейса независимо от его вида должна иметь три основные части. Сюжетная часть Информационная часть Методическая часть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии (кейс - метод) на уроках химии (из опыта проведения мастер - класса)

Опыт проведения мастер - класса по одной из современных образовательных технологий в рамках курсов повышения квалификации учителей химии  Курской области...

Современные образовательные технологии: кейс - метод

В работе представлены кейсы по всему курсу биологии, а также разработки коллег. Полный вариант  - по электронной почте....

Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании (технология кейс-метода)

В методическом пособии рассмотрены проблемы применения кейс-метода как инновационной педагогической технологии.Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ: Акцент обучения переносится на ...

Технология Кейс метод.

Технология метода кейс-стади заключается в следующем: по определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практи...

Образовательные технологии: "КЕЙС - метод"

Образовательные технологии:  "КЕЙС - метод"...

Статья "Инновационные технологии кейс-метода и веб-квеста в моей работе"

В статье рассмотрены две инновационные технологии:1. Технология кейс-метода (метод анализа ситуаций)2. Технология веб-квеста....