Урок по обществознанию - 5 класс "Загадка человека"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Федорец Галина Владимировна

Цель урока - Способствовать формированию у учащихся представлений о возрастных периодах жизни человека,

                        о его наследственных признаках, об отличии человека от животного

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация380 КБ
Microsoft Office document icon технологическая карта70 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стоят два кола, На колах - бочка, На бочке - кочка, На кочке - лес дремучий . На земле он всех умней, Потому и всех сильней.

Слайд 2

Человек

Слайд 3

Загадка человека Параграф § 1

Слайд 4

Чем человек отличается от других живых существ?

Слайд 5

Заполни пропуски Человек в отличии от животного обладает ………………., способен к …………., может действовать…………., имеет хорошо развитый…………., создаёт……………… .

Слайд 6

Заполни пропуски Человек в отличии от животного обладает … фантазией , способен к … творчеству , может действовать… осознанно , имеет хорошо развитый… ум , создаёт… орудия труда.

Слайд 7

Волчонок Балу Эта история произошла в Индии. Житель одной индийской деревни нашел трех волчат и... ребенка. Пойманный «волчонок» кусался, рычал, царапался, скулил, проявляя признаки поведения животного. Крестьянин и его семья, в которой стал жить Балу (что переводится как «медведь.медвежонок»), стали ухаживать за мальчиком, стараясь сделать из него человека. Но из этого ничего не вышло: Балу ел только сырое мясо, пере­двигался на четвереньках, по ночам выл. как волк. Человек-волчонок прожил среди людей девять лет, но так и не стал человеком: не научился говорить, едва откликался на свое имя. Он не смог приспособиться к человеческому обществу и умер. Известны и другие случаи, когда воспитателями детенышей человека становились павианы, медведи и даже леопарды.

Слайд 8

Почему дети - маугли не стали людьми? Что нужно ребёнку для того, чтобы он развивался как человек?

Слайд 9

«Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками» «Бесцельно прожитая жизнь» «Человек-творец своего счастья» «Эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья»

Слайд 10

Что такое наследственность? Наследственность - Способность живых существ передавать потомству некоторые свои свойства и качества Наследственность – это биологическая сущность людей

Слайд 11

Кому двенадцать лет, тот в детский сад.. Кому двенадцать лет, тот в детский сад Ходил тысячелетие назад. Об этом самом детстве золотом Он вспоминает чуть не со стыдом. Забыть его скорее! Ведь оно В геройской биографии пятно. В.Берестов

Слайд 12

Сегодня на уроке было…. Скучно Познавательно Непонятно

Слайд 13

Используемые ресурсы http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/chelovek-rodilsja0.html http://znaiu.ru/art/400178900.php http:// berestov.ouc.ru / https://yandex.ru/images/search?text=%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA Федорец Г.В школа № 640



Предварительный просмотр:

                                                                            Технологическая карта урока

Предмет – Обществознание                            Класс – 5                                          Учитель- Федорец Г.В.

         Базовый учебник – Обществознание: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением

                                          на  электронном носителе / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др..

                                           М.:  Просвещение, 2013.

Тема урока - «Загадка Человека»

Цель урока - Способствовать формированию у учащихся представлений о возрастных периодах жизни человека,

                        о его наследственных признаках, об отличии человека от животного

Задачи урока - Подведение учащихся к пониманию ценности жизни как великого чуда, к ответу на вопрос

                         «Зачем рождается человек?»

Тип урока - Урок открытия новых знаний

Методы обучения - наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы - индивидуальная, фронтальная

Основные понятия – Человек, личность, наследственность, отличительные признаки

Необходимое оборудование – Компьютер, проектор, настенный экран

         

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

 Мотивация к учебной деятельности

3 мин

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную  деятельность.

Создаёт психологический настрой на совместную плодотворную работу

Приветствуют учителя.

Осуществляют подготовку к уроку. Настраиваются на совместную плодотворную работу

Личностные: развитие морального самосознания и ориентировка в этических нормах и межличностных отношениях – умение соблюдать дисциплину, уважительно относится к учителю и одноклассникам

Коммуникативные: умение включаться в совместную деятельность со  сверстниками и взрослыми

2

 Актуализация знаний

7 мин

Организует беседу, связывая тему нового урока с темой предыдущего урока.

- Что изучает предмет «Обществознание»?

- Какие темы вы будете изучать?

- Кто находится в центре нашего курса?

- Попробуем отгадать загадку

(презентация слайд-1)

Организует формулировку темы урока и постановку цели урока учащимися

Тема урока «Загадка человека» (слайд - 3)

Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку

зрения, пытаются, с помощью направляющих вопросов учителя, формулировать тему урока, а также цели урока.

Личностные: действие смыслообразования – понимание необходимости учиться, эффективно работать на уроке

Познавательные: в устной форме высказываются о новом изучаемом предмете; осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)

Коммуникативные:

высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

3

 Организация познавательной деятельности

17 мин

1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию

2. Организует диалог с учащимися по вопросам: (слайд-4)

- Кто такой человек?

- Чем отличается забота о потомстве у животных от воспитания человека?

- Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью, занимается ли творческой деятельностью?

- Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался?

-Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нем?

3. Знакомит с схемой на стр. 10, помогает выделить отличительные черты, организует беседу по вопросам:

- Чем человек отличается от животного?

(слайд 5 - 6)

- Почему дети-маугли не стали людьми?

 (слайд 7- 8)

4. Знакомит учащихся с высказываниями:  (слайд 9) 

«Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками»,

«Бесцельно прожитая жизнь», «Человек-творец своего счастья», «Эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья»;  организует дискуссионную беседу по вопросам:

- Что означает высказывание «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками»?

- Можно ли плохими поступками оценивать жизнь человека?

- Может ли сам человек оценить свои поступки или его оценивают окружающие?

организует дискуссионную беседу по вопросам:

- Что означает высказывание «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками»?

- Можно ли плохими поступками оценивать жизнь человека?

- Может ли сам человек оценить свои поступки или его оценивают окружающие?

5. Нацеливает учащихся на анализ схемы и таблицы (сравнить схему учебника с таблицей «Отличие

человека от животного») и на обсуждение вопросов:

- Зачем человек рождается?

- Каковы ценности человеческой жизни?

6. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам:

- Что узнали из текста учебника?

- Что такое наследственность?

- Согласны ли вы с суждением, что «человек - часть природы»?

Проводит обсуждение рубрики «Жил на свете человек»

1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают увиденное.

2. Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку

зрения.

3. Определяют черты, отличающие человека от животного, самостоятельно

заполняют пропуски в тексте раб. т. стр 4, зад №2,

отвечают на вопросы, приводят примеры и доказательства.

4. Анализируют высказывания, отвечают на вопросы, делают самостоятельно

выводы.

5. Рассматривают и анализируют схему и таблицу, делают сравнения, отвечают на вопросы.

6. Самостоятельно знакомятся

с материалами учебника, обсуждают информацию рубрик, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

Личностные: оценивают жизненные ситуации (поступки своих родных, их вклад в историю, развитие нашего государства, влияние истории на судьбы родственников) с точки

зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно

определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями;

ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные:

читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение; ставят вопросы к тексту

и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного;

выделяют главное; составляют план

     

- Что означает высказывание «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками»?

- Можно ли плохими поступками оценивать жизнь человека?

- Может ли сам человек оценить свои поступки или его оценивают окружающие?

5. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста стр. 11- 13 и его последующее обсуждение по вопросам:

- Что узнали из текста учебника?

- Что такое наследственность?

- Согласны ли вы с суждением, что «человек - часть природы»?

Проводит обсуждение рубрики «Жил на свете человек»

Физкультминутка

Изобразить действия древнего человека и современного

5. Самостоятельно знакомятся

с материалами учебника (чтение по цепочке), обсуждают информацию рубрик, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

Учащиеся класса выполняют предложенное задание, закрепляя полученные знания

4

Закрепление и включение в систему знаний

10 мин

1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль

2. Организует беседу по тексту стихотворения В. Берестова (слайд 11)

- Почему подростки хотят скорее повзрослеть?

- Что они подразумевают под этим понятием?

1. Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради (№1, стр.4, № 4 стр. 5)

2. Рассуждают, отвечают на вопросы

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради.

5

Рефлексия учебной деятельности

5 мин

Проводит беседу по вопросам:

- Человек рождается как «чистый лист» или природа дает ему что-то от рождения?

- Какие биологические признаки наследует живое существо?

- Чем различается деятельность животного и человека?

Помогает обобщить полученные на уроке знания и помогает оценить эмоциональное состояние учащихся (слайд 12)

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса деятельности

Коммуникативные: учет позиции других людей, умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

6

Домашнее задание

3 мин

Конкретизирует домашнее задание

Параграф 1

1 уровень -  задание № 1 рубрики «В классе и дома»

2 уровень – рабочая тетрадь. № 6, №7

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию "Права Человека"

Урок по обществознанию знакомит ребят с правами человека в Р.Ф...

Методическая разработка урока по обществознанию "Права человека"

Урок-практикум  предназначен для 6-го класса и  посвящен правам человека. Данное занятие  может быть использовано как урок, так и внеклассное меропритие....

Разработка урока по обществознанию "Права человека"

Разработка урока по обществознанию "Права человека"...

урок по обществознанию "Права человека"

Цели урока: -работа над понятием «права человека». «права ребенка»;-знакомство детей Декларацией;-развитие чувства человеческого достоинства;-воспитание терпимости. Взаимопонимания, равенства....

Конспект урока по обществознанию «Положение человека в обществе»

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».   Конспект урока по обществознанию :    5 класс  «Положение человека в обществе»...

Конспект урока по обществознанию «Как человек познает мир и самого себя»

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».   Конспект урока по обществознанию :    5 класс  «Как человек познает мир и самого себя»...

Конспект урока по обществознанию "Происхождение человека"

Форма проведения: урок-беседа.Цели:образовательные: определить основные версии происхождения человека;обучающие: совершенствование УУД:коммуникативных: умения полно и точно выражать свои мысли в соотв...