План конспект урока обществознания «Экономика и экология: поиски равновесия»
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

План-конспект урока обществознания в 11  классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_i_ekonomika.doc74.5 КБ
Office presentation icon ekologiya_i_ekonomika_prezentatsiya_uroka.ppt621 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 11 классе

Тема: «Экономика и экология: поиски равновесия»

Тип урока: Урок-экспедиция с элементами беседы

Цели урока:

  • Обучающая: сформировать  представление об основных экономических и экологических проблемах в обществе на современном этапе развития и выявить пути преодоления данных проблем.
  • Развивающая: развить навыки анализа в контексте работы с источниками знаний; учить выделять главное, сравнивать,  ставить и разрешать проблемы.
  • Воспитательная: воспитание личностной экологической культуры, ответственности каждого за причастность к экологическим проблемам.

План урока

  1. Промышленность как угроза окружающей среде.

 

  1. Общая плата за экологические ошибки. Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа?

  1. Болезни нового века.

  1. Экология и бизнес.

Новые термины и понятия:

Глобальная угроза – опасность для жизни большинства людей на планете.

Глобальное потепление – увеличение средней температуры на Земле, способное изменить климат и увеличить частоту природных катастроф.

Пандемия – распространение какой-либо инфекции на  целые страны и континенты, более широкое, чем при эпидемии.

Экологическая ответственность – учет экологических проблем в экономической деятельности.

Антропогенез – последствия, отмечаемые в природе в результате деятельности человека, не всегда оправданным влиянием на окружающую среду.

Оборудование урока – ИКТ, картинки из СМИ по проблемам экологии и экономики.

Ход урока

  1. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя. Определение целей и задач урока.

Постановка проблемного задания.

Можно ли нам построить в будущем страну «Экологическая гармония»? (учащиеся должны дать ответ в конце урока).

Дети заранее получили задание по группам. По материку Азия, Америка, Африка, Европа найти страну «Экологическая гармония», в которой природа – это Храм, а не мастерская. Каждая группа анализировала определенный блок проблем, с которыми  они столкнулись, следуя по своим материкам в поисках страны «Экологическая гармония».

I группа        -        «Азия» - промышленность как угроза экологии.

II группа        -        «Европа» - плата за экологические ошибки.

III группа        -        «Африка» - болезни нового века.

IV группа        -        «Америка» - экология и бизнес.

Цитата на доске

«В природе нет ни воздаяний, ни наказаний, а только последствия»

Р. Ингерсолл.

Учитель: В эпоху индустриализации человечество создало огромное количество промышленных объектов, которые позволили войти в эпоху резкого роста  потребления  и хищнического обращения с природой. В итоге сегодня мы имеем сложно решаемые экологические проблемы как последствие деятельности человека по отношению к природе.

В тетрадях записываем тему и план урока.

Группа учащихся «Азия» анализирует 1 вопрос плана урока.

Промышленность как угроза окружающей среде.

Рассматривают развития промышленности в странах Азии – «азиатские тигры, драконы индустрии». Китай, Япония, Южная Корея, которые демонстрируют высочайшие темпы экономического роста. Быстрые темпы с одной стороны способствуют росту промышленного потенциала государств,  с другой стороны ухудшению экологической обстановки. По ходу рассказа учащиеся могут представить презентацию: «Промышленность как фактор экологической угрозы».

Вторая группа «Европа» - Плата за экологические ошибки.

Цитата на доске

Когда природе надоест

Довиться ядом и обидой

Она заявит свой протест,

Как было с Атлантидой

И. Губерман

В поиске страны «Экологическая гармония»  мы увидели  варварское отношении к природе и на каждом шагу следования человека и печальные последствиях человеческих поступков по отношению к экологии.

Девиз Людовика XIII короля Франции «После меня хоть потоп» отражает потребительское отношения общества к природе.

Записывают в тетради понятие экологическая ответственность.

Группа анализируют последствия влияния деятельности человека на экологию, сопровождая свой ответ примерами и иллюстрациями (Авария на Чернобыле, загрязнение мирового океана, мутации флоры и фауны, мутации самого человека).

Учащиеся записывают последствия деятельности, отражающиеся на экологии в виде схемы

Глобальная угроза человечеству

(записываем в тетради определение)

Третья группа «Африка». В поисках страны «Экологическая гармония» на нашем маршруте мы столкнулись с болезнями нового века, которые создают угрозу  существования человеку как биологическому виду. По ходу выступления на доске появляются понятия, которые  учащиеся записывают в виде логической цепочки в тетради.

ВИЧ – СПИД – Атипичная пневмония «Птичий грипп» - Губчатый энцефалит – угроза пандемии (распространение инфекционных заболеваний, когда в очаге поражения сразу окажутся миллионы людей.

Рассказ о данных видах заболеваний.

Вопрос к учащимся - Назовите причины болезней нового века?.

Записываем в тетради.

Варианты ответов:

  • Технический прогресс;
  • Ухудшение экологической обстановки;
  • Процесс глобализации и развития массовых коммуникаций;
  • Процесс разработок ядерного, бактериологического оружия (оружия массового поражения);
  • Развитие химической промышленности и генной инженерии.

Вопрос к учащимся. Как остановить распространение заболевания? Задают представители группы.

Варианты ответов:

  • Усилить контроль за средствами массовой коммуникации;
  • Увеличить финансирование в научной сфере (медицина и биология) с целью выработки новых вакцин и лекарственных препаратов;
  • Активизация в сфере генной инженерии (клонирование);
  • Формирование личной гигиены каждого человека;
  • Усилить контроль за соблюдением  экологического законодательства промышленными предприятиями.

Четвертая группа «Америка» вступительное слово учителя в контексте раскрытия 4-го вопроса Экология и бизнес.

В современном мире нарушен баланс между обществом и природой, что свидетельствует об обострении экологических проблем.

Общество пытаясь максимально удовлетворить свои материальные  потребности, забывает о том, что возможности природы ограничены , так как ее ресурсы с каждым годом быстрыми темпами уменьшаются, а потребности человека возрастают и возрастают.

Выступление группы «Америка».

Сегодня в развитых индустриальных и постиндустриальных странах промышленные корпорации, фирмы, предприятия стремятся получить  максимальную прибыль и в первую очередь за счет экономии финансов на расходах экологического плана. На промышленных объектах отсутствуют очистительные сооружения, дополнительная система технической защиты в случае аварий техногенного характера, не контролируется система выбросов и  загрязнения почв, атмосферы, мирового океана. Эффективное для прибыли корпорации, не всегда оказывается эффективным для общества, так как деньги для одних, оборачиваются  трагедией для природы и самого человека.

Бизнес внедряется в экологию как механизм  продажи «экологически чистых» товаров, пытаясь превратить экологию в коммерческий продукт. Учитывая данную ситуацию «бизнесмены» забывают о том, что мы все плывем в «одной лодке» и если лодка разобьется о скалы – экологические проблемы, то мы все упадем в воду и можем утонуть.

Подводим итоги по уроку. Итак,  мы не смогли найти страну «Экологическая гармония», но в наших силах сделать все, чтоб превратить весь мир в цветущий край. Каждый из нас должен нести личную экологическую ответственность за наши действия по отношению к природе,  только все вместе и коллективно мы можем решить проблемы экологического плана.  Безусловно государство должно уделять большое внимание экологическому законодательству, чтоб защитить природу законом .Наука должна приложить все усилия ,чтоб помочь в решении экологических проблем .Мы должны помнить о том , что нельзя пилить сук на котором  сидишь, ибо рано или поздно ты упадешь с него  и может быть не сможешь подняться. Берегите природу , цените  нашу замечательную планету под названием -Земля

Домашнее задание: §17.

  • 1,2,7,9 устно, по выбору.
  • Задание № 3 таблица
  • Написать эссе на тему

«Мне кажется, наука с ее трезвостью,

Умом и сединою в волосах,

Копается в природе с наглой резвостью

Мальчишки, что копается в часах

  • Экология и здоровье человека. Тема доклада
  • Нарисовать плакат по теме «Защитим природы»

Закрепление изученного материала в форме теста по теме « Экономика и экология» (5 минут)

Тест «Экономика и экология»

1 вариант

  1. Экономика изучает проблемы использования ограниченных ресурсов в целях:

1). Создания условий для роста спроса на них

2). Удовлетворения общественных потребностей

3). Достижения стабильного развития экономики

4). Снижения загрязнения окружающей среды

  1. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А). Материальные потребности общества всегда превосходят имеющиеся возможности их удовлетворения

Б). Проблема распределения ограниченных ресурсов - одна из основных проблем экономики

1). Верно только А

2). Верно только Б

3). Верны и А, и Б

4). Нет верных вариантов

  1. Что такое пандемия?        *

1). Распространение инфекционной болезни в определенном регионе

2). Географическое распространение патологических состояний человека

3). Паразитарное заболевание

4). Распространение инфекционной болезни на целые страны и континенты

  1. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы:

А). В современном мире нарушен баланс между обществом и природой, что свидетельствует об обострении

экологических проблем

Б). История не знает благотворного влияния общества на природу

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Парниковый эффект - это:

1). Повышение среднегодовой температуры на Земле из-за загрязнения атмосферы

2). Таяние льдов на полюсах и повышение уровня Мирового океана

 3). Состояние влажности в теплице при выращивании овощей

4). Скопление водорода в верхних слоях атмосферы

  1. К глобальным экологическим проблемам относится:
    1). Бедность некоторых регионов планеты

2). Угроза ядерной войны

3). Сокращение разнообразия биологических видов

4). Увеличение доли пожилых людей в структуре населения

номерами

2 вариант

  1. К экологическим проблемам относится:

1). Опасность распространения ядерного оружия

2). Охрана здоровья

3). Борьба с международным терроризмом

4). Исчезновение многих видов животных и растений

  1. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы:

А). Обострение экологических проблем доказывает, что в современном мире общество оказывает исключительно

негативное воздействие на природу

Б). Общество как творец культуры развивается независимо от природы

1). верно только А

2). верно только Б

3). верны оба суждения

4). оба суждения неверны

  1. Глобальная угроза - это

1). Увеличение средней температуры на Земле

2). Опасность для жизни большинства людей на планете

3). Сокращение популяций живых организмов

4). Истребление человеком редких видов животных

  1. О противоречивости прогресса свидетельствует факт:

1). В годы массового внедрения компьютеров увеличилось число заболеваний органов зрения

2). В период промышленного переворота изобретен паровой двигатель

3). Внедрение компьютеров расширило возможности творческого труда

4). В эпоху Великих географических открытий начал формироваться мировой рынок

  1. Верны ли суждения о роли науки в современном обществе?

А). Проблема социальной ответственности ученого за последствия своих научных открытий была осознана много

столетий назад.

Б). В современном обществе вопросы социальной ответственности ученого утратили свою актуальность

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Укажите в приведенном ниже списке  экологические проблемы

1) Мутация флоры и фауны

2) Способы внедрения ресурсосберегающих технологий

3) Угроза пандемии

4) «Демографический  взрыв на Юге»

5)   Имперская политика

Анализ урока обществознания  в 11 классе

по теме «Экономика и экология: поиски равновесия»

Дата проведения: 16 сентября 2010 г.

Учитель: Кузькина О.М.

     Цель посещения урока: ознакомление с опытом работы учителя по использованию на уроках проблемного  обучения  с использованием  информационных технологий.

Анализ урока проводился на основе анализа урока по  Конаржевскому  Ю.А

       Цели урока были сформулированы в совместной деятельности учителя и учащихся. Четко поставлены образовательные, развивающие и воспитательные цели, которые были направлены на действия всех учащихся.

       Реальные результаты - на уроке активно участвовали все учащиеся (на репродуктивном, конструктивном уровнях).

      Структура урока соответствовала его цели и типу. Урок отличала логическая последовательность и взаимосвязь этапов, а так же целесообразность распределения времени по этапам урока, четкая организация начала и конца урока.

       Содержание урока соответствовало возрастным особенностям учащихся и требованиям государственного стандарта. Материал урока был основан на актуализации всех знаний и умений, подлежащих систематизации, ориентирован на расширение и углубление знаний, на их качественное улучшение, способствовал формированию самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся.

      При проведении урока Кузькина О.М. сумела методически грамотно отобрать методы, приемы и средства обучения с учетом типа урока, возможностей класса, учебно-материальной базы.

      Подбор форм и методов,  используемых на уроке  (проблемное обучение, исследовательские методы),   позволило  учащимся  активно участвовать во всем, что происходит на уроке; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Предлагаемые ученикам задания  затрагивают не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации.    

Информационные технологии, используемые на уроке,  способствовали  развитию познавательных и когнитивных способностей учащихся: умение решать поставленные задачи, заниматься сбором, анализом и синтезом данных, извлекать из них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками.

  Деятельность учащихся на всех этапах урока была активной, учащиеся проявили работоспособность и интерес.

      Качество знаний и умений, полученные учащимися по данной теме, позволили применить их в нестандартных ситуациях.

      Домашнее задание предусматривает уровневую дифференциацию, одно из заданий требовало творческого подхода. Все это способствует освоению материала в зоне ближайшего развития.

      Стиль общения Кузькиной О.М.  с учащимися на уроке был деловым и доброжелательным, располагал к активной работе, вселял уверенность в своих силах.

      Вывод.

      Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного  материала, методами и формами обучения прочные и  обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока.

Зам. директора по УВР                                                                      О.П. Балаба

Председатель  районного                                                                    Кашичкина Л.Ю.

Методического объединения

Учителей истории и обществознания

Председатель школьного  м/о,                                                Парешнева О.П.        

учитель высшей категории


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Проблемы экологии"

     Данный урок связан с экологической тематикой, которая приобретает все большее значение в наши дни и имеет неоценимый воспитательный аспект. Чем раньше школьники познакомятся...

Экология - поиски равновесия

Педагогическое эссэ...

план-конспект урока "Решение экспериментальных задач на равновесие твердых тел"

Повторительно- обобщающий урок курса «ФИЗИКА-10», авт.: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. (профильный уровень)...

План-конспект урока по гимнастике в 3 классе на тему : "Закрепление техники выполнения кувырка вперёд. Повторение упражнений на равновесие"

План-конспект урока по гимнастике в 3 классе на тему : "Закрепление техники выполнения кувырка вперёд. Повторение упражнений на равновесие"...

Конспект урока обществознания "Экономика и ее основные участники"

Конспект урока обществознания на тему "Экономика и ее основные участники" (7 класс)...