Рабочая программа по обществознанию 5 класс ФГОС
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
Пояснительная записка, тематическое планирование, метапредметные, предметные и личностные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_5_klass.docx | 47.4 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
- «Березовская средняя общеобразовательная школа»
- Первомайского района
«Рассмотрено» Руководитель МО _____/Моисеенко И.М./ ФИО Протокол № ___ от «___ »__________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УМР МБОУ «Березовская СОШ» ___________/Креймер Г.В./ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Березовская СОШ» ________/Липовская С.В./ ФИО Приказ №___ от «__»_____________20___г. |
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
- по предмету «Обществознание» в 5 классе
Составитель: Моисеенко Ирина Михайловна,
учитель истории и обществознания
- Период реализации программы: 2015-2016 учебный год
- Рассмотрена на педсовете
- протокол № 8 от 31.08.2015
- с. Березовка 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
«Березовская СОШ» (приказ от 22.05.2015 № 102/1);
учебный план основного общего образования (приказ от 01.09.2015 № 183);
- федеральный перечень учебников (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);
- годовой календарный учебный график (приказ от 01.09.2015г № 183);
- положение о рабочей программе учебного предмета, курса (приказ от 01.09.2015г № 183);
- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования; Обществознание. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных и допущенных Минобразования и науки РФ к использованию в образовательном процессе. Программы Обществознание. 5-9 кл. Рабочие программы / Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М. «Просвещение»2011г
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и человек; социальные навыки, умения, правовые нормы; опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной(в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмов реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Для достижения поставленных целей требуется выполнить ряд задач курса:
- получение основ обществоведческих знаний и умений;
- деятельность, направленная на усвоение на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества;
- помощь при ориентировании в основных эстетических и правовых нормах;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
- освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационной, технологической).
Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном плане. Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения.
На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно, хорошо представлять себе, их образовательные возможности, и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков, обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Данная рабочая программа построена в соответствии с авторской и не предполагает изменений.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений(высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую(из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся | Наглядные пособия и технические средства |
Глава 1. Человек | 6 | |||
1-2 | Загадка человека | 2 | ||
3-4 | Отрочество – особая пора жизни | 2 | ||
5-6 | Контрольно-обобщающий урок | 2 | Практикум | |
Глава 2. Семья | 4 | |||
7 | Семья и семейные отношения | 1 | Презентация | |
8 | Семейное хозяйство | 1 | ||
9 | Свободное время | 1 | ||
10 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Практикум | |
Глава 3. Школа | 5 | |||
11 | Образование в жизни человека | 1 | Презентация | |
12- 13 | Образование и самообразование | 2 | ||
14 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | ||
15 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Практикум | |
Глава 4. Труд | 4 | |||
16 | Труд – основа жизни | 1 | Презентация | |
17 | Труд и творчество | 1 | ||
18-19 | Контрольно-обобщающий урок | 2 | Практикум | |
Глава 5. Родина | 6 | |||
20 | Наша Родина - Россия | 1 | Конституция | |
21 | Государственные символы России | 1 | ||
22-23 | Гражданин России | 2 | ||
24 | Мы – многонациональный народ | 1 | ||
25 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Практикум | |
26-34 | Резерв | 9 |
Планируемые образовательные результаты обучающихся
1. интеллектуально-познавательные действия:
Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.
2.нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия:
Определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам (нравственным, патриотическим общечеловеческим);
Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
3.нравственно-оценочные, личностные действия:
Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки и т.п.).
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
Для осуществления контроля используются различные виды учебных работ, методы и средства, с помощью которых устная, письменная, практическая формы контроля или их сочетание позволяют получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатов учебной деятельности учащихся. Могут использоваться следующие формы контроля:
1)индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах;
2)собеседования;
3)дидактические тесты;
4)сочинения, эссе;
5) самостоятельные и контрольные работы;
6)лабораторные(работа с документами) и практические(с картой, учебником, иллюстрацией, диаграммой, составление плана, таблицы) работы;
7)рефераты;
8)учебно-исследовательские проекты
Выбор используемых методов и средств для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся осуществляется педагогом.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается степень усвоения деятельностного компонента школьного общественно-научного образования:
- фактологические знания, включающие знания о конкретных исторических фактах(событиях, явлениях, процессах), локализованных во времени и пространстве;
- теоретические знания, включающие в себя понятия разной степени обобщенности, существенные причинно-следственные связи, позволяющие учащимся понять обусловленность исторических событий, явлений, процессов, тенденции и закономерности исторического развития;
- способы учебно-познавательной деятельности, позволяющие оперировать теоретическими и фактологическими знаниями, осваивать пространственные(картографические умения), работать с источниками исторической информации;
- оценочные знания, включающие в себя знание различных точек зрения на события и деятельность их участников, на основе которых формируется собственная гражданская позиция учащихся.
Для оценки результатов оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контрольно-оценочной деятельности можно выделить пять уровней усвоения учебного материала:
- первый уровень (низкий) – действия на узнавание, распознавание и различение понятий, объектов изучения;
- второй уровень (удовлетворительный) – действия по воспроизведению учебного материала на уровне памяти;
- третий уровень (средний) – действия по воспроизведению учебного материала на уровне понимания, описание и анализ действий с объектами изучения;
- четвертый уровень (достаточный) – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи;
- пятый уровень (высокий) – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.
При этом распознавание и воспроизведение учебного материала, владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях характеризуются полнотой, осознанностью, системностью, прочностью, мобильностью знаний, а также степенью познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач.
При осуществлении контроля рекомендуется ориентироваться на показатели оценки образовательных результатов в соответствии с возрастными особенностями учащихся и требованиями учебных программ по курсам, классам.
Показатели оценки результатов учебной деятельности
Отметка в баллах | Показатели оценки результатов учебной деятельности |
«3» | Узнавание отдельных объектов изучения(понятий, общественных явлений, процессов) в предъявленной информации. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебного пособия или других средств обучения. Различение объектов изучения(понятий, общественных явлений, процессов) по предъявленному описанию. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебного пособия или других средств обучения. Фрагментарное воспроизведение по памяти программного учебного материала(описаний общественных явлений, процессов); перечисление объектов изучения. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу под руководством учителя с использованием учебного пособия или других средств обучения. |
«4» | Воспроизведение по памяти программного учебного материала(описаний общественных явлений, процессов, определений, понятий). Осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу под руководством учителя с использованием учебного пособия или других средств обучения. Осознанное, логичное и последовательное воспроизведение значительной части программного учебного материала. Характеристика объектов изучения(общественных явлений, процессов) по плану памятке. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу. Осознанное, самостоятельное, логичное и последовательное воспроизведение программного учебного материала в полном объеме. Описание объектов изучения(общественных явлений, процессов) и объяснение связей и отношений между ними. Правильное использование терминологии. Самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу. |
«5» | Оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации: анализ общественных явлений и процессов(выявление и объяснение их причин, основных признаков, последствий). Конкретизация понятий, выводов примерами. Объяснение выводов, содержащихся в учебном пособии. Выполнение задач и заданий по алгоритму. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности по алгоритму. Свободное оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации. Раскрытие сущности изучаемых явлений, процессов. Обобщение изучаемого материала, формулирование и аргументация выводов. Использование внутрипредметных связей. Самостоятельное выполнение задач и заданий по алгоритму. Самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности по алгоритму. Оперирование программным учебным материалом в незнакомой ситуации: анализ, сопоставление и систематизация данных из различных источников; использование их при характеристике общественных явлений и процессов. Оценка социальных явлений и процессов с применением усвоенных знаний. Использование межпредметных связей. Выполнение заданий преобразовательного и проблемного характера. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации. Свободное оперирование программным учебным материалом в незнакомой ситуации. Применение знаний и умений при анализе явлений действительности. Формулирование и аргументация своей точки зрения по изучаемому материалу. Сравнение и оценка различных точек зрения по актуальным проблемам развития современного общества. Выбор и обоснование собственной линии поведения на основе усвоенных знаний. Выполнение творческих заданий и работ(эссе).самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации. |
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок существенных и несущественных ошибок. Отметка за выполнение задания снижается на 1-3 балла, если в нем допущены соответственно несущественные или существенные ошибки.
К категории существенных ошибок по обществознанию относятся: неправильное использование терминологии, замена существенных признаков характеризуемых явлений и процессов несущественными; неправильное выполнение предусмотренных заданием способов учебно-познавательной деятельности, неумение использовать различные источники социогуманитарной информации.
К категории несущественных ошибок относится: погрешности изложения, речевые ошибки, не ведущие к искажению содержания, непоследовательное изложение, небрежное выполнение записей.
Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое всех отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла. Наличие текущей неудовлетворительной отметки не является причиной, препятствующей выставлению итоговой отметки «5», если у учителя есть основание считать, что данная тема (раздел) полностью усвоены учащимся.
Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям(полугодиям), желательно с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.
Объем и уровень домашних заданий должны быть дифференцированы в соответствии с познавательными, возрастными возможностями и запросами учащихся, а также разнообразными по типам и видам.
Учебно-методические средства обучения
- «Обществознание». 5 класс. Боголюбов Л.Н., Ивановой Л. Ф. Издательство «Просвещение» 2012г.
- Обществознание 5 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение»2012 г.
- Иванова Л.: Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к уч. Боголюбова. ФГОС, Издательство: Просвещение, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию 5класс ФГОС
Программа по обществознанию,разработанная к учебнику Боголюбова Л.Н. 5класс....
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...