внеклассное мероприятие "Святая Русь под мантией старинной..."
план-конспект занятия по обществознанию (6 класс) на тему

Татьяна Александровна Исаева

мероприятие направлено на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyataya_rus_pod_mantiey_starinnoy.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ средняя общеобразовательная школа № 3.

ЧАС ОБЩЕНИЯ НА ТЕМУ:

СВЯТАЯ РУСЬ под

МАНТИЕЙ СТАРИННОЙ»

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ИСАЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА.


Тема: « Святая Русь под мантией старинной»... из цикла « Дорога к храму».

Цели и задачи: - содействие духовно-нравственному воспитанию уч-ся,

-воспитание у уч-ся любви к своему Отечеству, уважение к историческому -прошлому и настоящему нашей Родины,

-формировать желание больше узнавать о православной культуре России, -развивать творческое мышление, побуждать у детей чувство преклонения -перед талантом русских мастеров.

Оборудование: ИКТ ( колокольные звоны, песнопения, слайды храмов, иконы), карточки со словами , десять заповедей, добродетели, свеча.

ХОД ЗАНЯТИ Я.МОТИВАЦИЯ . Учитель читает стихотворение.

Вот я за карандаш берусь, и Богу я молюсь при этом: Нарисовать хочу я Русь на этом вот листе большом. Святую Русь, которой след не смыт потоком грязных бед. В чем Русь моя заключена?- Да в храмах молится она!

И храмов этих не один был ею поднят из руин.

И были в посрамленье зла, отлиты вновь колокола.

Да, бита Русь, но побороть ее души не дал Господь.

И вот я Господу молюсь: спаси мою Святую Русь! ВОПРОС?. Вы наверное догадались, о чем пойдет сегодня речь.

ОТВЕТЫ детей.

Учитель объявляет тему занятия. Настраивает детей на диалог.

В своей книге « Что такое Россия?» известный историк Соловьёв говорит:» Желая похвалить свою национальность, народ выражает то, что он больше всего желает.


Француз- прекрасная Франция. Англичанин - старая Англия. Немец -немецкая верность. Русский-Святая Русь».

ВОПРОС. Что же такое Святая Русь?

Учитель. Святая Русь-это русские города,

Это храмы, церкви, соборы, древние иконы, православные праздники, малиновый звон колоколов.

Учитель. Давайте сегодня мы с вами совершим дорогу к храму и посмотрим, что же нас ведет к нему.

День за днем, век за веком, год за годом на Руси звонили колокола. Они будили в душе радость, звали живых. От самой колыбели напутствовал человека колокольный звон. Голос колокола призывал к покаянию. Скорбел по умершим. Верные спутники истории, они всегда звучали как живые голоса. Раздался вечевой- созывай народ на вече ,решать важные дела. Загремел осадный- неприятель у ворот и стен города. Торжественно, радостно, звучат колокола- значит празднует народ православный большой праздник. Колокола - очевидцы, участники многих событий, они разделяли судьбу народов страдальцев, мучеников, Колокола брали в плен, колокола наказывали: их сбрасывали на землю, били кнутами, вырывали языки, ссылали. Иные умолкали навсегда, Но в памяти народной, в преданиях, их голоса продолжали звучать.

Ученик читает стихотворение: Слышу вас, колокола , над землею.

Против горя, против зла вы со мною. Сколько веры и тепла! Сколько силы! До чего же вам мила Мать-Россия!

Вам и роща дорога и былинка.

И дорога на века, и тропинка,

И могучий богатырь и старушка, Златоглавый монастырь и церквушка.

Вы слышны и мудрецу, и ребенку.

Вы летите ко дворцу и в избенку.

Вот, гудя, ударит бас: Слушай! Слушай!

Словно с неба Божий глас- прямо в души.Все

призывней,все сильней, все набатней

, Все соборней для людей, все понятней.

Собирает он народ воедино И на подвиги зовет исполина.

А во след ему звучат говорливы Колокольчиков-внучат переливы.

Позабудутся на миг боль да горе. Озарится светом лик в каждом взоре. Раскрываются сердца. Люди- братья. Словно не было конца и распятья.

Словно не было потерь и печали- Снова радуйся и верь, как в начале.

И для жизни собирай снова силы,

И сражайся, и страдай для России.

Голоса колоколов, словно пламя,

Как свидетели веков все вы с нами,

То ль сомнения вас жгли, то ли беды,

Все равно вы снами шли до победы.

Никогда ваш гул и стон не остынет- От Мамаевых времен до Хатыни.

И при солнце , и в ночи жизни ради Ваш набат для нас звучит в Бухенвальде.

И Майданек слышит вас и , Освенцим,

Потому что боль жива в вашем сердце,

Потому что знали вы слезы тризны И страдали для любви , для отчизны.

Так взлетайте вновь и вновь в купол синий,

Чтоб всегда жила любовь над Россией!

Учитель .Вы слышите, звонят колокола? (слайд № 1. Звон колоколов.)

Вопрос. Зачем звонит колокол? Куда он зовет? Где можно молиться Богу?

Есть особые места, где Бог особенно близок.

Учитель читает стихотворение. Светлым облаком сияет на горе воздушный храм-

Точно с озера взлетает белый лебедь к небесам.

Там, меж сосен изумрудных, блещет озера хрусталь.

Как молитва, в звуках чудных, звон церковный Льется вдаль...

Вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь , что такое храм?

Жизнь православного христианина без храма и представить себе невозможно. В нем совершаются главные события жизненного пути человека: Крещение- духовное рождение, Исповедь- врачевание совести через покаяние и прощение Господом грехов наших, Венчание, проводы в жизнь вечную усопшего. Истинный христианин спешит с радостью и надеждой в храм Божий, где его ожидает неизменно любящий и милующий Господь.

Храм или церковь- всегда были центром жизни русского человека. Не зря такие красивые загадки про них придуманы, так ласково они названы в загадках. Настолько храм был важен в жизни человека, что оттого, есть в месте, где живут люди, церковь или нет, зависело название, статус поселения. Если есть храм, то это село, если нет- деревня, независимо от размеров и количества домов. Почему же храм так важен, если помолиться, обратиться к Богу человек может в любом месте? ( В храме служится литургия, происходит преосвящение Святых Даров и люди причащаются).

Учитель. Давайте войдем с вами в храм. Мы услышим песнопения .Где воедино слиты

Музыка и молитва. Душа будто уносится в тот мир духовный, где раздается песня Ангелов. Пение- это выражение молитвенных чувств. ( Слайд № 2. Песнопения.)

Вопрос .Кто из вас был в храме? В каких храмах вы были?


Слово на доске « ХРАМ». Это место для встречи с Богом.

Это место для молитв.

Это место для совершения богослужений.

Это место для совершения таинств.

Вопрос .Какие бывают храмы? Это соборы, церкви., часовни.

Работа с детьми .У вас в руках фото храмов. Они разные и в то же время одинаковые и чем-то похожи друг на друга.

Ответы детей .У всех есть крест и купол.

Учитель .Почему у православных храмов на куполе крест( крест- это святыня и символ христианства).

Вопрос .Чем они отличаются?

На столе слова: большой, великолепный, красивый, мощный, хрупкий, нежный, воздушный, легкий, добрый, строгий, веселый..

Возьмите слова, которые на ваш взгляд, подходят к описанию вашего храма.

Учитель. Ребята, к какой интересной мысли мы пришли. Оказывается, храмы можно характеризовать теми же словами , что мы могли подобрать и для характеристики людей. Храмов много. Все они очень похожи на людей. И все же разные. Мы- люди- в чем- то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги. У нас всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует. Обижается, радуется. Но все же мы разные. У каждого свои особенности внешности( цвет глаз, форма, лица, рост. Свой характер.) Своя жизнь.

Человек когда-то рождается, и храм, человек получает имя, и у храма есть имя- он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.

И храм и человек проживает свою жизнь. Но храм не может умереть. Даже разрушенный, он будет служить людям- напоминать о вечном.

( Слайд № 3. Разрушенные и восстановленные храмы г. Болхова.)

Вопрос. Дети, а что чувствуете вы, когда смотрите на храм, на величественные соборы и церкви?.

Ответы детей. Восторг, удивление ,красоту, радуюсь тому, что у нас есть такое, восхищаюсь теми, кто возводил такие архитектурные сооружения.

Учитель. Давайте войдем с вами в храм. Что мы чувствуем? Слышим? Ощущаем?


Первым, кого мы встречаем в храме- это священнослужитель. Это человек, который является посредником между Богом и людьми .Это тот, кто проводит богослужения, совершает таинства. В наших храмах тоже есть священнослужители, которые учат нас добродетели. Одним из них является Василий Ермаков. (Ученик рассказывает о батюшке Василее Ермакове).

Учитель. Давайте пройдем внутрь храма. Мы берем и покупаем свечу. Свеча- это символ света и живого огня. Давайте зажжем свечу и мы с вами. Пусть она станет для каждого из нас мостиком между небом и землей.

Учитель .Что мы можем видеть еще в храме? Иконы.

Вопрос. Кто помнит, что такое икона? Икона- слово греческого происхождения. Это священное изображение( образ), который почитают. Когда человек смотрит на священное изображение, он вспоминает того, кому икона посвящена. Верующий человек, стоя перед иконой. Может мысленно обратится к первообразу, попросить помощи в добрых делах. И коны мироточат . исцеляют, исполняют заветное желание.

( Слайд № 4. Иконы. Тихвинская, Троица. Сергий Радонежский. Спаситель.)

Учитель .Самая известная икона Андрея Рублева « Троица». Давно это было: жил в монастыре инок Андрей Рублев. Иконы писал чудесные, что радостно было молиться перед ними Богу. И вот задумал он написать радостную, светлую икону: изобразить самого Бога в образе святой Троицы( Бог Отец, Сын Божий, Святой Дух). Долго Андрей молился и вдруг увидел в сиянии света: три Ангела сидели перед чашей. Услышал слова:

« Любовью должен соединиться человек и Богом и ближними, тогда и уподобится он Святой Троице». Видение исчезло, и мастер приступил к работе. Подготовил липовую доску, натянул холст, покрыл смесью клея и мела, подсушил. Отполировал до зеркального блеска поверхность. Стал готовить краски: растирал природные камешки-минералы, смешивая с яичным желтком, разводил водой. Молился Андрей, и наливалась, расцветала под кистью красками икона, наполнялась чудесным и добрым светом.

В давние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать Господа. Тогда Христос взял полотенце. Приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался образ Спасителя. Икона так и называется « Спас Нерукотворный».

Учитель .Написать икону может только человек, который обладает добродетелями. Вопрос .Что такое добродетели?

Ответы детей. Это добрые качества человека. Иконы тоже учат нас , какими мы должны быть.

Задание. У вас на столах карточки , на которых написаны добродетели и страсти.

Выберите только добродетели и прикрепите к доске.

( Гордость, трудолюбие, зависть, милосердие. Чистота, ненависть., любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.)

Учитель. Но есть еще один храм, нерукотворный- это наша Душа. Каждый человек отвечает за чистоту своей души.

Вопрос. Что нужно, чтобы Душа была чистой и не ведала греха?

  1. Верить, любить и стремиться к Богу.
  2. Любить своих близких и всех людей.
  3. Быть добрым. Уметь помогать, сочувствовать.
  4. Уважать старших.
  5. Иметь дар творчества.

На столе лежат Заповеди Добродетели Давайте сравним их. Вывод. Если мы будем соблюдать эти заповеди и добродетели, мы будем нужны людям и нести им свет и мир,

который станет чище и лучше.

Учитель. Вот и подошел к концу наш час общения. На доске у меня написаны предложения, но я умышленно не дописала их до конца.

« Что нового я узнал на часе общения...» « Что я почувствовал на часе общения»...

Вывод. Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина ее измеряется не верстами, и даже не днями, а работой. Душевной работой, потому что , дорога к храму- это не только физический труд и путь, но и духовное возрастание, преодоление зла в себе. Это умение любить, простить, понять и постичь.

Звучит молитва в исполнении учителя.