Рабочая программа по Обществознанию 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

Архипова Елена Владимировна

рабочая программа в соотвтствии с ФГОС для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl.doc288 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Новый Урал

Рабочая программа

по учебному предмету

 Обществознание

для основного общего образования

5 класс (ФГОС)

на 2015–2016 учебный год

                                                                                                                                   Составитель:

Архипова Елена Владимировна,

учитель истории и обществознания

п. Новый Урал, 2015

Оглавление

  1. пояснительная записка
  2. общую характеристику учебного процесса
  3. описание места учебного предмета и курса в учебном плане
  4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
  5. содержание учебного предмета
  6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
  7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
  8. планируемые результаты изучения учебного предмета и курса
  9. приложения

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Минобразования и науки РФ от 17.12. 2010 г №1897);

- Основной образовательной программы основного общего образования МОУ  СОШ п. Новый Урал;

- Учебного плана МОУ СОШ п. Новый Урал 2015-2016 учебный год;

- Федерального перечня учебников;

- Годового календарного графика МОУ СОШ п. Новый Урал на 2015-2016 учебный год;

Материалы для составления рабочей программы:

 

  • Примерной программы основного общего образования по обществознанию (М. Просвещение 2010 г.)

Рабочей программы Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.] – 2-е изд., доработ. – М.: – Просвещение, 2013. – 63 с.

Цели:  - развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

   -воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

   -освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

   -формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений

   Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие

Задачи: - создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

  1. общую характеристику учебного процесса

Форма организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.    

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно- коммуникативные, здоровьесбережения.

 Методы обучения по уровню познавательной деятельности: частично – поисковые, дискуссионные, проблемные, репродуктивные;  фронтальные, групповые и индивидуальные работы.

   Содержание курса строится на основе системно-деятельностного подхода. «Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируется на результатах исследования, научном аппарате комплекса общественных наук.

   Тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.

   «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».

     В учебном плане обществознанию отводится 35 часов. Из них 70% - обязательного времени, 30%-вариативного. Вариативное время отведено для совместной распределенной проектной деятельности обучающихся, ориентированной на получение социально-значимого продукта. Особенность содержания учебной деятельности, заключается в разных формах урочной и внеурочной деятельности, в том числе содержание проектных и исследовательских форм учебной деятельности.  

  1. описание места учебного предмета и курса в учебном плане.

Учебный предмет обществознание предметной области обязательной части учебного плана  общественно-научных   предметов.

В учебном плане МОУ СОШ п. Новый Урал  в соответствии с Годовым календарным графиком на 2015-2016  учебный год на учебный предмет обществознание в 5 классе отведено 35 часа в год (1 час в неделю).

4.  личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса.

Личностными результатами выпускников 5 класса основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

   -мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

  - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками 5 класса основной школы проявляются в:

   -умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

   -умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

   -способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и  модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

   -овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

использование элементов причинно-следственного анализа;

исследование несложных реальных связей и зависимостей;

   -определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

   -поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую

(из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

подкрепление изученных положений конкретными примерами;

   -оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

   -определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

   -относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

  - знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

   - знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  - понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  - понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

   -знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  - понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  - понимание значения коммуникации в межличностном общении;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

  1. содержание учебного предмета.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

практические работы

контрольные работы

1.

Ведение

1

1

2.

Глава 1. Человек

5

4

1

3.

Глава 2. Семья

5

3

2

4.

Глава 3. Школа

6

5

1

5.

Глава 4. Труд

6

4

2

6.

Глава 5. Родина

10

8

2

7

Обобщение и повторение знаний по курсу «Обществознание»

2

1

1

Итого:

35

26

8

1


  1. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Основные темы. Количество часов

Содержание

Виды учебной деятельности

Введение (1 час)

Значение изучения общества для че-ловека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.

Усвоить, что «общество» и «человек» это понятия и сло-жные системы для изучения

Глава 1. Человек (5 час).

Загадка человека (2 часа)

Цели и ценность человеческой жиз-ни. Природа человека. Человек – би-ологическое существо. Отличие человека от живых. Наследствен-ность

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность че-ловеческой жизни. Характе-ризовать и конкретизировать конкретными примерами био-логическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и живот-ных

Отрочество – осо-бая пора жизни

(2 часа)

Отрочество - особая пора жизни. Особенности подросткового возрас-та. Размышления подростка о буду-щем. Самостоятельность – показа-тель взрослости

Описывать отрочество как – особая особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоя-тельности как показателя взрослости.

Практикум по главе «Человек» (1 час)

Глава 2.

Семья (5 час).

Семья и семейные отношения

(1 час).

Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы

Показывать на конкретных примерах меры государствен-ной поддержки семьи. Срав-нивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи. Ис-следовать несложные практи-ческие ситуации, связанные с отношениями в семье, типич-ными для разных стран и ис-торических периодов. Выра-жать собственную точку зре-ния на значение семьи.

Семейное хозяйство (1 час)

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства

Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства.

Свободное время (1 час)

Свободное время. Занятия физкуль-турой и спортом. Телевизор и ком-пьютер. Увлечения человека. Значи-мость здорового образа жизни

Исследовать несложные прак-тические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описы-вать и оценивать собственные увлечения в контексте возмо-жностей личностного разви-тия. Характеризовать значи-мость здорового образа жизни

Практикум по главе «Семья»

 (2 часа)

Глава 3. Школа (6 час)

Образование в жизни человека  (2 часа)

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования

Исследовать несложные си-туации из жизни человека и общества, раскрывающие зна-чимость образования в наше время и в прошлом. Описы-вать ступени школьного обра-зования

Образование и са-мообразование (2 часа)

Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться

Характеризовать учебу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведе-ний, выявлять позитивные ре-зультаты учения. С опорой на конкретные примеры характе-ризовать значение самообра-зования для человека. Оцени-вать собственное умение учи-ться и возможности его раз-вития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний

Одноклассники, сверстники, друзья (1 час)

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс

Использовать элементы при-чинно – следственного анали-за при характеристике социа-льных связей младшего под-ростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Ил-люстрировать примерами зна-чимость товарищеской под-держки сверстников для чело-века. Оценивать собственное умение общаться с одноклас-сниками и друзьями.

Практикум по главе «Школа»

 (1 час)

Глава 4.

Труд (6 час)

Труд – основа жизни (2 часа)

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотво-рительность и меценатство

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятель-ности человека. Различать ма-териальную и моральную оце-нку труда. Приводить приме-ры благотворительности и меценатства. Определять соб-ственное отношение к различ-ным средствам достижения успеха в труде

Труд и творчество (2 часа)

Труд и творчество. Ремесло. Приз-наки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве

Различать творчество и ре-месло. Раскрывать признаки мастерства на примерах тво-рений известных мастеров

Практикум по главе «Труд» (2 часа)

Глава 5.

Родина (10 час)

Наша родина – Россия (2 часа)

Наша родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Российской Федерации. Многонациональное го-сударство. Русский язык – государ-ственный. Любовь к Родине. Что зна-чит быть патриотом

Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федера-ции». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором нахо-дится школа. Характеризовать особенности России как мно-гонациональго государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявле-ния патриотизма

Государственные символы России) НРЭО Символы Варненского района. (2 часа

Государственный символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государствен-ных символов.

Описывать основные государ-ственные символы Российс-кой Федерации. Знать текст гимна РФ. Использовать до-полнительные источники ин-формации для создания коро-тких информационных мате-риалов, посвященных госу-дарственным символам Рос-сии. Знать символы Варненского района.

Гражданин России (2 часа)

Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязан-ности граждан. Гражданственность. Юные граждане России какие права человек получает от рождения

Объяснять и конкретизиро-вать примерами смысл поня-тия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязан-ности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного вы-полнения гражданских обя-занностей. Приводить приме-ры и давать оценку проявле-ниям гражданственности, представленным в СМИ

Мы-многонацио-нальный народ

НРЭО национальности проживающие в родном поселке. (2 часа)

Россия – многонациональное госу-дарство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Мно-гонациональная культура России. Межнациональные отношения

Характеризовать и конкрети-зировать примерами этничес-кие и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического про-шлого и современной жизни российского общества прояв-ления толерантного отноше-ния к людям разных нацио-нальностей. Опиание национальностей роного кря.

Практикум по главе «Родина»

(2 часа)

Урок обобщения и закрепления знаний по курсу «Обществознание»

5 класс 2 часа

Знать основные  положения курса. Уметь: - анализиро-вать, делать выводы, отвечать на вопросы; -  высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебни-ка,   выделять   главное.

  1. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

   «Обществознание». 5 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф.  Издательство «Просвещение» 2012г.

  Обществознание 5 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение»2012 г.

   Людмила Иванова: Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к уч. Боголюбова. ФГОС, Издательство: Просвещение, 2012 г.

Средства обучения

Компьютер

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.iurizdat.ru/editions/ofTicial/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание

http://standart.edu.ru/ - сайт Федерального государственного образовательного стандарта

http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения

http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет

http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов. Детское образование и воспитание.  

http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей        

http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом  

http://his.1september.ru  Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

http://www.fipi.ru  - ФИПИ

http://school-collection.edu.ru/catalog/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по предметам  и классам– планирования, методические материалы, энциклопедия «Кругосвет»

http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ

Всеросс. Олимпиада школьников http://rosolymp.ru/

http://www.zavuch.info/   - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)

 Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru

Президент России: официальный сайт  http://www.president.kremlin.ru

Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru

Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru

Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru

Права человека в России  http://www.hro.org

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru

Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru

Соционет: информационное пространство по общественным наукам http://socionet.ru

 Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт http://ombudsman.gov.ru

Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю http://www.cebe.sib.r

Компьютер на уроках истории, обществознания и права: сайт А.И. Чернова http://lesson-history.narod.ru

Научно-образовательные ресурсы Интернет.

8. планируемые результаты изучения учебного предмета и курса

Личностные :

Будут сформированы не менее 55%

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

Получат возможность для формирования  не менее15 %

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметне результы:

Будут сформированы не менее 40%

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности  с научных позиций;  рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

Получат возможность для формирования  не менее10 %

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  1) использование    элементов   причинно-следственного анализа;

  2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

Предметные  результаты освоения содержания программы по обществознанию:

Будут сформированы не менее 35%

- относительно  целостное  представление  об  обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

Получат возможность для формирования  не менее 10 %

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил;

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

Критерии оценивания по обществознанию.

Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  •  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
  • полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

  • 75-100% - отлично «5»;
  • 60-74% - хорошо «4»
  • 50-59% - удовлетворительно «3»;
  • менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением   гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
  • полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала;

9.Приложения

Контрольно- измерительные материалы.

Тематическая проверочная работа «Человек. Семья»

Вариант I.

Часть I.

  1. Качества, данные ребенку уже при рождении:
  1. Инстинкт                2) воспитанность        3) речь                4) гуманность
  1. Человек – это существо…
  1.  социальное        2) биологическое        3) биосоциальное        4) разумное
  1. К биологическим свойствам человека не относится:

1) способность передвигаться        2) способность к прямохождению        3) способность трудиться        4) способность воспитывать потомство

  1. Что из перечисленного человек может наследовать от своих родителей?
  1. Воспитанность        2) способности        3) правила поведения        4) чувства
  1. Период жизни, связанный с возникновением новых чувств, переживаний, со сменой настроения:
  1. Детство        2) юность        3) отрочество                4) старость
  1. Уверенность в своих силах и желание попробовать себя в не знакомом деле:
  1. Самостоятельность        2) непослушание        3) деятельность        4) своеволие
  1. Социальная группа, основанная на родственных связях:
  1. государство        2) семья        3) общество        4) родня
  1. Что является главным предназначением семьи как части общества?
  1. Физическое развитие человека  2) организация совместного труда  3) появление новых поколений        4) получение образования
  1. Под чьей защитой по Конституции РФ находится семья?
  1. Армии        2) полиции        3) правительства        4) государства
  1. Где отражены основные права несовершеннолетнего ребенка в нашей стране?
  1. В Конституции РФ        2) в Гражданском кодексе РФ        3) в Трудовом кодексе РФ        4) в Семейном кодексе РФ
  1. Денежные средства семьи – это
  1. Материальные ресурсы                2) финансовые ресурсы        3) денежные ресурсы        4) капитал
  1. Как называется семья, в которой живут дети и их родители?
  1. однопоколенная                2) двухпоколенная        3) трехпоколенная        4) счастливая
  1. Для чего необходимо свободное время школьнику?
  1. Для выполнения домашнего задания                3) для обучения в школе
  2. Для выполнения домашних обязанностей        4) для активного отдыха
  1. Занятие человека, увлечение, которому он готов посвятить много времени, ради которого готов жертвовать чем-либо другим:
  1. Отдых        2) хобби        3) работа        4) труд
  1. Время, которое остается после выполнения основных дел:
  1. Свободное                2) каникулы        3) выходной        4) рабочее

Часть  II.

  1. Вставь пропущенное слово: «Быть человеком – значит чувствовать … за свои поступки.
  2. Какому понятию соответствуют следующие признаки: 1) кровные родственники        2) общее хозяйство        3) общие финансовые ресурсы.
  3. Что из перечисленного ниже может составлять доходы семьи: 1) заработная плата родителей        2) стипендия старших детей        3) плата за пребывание в детском саду        4) пособие на младших детей                5) пенсия бабушки и дедушки                6) оплата телефонных разговоров
  4. Установите соответствие между видами ресурсов семьи и их примерами;

Ресурсы семьи                                        Примеры:

  1. Финансовые ресурсы                        а. самообслуживание
  2. Трудовые ресурсы                                б. счет в банке
  3. Материальные ресурсы                        в. деньги

г. работа на дачном участке

д. бытовая техника

Часть  III.

  1. Что такое самостоятельность? Приведите два противоположных  примера проявления самостоятельности подростками.
  2. В тех предложениях выскажи свое отношение по поводу следующего высказывания: «Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком».

Тематическая проверочная работа «Человек. Семья»

Вариант II.

Часть I.

  1. Что из перечисленного передается по наследству:
  1. Цвет глаз и волос                2) занимаемая должность        3) выбор профессии        4) любовь к чтению книг
  1. На чем основаны действия животного?
  1. На сознании        2) на инстинкте        3) на мышлении        4) на разуме
  1. Что из перечисленного относится к социальным признакам человека?
  1. Объем головного мозга        2) отсутствие волосяного покрова        3) забота о потомстве        4) необходимость общения
  1. Проявление благородства и самоотверженности, честности и внимания к тем, кто слабее и беззащитнее:
  1. Воля        2) рыцарство        3) характер        4) храбрость
  1. Социальная группа, объединяющая кровных родственников или близких людей:
  1. Класс        2) племя        3) семья        4) нация
  1. Увлечение чем-либо в свободное время:
  1. Привычка                2) хобби        3) работа        4) учеба
  1. Примером использования свободного времени может быть:
  1. Выполнение домашнего задания                2) занятие спортом        3) уборка комнаты        4) школьный урок
  1. Главное предназначение семьи:
  1. Чтобы продолжался человеческий род                3) заниматься хозяйственной деятельностью
  2. Чтобы люди не скучали в одиночестве                4) помогать государству
  1. Государство, оказывая помощь молодым семьям:
  1. Осуществляет выплаты при рождении ребенка                3) дарит молодым семьям квартиру
  2. Устраивает молодых родителей на работу                4) дает возможность переехать в другой город
  1. Умение вести домашнее хозяйство:
  1. Экономика        2) работа        3) труд                4) финансы
  1. Предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов семьи на определенный период времени:
  1. Список        2) бюджет        3) рекомендация        4) проект
  1. Ресурсы семьи, как правило, всегда:
  1. Зависят от заработной платы        2) являются материальными        3) ограничены                4) требуют дополнительных расходов
  1. Бытовые удобства, благоустроенность и уют жилища:
  1. Комфорт        2) роскошь        3) хобби        4) рачительность
  1. Что из перечисленного является активным отдыхом?
  1. Прогулка в парке                2) чтение книги        3) просмотр телепередачи        4) компьютерная игра
  1. Верны ли следующие суждения:

А. Семья – обязательная часть любого общества.

Б. Основой семьи является желание жить вместе, растить и воспитывать детей.

 1)  верно только А        2) верно только Б        3) оба суждения верны        4) оба суждения не верны

Часть  II.

  1. Вставь пропущенное слово: «Семья, в которой вместе с детьми и родителями живут бабушка и дедушка, называется…»
  2. Какому понятию соответствуют следующие признаки: 1) бережно расходует ресурсы семьи, 2) заботиться о порядке в доме, 3) планирует домашние дела.
  3. Какие из перечисленных качеств характеризуют подростка: 1) быстрый рост тела        2) мечтательность        3) стремление к самостоятельности        4) стабильная нервная система        5) хорошо сформированный организм
  4. Установи соответствие:

Этапы человеческой жизни:                                Характеристика этапов:

  1. Отрочество                А) В этом возрасте человек, накопивший немалый жизненный опыт, заслуженно пользуется уважением
  2. Юность                        Б) человек имеет возможность в полной мере пользоваться правами, выполнять обязанности, реализовывать способности
  3. Зрелость                         В) Все еще впереди, возраст счастливой безмятежности
  4. Старость                        Г) в этом возрасте часто меняется настроение, многое человек уже умеет, но не всеми правами может пользоваться                  

Часть  III.

  1. Приведите три примера роли в семье в жизни общества и государства.
  2. В тех предложениях выскажи свое отношение по поводу следующего высказывания: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому».

Тематическая проверочная работа «Школа. Труд»

Вариант I.

Часть I.

  1. Деятельность человека по овладению знаниями, умениями, навыками – это:
  1. Общение        2) учеба        3) труд                4) игра
  1. Уметь учиться – значит:
  1. Иметь хорошие оценки        2) считаться хорошим учеником  3) правильно организовывать свой труд        4) уметь списывать домашнее задание
  1. Наилучшее время для выполнения домашнего задания:
  1. С 16 до 17 часов        2) с 17 до 18 часов        3) с 15 до 16 часов        4) с 20 до 21 часа
  1. С какого возраста начинается обучение в большинстве стран мира?
  1. 4 года        2) 6 лет                3) 7 лет                4) 8 лет
  1. С какого класса начинается основная школа?
  1. С 1 класса                2) с 5 класса        3) с 9 класса        4) с 10 класса
  1. Самостоятельно организованные занятия, направленные на удовлетворение потребности в познании – это:
  1. Воспитание        2) самовоспитание        3) образование                4) самообразование
  1. Люди, близкие по возрасту:
  1. Друзья        2) родственники        3) однофамильцы        4) сверстники
  1. Какое качество наиболее важно для дружбы?
  1. Желание дарить подарки                                3) умение уважать чужое мнение
  2. Стремление соглашаться с чужим мнением        4) нежелание обсуждать трудные вопросы
  1. Верны ли суждения:

А. Образование в нашей стране можно получить, обучаясь дома.

Б. Дополнительное образование можно получить и вне учебного заведения.

1) верно только А        2) верно только Б        3) оба суждения верны        4) оба суждения не верны

  1. Что является источником всякого богатства?
  1. Деньги        2) золото        3) труд                4) серебро
  1. Какая черта необходима людям творческих профессий?
  1. Фантазия        2) коллективизм        3) практичность        4) планирование
  1. Продукт, выставленный на продажу:
  1. Услуга        2) товар        3) заработная плата        4) труд
  1. Платой за труд является:
  1. Заработная плата                2) премия        3) похвала        4) повышение в должности
  1. Создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других людей:
  1. Творчество        2) деятельность        3) учеба        4) работа
  1. Человек, достигший высшего искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество:
  1. Ремесленник        2) ученик         3) мастер        4) работник

Часть  II.

  1. Вставь пропущенное слово: «Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей,  называется _______».
  2. Перечислите три ступени, которые относятся к профессиональному образованию.
  3. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «поощрение за качественный труд». Укажите лишнее: 1) премия        2) грамота        3) похвала        4) взыскание        5) повышение                6) вознаграждение
  4. Установите соответствие:
  1. Современная школа                        а) телесные наказания
  2. Старая русская школа                        б) совместное обучение мальчиков и девочек

в) раздельное обучение

г) одиннадцатилетнее обучение

д) двенадцатибалльная система оценок

Часть  III.

  1. Чему учит школа? Сформулируйте ответ в трех предложениях.
  2. Что создается трудом? Приведите примеры продуктов труда.

Тематическая проверочная работа «Школа. Труд»

Вариант II.

Часть I.

  1. Процесс приобщения к знаниям, накопленным предыдущими поколениями:
  1. Наука        2) чтение        3) образование                4) опыт
  1. В каком классе заканчивается основная школа?
  1. В 4 классе                2) в 5 классе        3) в 9 классе        4) в 11 классе
  1. Строгая последовательность действий по решению какой-нибудь задачи:
  1. Комфорт        2) деятельность        3) алгоритм         4) тест
  1. Обязательным образованием в нашей стране является:
  1. Высшее        2) дополнительное        3) начальное        4) общее
  1. Полное среднее общее образование предполагает обучение:
  1. Девятилетнее        2) одиннадцатилетнее                 3) десятилетнее        4) восьмилетнее
  1. Примером самообразования является:
  1. Компьютерная игра        2) просмотр журнала мод        3) чтение научно-популярного журнала        4) посещение дискотек
  1. Все твои одноклассники по отношению к тебе:
  1. Друзья        2) ученики        3) сверстники                4) подростки
  1. Какой пример лучше всего характеризует дружбу:
  1. С другом приятно поговорить                        3) друг всегда может одолжить денег
  2. С другом можно сходить в кино                        4) другу ты всегда готов прийти на помощь
  1. Верны ли суждения:

А. Профессию можно получить, только закончив высшее учебное заведение.

Б. Любое образование в нашей стране бесплатно.

1) верно только А        2) верно только Б        3) оба суждения верны        4) оба суждения не верны

  1. Источником всякого богатства служит:
  1. Золото        2) товар        3) труд                4) знания
  1. Что из перечисленного составляет плату за труд?
  1. Похвала        2) премия        3) штраф        4) заработная плата
  1. Художник, работающий по шаблону, без выдумки и фантазии:
  1. Мастер        2) гений        3) ремесленник        4) живописец
  1. Человек, достигший мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные:
  1. Талант        2) ремесленник        2) мастер        4) художник
  1. Признаком творчества является:
  1. Стандарт        2) трафарет        3) новизна        4) копирование
  1. Делание добра, помощь нуждающимся, полезная для общего дела деятельность:
  1. Меценатство        2) благотворительность        3) добродетель                4) потребность

Часть  II.

  1. Вставьте пропущенное слово: «Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей называется …».
  2. Какие три ступени включает в себя общее образование?
  3. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «образование». Укажите лишнее: 1) школа        2) религия        3) урок        4) знания        5) умения
  4. Установите соответствие:

Часть  III.

  1. Перечислите любые три вида культурно-бытовых услуг, предоставляемых в современном обществе.
  2. Что значит уметь учится?  Сформулируйте ответ в трех предложениях.

Тематическая проверочная работа  «Родина»

Вариант I.

Часть I.

  1. Союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования:
  1. Конфедерация        2) федерация        3) конституция        4) общество
  1. Что из перечисленного является субъектом Российской Федерации?
  1. Штат        2) департамент        3) край                4) муниципалитет
  1. Какой из городов является субъектом Российской Федерации?
  1. Санкт-Петербург                2) Екатеринбург        3) Казань        4) Новосибирск
  1. В каком символе России есть двуглавый орел?
  1. Флаг        2) герб                3) гимн                4) знамя
  1. Какой из флагов – символов России –красного цвета:
  1. Знамя Победы        2) императорский флаг        3) флаг Военно-морского флота        4) государственный флаг РФ
  1. Форма правления, означающая в переводе «власть народа»:
  1. Аристократия        2) демократия                3) монархия        4) анархия
  1. Верны ли суждения:

А. Герб Российской Федерации изображается на паспорте гражданина страны.

Б. Герб Российской Федерации изображается на денежных знаках России.

  1. Человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, подчиняющийся его законам и имеющий определенные права и обязанности:
  1. Патриот        2) депутат        3) делегат        4) гражданин
  1. Основной закон страны:
  1. Конституция        2) кодекс        3) устав        4) декларация
  1. Назовите правильное чередование цветов на флаге Российской Федерации:
  1. Белый, красный, синий        2) красный, белый, синий        3) белый, синий, красный        4) синий, красный, белый
  1. Двуглавый орел появился на гербе России при:
  1. Иване Калите        2) Иване III         3) Петре I         4) Екатерине II
  1. Кто является автором слов гимна Российской Федерации:
  1. В.А.Жуковский        2) А.Ф.Львов        3) Пьер Дегейтер        4) С.В.Михалков
  1. Что указывает на принадлежность группы людей к одной национальности:
  1. Общая территория проживания        2) общая религия        3) общие язык и культура        4) общее правительство
  1. Все население Российской Федерации – это:
  1. Русские        2) россияне        3) один народ                4) одна нация
  1. Любовь к Родине – это:
  1. Гражданство        2) долг                3) патриотизм                4) обязанность

Часть  II.

  1. Вставьте пропущенное слово: «Принадлежность человека к той или иной нации называется ____________».
  2. Что и почему является лишним: 1) Удмуртская Республика                2) Москва        3) Пермский Край        4) Сибирь
  3. В каких из указанных случаев русский язык используется как государственный: 1) в международных переговорах        2) в театре при постановке пьесы                3) в официальных государственных документах Российской Федерации        4) в общении представителей народов России        5) при изучении во всех школах России.
  4. Вставь пропущенные в тексте слова, используя список слов, представленный ниже: «Гражданин – это человек, который принадлежит …(1) государства, подчиняется его …(2) и имеет определенные права  и …(3). Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы, защищать  Отечество, платить налоги, бережно относиться …(4).  Достойный …(5) – это …(6) своей Родины.

Список слов: гражданин, патриот, законы, природные богатства, обязанности, население, правительство.

Часть  III.

  1. Что объединяет народы Российской Федерации? Составьте не менее трех предложений.
  2. Что такое гимн? В каких случаях принято исполнять гимн государства?

Тематическая проверочная работа  «Родина»

Вариант II.

Часть I.

  1. Наиболее точное определение понятия «федерация»:
  1. Край, республика                2) государство                3) союз, объединение                4) конституция
  1. Словосочетание «субъект Российской Федерации» означат:
  1. Полноправный участник                2) независимая территория        3) колониальное владение        4) автономная единица
  1. Каждый субъект  Российской Федерации имеет:
  1. Свою армию        2) свой высший закон                3) свою таможню        4) свой суд
  1. К субъектам Российской Федерации не относится:
  1. Край        2) республика                3) автономная область                4) штат
  1. Какой из городов является субъектом Российской Федерации:
  1. Пермь        2) Москва        3) Ижевск        4) Иркутск
  1. Какой нард не имеет свое национальное образование в составе Российской Федерации:
  1. Удмурты        2) русские        3) Якуты        4) монголы
  1. Устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях:
  1. Народность        2) гражданство        3) национальность        4) патриотизм
  1. Решение важных государственных вопросов путем всенародного опроса:
  1. Голосование        2) выборы        3) референдум                4) анкетирование
  1. Представитель народа избранный гражданами в Государственную Думу:
  1. Президент                2) делегат        3) депутат        4) сенатор
  1. В отличие от Древних Афин в Российской Федерации имеют право голосовать:
  1. Все жители нашей страны                3) взрослые жители государства
  2. Мужчины – граждане страны                4) граждане, достигшие 18-летнего возраста
  1. Какой правитель поместил двуглавого орла на герб России?
  1. Дмитрий Донской                2) Василий II         3) Иван III        4) Иван Грозный
  1. Кто первым ввел в России трехцветный флаг:
  1. Иван Грозный        2) Петр I         3) Екатерина II         4) Николай II
  1. Что из перечисленного является флагом Военно-морского флота РФ:
  1. Олимпийский флаг        2) Андреевский флаг                3) Государственный флаг РФ                4) Знамя Победы
  1. Торжественная песнь, хвала и прославление в стихах и музыке:
  1. Герб        2) гимн                3) флаг                4) ода
  1. Особенностью российского народа является:
  1. Многочисленность        2) внешнее сходство                3) общая культура        4) многонациональность

Часть  II.

  1. Вставьте пропущенное слово: «Настоящий ___________ никогда не будет равнодушен к своему народу, своей стране.
  2. Что и почему является лишним: 1)  Республика Татарстан                2) Санкт-Петербург        3) Урал        4) Красноярский край
  3. Для осуществления каких прав и обязанностей, приведенных ниже, гражданину России необходимо достичь 18-летнего возраста: 1) право на охрану здоровья        2) обязанность защищать Отечество                3) право на получение образования        4) обязанность платить налоги        5) право на участие в управлении государством.
  4. Вставь пропущенные в тексте слова: «Официальными символами суверенного государства являются …(1), …(2), …(3). На государственном гербе РФ изображен …(4). В изображении герба городов по правилам принято изображать …(5). Официальный флаг Официальный флаг Военно-морского флота РФ называется …(6).

Часть  III.

  1. Как связаны слова «гражданин» и «патриот»? Составь не менее трех предложений.
  2. Каковы обязанности граждан Российской Федерации?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа по обществознанию 5класс ФГОС

Программа по обществознанию,разработанная  к учебнику Боголюбова Л.Н. 5класс....

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...