Проверочная работа для 10 класса по теме «Общество как развивающаяся система»
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс) на тему

Архипова Елена Владимировна

Это третий урок, проводила проверочную работу по предыдущему блоку.

Проверочная работа для 10 класса по теме «Общество как развивающаяся система»

      1.Выберите из перечисленных ниже характеристик те, которые отражают свойства любой системы:
 а) сохранение с течением времени своего состояния неизменным;

б) наличное состояние позволяет точно определить последующее;

в) постоянный обмен веществ с внешней средой;

г) наличие взаимосвязанных элементов;

д) несводимость целого к сумме частей, появление у целого свойств, отсутствующих у отдельных компонентов.


      2. Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.

Институты

Сферы

а) государство

а) экономическая сфера

б) семья 

б) политическая сфера

в) школа  

в) социальная сфера

г) церковь  

г) духовная сфера

д) финансовая система

 

е) средства массовой информации

 

3. Заполните таблицу.

 

 

                                                           Основные подсистемы общества

Сферы общества

Деятельность людей и отношения между ними

Основные
учреждения
(организации)

Политическая сфера

1. 

2. 

Экономическая сфера

 3.

 4.

Социальная сфера

 5.

 6.

Духовная сфера

 7.

8. 

    

  4. Историк и публицист М. И. Туган-Барановский писал: «Политическое преобладание Москвы основывалось, между прочим, на том, что Москва была торговым центром огромного края, промышленность которого находилась в непосредственном подчинении торговому капиталу, сосредоточенному преимущественно в Москве. Торговый класс был вслед за земельным дворянством самым влиятельным классом старинной Руси».

Связь каких сфер жизни общества можно проследить в этой характеристике?

 

5. Американские культурологи привели воображаемый диалог между двумя людьми, которые по-разному понимают культуру.
      Антрополог. Обыкновенный котелок для антрополога такой же продукт культуры, как соната Бетховена.
      Бизнесмен. Для меня и моей жены культурный человек лишь тот, кто может говорить о Дебюсси, Пикассо.
      Кто из собеседников, на ваш взгляд, более точно использует понятие «культура»?


      6. Древние охотники убили мамонта и начали распределять между собой добычу. Проявились ли в этой ситуации общественные отношения? Свой вывод обоснуйте.

7. Прочитайте отрывок из книги современного отечественного философа К. X. Момджяна.

      Общество способно меняться, сохраняя качественную определенность.
      ...Общество включает в себя множество явлений, качественно отличных друг от друга, и в то же время обладает законами, не сводимыми к сумме отдельно взятых законов экономической, политической, правовой или эстетической жизни.
      Это означает, что механическое сложение сведений, известных политологии, искусствоведению и прочим специальным наукам, не дает нам достаточных знаний об обществе. Если мы хотим понять совместную жизнь людей во всей ее реальной сложности, нам следует рассмотреть ее как реальное системное целое, слагающееся из определенных частей, но не сводимое к ним. <...>
      Общество... относится к числу саморазвивающихся систем, которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять ее состояния. Сравнив Японию XVI века и Японию XX века, мы можем вообразить, что побывали на разных планетах с колоссальными по масштабу различиями в образе жизни людей.
      И тем не менее речь идет об... одном и том же народе, находящемся на разных этапах своего исторического развития, в котором настоящее проистекает из прошлого и содержит в себе важные зачатки будущего.
      Конечно, можно утверждать, как это делают некоторые теоретики, что средневековая Япония значительно больше похожа на феодальную Францию, чем на современную Страну восходящего солнца, ставшую одним из лидеров мирового сообщества. Но это не дает оснований разрывать целостную историю страны, которая связана воедино не только общим названием, географическим положением и языком общения, но и устойчивыми стереотипами культуры, воспроизводимыми особенностями национального менталитета (в частности, столетней психологией коллективизма, долга и дисциплины, которая во многом определила нынешнее преуспевание японцев).


15_1 Вопросы и задания: 1) Почему сумма знаний из различных общественных наук недостаточна для понимания общества? При каком условии это понимание может быть достигнуто?

2) Что, на взгляд автора, позволяет сохранять народу целостность даже при очень существенных изменениях в образе жизни людей?

3) Возможны ли изменения, которые могут разрушить целостность? Выскажите свою точку зрения. Подкрепите ее примерами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_urok_proverochnaya_k_teme_obshchestvo_kak_sistema.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Это третий урок, проводила проверочную работу по предыдущему блоку.

Проверочная работа для 10 класса по теме «Общество как развивающаяся система»

      1.Выберите из перечисленных ниже характеристик те, которые отражают свойства любой системы:
 а) сохранение с течением времени своего состояния неизменным;

б) наличное состояние позволяет точно определить последующее;

в) постоянный обмен веществ с внешней средой;

г) наличие взаимосвязанных элементов;

д) несводимость целого к сумме частей, появление у целого свойств, отсутствующих у отдельных компонентов.


      
2. Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.

Институты

Сферы

а) государство

а) экономическая сфера

б) семья 

б) политическая сфера

в) школа  

в) социальная сфера

г) церковь  

г) духовная сфера

д) финансовая система

 

е) средства массовой информации

3. Заполните таблицу.

 

                                                           Основные подсистемы общества

Сферы общества 

Деятельность людей и отношения между ними 

Основные 
учреждения 
(организации) 

Политическая сфера

1. 

2. 

Экономическая сфера

 3.

 4.

Социальная сфера

 5.

 6.

Духовная сфера

 7.

8. 

    

  4. Историк и публицист М. И. Туган-Барановский писал: «Политическое преобладание Москвы основывалось, между прочим, на том, что Москва была торговым центром огромного края, промышленность которого находилась в непосредственном подчинении торговому капиталу, сосредоточенному преимущественно в Москве. Торговый класс был вслед за земельным дворянством самым влиятельным классом старинной Руси».

Связь каких сфер жизни общества можно проследить в этой характеристике?

5. Американские культурологи привели воображаемый диалог между двумя людьми, которые по-разному понимают культуру.
      
Антрополог. Обыкновенный котелок для антрополога такой же продукт культуры, как соната Бетховена.
      
Бизнесмен. Для меня и моей жены культурный человек лишь тот, кто может говорить о Дебюсси, Пикассо.
      Кто из собеседников, на ваш взгляд, более точно использует понятие «культура»?


      6. Древние охотники убили мамонта и начали распределять между собой добычу. Проявились ли в этой ситуации общественные отношения? Свой вывод обоснуйте.

7. Прочитайте отрывок из книги современного отечественного философа К. X. Момджяна.

      Общество способно меняться, сохраняя качественную определенность.
      ...Общество включает в себя множество явлений, качественно отличных друг от друга, и в то же время обладает законами, не сводимыми к сумме отдельно взятых законов экономической, политической, правовой или эстетической жизни.
      Это означает, что механическое сложение сведений, известных политологии, искусствоведению и прочим специальным наукам, не дает нам достаточных знаний об обществе. Если мы хотим понять совместную жизнь людей во всей ее реальной сложности, нам следует рассмотреть ее как реальное системное целое, слагающееся из определенных частей, но не сводимое к ним. <...>
      Общество... относится к числу саморазвивающихся систем, которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять ее состояния. Сравнив Японию XVI века и Японию XX века, мы можем вообразить, что побывали на разных планетах с колоссальными по масштабу различиями в образе жизни людей.
      И тем не менее речь идет об... одном и том же народе, находящемся на разных этапах своего исторического развития, в котором настоящее проистекает из прошлого и содержит в себе важные зачатки будущего.
      Конечно, можно утверждать, как это делают некоторые теоретики, что средневековая Япония значительно больше похожа на феодальную Францию, чем на современную Страну восходящего солнца, ставшую одним из лидеров мирового сообщества. Но это не дает оснований разрывать целостную историю страны, которая связана воедино не только общим названием, географическим положением и языком общения, но и устойчивыми стереотипами культуры, воспроизводимыми особенностями национального менталитета (в частности, столетней психологией коллективизма, долга и дисциплины, которая во многом определила нынешнее преуспевание японцев).


15_1 Вопросы и задания: 1) Почему сумма знаний из различных общественных наук недостаточна для понимания общества? При каком условии это понимание может быть достигнуто?

2) Что, на взгляд автора, позволяет сохранять народу целостность даже при очень существенных изменениях в образе жизни людей?

3) Возможны ли изменения, которые могут разрушить целостность? Выскажите свою точку зрения. Подкрепите ее примерами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа 8 класс по темам: "Географическое положение и население России".

Данная диагностическая работа позволяет проверить большой объем теоретического материала и знания карты. Составлена в 2 вариантах. Работа может быть использована учителями географии, работающими по УМ...

проверочная работа 9 класс по теме" Великая Отечественная война"

итоговая проверочная работа по теме " Великая Отечественная война" для 9 класса. Вид работы данетка...

Тестовая проверочная работа 11 класс по теме "Гипотезы происхождения жизни на Земле"

Проверочная работа по теме"Гипотезы происхождения жизни на Земле" составлена в форме ЕГЭ, имеет два вида заданий: с выбором одного правильного ответа, с выборм нескольких ответов....

Проверочная работа 7 класс по тема Евразия.

Тест преднозначен для проверки знаний....

проверочная работа 6 класс по теме: " Общее знакомство с растениями"

Данная проверочная работа проводится после изучения темы "Общее знакомство с растениями". Программа И.Н.Пономаревой  биология 6 класс....

Проверочная работа по обществознанию по теме "Общество и человек"в 10 классе

Проверочная работа по обществознанию по теме "Общество и человек"в 10 классе...