05_02_к р 5 класс по теме Труд
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

05_02_к р 5 класс по теме Труд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 05_02_k_r_5_klass_po_teme_trud.docx225.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развивающего контроля по обществознанию на тему: "Труд".

5-й класс

Дидактическая задача урока: формирование УУД в условиях решения практических заданий, повторение предметных знаний по теме (обобщение и систематизация). Контроль за степенью усвоения УУД. Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции, самоконтролю и взаимоконтролю в ходе работы в группе.

Цели урока:

  1. расширить представления о труде как основном виде деятельности человека, систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни человека. Различать творчество и мастерство;
  2. способствовать воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров;
  3. развивать универсальные коммуникативные учебные действия: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Осуществлять взаимный контроль и самоконтроль. Решение учебных задач с использованием Интернет-ресурсов.

Средства обучения: презентация PowerPoint (Приложение 1), выставка работ учащихся «Творчество в науке», «Творчество в искусстве», пакеты заданий для групповой работы, Интернет-ресурсы для поиска ответа на вопрос, анкета для учащихся для подготовки к уроку (Приложение 2).

Учебник: Обществознание, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, Просвещение, 2012.

Межпредметныесвязи: история, МХК, русский язык, литература, экономика

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

1. Организационный этап.

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя, друг друга. Формирование групп.

Личностные УУД: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний.
Постановка целей и задач.
Мотивация учебной деятельности учащихся

Задает вопросы по презентации для актуализации, обобщения и систематизации знаний , «вызов».
– Что объединяет изображения на первых четырех слайдах?
– Какая трудовая деятельность, изображенная на слайде, принципиально отличается от других?
– Сформулируйте самостоятельно тему сегодняшнего урока (учитель вписывает тему в слайд).
– Что такое труд? Вписывает тему на слайде.
– Задание на правильное написание обществоведческих терминов и знание их определений (цена, товар, услуга, меценат, благотворительность)
– Какие цели урока мы можем поставить перед собой?
Учитель предлагает достичь результатов урока в групповой форме. Как вы думаете, какие задания вы получите в папке?

Повторение правил работы в группе.

Отвечают на вопросы, анализируя изображения и обобщая имеющиеся знания. Изображения на 1-4 слайдах объединяет то, что на них изображен труд человека. В результате труда учителя оказывается услуга, на остальных создается товар. Сегодня на уроке мы будем повторять знания по теме: «Труд». Учащиеся дают определение понятию «труд».
Учащиеся самостоятельно определяют цели урока и алгоритм их достижения.
Называют правильное написание обществоведчских терминов и поясняют их смысл.

Обобщение усвоенного.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, структурирование знаний, преобразование объекта из чувственной формы в модель для выявления общих признаков.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли, владение монологической речью.
Личностные УУД: уважение к труду как основе жизни и благосостояния

3. Самостоятельное творческое использование полученных знаний, сформированных умений и навыков.

Консультирует, координирует, советует, помогает учащимся, работающим в группе. Задания для групп:
Задание 1. Выбрать определение, которое вы считаете наиболее полным, раскрывающим все признаки понятия «труд».
Задание 2. Прочитать пословицы о труде и сформулировать правила успешного труда.
Задание 3. Сделать все возможные выводы о характер труда по картинам.
Задание 4. Поработать с ресурсами Интернета и ответить на вопрос по трудовому праву (продолжительность рабочей недели в РФ, труд несовершеннолетних и т..).
Задание 5. Составить синквейн по теме «Труд».

В группах на отдельных листах выполняют задание.
Самостоятельно выбирают 4 задания из 5, которые будут выполнять в группе. Распределяют задания и роли в группе. Готовят устные и письменные ответы.

Для группы № 1 –Приложение 3
Для группы № 2
 – Приложение 4
Для группы № 3
 – Приложение 5
Для группы № 4
 – Приложение 6

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, структурирование знаний, преобразование объекта из чувственной формы в модель для выявления общих признаков. Развитие ИКТ -компетенции.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, саморегуляция.
Коммуникативные УУД: разрешение конфликтов, сотрудничество с учителем и сверстниками, управление поведением партнера.

4. Промежуточная рефлексия

Просит учащихся оценить тему «Труд» на мишени интересов. Комментирует результат, прикрепляет на доску мишень интересов.

Учащиеся отмечают на мишени интересов свое отношение к теме.

Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование объекта из чувственной формы в модель для выявления общих признаков.

4. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

Консультирует, координирует, советует, помогает учащимся, работающим в группе.

Выступают одна (две) группы, первые справившиеся с заданием. Представители групп у доски отвечают на вопросы, представляют итоги групповой работы, анализируют, доказывают, аргументируют.

Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталонным. Личностные УУД: уважение к труду как основе жизни и благосостояния, мотивация.
Коммуникативные УУД:
Умение полно и точно выражать свою мысль.

5. Динамическая пауза

Изобразите, какие движения характерны для водителя автобуса, художника, дворника, плотника, учителя.

Учащиеся изображают стоя движения, характерные для лиц указанных профессий.

Здоровьесбережение,переключение внимания, отдых

6. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.
Повторная рефлексия.

Учитель знакомит учащихся с результатами анкетирования, которые представлены на слайдах. . Задает вопросы по результатам анкетирования:
1. Что такое труд?
2. Что создается в процессе труда?
3. Как вознаграждается труд?
4. Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Анализируют результаты анкеты, делают выводы, прогнозируют возможные ответы учащихся.

Регулятивные УУД: прогнозирование, коррекция, саморегуляция.
Личностные УУД: оценивание усваимого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Коммуникативные УУД:
Умение полно и точно выражать свою мысль.

7. Рефлексия.

Задает индивидуальное задание учащимся по теме «Труд». Два вопроса представлены на слайде с использованием иллюстраций:
1. Чем отличается активность паука от активности ткачихи?
2. Сделайте выводы на основе изображений.

Что удалось?
Что не удалось на уроке?

Учащиеся письменно отвечают на отдельном листе на два вопроса. Приходят к выводу, что труд ткачихи осознанный, целенаправленный, , а паук плетет паутину на основе инстинктов.
Анализируя изображение, делают выводы, что история человечества — это история трудовой деятельности.

Делают выводы по уроку.

Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме. Регулятивные УУД: прогнозирование, коррекция, саморегуляция.

8. Домашнее задание.

Объяснение домашнего задания.

Регулятивные УУД: прогнозирование, коррекция, саморегуляция.

        

        ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АНКЕТА К УРОКУ

(Раздается учащимся заранее, учитель должен проанализировать результаты и учесть это в презентации).

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты:

  1. Что такое труд? ____________________________________________________________

  1. Что создается трудом?_______________________________________________________

  1. Как вознаграждается труд?___________________________________________________

  1. Какие пословицы и поговорки о труде Вы знаете?_______________________________

__________________________________________________________________________

К уроку   необходимо повторить следующие определения:

  1. Труд — деятельность человека, в процессе которой он создает предметы  (продукты) или услуги,  необходимые для удовлетворения своих потребностей. Труд-это вид деятельности человека, в ходе которой создается практически полезный результат.
  2. Товар- продукт труда, предназначенный для купли-продажи.
  3. Потребительная стоимость товара-полезность товара, способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека и общества.
  4. Стоимость товара- труд производителя, вложенный в товар. Измеряется рабочим временем.
  5. Цена- стоимость товара, выраженная в денежной форме.
  6. Деньги-товар, который можно обменять на все другие товары.
  7. Услуга- действие, приносящее пользу, помощь другому, бытовые полезные удобства, предоставляемые кому -либо.
  8. Творчество-деятельность, направленная на создание нового, ценного не только для человека, но и для других.
  9. Заработная плата- вознаграждение за труд, которое определяется количеством и качеством труда.
  10. Благотоворительность — делание добра, помощь нуждающимся, полезная для общего блага деятельность.
  11. Спонсор  - лицо, участвующее в финансировании какого-либо мероприятия для достижения какой-либо цели.  Спонсорство   не является бескорыстным (реклама и тд.)
  12. Меценат -лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств. Является бескорыстным.
  13. Мастер — человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычно и оригинально.
  14. Ремесленник — 1) человек, владеющий ремеслом, 2) человек, работающий без таланта и творчества, по шаблону и трафарету.

Приложение 3

Задание 1. Прочитайте определения понятия «труд».  Выберите определение, которое вы считаете наиболее полным, раскрывающим все признаки понятия.  Объясните свой выбор.

В.И.Даль,  «Толковый словарь живого великорусского языка», 1863-186

Труд – работа, занятие, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряжение телесных или умственных сил; все, что утомляет. Человек рожден на труд. Без труда нет  добра. Труд кормит и одевает.

А.В.Семенов. «Этимологический словарь русского языка», 2003

Труд -целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение,  приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на  производство  товаров и услуг.

С.В.Ожегов Толковый словарь русского языка, 1992

Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая усилий умственного и физического напряжения.

Задание 2.  Прочитайте пословицы о труде. Сформулируйте на основе каждой пословицы правила успешного труда.

  1. «Начиная дело, думай о конце».
  2. «Поспешишь-людей насмешишь».
  3. «Каков мастер, такова и работа».
  4. «Кому работа в тягость, тому неведома радость».
  5. «Была бы охота, заладится всякая работа».

Задание  3. Рассмотрите картину А.Г.Венецианова  «На пашне. Весна».  

Ответьте на вопросы письменно.

1. Каким трудом заняты герои картины?

2. Какие обязанности они выполняют?

3. Охарактеризуйте труд, изображенный на картине

постоянный-временный

простой-сложный

умственный-физический

оплачиваемый-безвозмездный

добровольный-принудительный

ручной-автоматизированный

творческий -традиционный

коллективный-индивидуальный

Задание 4. Поработайте с ресурсами Интернета (или с документами) и ответьте  на вопрос по трудовому праву: какова продолжительность рабочего дня и рабочей недели для взрослых и несовершеннолетнихв нашей стране?

Задание 5. Составьте синквейн по теме «Труд».

  1. Первая строка  (тема синквейна) - Труд
  2. Вторая строка— два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  3. Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка— фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 6 классе по теме "Труд и творчество"

Разработка включает в себя конспект урока и презентацию. Метапредметными результатами урока являются умение извлекать необходимую  информацию из источника, анализировать, делать выводы, структури...

Мастер класс по теме «Труд и трудовое право»

Мастер класс по теме «Труд и трудовое право». Обществознание 9 класс...

Презентация по обществознанию 5 класс по теме "Труд - основа жизни"

Данная презентация по теме "Труд - основа жизни" для 5 класса подготовлена по учебнику под редакцией Боголюбова...

Тест по технологии для 8-х классов, на тему "Труд в мастерских и на производстве"

Тест по технологии для 8-х классов, на тему "Труд в мастерских и на производстве"...

Тест по технологии для 8-х классов, на тему "Труд в мастерских и на производстве"

Тест по технологии для 8-х классов, на тему "Труд в мастерских и на производстве"...

Тест по технологии для 8-х классов, на тему "Труд в мастерских и на производстве"

Тест по технологии для 8-х классов, на тему "Труд в мастерских и на производстве"...

Урок обществознания в 6 классе по теме "Труд и творчество"

ГБОУ ООШ с. Малое Ибряйкино6 общеобразовательный классНиколаева Надежда Васильевна, учитель истории и обществознанияПрограмно-методическое обеспечение: рабочая программа основного общего образов...