Рабочая программа элективного курса по обществознанию, 11 класс
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему

Бирук Людмила Петровна

Данный элективный курс разработан для боллее эффективной подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по обществозанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa.rar25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного интегрированного учебного курса

«Актуальные  вопросы обществознания в рамках подготовки к ЕГЭ»

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного интегрированного учебного курса «Актуальные вопросы обществознания в рамках подготовки к ЕГЭ» разработана в соответствии с законом ХМАО-Югры «Об образовании в ХМАО-Югре» от 1 июля 2013 года №68-оз, а также  приказами ДОиМП ХМАО – Югры от 18.09.13 №853 "Об организации деятельности стажировочных площадок в образовательных организациях ХМАО-Югры по реализации ФГОС ООО в опережающем режиме", ДОиМП ХМАО-Югры от 05.12.2012 №1405 "Об утверждении перечня направлений (апробационных тем) пилотных площадок, реализующих ФГОС ООО". Рабочая программа элективного курса по обществознанию  не противоречит ФГОС среднего (полного)  общего образования по предметной области «Обществознание» и может быть использована для изучения в 11 классе.  

 Программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень), утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089; авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под ред. академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова) (М.: Просвещение 2013), а также учебного пособия «Обществознание. 10-11 класс» (авторы Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2013).

Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек, Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».

Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

Основу данной программы составляют:

  - понимание, что обществознание – интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук – наук о человеке и обществе, - учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе;

- осознание учащимися, что   предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе. 

Общая характеристика учебного курса

Цель: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

- преобразование  содержание  теоретического материала в более доступную для восприятия учащихся  форму;

- раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности

-выявление  наиболее  существенных признаков  социальных объектов и явлений;

-поэтапное усвоение  учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой),

- формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;

                           Место учебного курса в учебном плане

Программа элективного интегрированного учебного курса «Актуальные  вопросы обществознания в рамках подготовки к ЕГЭ» объемом 35 часов в год, по 1 часу в неделю, изучается в течение всего учебного года.     

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

В современной внешнеполитической ситуации  в настоящее время все более актуальными становятся вопросы международной политики, знания  о развитии  политических процессов в современных государствах.

 Элективный курс призван помочь учащимся  понять сущность  процессов и явлений, характеризующих  демократические политические режимы и противоположные им, существующие  в современном мире, разобраться в сложных государственных законодательных, исполнительных системах. Курс помогает учащимся выработать  собственную  гражданскую позицию, умение сформулировать и научно обосновать свою точку зрения по актуальным вопросам международной и внутренней политики нашей страны.

 Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения рассматриваемых тестовых заданий. Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.

  Элективный  курс является актуальным в связи с тем, что научное познание отстает от реального течения процессов, и именно этим проблемам меньше всего уделяется внимание при изучении обществознания. Таким образом, актуальность курса определяется новизной проблем, которые ставятся  перед учителем и учащимся, авторским видением существа этих проблем, принципами подбора дополнительного материала, позволяющего в процессе освоения курса критически переосмысливать в том числе и позицию авторов используемого учебно-методического комплекса.

Данный элективный курс способствует:

-формированию учащегося, как целостной, всесторонне  развитой личности;

-формированию у молодого поколения  чувства гордости современной Россией,  патриотизма и гражданской позиции;  

- воспитанию  у  обучающихся социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности;

-  формирование у обучающихся  запроса на новую информацию;

- выработке способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени.  

Содержание учебного курса

     Общество

        Общество как динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы современности.

        Человек

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность.  Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Личность, её социализация и воспитание. Свобода и ответственность.  Самопознание, внутренний мир человека, сознание и бессознательное.

Познание

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Многообразие форм человеческого знания. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Социальное и гуманитарное знание.

Духовная жизнь общества

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание,  методы  научных исследований. Роль средств массовой информации в современной жизни общества. Общественная значимость и личностный смысл образования. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Экономическая  сфера жизни общества, Человек и экономика.

Экономика: наука и хозяйство. Экономическое содержание собственности, экономические системы, многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл, экономический рост. Факторы производства. Государственный бюджет, денежно-кредитная политика, налоговая политика. Экономика производителя, экономика потребителя. Рынок труда, безработица, уровень жизни. Россия в условиях рыночной экономики.

Социальные отношения

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.  Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности.    Нации  Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.   Семья как социальный институт. Семья и брак.

Политика и право

Понятие власти.   Государство как главный институт политической власти . Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политический режим. Политический терроризм.  Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Политическая элита. Политическая идеология.   Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация.  Политический процесс. Избирательные системы. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права.  Основные формы права. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение .

Человек и закон.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

1.2.Содержание учебного курса

№№

п/п

Наименование тематического раздела

Кол-во часов по разделу

1.

Общество как сложная динамическая система.

5

2.

Человек – существо  биосоциальное.

2

4.

Познание.

3

5.

Духовная жизнь общества.

3

6.

Экономическая сфера жизни общества.

3

7.

Человек и экономика.

5

8.

Социальные отношения.

2

9.

Политика и право.

4

10.

Проблемы социально- политической жизни.

3

11.

Человек и закон.

4

12.

Итоговое повторение.

1

Итого:

35

                        Ожидаемые результаты освоения учебного курса

В модели  элективного интегрированного  курса    «Актуальные  вопросы обществознания в рамках подготовки к ЕГЭ» для 11 класса  важным аспектом является самостоятельная творческая деятельность учащихся – написание эссе обществоведческого характера, решение практической части заданий ЕГЭ, семинары и диспуты учащихся, что характеризует деятельностный принцип обучения.

Отличительной чертой  элективного интегрированного учебного курса является целостность:

  • по содержанию обществоведческих  знаний;
  • по методам обучения, последовательно ориентирующим познавательную, исследовательскую деятельность учащихся на выявление общественных закономерностей, процессов и явлений;
  • по интегративно-предметной системе обучения, при которой усвоение содержания предмета «Обществознание» объединяется для качественной подготовки к ЕГЭ;
  • по комплексному диагностированию эффективности учебно-воспитательного процесса.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Особенностью элективного курса является его направленность на гуманизацию,  понимание сущности современной позиции России на международной арене, на воспитание обучающихся с активной гражданской позицией, любящих и уважающих свое Отечество.


Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Раздел

Тема

занятия

                Содержание занятия

Кол-во

часов

Дата

проведения

Основные формы деятельности

1

Общество как сложная динамическая система.

Общество как система. Общество и природа

Общество   как   сложная динамическая система. Многовариантность    общественного    развития. Особенности   современного мира.  Представление о взаимодействии человека с природной средой и проблемах их взаимодействия

1

Беседа, лекция.

Индивидуальные задания по кодификатору  ЕГЭ (Ч.1)

2

3

Подсистемы общества, их взаимосвязь.

 Общество как социальная организация страны, основные признаки общества, движущие силы развития.  Экономическая, политическая, духовная, социальная сферы жизни общества.

2

Практикум

Индивидуальные задания по кодификатору  ЕГЭ (Ч.1)

4

5

Понятие о социальных институтах.

Общество как социальная организация страны, основные признаки общества, движущие силы развития.  Социальные институты современной России: их формирование и сущность.

2

Эссе по теме занятия,  Индивидуальные задания по кодификатору  ЕГЭ (Ч.2).

Работа с материалами СМИ, решение проблемных вопросов.

6

7

Человек – существо  биосоциальное.

Человек: единство природного и социального.

Природа человека.

Человек как духовное существо.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека.

Природа как предпосылка выделения человека и общества.

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм.

2

Беседа, лекция.

Индивидуальные задания по кодификатору  ЕГЭ (Ч.1)

8

9

10

Познание.

Познание как деятельность.

Абсолютная и относительная истина.

Типы  познания. Научное познание, социальное познание.

Роль знаний в жизни человека.

Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение.

Чувственное и рациональное познание.

Многообразие путей познания.

3

Эссе по теме занятия,  Индивидуальные задания по кодификатору  ЕГЭ (Ч1,Ч.2).

Разбор отдельных видов заданий

11

12

13

Духовная жизнь общества.

Культура и духовная жизнь, формы и разновидности культуры.

Искусство, наука, образование, религия, СМИ.

Различные трактовки искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Культурное наследие и культурные универсалии.

Государственное и частное образование, школьное и дошкольное. Правовые основы школьного образования. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.  

3

Практикум. Разбор отдельных видов заданий; методические рекомендации к группам заданий;

разбор  типичных ошибок.

14

15

16

Экономическая сфера жизни общества

Типы экономических систем, факторы производства.

Отношения собственности.

Типы рынков.

Государство в рыночной экономике.

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики.

Виды собственности.

Фирмы, рынок – основные институты современной экономики.

Производство, потребление, распределение.  Основные ресурсы экономики. Роль государства в экономике.

3

Лекция, практикум.

Разбор отдельных видов заданий; методические рекомендации к группам заданий.

17

18

19

20

21

Человек и экономика.

Основы   предпринимательства

Слагаемые   успеха в бизнесе.

  Менеджмент      и маркетинг.

Банковская система.

Инфляция: виды, причины, следствия

Занятость        и безработица.

Госполитика в области    занятости.

Предпринимательские правоотношения.    Организационные        формы предпринимательства. Экономическая политика  РФ. Организационно-правовые формы и правовой   режим   предпринимательской    деятельности.

  Основные принципы менеджмента.          Основы маркетинга, его принципы.

 Банковская система. Роль   ЦБ   в  банковской системе   РФ.  Основы      денежной      и бюджетной политики государства.        Финансы. Финансовые    институты.    Виды, причины,      последствия инфляции.

  Рынок   труда.   Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Безработица, её виды.

5

Беседа, лекция.

Индивидуальные задания по кодификатору  ЕГЭ (Ч.1,2)

Лекция, практикум.

Разбор отдельных видов заданий; методические рекомендации к группам заданий;

разбор  типичных ошибок при выполнении.

22

23

Социальные отношения.

Классы как основа стратификации современного общества.

Социальный статус и социальная роль, социальные конфликты.

Историческое происхождение и типология классов. Семья как социальный институт и малая группа, тенденции развития семьи.

Социализация, социальная норма,  социальное неравенство, социальный контроль, отклоняющееся поведение, социальная санкция.

2

Эссе по теме занятия,  Индивидуальные задания по кодификатору  ЕГЭ, работа с материалами СМИ, решение проблемных вопросов.

24

25

26

27

Политика и право

Политическая система, институты политической системы.

Гражданское общество и правовое государство.

Система права: основные институты, отрасли права.

 Избирательная система.

Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства.

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества, правового государства.

История развития и сущность гражданства.

 

Правовые отношения и их структура. Основные отрасли российского права.

Типы избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. Политическое участие граждан.  Избирательное право, его происхождение.

4

Беседа, лекция.

Эссе по теме занятия,  Индивидуальные задания по кодификатору  ЕГЭ (Ч1,Ч.2).

Работа с материалами СМИ, решение проблемных вопросов.

Работа с материалами СМИ, решение проблемных вопросов.

Лекция, беседа.

28

29

30

Проблемы социально- политической жизни.

Политическое поведение

Политический терроризм.

Политическая элита.

Политическое лидерство.

Многообразие форм политического   поведения. Регулирование    политического   поведения.  

Политическая психология и политическое      поведение.  Политическая  пропаганда.

Политическая    элита    и особенности её формирования в современной России.      Политическое лидерство.      Типология лидерства.    Лидеры    и ведомые.   Роль  политического лидера.

3

Лекция, беседа.

Индивидуальные задания,

эссе по теме.

Работа с материалами СМИ, решение проблемных вопросов.

31

32

Человек и закон.

Права и обязанности граждан РФ.

Гражданское право.

Семейное право, трудовое право.

Гражданство   в   Российской  Федерации.   Основания для приобретения гражданства.    Права    и обязанности,   принадлежащие   только   гражданину.

Порядок   и   условия   заключения и расторжения брака.  Правовое регулирование  отношений супругов, права и обязанности. Трудовое законодательство   РФ.  Порядок  приёма   на  работу, заключения и расторжения трудового договора.

4

Лекция, беседа.

Индивидуальные задания по кодификатору  ЕГЭ (Ч1,Ч.2).

33

34

Гражданский процесс.

Арбитражный процесс.

Уголовный процесс. Судебное производство

Процессуальное право. Основные правила     и     принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса и  арбитражного  процессов.  

Особенности уголовного процесса.  Виды уголовных наказаний и порядок их  назначения.  

Лекция, практикум.

Индивидуальные задания по кодификатору  ЕГЭ (Ч1,Ч.2).

Лекция, практикум.

35

Итоговое повторение.

1

Лекция, беседа.


Материально-техническое обеспечение курса.

1. Учебник «Обществознание. 10,11 класс», авторов Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2013.

2. Обществознание. Типовые задания, ЕГЭ, А.Ю. Лазебникова,Е.Л. Рутковская, М.: Издательство «Экзамен», 2016.

3. Кишенкова, О. В. Основы гражданских знаний. 9-1 1 кл.: учеб. для уч-ся общеобразовательных учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2008. -288 с.

4. Клименко, А. В., Румынина, В. В. Обществознание: для школьников старших классов и поступающих в вузы: учеб. пособие. - М.: Дрофа, 2009.

5.  Кравченко, А. И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. -2-е изд. - М: ООО «ТиД «Русское слово-РС», 2010.

6.  Обществознание: 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. уч реждений / А.Ю.Лазебникова, О.О.Савельева, В.А.Литвинов и др.; под ред. А. Ю. Лазебниковой. - М: ООО «Изд-во ACT»; ООО «Изд-во Астрель», 2011.

7. Обществознание: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Ф.Никитин, И.А.Галицкая, Е.С.Королькова и др.; под ред. А. Ф. Никитина. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

8. Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл.: пособие для учащихся общеобразоват.учеб.заведений/ авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М: Дрофа, 2009.

9.Политология: учеб.пособие [для вузов] / сост. и отв. ред. А. А. Радугин. - 2-е изд., до - М: Центр, 2009 г.

10. Права человека в свободной стране: учеб. пособие по правоведению для 9-1 1 кл. средн. общеобразоват. школы. - СПб.: Специальная лит-ра, 2008.

11. Ю.Сиделъникова, Т. Т. и др. Политология: комментарии, схемы, афоризмы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Т. Сиделъникова, Д. А. Темников, И. А. Шарагин, - М.: Гуманит. ИД ВЛАДОС, 2010.

12. Шилобод, М. И. Политика и право. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / М. И. Шилобод, А. С. Петрухин, В. Ф. Кривошеее. - М.: Дрофа, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание», 9 класс

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание» для  9 класса...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию«Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработки навыков выполнения заданий повышенной сложности части С. Программу возможно использовать...

Рабочие программы элективных курсов по обществознанию 10-11 классы

Рабочие программы содержат необходимый материал для  подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации. ОГЭ по обществознанию"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по обществознанию в 9 классе...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...