"Потребление. Закон о защите прав потребителя" урок обществознания в 8 классе
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Антипец Елена Петровна

Из цикла уроков качества "Кубанские товары и услуги только лучшего качества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon potreblenie._integrirovannyy_urok_v_8_klasse.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 42

муниципального образования Абинский район

Краевой конкурсе

на лучшую разработку цикла Уроков качества

«Кубанские товары и услуги – только высшего качества!»

Интегрированный урок обществознания – качества в 8 классе

«Потребление.

Закон о защите прав потребителей».

 Учитель истории и обществознания

 МБОУ СОШ № 42

 Антипец Елена Петровна

Интегрированный урок обществознания – качества в 8 классе

«Потребление. Закон о защите прав потребителей».

ЗАДАЧИ УРОКА :  - помочь учащимся разобраться, что такое потребность 

                                       и полезность;  

                                    - разобрать пирамиду человеческих потребностей

                                       по  А.Маслоу;

                                    - ответить на вопрос, кто же такие потребители;

                                    - познакомиться с правами потребителя;

                                    - рассмотреть на практическом примере закон убывающей

                                      предельной полезности.

ОБОРУДОВАНИЕ : плакат «Пирамида человеческих потребностей

                                     по  А.Маслоу; 1 кг конфет.

ХОД УРОКА.

  1. ОРГМОМЕНТ.
  2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

1). Раздать листки с тестами. Учащиеся выбирают правильный ответ и объявляя его, объясняют его.

2). Задать учащимся вопросы:

Что такое    - спрос, величина спроса;

                     - закон спроса;

                     - предложение, величина предложения;

                     - закон предложения;

                     - равновесная цена (показать на графике);

                     - эластичность спроса, формула эластичности;

                     - эластичность предложения.

    Ш.   ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

            Перед  одним учащимся ставится коробка с конфетами и ученик обязуется есть эти конфеты: по желанию, одну за одной, по команде учителя, по одной или горстями.

   

           Само существование экономики, производства связано с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов.

Что же такое потребности?

Потребностей много. Их собрал и составил пирамиду человеческих потребностей американский социолог Абрахам Маслоу – сообщение ученика.

На доску повесить плакат «Пирамида человеческих потребностей» и вместе с ребятами рассмотреть и разобрать его ( можно показать через проектор).

Потребность

в саморазвитии

Потребность

в уважении

(уважении со стороны др.

людей и самоуважении)

Социальные потребности

(потребности в любви, дружбе,

общении с людьми)

Потребность в безопасности

(защита от преступников и внешних врагов)

Физиологические потребности (еда, вода, одежда, жильё,

воспроизведение рода)

      Набор необходимых потребностей человека несколько различается в разные исторические эпохи и в разных странах.

       По мере того, как человек потребляет какое-либо благо или услугу, потребность его в этом насыщается. Здесь остановиться на ученике, поедающем конфеты. Отметить полезность и желаемость первых конфет. Но когда каждая последующая конфета приносит всё меньше удовольствия. И наступает момент, когда конфеты будут нежелаемы и неполезны. Мы говорим, срабатывает закон убывающей предельной полезности. В результате подвести учащихся к

закону убывающей предельной полезности.

      Следующим этапом нашей работы является определение – кто же такой потребитель? Эта работа проводится в три этапа.

1 ЭТАП – Работа в парах. Учащиеся за партой выводят своё определение потребителя.

2 ЭТАП – Работа в группах. Учащиеся двух соседних парт объединяются и выводят по общей согласованности определение потребителя.

3 ЭТАП – Представитель из каждой группы зачитывает результат работы группы – определение потребителя.

           Учитель на доске, основываясь на данные определения, рисует ромашку.

                                     

Итак:

         Потребитель – это гражданин, купивший или собирающийся купить товар (услугу) для личных (бытовых) нужд.

         Теперь мне хочется обобщить все сказанное вами. Каждый человек в современном мире пользуется предметами, которые он приобрел за деньги. Потребителями, вне зависимости от профессии, пола, возраста, являемся все мы. Даже продавец, стоящий за прилавком – потребитель. Почему? И богатый бизнесмен тоже является потребителем, так как он ездит на «Мерседесе», который купил. И даже президент страны является потребителем, так как костюм, который на нём надет, он тоже сшил не сам.

      Потребителем является не только человек, который уже приобрёл товар и использует его, но и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что если вы обратились к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, вы уже стали его потребителем.

      Возможна ситуация, когда один человек купил товар в подарок другому. Помните, что потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Поэтому тот, кому будет вручён этот товар в качестве подарка, станет его потребителем. Возможен и такой вариант: фирма приобретает своим сотрудникам туристические путёвки. В этом случае

сотрудники фирмы тоже являются потребителями, хотя и не сами оплатили услугу.

       И последний момент. Человек является потребителем лишь в том случае, если он приобрёл товар для личных нужд.

        Далее о суверенитете потребителя. Суверенитет потребителя – это его независимость, это право владельцев любых видов экономических ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием. Смысл этого на первый взгляд сложного определения прост. Если у человека, домашнего хозяйства есть экономические ресурсы ( капитал, рабочая сила, недвижимость и т.д.), то за эти ресурсы домашнее хозяйство получает доходы. Так вот, суверенитет потребителя состоит в том, будут ли эти доходы потрачены на покупку тех или иных товаров или услуг, или нет. В покупке или отказе от покупки – независимость принятия решения потребителем.

       Теперь ответим на вопрос – независимость от кого? Конечно же от тех, кто очень хотел бы, чтобы потребитель потратил свои деньги именно на его товары и услуги – от изготовителей и продавцов товаров.

      А что угрожает независимости? Всеми правдами ( тщательно изучая истинные потребности потребителей) и неправдами (скрывая и искажая информацию, обманывая потребителя), полуправдами (недобросовестная реклама, красивая упаковка некачественных товаров) продавцы пытаются заманить в свои «сети» потребителей. Они пытаются проникнуть в подсознательные области мозга потребителя с одним призывом – «Купи!»

В тетрадях записать факторы, ограничивающие суверенитет потребителя:

  1. Монополизм производителя
  2. Непрофессионализм потребителя
  3. Введение нас в заблуждение (чистый обман)

          4.  Формирование потребительских предпочтений через агрессивную рекламу.

Как потребителю обеспечить свой суверенитет? 

Главное он должен знать свои права.

       Итак, приобретая что-либо за деньги, вы становитесь потребителями, а потребители имеют свои права. Представьте, что вы зашли в магазин и, давайте с вами определим, на что вы имеете право?

     

     Учитель записывает на доске «Права потребителя» и фиксирует на доске высказывания учеников:   - на информацию

                                             - на выбор

                                             - на консультацию

                                             - на добросовестное, качественное обслуживание

                                             - на качество товара

                                             - на возврат товара

                                             - на замену товара

                                             - на возмещение убытков

                                             - на апробацию

                                             - на здоровье

                                             - на ошибку

                                             - на защиту от агрессии

                                             - на возмещение морального ущерба.

             Существуют потребители, которые покупают товар для того, чтобы «выделиться из массы», подчеркнуть своё особое положение. Поэтому во всех странах мира большой популярностью пользуются автомобили марки «Мерседес». Их делают в ограниченном количестве и продают по очень высокой цене. Поэтому каждый, кто купил «Мерседес», имеет (с его точки зрения) основание для того, чтобы смотреть на остальных сверху вниз. Это так называемое, демонстративное потребление», впервые описал американский учёный Торстейн Веблен, с которым мы хотели бы вас познакомить. Выступление ученика с сообщением о нём на 3-5 минут.

       

эти яркие и  содержащие полезную информацию журналы.

      Познакомить учащихся с «Законом о защите прав потребителя», показать его и зачитать некоторые статьи на выбор.

      Закон «О защите прав потребителей» - самый главный юридический документ целого комплекса законов – законодательства о защите прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» вступил в действие с апреля 1992 года и теперь активно применяется потребителями всякий раз, когда ущемляются их права и особенно когда требуется их государственная или судебная защита. Также образованы Общества по защите прав потребителей. Есть оно и у нас в Краснодарском крае.

А еще в  Краснодарском крае по инициативе губернатора А.Н.Ткачёва принята целевая программа “Качество”, задачами которой является контроль за качеством товаров и услуг. В рамках программы “Качество” администрацией края разработан и осуществляется целый ряд мероприятий по защите потребительского рынка края и принято решение ввести в обращение индивидуальный защитный знак, который наносится на этикетку и упаковку продукции.

Знак “Качество Кубань” выполнен в виде синей ленты, расположенной по окружности, и двух лент красного цвета – в нижней части знака. В центре – надпись “Качество Кубань”, а по внешней стороне проходит микротекст.

Знак “Качество Кубань” служит гарантом качества продукции. Прежде чем нанести этот знак, продукция тщательно проверяется на соответствие нормам и требованиям качества. Подделать этот знак практически невозможно.

Товарам со знаком “Качество Кубань” вы можете смело доверять. Поэтому, приобретая товары со знаком “Качество Кубань”, вы делаете правильный выбор: отличное качество и безопасность продукции вам гарантированы.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

           Учащимся предлагаются следующая задача:

            У станции метро стоят три продавца, торгующие бананами. Бананы из одной партии, цены  25, 22 и 18 рублей за килограмм. Тот продавец, который торгует дешевле коллег, улыбчив и вообще приятен во всех отношениях. Под шутки и прибаутки обслуживает довольных покупателей, не давая им возможности дождаться, когда стрелка весов замрёт, фиксируя окончательный вес. Зато и сам не замерзает и других не задерживает. Вопрос: какого продавца вы предпочтёте при условии, что качество бананов одинаково у всех троих?

Ребята высказываются.

          Многочисленные проверки показали, что обвес при уличной торговле бананами колеблется от 10 до 500 граммов. Возьмём даже среднюю цифру 255 гр. И что получится?  А получится, что по выбранному вами продавцу вы заплатили 18 рублей не за кг, а за 745 гр. Определите, во сколько фактически обошёлся вам  один килограмм.  Требуются ли комментарии?

А стоит ли покупать бананы? Может лучше кубанские яблочки?

                       

                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон "О защите прав потребителя" (практикум)

Закон "О защите прав потребителя" и 9 практических заданий для закрепления (урок обществознания в 8 классе)...

доклад на родительском собрании «О защите прав и законных интересов детей родителями

доклад на родительском собрании «О защите прав и законных интересов детей родителями...

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА V «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА» КУРС «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ», 9 КЛАСС

Это презентация методической разработки раздела V "Человек и его права" курса "Обществознание" (9 класс)...

Презентация "Международная защита прав человека" обществознание 10 класс

К уроку обществознание 10 класс по учебнику А. Боголюбова...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"

Конспект внеурочного мероприятия по финансовой грамотности в 8 классе "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"...

Презентация "Права потребителей. Федеральный закон о защите прав потребителей"

Презентация нацелена на формирование правовой культуры потребителя через знакомство с основными законами РФ.Учащиеся познкомятся с основными правами потребителей, узнают каким образом в повседневной ж...