Методическая разработка урока по основам светской этики. Тема "Добро и зло"
материал по обществознанию (5 класс) на тему

Методическая разработка урока по основам светской этики. Тема "Добро и зло"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дата публикации 10.06.201630.41 КБ

Предварительный просмотр:

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока: «Добро и зло»

Автор: учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 7 г. Похвистнево

Л.Т. Осипова

Самара 2016 г.

Цель урока: Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло»

Задачи: 

  • расширить представления учащихся о понятиях “добро” и “зло”
  • формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;
  • развивать творческие способности учащихся.

Основные термины и понятия: добро, зло.

Планируемые результаты:  

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

5. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Оборудование:  компьютер, мультимедиапроектор

Тип урока:  урок-размышление

Ход урока.

    .

  1. Организационный момент

- Здравствуйте! Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок!

    2. Определим тему разговора

Тему нашего разговора вы постарайтесь определить самостоятельно. Прочитаем сказку Л.Н.Толстого «Белка и волк» (слайд 3):

  Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселые. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

(текст сказки на столах у учащихся)

О чем эта сказка? (о добре и зле)

Да, Тема нашего урока - ДОБРО и ЗЛО (слайд 4)

Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни.

Как вы думаете, что такое Добро? (ответы учащихся)

Сейчас мы познакомимся с вами с определениями добра, данными в словарях С. Ожегова и  В. Даля. (слайд 5)

С. Ожегов: Добро - Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.

В. Даль: Добро - значит благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу.

Сравните определения добра, данные С. Ожеговым и В. Далем, найдите общее и различия в определениях. (Ответы учащихся)

Составьте свое определение добра.

«Добро - все положительное, хорошее, то что полезно людям и обществу, способствует его сохранению, то что предотвращает вражду». (Определение записать в тетрадь).

Существует много слов  с корнем добро. Приведите примеры.

А что такое доброе дело? (слайд 6)

Приведите примеры. (помыть полы, посуду, прибрать в комнате, вытереть пыль-добро маме; помогли старушке сходить в магазин, поиграли с соседским мальчиком, когда его мама ходила в магазин)

- А что такое зло? (ответы)

Сейчас мы познакомимся с вами с определениями зла, данными в словарях С. Ожегова и  В. Даля. (слайд 7)

С. Ожегов: зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

В. Даль: зло - худое, лихое, худо, лихо; противоположное добро. Всякое зло противно божескому порядку. В отвлеченном виде, зло олицетворяется духом тьмы.

Сравните определения зла, данные С. Ожеговым и В. Далем, найдите общее и различия в определениях. (Ответы учащихся)

Составьте свое определение .

«Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду». (определение записать в тетрадь) (слайд 8)

Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. (привести примеры)

Почему же добро всегда побеждает  зло?  (Ответы учащихся)

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.

Читаем  притчу.

 « Притча о Добре и Зле» (слайд 9)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

Что это значит? (Ответы учащихся)

Когда мы говорим о ком-то, что это добрый человек, мы имеем в виду, что это человек отзывчивый, сердечный, внимательный, способный разделить нашу радость.

 К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Зависть – одна из лучших «подруг» зла. Нередко зависть толкает людей на совершение дурных поступков. Не случайно она считается одним из самых тяжких грехов. Одно из самых страшных проявлений зла – месть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изначальное зло, но и против его родных и близких, – кровная месть.

А сейчас поработаем в парах. 

Распределите слова на две группы (слайд 10), в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жадность, ласка, лень.

добро

зло

 

 

 

 

У вас на партах лежат листочки с фразами. Составьте пословицы и высказывания. Соедините их линиями. (слайд 11)

1. Рождает зверя зверь,                       А. чтобы тебя не погубило зло

    Рождает птица птицу,

2. Твори добро, чтобы любя               Б. От доброго – добро,

                                                                   От злого - зло родится            

3. Худо тому,                                        В. добро нашло тебя

4. Зла не верши,                                    Г. Но зло творится без труда,

                                                                    Добро – творить трудней

5. Добро и зло творить всегда             Д. кто добра не делает никому

В чем смысл пословиц?

Я предлагаю вам построить надежный щит на пути зла. В помощь даю слова-кирпичики, из которых вы сложите стену-щит. (на листочках в форме кирпичиков учащиеся получают слова: Добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласка, забота, гнев, сострадание, улыбка, зависть, послушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность).

Посмотрите, какие слова остались? Почему они не пригодились?

А сейчас мы послушаем историю, переложенную на музыку.

Говорят, это реальная история, которая произошла в больничной палате.

Видео «Окно»

Какие чувства вызвала эта история у вас?

Можем ли мы сказать, что это низкий, злой поступок?

Сосед умер, а он останется жить с очень тяжелым чувством вины. Даст  ли ему совесть спокойно жить?

Категории  «добро » и «зло»-  вечные.

    А сейчас  послушайте притчу и поразмышляйте в чем ее смысл.(слайд 12)

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?»   Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом   подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Все в твоих руках». 

Это значит у человека есть выбор-делать добрые, хорошие поступки или злые.

 Домашнее задание (по выбору): 

  1. Подобрать высказывания, цитаты о добре и зле.(2-3)
  2. Рисунок “Воплощение образов добра и зла”.

Рефлексия (слайд 13-14):

1. С какими основными этическими понятиями вы сегодня познакомились?

2. Что означает слово «добро»?

3. Что означает слово «зло»?

4. Ребята, у вас впереди целая жизнь. Посмотрите, перед вами несколько дорог ( на доске три указателя дорог): 1. «Жить - богатым быть»; 2. «Жить - награды получить»; 3. «Жить - добро творить». Выберите вашу дорогу в жизни.

(Возможен как вариант составление синквейна со словом «добро».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по основам светской этике "Семейные традиции" в 5 классе

Урок "Семейные традиции" знакомит с основными формами и приёмами работы по формированию культуры нравственного поведения. Материал рассчитан на учащихся 5-х классов и разработан с учётом федеральных с...

конспект урока по Основам светской этики для 4 класса "Россия - наша Родина"

конспект урока "Россия  - наша Родина" с презентацией.  Использованы методы групповой работы,частично - поисковый работы с обучающимися. Материал будет интересен для обучающихся 4-5 классов ...

Методическая разработка урока «Белок - основа жизни» учителя химии МОУ СОШ № 2 муниципального образования Темрюкский район Обабко Светланы Леонидовны

Методическая разработка урока «Белок - основа жизни» учителя химии МОУ СОШ № 2 муниципального образования Темрюкский районОбабко Светланы Леонидовны На этом уроке учащиеся изучают новый материал ...

Банковская система - методическая разработка урока на основе ИКТ-презентации

Презентация к уроку обществознания в 11 классе по теме "Банковкая система"...

Мораль - методическая разработка урока на основе ИКТ-презентации

Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме "Мораль"...

Конспект урока по Основам светской этики 5 кл.

Конспект урока по  Основам светской этики 5 кл.поможет учителю  научить каждого ученика самостоятельно добывать знания,   научить анализировать, наблюдать, делать выводы....

Методическая разработка урока по Основам православной культуры и светской этики с использованием презентации по теме «Спешите делать добрые дела»

Урок в 4 классе по теме «Спешить делать добрые дела»соответствует программе, учебник Студеникина М.Т.Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний,п...