Урок обществознания в 7 кл.(ФГОС) по теме "Защита Отечества"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Скабёлкин Клим Юрьевич
Патриот – это человек, горячо любящий свое отечество и народ, старающийся быть им полезным. В Древней Греции оно означало – земляк, соотечественник. В период Французской революции конца XVIII века слово меняет смысл и означает – «сын Отечества». В России появилось во времена Петра I. Защищать, значит оберегать, охранять. Для этой цели в любом государстве существует армия. Значит мы должны узнать в чем заключается военная служба. И учиться этому надо с самого раннего детства. Рано или поздно у каждого возникает любовь к Родине. В начале это происходит неосознанно. Мы не замечаем как привязываемся к друзьям, школе, селу или городу, в котором живём. С годами меняется взгляды, убеждения, но всё это для нас тем не менее по-прежнему очень дорого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок обществознания по ФГОС.32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 7 классе (ФГОС)

Учитель. Скабёлкин Клим Юрьевич.

Тема. Защита Отечества.

Цель:

  1. Подвести учащихся к пониманию значения защиты Отечества в жизни человека и общества.
  2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.
  3.  Воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, работе с ИКТ, воспитывать патриотизм.

Оборудование: презентация, мультимедийная установка, карточки, Конституция РФ, толковый словарь Ожегова, информационные, оценочные листы.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы вспомним ранее изученный материал, познакомимся с новой темой. Работаем в группах. Старосты помнят о своих обязанностях: организовывать, координировать, оценивать учебную деятельность членов группы.

Чтобы урок был плодотворным, предлагаю каждому выбрать «установку на успех».

Быть.                                                         ПОНЯТЬ

ВНИМАТЕЛЬНЫМ                                 НАУЧИТЬСЯ

АКТИВНЫМ                                            СТРЕМИТЬСЯ

КОМПЕТЕНТНЫМ                                 ПРОЯВИТЬ

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

Откройте тетради, вашему вниманию предлагается тест.

Вопросы на слайдах. Учитель озвучивает текст на слайдах.

СЛАЙД №1.

Подберите пары: кто имеет право на разработку и издание законов?

  1. Закон                 А. Референдум.
  2. Конституция.     Б. Президент.
  3. Указ.                   В. Федеральное Собрание.

СЛАЙД №2.

2. Наиболее полно естественные права отражены:

А. В законах Хаммурапи.

Б. В «Русской Правде».

В. Всеобщей декларации прав человека.

СЛАЙД №3.

3.Уже сейчас ты имеешь право:

А. Давать согласие на изменение своего имени и фамилии.

Б. Выбирать место жительства.

В. Совершать любые сделки.

СЛАЙД №4.

  1. В. И. Даль определял свободу словом:

А. вседозволенность.

Б. Воля.

В. Простор.

СЛАЙД №5.

  1. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?

А. 1947 г.

Б. 1958 г.

В. 1948 г.

СЛАЙД №6.  Оцените свои работы. Старосты заносят отметки в оценочные листы.

Ответы:                                                                   Оценка:

1 – В, 2 – А, 3 – Б.                                          «5» - без ошибок;                              

2 – В.                                                               «4» - 1 ошибка;

3 – А.                                                               «3» - 2 ошибки.

4 – Б.

5 – В.

Вспомним понятийный аппарат, которым мы пользуемся при изучении данной главы. Разгадаем кроссворд. Но, кроссворд с секретом. Разгадав его правильно, мы сможем прочитать зашифрованное слово.

Учитель читает определения, учащиеся отгадывают термин, выходят к доске и записывают слово маркером в кроссворд.

  1. Многообразные, общеобязательные правила, установленные государством.                          ПРАВО
  2. Юридический документ, принятый Федеральным Собранием.    ЗАКОН  
  3. Основной закон страны.        КОНСТИТУЦИЯ
  4. Совокупность духовных правил, регулирующих поведение человека. МОРАЛЬ
  5. Название страны, в которой ты живешь.     РОССИЯ
  6. Все человечество в прошлом, в современности, и перспективе; все население Земли.  ОБЩЕСТВО
  7. Древнегреческий философ, принявший яд по приговору суда. СОКРАТ

  1. Переход к теме урока. Целеполагание.

-- Прочитайте слово, которое у нас получилось.

-- Кого называют ПАТРИОТОМ?  (выслушать ответ 3-4 учеников).

Патриот – это человек, горячо любящий свое отечество и народ, старающийся быть им полезным. В Древней Греции оно означало – земляк, соотечественник. В период Французской революции конца XVIII века слово меняет смысл и означает – «сын Отечества». В России появилось во времена Петра I.

А теперь давайте поиграем. Какие АССОЦИАЦИИ у вас вызывает слово ПАТРИОТ? ( Дети называют слова, учитель прикрепляет карточки со словами на магнитную доску)

ПАТРИОТ----ГРАЖДАНИН---- РОДИНА--- ОТЧИЗНА--- ОТЕЧЕСТВО----РОССИИЯ----ЗАЩИТА---- СЛУЖБА

Мы с вами уже знаем, что у каждого гражданина есть обязанности. Какая же главная обязанность у гражданина России?

Ответить на этот вопрос вам поможет видеоролик.

Просмотр видеоролика «ВОЕННАЯ ПРИСЯГА».

--Дети отвечают на вопрос, какова главная обязанность гражданина РФ.

Итак, какая тема нашего урока?  СЛАЙД№7 ТЕМА УРОКА.

Давайте попытаемся обозначить цели урока. СЛАЙД №8ЦЕЛИ УРОКА

Ученик рассуждает: Защищать, значит оберегать, охранять. Для этой цели в любом государстве существует армия. Значит мы должны узнать в чем заключается военная служба. Как готовить себя к исполнению воинского долга.

Правильно. А еще, мы поговорим о том, почему защита Отечества – это и долг, и обязанность. И решим проблему: какие же качества необходимо формировать в себе для того, чтобы подготовить себя к исполнению воинского долга.  СЛАЙД №9 ПРОБЛЕМА,

Работаем в группах.

1 группа. Для работы вам понадобится информационный лист с заданием. Текст Конституции РФ. Толковый словарь Ожегова.

  1. Найди в тексте Конституции статью о защите отечества. Внимательно прочитай ее формулировку.
  2. Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом и обязанностью?
  3. Почему слова «долг» и «обязанность» стоят в Конституции рядом?.

Для ответа на вопросы используй толковый словарь Ожегова и материал учебника с. 31 – 32. Ответ представь в виде логичного рассказа.

2 группа. Изучи материал учебника с. 33 – 34. Подготовь ответ на вопрос: В чем заключается военная служба?

Ответ представь в виде схемы, используя документ – камеру.

3 группа. Используя материал учебника с.34 – 35, сравните военную службу по призыву и по контракту.

Выяви общее и разницу. Составьте схему. Прокомментируйте её.

Ответ представь в виде схемы, используя документ – камеру.

4 группа. Работа в режиме on line. Используя гиперссылку, зайди на сайт Министерства Обороны РФ.  СЛАЙД №10

Подготовьте краткий рассказ об информации, которую можно получить на этом сайте.  

  1. Изучение темы урока. Самостоятельная работа в группах.

Учитель контролирует работу групп.

  1. Презентация ответов групп.

1 гр. Для того, чтобы ответить на вопрос, мы воспользовались текстом Конституции РФ, толковым словарем русского языка Ожегова и уже имеющимися знаниями.  Статья _59 Конституции РФ гласит  «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Федеральным Законом».  Обязанность – это определённый круг действий, возложенных на кого-либо и обязательных для выполнения. Долг – это то же что обязанность.  Юноши, достигшие 18 лет призываются на службу в армию. Но как нам известно из истории, защищать Родину можно не только в армии. Этот долг распространяется на любого гражданина, ведь защитить свою Родину можно трудясь на оборонном заводе, работая в госпитале, как было в годы Великой Отечественной войны.  Мы можем привести очень много подобных примеров. Вот почему слова «долг» и «обязанность» стоят рядом в Конституции РФ.

(Это должна добавить девочка). Можно найти кадры из Интернета и во время рассказа продемонстрировать.

И еще мне хотелось бы добавить, что в наше время не только юноши, но и девушки служат в армии. Конечно это еще как бы эксперимент, но практика показывает, что в нашей стране много отважных девушек, готовых нести военную службу.  

2 гр. На документ-камере составляется схема. И комментируется.

Итак, военная служба заключается в следующем:

                                                 

3 гр. Используя материал учебника, мы сравнили военную службу по призыву и по контракту.  У нас получилась следующая схема.

СЛУЖБА ПО

ПРИЗЫВУ                                                                        КОНТРАКТУ

  1. С 18 лет.                                                             1. С 18 лет.

(В обоих случаях военнослужащий должен быть годен по состоянию здоровья, для этого он проходит медицинскую комиссию.)

  1. Срок службы 12 месяцев.                            2. Срок службы по условиям

                                                                          контракта.

  1. Выполнение общих воинских                     3. Выполнение обязанностей

обязанностей: наряды, учения и т.д.              по условиям контракта.

  1. ____________                                                4. Получение льгот, гарантий,

                                                                            компенсаций.

 

4 гр.  Учащиеся перечисляют, какую информацию можно найти на сайте.

           Обязательно должны рассказать об альтернативной службе.

  1. Обобщение учителя. Разрешение проблемы.

Патриот – человек, горячо любящий свою Родину. Синоним слова патриот – патриотизм, что в переводе с греческого patris – означает Родина, Отечество. Каждый человек должен и обязан защищать себя, своих родных и близких. А все мы вместе в целом составляем то самое Отечество, которое должны уметь защищать. И учиться этому надо с самого раннего детства. Рано или поздно у каждого возникает любовь к Родине. В начале это происходит неосознанно. Мы не замечаем как привязываемся к друзьям, школе, селу или городу, в котором живём. С годами меняется взгляды, убеждения, но всё это для нас тем не менее по-прежнему очень дорого.

ИТАК, какие же качества необходимо формировать в себе для того, чтобы подготовить себя к исполнению воинского долга.  ПРОБЛЕМА

СЛАЙД №11

ВОЛЯ

ТВЕРДОСТЬ ХАРАКТЕРА

УПОРСТВО В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ

  1. Рефлексия.

Ну что же, вернемся к той установке, которую вы выбрали в начале урока.

---Как вы считаете, удалось ли вам достичь успеха?

---  А может быть что-то не получилось?

  1. Домашнее задание.

Записано заранее на доске или слайд. & 4. Ответить на вопрос.

  1. Выставление оценок.

Старосты групп сдают оценочные листы.

Информационный лист для группы №1.

Для работы вам понадобится текст Конституции РФ, толковый словарь русского языка и текст учебника.

  1. Найдите в тексте Конституции РФ статью о защите Отечества. Внимательно прочитайте её формулировку.
  2. Найди в толковом словаре значение слов «долг», «обязанность».
  3. Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом, и обязанностью?
  4. Почему слова «долг» и «обязанность» стоят в Конституции РФ рядом?
  5. Прочти текст учебника с. 31 – 32.
  6. Ответ представь в виде красивого логичного рассказа.

Информационный лист для группы №2.

Для работы вам понадобится текст учебника, умение работать с документ – камерой.

  1. Изучи материал учебника с. 33 – 34.
  2. Подготовь ответ на вопрос – В чём заключается военная служба?
  3. Составь схему.
  4. Презентацию ответа представь, используя документ – камеру.

Информационный лист для группы №3.

Для работы вам понадобится текст учебника, умение работать с документ – камерой.

  1. Изучи материал учебника с. 34 – 35.
  2. Расскажи, что значит служить по призыву.
  3. Объясни, что такое служба по контракту.
  4. Сравни службу по призыву и службу по контракту.
  5. Выяви общее и разницу.
  6. Ответ представь в виде схемы, используя документ – камеру.

 

Информационный лист для группы №4.

Группа работает в режиме on line.

  1. Обратите внимание на гиперссылку, предложенную учителем.
  2. Используя её, зайдите на сайт.
  3. Озвучьте этот сайт.
  4. Какую информацию можно получить на сайте?
  5. Для кого эта информация?
  6. Что такое альтернативная служба?
  7. Ответ представь в виде красивого логичного рассказа.

1 гр. Для того, чтобы ответить на вопрос, мы воспользовались текстом Конституции РФ, толковым словарем русского языка Ожегова и уже имеющимися знаниями.  Статья _59 Конституции РФ гласит  «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Федеральным Законом».  Обязанность – это определённый круг действий, возложенных на кого-либо и обязательных для выполнения. Долг – это то же что обязанность.  Юноши, достигшие 18 лет призываются на службу в армию. Но как нам известно из истории, защищать Родину можно не только в армии. Этот долг распространяется на любого гражданина, ведь защитить свою Родину можно трудясь на оборонном заводе, работая в госпитале, как было в годы Великой Отечественной войны.  Мы можем привести очень много подобных примеров. Вот почему слова «долг» и «обязанность» стоят рядом в Конституции РФ.

(Это должна добавить девочка). Можно найти кадры из Интернета и во время рассказа продемонстрировать.

И еще мне хотелось бы добавить, что в наше время не только юноши, но и девушки служат в армии. Конечно это еще как бы эксперимент, но практика показывает, что в нашей стране много отважных девушек, готовых нести военную службу.  

2 гр. На документ-камере составляется схема. И комментируется.

Итак, военная служба заключается в следующем:

                                                 

3 гр. Используя материал учебника, мы сравнили военную службу по призыву и по контракту.  У нас получилась следующая схема.

СЛУЖБА ПО

ПРИЗЫВУ                                                                        КОНТРАКТУ

  1. С 18 лет.                                                             1. С 18 лет.

(в обоих случаях военнослужащий должен быть годен по состоянию здоровья, для этого он проходит медицинскую комиссию)

  1. Срок службы 12 месяцев.                            2. Срок службы по условиям

                                                                          контракта.

  1. Выполнение общих воинских                     3. Выполнение обязанностей

обязанностей: наряды, учения и т.д.              по условиям контракта.

  1. ____________                                                4. Получение льгот, гарантий,

                                                                            компенсаций.

 

4 гр.  Учащиеся перечисляют, какую информацию можно найти на сайте.

           Обязательно должны рассказать об альтернативной службе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 7 классе "Защита Отечества."

Конспект урока по обществознанию, 7 класс "Защита Отечества"Урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием.    В данной разработке  продемонстрированы раз...

Презентация к уроку обществознания "Защита Отечества"

Материал для проведения урока обществознания...

Методическая разработка урока обществознание для 5-6 класса "Гражданин - Отечества достойный сын"

Данное мероприятие позволило школьникам  приобрести  базовые навыки, обеспечивающих успешное действие  подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях. ...

Методическая разработка урока обществознания в 8 – 9 классах по теме: «Семья и Отечество в моей жизни » (к Международному Дню семьи) с использованием критической технологии.

Публикация представляет собой сценарий урока "Семья и Отечество в моей жизни", подгототовленного к Международному Дню семьи. Сценарий выполнен в виде подробной технологической карты....

Урок обществознания в 7 классе "Защита Отечества"

Конспект урока обществознания по ФГОС с технологической картой и сценарием урока...

Урок обществознания , 6 класс ФГОС. Гражданин России.

Способствовать  формированию представлений о гражданине, его социальном статусе, конституционных правах и обязанностях....