Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 класса
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

Степанова Марина Геннадьевна

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 класса , тематическое планирование по УМК "Обществознание" Кравченко А.И. издательство "Русское слово"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Великого Новгорода

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия «Гармония»

 с углубленным изучением иностранных языков»

(МАОУ «Гимназия«Гармония»)

__________________________________________________________________

Рассмотрена на педагогическом совете МАОУ

«Гимназия «Гармония»

(протокол №1 от 29.08.2014г.)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ

 «Гимназия «Гармония»

_______________

1 сентября 2014 года

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

5 КЛАСС

Автор - составитель:

Степанова Марина Геннадьевна

учитель истории

Великий Новгород

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения)
  2. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия «Гармония» с углублённым изучением иностранных языков»
  3. Авторская программа: Программа курса «Обществознание» 5-6 классы» Автор-составитель С.В.Агафонов . - М. «Русское слово», 2013 .- 24с.

Цели изучения «Обществознания» в основной школе заключаются в содействии:

воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно - нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно - бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Характеристика предмета "Обществознание"

        "Обществознание" - учебный предмет, фундаментом которого являются современные научные представления об антропосоциогенезе. Их раскрытие в школьном курсе базируется на результатах исследований, понятийном аппарате ряда общественных наук: философии, социологии, экономики, юриспруденции, политологии, психологии, культурологии. При этом внимание учащихся в основной щколе акцентируется на современных явлениях.

Изучение «Обществознания» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебных предметов «Окружающий мир» и «Основы духовно  нравственной культуры народов России».

Место предмета «Обществознание» в базисном учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения, на изучение обществознания в 5-9 классах отводится 1 ч в учебную неделю, то есть 35 ч на учебный год. Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.

Требования ФГОС к результатам обучения обществознанию:

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Предметными результатами освоения данного курса являются:

-относительно целостное представление об обществе и  человеке, о сферах и областях человеческой жизни;

-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

-знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

-умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать и преобразовывать в соответствии с решаемой задачей;

-давать оценку взглядам, подходам, событиям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- знание основных нравственных и правовых понятий, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни;

-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5 КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ (1 час). Место обществознание в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество — особая часть реального мира. Организация содержания школьного учебника обществознания. Знакомство с содержанием учебника обществознания 5 класса.

Глава 1. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ

Загадка человека. Проблема происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Соотношение биологического и социального начал в человеке. Социальная среда обитания человека.

Потребности человека. Внутренний мир человека и его потребности. Разнообразие потребностей человека. Разумные и неразумные потребности. Материальные, социальные и духовные потребности. Возвышение потребностей.

Человеческие интересы. Интересы в жизни человека. Формирование интересов. Иерархия интересов. Развитие  и тренировка интересов.

Как человек оценивает себя и других. Человек в оценке других людей. Самооценка и её разновидности: самоуважение и самоуничижение. Самовоспитание. Значение представлений о добре и зле для оценки и самооценки человека.

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Причины инвалидности. Жизнь с инвалидностью. Помощь инвалидам. Положение инвалидов в России. Выдающиеся достижения инвалидов.

Деятельность. Мотивы и виды деятельности.  Учение. Игра. Труд. Творчество. Общение. Структура деятельности. Деятельность и поведение. Деятельность как способ существования человека. Личность.

Как человек познает мир и самого себя. Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное и рациональное познание. Самопознание.

Образование и самообразование. Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в Российской Федерации. Инклюзивное образование.

Социализация. Быть человеком – учиться жить в обществе, учиться социальному. Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Социализация – процесс длиной в жизнь. Воспитание.

Положение человека в обществе. Положение личности в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей. Социальные «параметры личности». Прирождённые качества человека. Приобретённые качества человека. Социальное положение школьника. Ответственность. Разнообразие социальных статусов.

Возрасты нашей жизни. Жизнь как возможность реализации человека. Проблема старения человечества. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и ограничения возраста.

 Особенности подросткового возраста. Возраст и положение человека в обществе. Особенности подросткового возраста. Права и обязанности несовершеннолетних. Трудности взросления. Чувство взрослости. Отношения со сверстниками.

Что такое гендер. Биологический пол: мужской, женский. Гендер как «социальный пол». Особенности мужского и женского поведения. Гендерные роли.

Различия в поведении мальчиков и девочек. Различия в поведении мальчиков и девочек. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Национальная принадлежность. Национальность. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Этнический фактор в государственном развитии. В чём проявляются национальные различия. Как научиться уважать национальные различия. Миграции и мигранты. Толерантность.

Юные граждане России. Гражданин. Гражданство. Конституция Российской Федерации о гражданстве.  Паспорт. Гражданскоправовая сторона социального положения личности в обществе. Какие права человек получает от рождения. Юные граждане России: права и обязанности.

Здоровый образ жизни. Зачем человеку здоровье. Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Здоровье и долголетие.

Безопасность жизни. Опасность и безопасность в жизни современного человека. Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью: как не допустить их возникновения.

Промежуточный контроль .

Глава 2. БЛИЖАЙШЕЕ  ОКРУЖЕНИЕ  ПОДРОСТКА

Самые близкие люди . Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи.  Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье.

Семейные отношения.  Семья и семейные отношения. Супружество. Родительство. Родство. Семейные конфликты и их причины. Конфликты между родителями и детьми. Пути разрешения семейных конфликтов.

Семейные ценности и традиции. Семейные ценности и традиции. Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура.

Забота и воспитание в семье. Воспитание в семьях разных народов мира. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация человека в семье.

Государственная поддержка семьи. Почему государство должно поддерживать семью. Материнский капитал и его предназначение. Государственная социальная помощь. Центры социальной помощи семье и детям. Государственная поддержка семьи. Социальные службы. Социальный работник.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, оставшиеся без попечения родителей. Детисироты. Социальные сироты. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение). Опека. Попечительство. Приемная семья. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.

Человек в малой группе. Общество как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон межличностных отношений. Конформизм.

Общение. Общение как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объём общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение посредством мобильных телефонов и в Интернете. Интернет-зависимость.

Межличностные конфликты. Что такое конфликт. Межличностные конфликты. Конфликты, в которых участвуют подростки. Почему возникают конфликты? Пути разрешения конфликтов.

Промежуточный контроль.  Итоговый контроль.

Изменения, вносимые в авторскую программу

Авторская программа

Кол-во часов по календарно-тематическому планированию

Общее количество

часов

35

34 (изменено за счет сокращения часов резерва, в соответствии с учебным планом школы)

Раздел «Человек в обществе»

19

21 (увеличено за счет часов резерва)

Раздел «Ближайшее окружение подростка»

10

11 (увеличено за счет часов резерва)

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Дата

Содержание урока

Вид деятельности ученика

Введение -    1час

1

Введение/ Место обществознания в системе школьного образования.

Место обществознания в системе школьного образования. Организация содержания школьного учебника «Обществознание».

Понятия: общественные науки, обществознание.

    Человек в обществе  - 21час

2

Загадка человека

Проблема происхождения человека. Соотношение биологического и социального начала в человеке. Социальная среда обитания человека. 

Основные  понятия: биологический, социальный.

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное  в человеке.

3

Потребности человека.

Разнообразие потребностей человека. Разумные и неразумные потребности.  Материальные, социальные, духовные потребности. Возвышение потребностей. 

Основные понятия: потребности, возвышение потребностей.

Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами.

4

Человеческие интересы.

Интересы в жизни человека. Формирование интересов. Иерархия интересов. Развитие и тренировка интересов.

 Основные  понятия: интерес, иерархия интересов.

Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами

5

Как человек оценивает себя и других.

Человек в оценке других людей. Самооценка и её разновидности; самоуважение и самоуничтожение. Самовоспитание. Представления о добре и зле.

 Основные понятия: самооценка, способности, мораль.

Оценивать с позиций норм морали собственные поступки.

6

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Причины инвалидности. Помощь инвалидам. Выдающиеся достижения инвалидов. 

Основные понятия: инвалид, инвалидность.

Отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями.

7

Деятельность.

Структура деятельности. Деятельность и поведение. Деятельность как способ существования человека .Личность. 

Основные понятия: мотивы, деятельность, интеллект, воля, личность, поведение, поступок.

Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности.

8

Виды деятельности

Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра. Труд. Творчество. Общение.

Объяснять роль мотивов в деятельности человека.

9

Как человек познает мир и самого себя.

Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Способы познания мира, человека, общества: чувственное и рациональное познание. Самопознание.

 Основные понятия: познание, знание, мышление, самопознание.

Приводить примеры основных видов познания.

Описывать способы познания.

10

Образование и самообразование.

Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в Р.Ф.Инклюзивное образование. 

Основные  понятия: образование и самообразование, инклюзивное образование.

Объяснять роль самообразования для становления личности.

11

Социализация.

Культурные нормы и ценности, социальные роли, воспитание.

 Основные понятия :культура, культурные нормы, социальная роль, социализация, ценности.

Характеризовать основные этапы социализации. Конкретизировать примерами культурные нормы и ценности. Описывать реальные связи между воспитанием и социализацией.

12

Положение человека в обществе.

Положение человека в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей. Прирожденные и приобретенные качества человека. Социальное положение школьника. Ответственность. Основные термины и понятия: Социальный статус. Социальное положение Ответственность.

Оценивать собственный соц.статус и социальные роли с привлечением полученных знаний.

13

Возрасты нашей жизни.

Жизнь как возможность реализации человека. Проблема старения. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и ограничения возраста. 

Основные понятия: возрастной статус, возрастная роль ,поколение.

Характеризовать основные возрастные ступени жизни человека. Сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода.

14

Особенности подросткового периода.

Понятийный диктант

Особенности подросткового периода. Права и обязанности несовершеннолетних. Трудности взросления. Чувство взрослости .Отношения со сверстниками

Оценивать свое отношение к людям старшего и младшего возраста, а так же к сверстникам с нравственных позиций. Показывать особенности становления личности на конкретных примерах.

15

Что такое гендер?

Биологический пол: мужской, женский. Гендер, как социальный пол .Особенности мужского и женского поведения. Гендерные роли. 

Основные  понятия: гендер, гендерные роли.

Описывать гендер как социальный пол, Выявлять реальные связи и зависимости между гендером и требованиями к поведению человека.

16

Различия в поведении мальчиков и девочек.

Различия в поведении мальчиков и девочек. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

 Основные термины и понятия: гендерная социализация.

Приводить примеры гендерных ролей, различий в поведении мальчиков и девочек.

17

Национальная принадлежность.

Национальность. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. В чем проявляются национальные различия. Как научиться уважать национальные различия. Миграции и мигранты. Толерантность. Основные понятия: национальность познавательный туризм ,миграция, толерантность.

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни проявления толерантного отношения к людям иной этнической принадлежности. Оценивать собственные действия с позиций толерантности.

18

Гражданство. Конституция РФ о гражданстве

Гражданин. Гражданство. Конституция РФ о гражданстве. Паспорт. Права от рождения.

Объяснять смысл понятия  «гражданство»

19

Юные граждане России.

Юные граждане России: права и обязанности. Основные  понятия: гражданство, гражданин ,права человека, паспорт.

20

Здоровый образ жизни.

Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Здоровье и долголетие. 

Характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни. Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни.

21

Безопасность жизни.

Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью: как не допустить их возникновения.

Основные понятия:  опасность, безопасность ,привычка

Корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности. Выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни.

22

Контроль по теме «Человек в обществе»

Тестовая работа

Систематизировать материал. Высказывать суждения по пройденному материалу. Выполнять тестовые задания по теме по образцу ГИА (в упрощенном варианте)

 Ближайшее окружение подростка - 11 часов

23

Самые близкие люди

Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье.

 Основные  понятия:  семья, родство, семейные роли.

Характеризовать семью и семейные отношения, функции семьи.

24

Семейные отношения.

Семья и семейные отношения. Супружество. Родительство. Родство. Семейные конфликты и их причины. Пути разрешения семейных конфликтов. 

.

Характеризовать семью и семейные отношения. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов. Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами их разрешения. Выражать собственное отношение к этим способам.

25

Семейные ценности и традиции.

Семейные ценности и традиции. Семейный альбом. Родословная. Семейные праздники. Семейная культура.

 Основные  понятия: семейные ценности, семейные традиции.

Приводить примеры семейных ценностей и традиций.

26

Забота и воспитание в семье.

Воспитание в семьях разных народов мира. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация человека в семье

Основные  понятия: воспитание.

Конкретизировать примерами роли семьи в жизни человека и общества. Описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей. Характеризовать свои роли в семье.

27

Государственная поддержка семьи.

Почему государство должно поддерживать семью. Материнский капитал и его предназначение. Государственная социальная помощь. Центры соц.помощи семье и детям. Государственная поддержка семьи. Социальные службы. Социальный работник.

Исследовать несложные практические ситуации связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Находить  и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

28

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Тестовая работа

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети-сироты. Социальные сироты. Защита прав и интересов детей ,оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека. Попечительство. Приемная семья. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка.

 Основные понятия  Дети, оставшиеся без попечения родителей: Усыновление. Опека. Попечительство. Приемная семья.

Исследовать несложные практические ситуации связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Находить  и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

29

Человек в малой группе.

Общество, как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Межличностные отношения .Конформизм. . Основные понятия группа, малая группа, межличностные отношения.

Описывать поведение человека в различных малых группах. Приводить примеры межличностных отношений.

30

Общение.

Общение как главная форма межличностного взаимодействия. Круг общения. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение посредством мобильных телефонов и в Интернете. Интернет-зависимость. Основные термины и понятия: общение, манера общения, дружба.

Описывать поведение человека  при общении в различных  группах. Приводить примеры межличностных отношений.

31

Межличностные конфликты.

Что такое конфликт. Межличностные конфликты. Конфликты, в которых участвуют подростки..

Оценивать собственные отношения с другими людьми, в том числе и для корректировки собственного поведения.

32

Почему возникают конфликты? Пути разрешения конфликтов

Почему возникают конфликты? Пути разрешения конфликтов. 

Основные понятия: конфликт, компромисс

33

Контроль по теме «Ближайшее окружение подростка»

Итоговая контрольная работа за курс «Обществознание. 5 класс»

Систематизировать материал. Высказывать суждения по пройденному материалу .Выполнять тестовые задания по теме по образцу ГИА (в упрощенном варианте)

34

Итоговый контроль за курс «Обществознание.

5 класс»

Систематизировать материал. Высказывать суждения по пройденному материалу. Выполнять тестовые задания по теме по образцу ГИА (в упрощенном варианте)

Учебно-технологическое обеспечение процесса реализации учебной программы:

Основная литература:

Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс, Русское слово, М., 2012

Мультимедиа:

Сокольникова С.И. Мультимедийное приложение к учебнику Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс, Русское слово, М., 2012

Дополнительная литература:

Вильчек В.М. Алгоритмы истории, АСТ., М., 2004 г.

Загладин Н.В., Семененко И.С. Отечественная культура XX-начала XXI века, Русское слово, М., 2005

Кон И.С. Открытие себя. Политиздат, М., 1984

Лосев А.Ф. Дерзание духа. Политиздат, М., 1989

Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз, Азбука, М., 2010

Корчак Я. Как любить ребёнка. У-фактория, М., 2007

Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Русское слово, М., 2009

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Любое издание

Ресурсы Интернета:

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.

http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.

http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.

http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.

http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.

http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.

http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.

http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.

8)  Критерии оценки знаний учащихся по обществознанию.

·           Устный, письменный ответ.

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

• логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

• сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

• сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

• применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

• оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся        

продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

• верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;

• продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

• не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

• дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

• дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

• делает элементарные выводы;

• путается в терминах;

• не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

• не может аргументировать собственную позицию;

• затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

• справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• не раскрыл проблему;

• собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);

• Или информацию представил не в контексте задания

• Или отказался отвечать.

·      Нормы оценки письменной работы (источник социальной информации, оригинальный или исторический текст) по обществознанию.

Отметка «5»  выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:

• осуществил поиск социальной и иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;

• сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

• увидел и сформулировал главную мысль, идею текста;

• сумел сравнить разные авторские позиции и назвать критерий сравнения;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответах на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал базового курса;

• продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей при ответах на вопросы текста (естествознание, искусство и т.д.);

• предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления (реферат, доклад, сообщение, конспект и т.д.)

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

• осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;

• увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;

• при сравнении разных авторских позиций не назвал критерий сравнения;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;

• обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);

• не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

• в оформлении работы допустил неточности.

Отметка «3»  выставляется в том случае, если учащийся

• не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;

• почувствовал основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать;

• попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания текста;

• не выполнил более трети требований к оформлению работы в полном объеме.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

• выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий;

• не смог определить основную идею, мысль текста;

• не раскрыл проблему; собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора)

• аргументация отсутствует;

• или информация дана не в контексте задания.

·      Нормы оценки эссе по обществознанию

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:

• увидел и сформулировал проблему, поднимаемую автором цитаты,

• раскрыл проблему на теоретическом уровне (в связях и с обоснованием) с использованием научной терминологии в контексте задания;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы;

• аргументировал свою позицию с опорой на факты общественной жизни или на социальный личный опыт;

• продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);

Отметка «4»  и выставляется в том случае, если учащийся

• осуществил поиск социальной информации и извлек знания по заданной теме;

• увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;

• обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);

• не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;

• увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• попытался раскрыть проблему при формальном использовании обществоведческих терминов на бытовом уровне;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы;

• аргументация слабо связана с раскрытием проблемы, хотя приведены аргументы с опорой на факты личного социального опыта.

Отметка «2»  выставляется в том случае, если учащийся

• выполнил менее одной третьей части предлагаемых заданий;

• не увидел проблему, не смог определить основную идею, мысль текста;

• не раскрыл проблему;

• собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора);

• аргументация отсутствует;

• или информация дана не в контексте задания.

 

Нормы оценки тестовых заданий.

Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

Уровень

Критерий

Процент

Отметка

НИЗКИЙ

не владеют данным действием (нет умения),

имеют отдельные фрагментарные знания по предмету

0-24

1

ПОНИЖЕННЫЙ

знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя.

25-49

2

БАЗОВЫЙ

умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников

50-64

3

ПОВЫШЕННЫЙ

умеют достаточно свободно выполнять действие, осознавая каждый его шаг;
умеют выбрать эффективный и/или оптимальный способ решения задачи

65-84

4

ВЫСОКИЙ

обладают навыком автоматизированного свернутого и безошибочного выполнения действия; умеют применять знакомый способ в нестандартной ситуации или создавать собственный способ решения задачи

85-100

5

Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 5 класс

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»  разработана для учащихся 5 Г класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и  н...

Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 9 класс

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»  разработана для учащихся 9-х классов в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования на основ...

Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 10 класс

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»  разработана для учащихся 10 А класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образова...

Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 6 класс

Представлена рабочая программа учебного предмета "Обществознание"  для 6 класса...

Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 8 класс

Представлена рабочая программа учебного предмета "Обществознание" для  8 класса...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» 8 класс

Пояснительная записка     Рабочая программа составлена на основе примерной программы по обществознанию стандартов второго поколения «Примерные программы по учебным предметам....

Рабочая программа учебного предмета "Обществознание", 8 класс

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе ФГОС ООО, Примерных программ основного общего образования по обществознанию (5 – 9 классы. – М.: Просве...