Урок по обществознанию "Межэтническая толерантность"
методическая разработка по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему

Полникова Виктория Валентиновна

Методическая разработка урока по обществознанию по духовно-нравственному воспитанию учащихся 9-11 классов на тему "Межэтническая толерантность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 Урока по обществознанию по духовно-нравственному воспитанию учащихся 9-11 классов

на тему: «Межэтническая толерантность».

Разработчик учитель истории и обществознания

школы №459 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Полникова Виктория Валентиновна

Форма проведения: «круглый стол»  с элементами беседы.

Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

I. Образовательная:

   1.Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

   2.Обьяснить ученикам, почему важно уметь решать проблемы мирным путем.

II. Развивающая:

   1.Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

   2.Развивать умения формулировать и высказывать свое мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

III. Воспитательная:

  1. Воспитывать положительное  отношение к людям с другими взглядами, традициями и обычаями.

Учитель начинает урок с зачитывания притчи.

Китайская притча. «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада ,пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго-видно ,не очень был силен в грамоте. Затем передал лист владыке.…..

-как вы думаете, что написал старик?( ответ учащихся)

Продолжение притчи… Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

Любовь

Прощение

Терпение.

 И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом  и спросил:

И все?

Да,- ответил старик, это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав,

 добавил: - И мира тоже.

Учитель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

Дети: Любовь, терпение, прощение.

Учитель: Как вы думаете, о чем будем беседовать на занятии?

 Дети: Дружбе, доброте, терпению, любви, уважении.

А кто из вас слышал слово «толерантность»? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. Можем ли мы заменить все те слова, что вы сказали одним этим словом.   ( Ответ учащихся)

- Учитель: в каких ситуациях чащи всего люди используют термин толерантность? ( Ответы учащихся)

- Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников)

 Что такое толерантность?

tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Учитель: «…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.

День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.  

 Как вы думаете почему в 20 веке люди задумались о  Толерантности. Почему были приняты международные законы?  (Ответ Учащихся)

Учитель: Мы свами живем в глобальном мире, это привило к тому, что   народы разных стран  перемешались между собой.  Очень часто это ведет к конфликтам между коренным и приезжим населением.  И здесь мы свами должны говорить о толерантности в сфере межнационального общения - это признание ценности «другого», отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие.

Этническая толерантность - акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.

А давайте с вами узнаем  насколько вы толерантны  Для этого проведем тест:

Тест поможет хотя бы приблизительно определить нашу толерантность. Отвечать быстро, не задумываясь.

1.        Вам предстоит участие в ролевой игре. Что Вас устраивает:

а)        чтобы играли те, кто не знает еще правил;

б)        чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.

2.        Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?

а) да;

б) нет.

3.        Болезненна ли для Вас ситуация: Когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили Ваши одноклассники:

а) да;

б) нет.

4.        Вызывают ли у Вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила

общественного поведения:

а)        вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;

б)        они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.

5.        Можете ли Вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют

иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения?

а) вам всегда это трудно сделать;

б) сравнительно легко.

6.        Как  Вы  реагируете   на  шутку,   объектом   которой  становитесь:

а)        Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;

б)        пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

7.        Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать «не свое дело», стремятся казаться лучше, чем есть:

а) да;

б) нет.

8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша реакция:

а)        Вам неприятно, что внимание уделено ему, а не Вам;

б)        рады за знакомого.

А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы: 1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б. сложите баллы.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что говорите и делаете.

От 5 до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.

От 14 до 16 баллов. У Вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.

После этого учитель включает презентацию где одна за одним  сменяются  картинки на которых изображены люди разных  национальностей , разных культур, верований.

Учитель : Как мы свами увидели, в мире проживает много не похожих друг на друга людей как же на ваш взгляд можно сохранять мир между абсолютно не похожими людьми?   Вы можете вспомнить притчу, с которой мы начали  урок.  

Дети высказывают свое мнение, опираясь на притчу.  

Как вам кажется почему  люди  на протяжении существования  человечества воюют

Учитель(после того как дети высказали свое мнение)  На верно сложно заставить любить , но прощать, и терпеть  людей с другой верой культурой , традициями  мы обязаны ведь вы тоже можете поехать в другую страну и вам не понравится если к вам будут относиться, плохо, только потому-то что ты исповедуешь другую религию или  культуру?   И еще о чем бы мне очень хотелось сказать. Очень часто  бывает так, что один человек совершил плохой поступок, а клеймо  негатива ложится на всю его семью или народ.   Как выдумаете, правильно это или нет?       (ответы учащихся).

Учитель должен так скорректировать ответы учащихся что бы они пришли к выводу о том что  один человек не может отвечать за целый народ.  

И в конце я хотела бы вам напомнить три слова Любовь, Прощение, Терпение, не забывайте их…

А также я хотела чтобы вы подытожив все что мы здесь сказали написали эссе на тему: Глобальный мир и межэтническая толерантность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Мы – толерантный класс»

Урок-игра «Мы – толерантный класс»Цель:Ввести и закрепить понятие термина «толерантность»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3320656","attributes":{"alt":"","class":"media-image",...

урок по теме Толерантность

урок для учеников 9-11 классов....

урок по теме Толерантность

урок для учеников 9-11 классов....

Конспект интегрированного урока Лидерство. Конформность. Толерантность. По мотивам произведения В. Железникова «Чучело»., разработанный в соавторстве с учителем литературы Шакуровой И.В и педагогом -психологом Розенбаумом М.Н.

Конспект интегрированного урока обществознания, социальной психологии и литературы в 10 классе: Лидерство. Конформность. Толерантность. По мотивам произведения В. Железникова «Чучело»., разработанный ...

Урок добра и толерантности

Урок рекомендую проводить классным руководителям, психологам. По своему содержанию предназначен для начальной школы и среднего и звена. Рассматриваются понятия толерантности и добра....

Урок "Речевая культура. Толерантность общения"

Цель данного урока - ознакомить учащихся с понятием "толерантность", стимулировать к поиску собственного понимания  толерантности, дать подросткам возможность оценить степень своей толерантности ...