"12 декабря - день Конституции РФ"
методическая разработка по обществознанию на тему

Чернейкина Олеся Сергеевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия "День Конституции"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstitutsiya.docx90.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области                                                    «Ногинский торгово-экономический техникум»

Автор: Букина О.С.проведение открытого урока, День Конституции Российской Федерации


Ногинск, 2015 г.

Пояснительная записка

12 декабря в России отмечается День Конституции. Мероприятие  данной направленности призвано способствовать углубленному пониманию учащимися значимости Основного Закона России в прочности нашего государства и достойной жизни ее граждан, упрочению знаний о своих правах и обязанностях, системе государственной власти и управления в Российской Федерации.

Цель и задачи  занятия:

1. Способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны;

2. Способствовать осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны;

3. Способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.

План:

1. Общая характеристика конституции, понятие, признаки.

2. Выступления студентов, характеризующие исторические этапы конституционного развития России.

3. Конституция Российской Федерации 1993 года.
4. Брей-ринг

Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными! (Марк Тулий Цицерон)

Учитель

Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу граждан конституции. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их критикуют, ими укрепляют государственную власть.

Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством.

Итак, Конституция – это Основной Закон государства. Это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором учреждаются основные принципы устройства общества и государства; устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления; закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Вика:

Многие столетия в мире слабый не имел никаких прав. Рабовладельцы Древнего мира считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на что-либо. Только во второй половине ХХ века человечество научилось понимать, что это несправедливо. В 1948 году появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле установиться порядок и благополучие. Исчезнут терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека (слайд)

Сабина:

В Средние века появилось понятие «основной закон». В 1215 году в Англии был принят документ — Великая хартия вольностей», где говорилось о наборе определенных прав и о том, что власть должна опираться на закон. ( слайд).

В России о Конституции как об основном законе страны, стали говорить только в 19 веке. Во время восстания декабристов в 1825 году солдаты и офицеры, собравшиеся на Сенатской площади Санкт-Петербурга, кричали: « Константина и жену его Конституцию». Тем самым они требовали вступления на престол императора Константина и ограничения его власти действием Конституции.

Во второй половине 19 века, в ходе осуществления либеральных реформ, были сделаны попытки создать проект Российской Конституции. Император Николай Второй 17 октября 1905 года подписал Манифест — Конституционный акт, даровавший населению Российской империи основные гражданские права и свободы (слайд)

Учитель:

Конституция любого государства представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой (фундаментом) для принятия всего действующего законодательства страны, обладает верховенством по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые не могут ей противоречить. Конституция регулирует наиболее важные, ключевые для жизни общества отношения, связанные с организацией государственной власти, основами государственного строя, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина.

Сабина: (на фоне слайдов)

10 июля 1918 года в Российской республике появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде Советов.

А с Конституцией 1924 года нас ознакомит КИСЛИЦИНА

Решение о подготовке Конституции СССР было принято 30 декабря 1922 года первым Съездом Советов СССР, который утвердил Договор об образовании СССР. В январе 1923 года Президиум Центральным Исполнительным Комитетом СССР создал ряд комиссий для подготовки различных разделов будущей конституции. Первую Конституцию СССР составили Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР 1922 года.

Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства, закрепила политическое устройство – провозглашение государственной диктатуры пролетариата, форму правления - корпоративная республика, республика Советов рабочих и крестьянских депутатов. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.

Конституция Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года.

Основной Закон 1924 года прожил недолго. Но 13 лет, которые он действовал, были временем колоссальных изменений в обществе и государстве. Эти-то изменения, которые можно обобщить несколькими словами – построение основ социализма, – и являлись предпосылкой, притом объективной, создания новой Конституции. историю не только в качестве вождя и учителя советского народа, но и великого законодателя.

Вика:

О Конституции 1936 года нам расскажет    БУРАВИЛИНА

В 1936 году был принят Основной закон страны – Конституция СССР. В пропаганде и даже в научной литературе новый закон сразу стали величать Сталинской Конституцией. Правда, к этому были и определенные основания: руководитель коммунистической партии принимал непосредственное и активное участие в ее разработке. Данная конституция была плодом коллективного труда видных деятелей партии и Советского государства. Ее проект широко обсуждался населением, различными общественными государственными организациями, внесшими большое количество поправок, дополнений и предложений, определенная часть которых была учтена при окончательном редактировании текста закона в ходе работы 8 Чрезвычайного Всесоюзного съезда Советов.

Что касается существа закона, то в нем можно заметить большое отличие принципов организации государства от тех, которые были до сих пор. Фактически, Основной Закон от ленинского принципа отрицания разделения властей пришел к его признанию. Конституция 1936 года прожила свыше сорока лет.

Многие положения Конституции, особенно касающиеся прав человека, на деле не имели механизма реализации, поэтому, к сожалению,  бездействовали. Из всего сказанного становится понятно, что советское общество 30-х годов не было гражданским, а государство – правовым. Человек, отчужденный от собственности, власти и управления страной, не мог быть полноценным субъектом политических отношений.

Ранее власть принадлежала в СССР трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. А в наше время носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

Из статьи 6 “Конституции СССР 1936 года” мы узнаем, что:

Земля, ее недра, воды, леса, заводы и фабрики, шахты и многое другое является государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

В СССР осуществлялся принцип социализма: “от каждого по его способности, каждому по его труду”. Труд в СССР являлся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: “кто не работает, тот не ест”.

Вика:

О Конституции 1977 года расскажет ЕГИКЯН Ариана

На смену Конституции 1936 года 7 октября 1977 года пришла новая Конституция, официально закрепившая однопартийную политическую систему и действовавшая до распада Советского Союза. Конституция 1977 г. - вошла в историю как "Конституция развитого социализма".  В отличие от прежних конституций это был весьма политизированный и идеологизированный документ. Коммунизм провозглашался официальной общегосударственной идеологией, закреплялась руководящая роль КПСС в политической системе.

В статье 6 раздела I законодательно закреплялась руководящая и направляющая роль КПСС, являвшейся ядром политической системы развитого социалистического общества. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе общества профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций.

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система, статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

Вика:

С начала 90-х годов 20 века в российском обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества, основанного на демократических принципах.

Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Конституция 1993 является пятой по счёту Конституцией Российской Федерации, принятой после Октябрьской революции 1917. До этого времени в России вообще не было конституции в общепринятом смысле этого слова.

Учитель:

Конституция Российской Федерации регулирует шесть блоков отношений:

1) Основы конституционного строя России;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство нашего государства;

4) Систему и полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) Местное самоуправление;

6) Порядок внесения поправок и изменений в Конституцию и ее пересмотра.

Поскольку Конституция занимает особое место среди других законов и иных нормативных правовых актов государства, она обладает специфическими чертами и свойствами. Это: легитимность, реальность, верховенство, стабильность, преемственность, прямое действие, основа правовой системы.

Вика:

Легитимность (законность, поддержка со стороны масс) проявляется в том, что она принята законным способом. Конституционные нормы отражают волю народа.

Сабина:

Реальность означает, что конституционные положения отвечают действительности, в них учитываются объективные закономерности развития общества.

Реальность предполагает исполнимость конституционных норм и принципов, их гарантированность со стороны государства, защищенность личности.

Вика:

Верховенство выражается в том, что Конституция занимает высшее положение в системе законодательства, она обладает высшей юридической силой, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.

Сабина:

Стабильность – это долговременность действия конституционных норм и принципов, устойчивость положений Конституции. Она же, в свою очередь, служит стабилизирующим фактором политической и общественной жизни, обеспечивая законность и порядок в стране.

Вика:

Преемственность проявляется в том, что каждая новая Конституция государства связана с предшествующим конституционным развитием и сохраняет то ценное, что содержится в наследии прошлого и приемлемо для настоящего периода.

Сабина:

Прямое действие Конституции означает, что правоприменительные органы государства (например, суд) могут решать дела, непосредственно ссылаясь на конкретные конституционные нормы.

Вика:

Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.

ЧТЕЦ (Колачева Кристина):

День Конституции — это день закона,

Права и защиты наших граждан!

Его мы встретим с почестью сегодня,

Для России — день из самых важных!

Поздравляем всех, от мала до велика,

Богатеет пусть и пусть цветет страна!

Конституция людей любых религий

Единит и бережет всегда!

В день Конституции Российской Федерации

Я от души хочу вам пожелать,

Лишь счастья, независимо от нации,

И чаще толерантность проявлять.

В России нашей множество народностей,

Так пусть же между нами будет мир!

Освободиться нужно от условностей,

Чтоб всех нас флаг страны объединил!

Сабина:

Глава 1 Конституции РФ гласит: « Российская Федерация — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». У каждого государства есть государственные символы: гимн, герб, флаг. ( СЛАЙДЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ).

Учитель:

Существование любого государства немыслимо без наличия знаковых атрибутов – государственных символов, олицетворяющих систему государственных, социальных ценностей и отражающих особенности исторического развития общества, сложившихся в нём обычаев и традиций. Глубокие перемены в ценностных ориентирах общества сопровождаются, как правило, и изменениями его символики. Учреждение новых, а фактически – восстановление забытых, старых символов российской государственности – акт величайшей значимости, призванный возвратить изначальный смысл и наполнить современным содержанием такие вечные истины, как государственное мышление, высокая духовность, патриотическое служение Отечеству.

Сабина:

Герб, флаг, гимн – главные отличительные знаки государства. Они вызывают в гражданах уважение к могуществу державы, заявляют о независимости страны. В них сохраняется память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце ХV в., первый флаг – в XVI в., а первый официальный государственный гимн – в XIX в.

В царской России гимн звучал так: ( звучит «Боже, царя храни..»).

Гимн СССР (звучит гимн СССР ).

Современный гимн РФ (звучит первый куплет гимна)

Вика: Глава 2 Конституции РФ определяет основные права и свободы человека и гражданина. Статья 38 главы 2 говорит о том, что материнство и детство находится под защитой государства.

Конституция России, своими статьями, охраняет нашу собственность, заботится о здоровье граждан России и окружающей среде, гарантирует нам право на труд, отдых и образование, социальное обеспечение.

Права и свободы гражданина РФ — есть главная ценность. Конституция 1993 года выступает гарантом соблюдения этих прав. (Слайд презентации).

Сабина: Далее следует конкурс -  викторина на знание вопросов, связанных с конституционным устройством России

Учитель: А теперь перейдем к викторине!

Учащиеся делятся на две команды

Вопросы  первой  команде:

1. Какой  должна  быть  конечная  цель  власти?

(Улучшение  жизни  граждан.)

2. В  чём  заключаются  главные  задачи  президента?

(Охранять  конституционный  строй  России,  поддерживать  гражданский  мир  и  национальное  согласие.  Он  призван  стоять  на  страже  прав  и  свобод  граждан.)

3. Что  такое  избирательный  бюллетень?

(Документ  для  голосования  с  фамилиями  кандидатов)

4. Что  такое  референдум?

(Всенародное  голосование  по  важнейшим  вопросам  общественной  жизни)

5. Кто  может  стать  Президентом  РФ?

(Гражданин  РФ  не  моложе  35  лет,  постоянно  проживающий  в  РФ  не  менее  10  лет)

6. Что  такое  избирательная  система?

(Совокупность  юридических  правил,  устанавливающих  порядок  проведения  выборов,  предоставления  избирательных  прав,  определения  результатов  голосования)

7. Кто  не  имеет  право  избирать  и  быть  избранными  в  РФ?

(Граждане,  признанные  судом  недееспособными,  или  те,  кто  содержится  в  местах  лишения  свободы  по  приговору  суда)

8. Что,  согласно  Конституции,  является  высшей  ценностью  в  РФ?

(Человек,  его  права  и  свободы)

9. В  чём  заключаются  основные  задачи  парламента?

(Принятие  законов,  по  которым  будет  жить  страна  и  все  граждане)

10. Что  такое  депутатский  мандат?

(Документ,  удостоверяющий  депутатские  полномочия,  право  выполнять  депутатские  обязанности)

Вопросы  второй  команде.

1. Что  такое  политический  абсентеизм?

(Уклонение  граждан  от  участия  в  выборах)

2. Являются  ли  средства  массовой  информации  ветвью  власти?

(Нет)

3. Кто  может  стать  депутатом  Государственной  Думы?

(Гражданин  Российской Федерации,  достигший  21  года  и  имеющий  право  участвовать  в  выборах)

4. Что  такое  мажоритарная  избирательная  система?

(От  каждого  избирательного  округа  избирается  один  депутат,  который  при  выборах  набрал  наибольшее  количество  голосов)

5. Что  такое  политический  плюрализм?

(Многообразие  форм  политической  жизни:  наличие  многопартийности,  существование  оппозиции,  решение  споров  в  рамках  закона,  готовность  к  компромиссам)

6. Что  такое  популизм?

(Стиль  в  политике,  позволяющий  добиться  поддержки  избирателей  с  помощью  привлекательных  лозунгов,  раздачи  ни  чем  неподкреплённых  обещаний)

7. Что  такое  разделение  властей?

(Государственная  власть  в  Российской Федерации  разделяется  на  законодательную,  исполнительную  и  судебную)

8. Что  такое  пропорциональная  избирательная  система?

(Количество  кандидатов  от  каждого  округа  зависит  от  количества  голосов,  отданных  за  ту  или  иную  партию,  места  в  парламенте  между  партиями  распределяются  пропорционально  количеству  голосов)

9. Кто  является  председателем Правительства РФ?

(Дмитрий Анатольевич Медведев)

10. Как  называется  процедура  отрешения  Президента  от  должности?

(Импичмент)

Учитель:

Второй конкурс  «Вставь  пропущенное  слово».

Команды получают задание вставить пропущенные слова в текст о Конституции Российской Федерации

Российская  Федерация – Россия – есть  демократическое,  федеративное, ___________  государство  с  ___________  формой  правления.  Признание,  соблюдение  и  защита  _________________

- обязанность  государства.  Российская Федерация  состоит  из  республик,  краёв,  городов  федерального  значения, __________ , __________ - равноправных  субъектов  РФ.  Каждый  гражданин  России  обладает  на  её  территории  всеми  ___________  и  несёт __________ ,  предусмотренные  _________.

Правильный  ответ:

Российская  Федерация – Россия – есть  демократическое,  федеративное, правовое  государство  с  республиканской   формой  правления.  Признание,  соблюдение  и  защита  прав  и  свобод  человека  и  гражданина -  обязанность  государства.  РФ  состоит  из  республик,  краёв,  городов  федерального  значения, автономной  области,  автономных  округов  - равноправных  субъектов  РФ.  Каждый  гражданин  РФ  обладает  на  её  территории  всеми правами  и  свободами  и  несёт  равные  обязанности,  предусмотренные  Конституцией  Российской  Федерации.

Учитель:

Конкурс 3 БОЛЕЛЬЩИКОВ

Сегодня мы с вами попробуем выяснить, насколько хорошо мы знаем наши права и обязанности, устройство нашего государства, основы нашего конституционного строя.

ВИКА: Условия проведения турнира.

Конституция Российской Федерации состоит из двух разделов 9 глав

При входе вам каждому раздали номерки, они соответствуют главам Конституции Российской Федерации.

Ведущий называет главу Конституции и те учащиеся, в руках которых находится жетон с таким номером отвечают на вопросы.

- Жюри записывает членов команды и ведет подсчет правильных ответов, победившая команда получает приз. Если команда не справляется с заданием, любой участник может, подняв руку, ответить на вопрос и получить дополнительный бал.

Участники игры, набравшие больше всего баллов получают приз.

Учитель:

Глава 1 Конституции Российской Федерации называется «Основы конституционного строя». В ней дается всесторонняя характеристика нашего государства как демократического, правового, федеративного, с республиканской формой правления.

  1. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации согласно Конституции?

( народ);

  1. Что является высшим непосредственным выражением власти народа.

(референдум и свободные выборы );

  1. Что по Конституции Российской Федерации является высшей ценностью государства?

( человек, его права и свободы )

  1. Могут ли в России применяться неопубликованные законы и другие нормативно – правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина?

(нет)

Вторая глава Конституции посвящена правам и свободам человека и гражданина

  1. Почему основные права и свободы человека неотчуждаемы.

(потому, что принадлежат ему от рождения);

  1. Какие три основных естественных права человека изложены в ст.20, 22, 23 Конституции Российской Федерации

(право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность)

  1. Перечислите политические права граждан Российской Федерации?

(участвовать в управлении делами государства, право на объединение в партии профессиональные союзы, право собираться мирно без оружия на митинги, демонстрации, право обращаться в государственные учреждения);

  1. Согласно Конституции Российской Федерации может ли кто- то из граждан быть принужден к выражению своих мыслей или отказу от них ?

(нет)

  1. Статья 43 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на образование. Чем гарантируется это право для каждого. (общедоступностью и бесплатностью основного общего, среднего образования);

Глава третья Конституции посвящена территориальному устройству нашего государства и называется « Федеративное устройство»

  1. Сколько участников, субъектов находится в составе Российской Федерации ?

( 85 субъектов)

  1. Возможно ли установление таможенных границ, пошлин, сборов на территории Российской Федерации между субъектами?

( нет)

  1. Могут ли законы и иные нормативные правовые акты Субъектов Российской Федерации противоречить федеральным законам?

(нет);

  1. Какие три города Российской Федерации имеют федеральное значение и являются самостоятельными субъектами?

( Москва, Санкт – Петербург и Севастополь)

Следующая четвертая глава Конституции Российской Федерации называется Президент Российской Федерации и в ней записаны порядок избрания президента, его полномочия и порядок отрешения от должности.

  1. Кто может быть избран Президентом Российской Федерации?

( гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, проживающий в России не менее 10 лет);

  1.  Кто является верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации?

( Президент);

  1. Какой властный орган страны может отрешить Президента от власти?

(Совет Федерации - высшая палата парламента);

  1. На какой срок избирается Президент Российской Федерации?

( на 6 лет)

Глава 5 Конституции Российской Федерации называется: « Федеральное Собрание»

  1. ​ Из каких двух палат состоит Российский парламент Федеральное Собрание:

(Совет Федерации и Государственная Дума )

  1. С какого возраста гражданин Российской Федерации может избираться в Государственную Думу?

( С 21 года)

  1. ​ Кем может быть распущена Государственная Дума?

( президентом )

 Глава 6 « Правительство Российской Федерации»

  1. Кем назначается Председатель Правительства Российской Федерации?

( Президентом с согласия Государственной Думы )

  1. Если избран новый президент Российского государства, что должно сделать Правительство?

( сложить свои полномочия );

  1. Кто может принять решение об отставке Правительства?

( Президент или само Правительство )

Глава 7 «Судебная власть»

  1. Из какого количества судей состоит Конституционный Суд?

( из 19 судей)

  1. Какой суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам?

(Верховный Суд Российской Федерации);

  1. Кем назначается и освобождается от должности Генеральный прокурор Российской федерации?

(Советом Федерации по представлению Президента)

Учитель: Последние две главы Конституции Российской Федерации посвящены местному самоуправлению, конституционным поправкам и пересмотру конституции с этими главами мы с вами подробно познакомимся на уроках обществознания.

Заключительное слово учителя

Список учащихся (команды)

Список болельщиков:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "12 декабря - День Конституции РФ"

Классный час 5-7 класс на тему "12 декабря - День Конституции РФ"...

12 декабря - День Конституции

Данная презентация использована при проведении классного часа....

Информационный бюллетень "12 декабря - День Конституции Российской Федерации"

Информационный бюллетень о Конституции Российской Федерации[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4528652","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; width: 85px...

Презентация "12 декабря-День Конституции"

Презентация разработана к Дню Конституции....

« 12 декабря – День Конституции России»

  Цель: Дать  определение Конституции, расширить представление о Конституции, символики России :  Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитани...

Классный час на тему «12 декабря – День Конституции РФ»

Сценарий классного часа, посвященный Дню Конституции РФ....