Конституция-основной закон нашей страны.
классный час по обществознанию (8 класс) на тему

Мероприятие Конституция-основной закон нашей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие к юбилею-20-летию со дня принятия Конституции.

Подготовила-учитель Фетисова Ю.А.

 «ОСНОВНОЙ ЗАКОН НАШЕЙ РОДИНЫ»

Цель и задачи занятия:

1. Способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны;

2. Способствовать осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны;

3. Способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.

4.Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.

5.Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;

6. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.

Образовательные ресурсы:

Символика Российской Федерации и Тульского края, Конституция России и Устав Тульского края, мультимедийное оборудование с презентацией по теме «Конституция России», аудиоаппаратура, текст Конституции Российской Федерации, проектор, экран, слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президентов РФ, текст гимна, политическая карта РФ.

Ход мероприятия

Эпиграф на доске.

1) Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными! (Марк Тулий Цицерон)

2) Без конституции, заключающей в себе основы европейского современного демократизма, Россия не сможет стать в ряд цивилизованных государств, являющихся двигателями прогресса. (А.Петров, начало ХХ века).

Учитель:

Здравствуйте ребята! Мы начинаем классный час под звуки гимна РФ. Прошу всех встать! Звучит гимн. Прошу всех сесть.

 –Вы, наверное, удивились, почему мы начинаем сегодняшнюю встречу с государственного гимна РФ, а это не случайно.

-Кто из вас помнит какой праздник отмечает наша страна 12 декабря?

- Правильно, День Конституции РФ.В этом году юбилей-20 лет со дня принятия Конституции.

-Скажите, на каком уроке старшеклассники знакомятся с Конституцией?

- В девятом классе на обществознании мы уже знакомились с основными характеристиками Конституции РФ. Сегодня же мы с вами узнаем подробнее о главном законе страны.

Учитель:

-Ребята, скажите, пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность?

-Какую информацию можно извлечь из паспорта?

-Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ?

-Совершенно верно, таким документом является Конституция.

Показ презентации

 Слайд 1.

Учитель.

-Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их критикуют, ими укрепляют государственную власть.

-Обратимся к истории конституции.

2-й слайд.

1649 г. – Соборное уложение. /Кодекс законов/

Первая Конституция принята в 1918 году. /Установила диктатуру пролетариата/

Вторая Конституция принята в 1924 году. /Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством/

Третья Конституция принята в 1936 году. /Закрепила победу социализма в стране/

Четвертая Конституция принята в 1977 году. /Констатировала построение «развитого социализма»

Пятая Конституция принята в 1993 году. /Закрепила

демократические основы государственного устройства/

Комментарий учителя.

 В XVII веке в России появился документ «Соборное уложение 1649 года». Это был кодекс законов, принятых Земским собором и подписанных царем Алексеем Михайловичем. В 1918 году появилась первая Конституция нашего государства. Она установила диктатуру /власть/ пролетариата. Ее особенности: многих прав были лишены священнослужители, собственники. В 1924 году принимается вторая Конституция. Она закрепляет отношения между гражданами и новым союзным государством СССР. Конституция 1936 года закрепила победу социализма в стране. Конституция 1977 года констатировала построение «развитого социализма» в СССР.

Конституция от 12 декабря 1993 года – это Конституция демократического государства; она принята самим народом в результате всеобщего голосования.

(Показать Конституцию РФ.)

Российская Конституция содержит преамбулу /вводную часть/, где говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечивать процветание и благополучие России. В Конституции 10 глав.          

- В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Скажите, что такое гимн, и в каких случаях он звучит?

- Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.

На протяжении эпох истории России текст гимна менялся.

-Кто знает кому принадлежит текст нового гимна?

(принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову. )

Слайд 3. (С.В.Михалков).

- Гимн, который вы слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.

-Какие еще символы государства вы знаете?

Слайд 4. (Герб).

-Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука -  геральдика.

-Опишите пожалуйста герб нашей страны.

-На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Слайд 5.  Святого Георгия Победоносца)

-Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца?

-Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

-Посмотрите пожалуйста на следующий слайд. Вот так выглядел герб СССР.

Слайд 6. (герб СССР).

(Герб СССР был установлен Конституцией СССР (ст. 143) и представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В верхней части герба — пятиконечная красная звезда с жёлтым ободком.

Государственный герб СССР символизировал союз рабочих и крестьян, добровольное объединение равноправных союзных республик в едином союзном государстве, равноправие всех наций и выражал идею интернациональной солидарности народов СССР с трудящимися всех стран планеты Земля.).

-Скажите какой еще символ государства вы знаете?

Слайд 7.  Изображение флагов России, Франции, Нидерландов, Болгарии. Найти изображение флага РФ. )

- Какие цвета у Российского флага?        

 (Белый, синий, красный)

-Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.

-Флаг, герб, гимн. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. Скажите пожалуйста, кто обеспечивает выполнение Конституции на территории страны?

Это глава государства. В Российской Федерации это Президент.

 –Кто является президентом нашей страны?

Слайд 8. (президент).

- Президент РФ – является главой государства, президент является гарантом Конституции. Президент РФ не относится ни к одной ветви власти, он способствует их взаимодействию и помогает найти выход в случае спора, он является как бы противовесом между законодательной и исполнительной властями. Он может сдерживать Федеральное собрание, если оно вызвало недоверие Правительству РФ. А Федеральное собрание имеет право отстранить Президента РФ от занимаемой должности, если политика, которую он проводит, не отвечает интересам России и является преступной.

-Как вы думаете легко ли быть президентом?

Учитель: Я предлагаю вам пройти тест на определение способностей быть президентом.

Чтобы узнать, обладатели вы способностью влиять на окружающих, столь необходимой президенту, ответьте, пожалуйста, «да» или «нет» на вопросы теста. За положительный ответ вы ставите 5 баллов.

Тест

1.Вам подошла бы профессия политика или журналиста?

2.Раздражают ли вас люди, которые стремятся одеваться и вести себя экстравагантно?

3.Можете ли вы разговаривать с другим человеком о своих сугубо личных проблемах?

4.Сразу ли вы реагируете на малейшее проявление неверной тактики своих слов или поступков?

5.Чувствуете ли дискомфорт, когда другие добиваются успеха в той сфере, где вы сами хотели бы его добиться?

6.Любите ли вы заниматься очень трудным делом, чтобы показать, что вы способны на это?

7.Могли бы вы посвятить всего себя достижению какой-нибудь высокой цели?

8.Устраивает ли вас один и тот же круг друзей?

9.Предпочитаете ли вести жизнь размеренную, расписанную по часам?

10.Любите ли менять или переставлять мебель в квартире?

11.Нравится ли вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?

12.Нравится ли вам «осаживать» того, кто, по-вашему, слишком самоуверен?

13.Демонстрируете ли вы, что ваш учитель оказывается неправым?

Теперь подсчитайте баллы по таблице.

Слайд 9. (таблица с баллами).

От 65 до 35 баллов. Вы обладаете хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнение, советовать им. Во взаимоотношениях с людьми вы чувствуете себя вполне уверенно, убеждены, что человек не должен замыкаться и думать только о себе. Вы испытываете потребность делать что-то для окружающих, руководить ими, указывать на ошибки, учить их, пробуждать у них интерес к окружающему. Считаете, что тех, кто не разделяет ваших принципов, надо переубеждать, и вы это умеете. Однако, чтобы не превратиться в тирана, нужно следить за тем, чтобы ваше отношение к людям не переходило в крайность.

От 35 баллов до 0. Увы, даже будучи абсолютно правыми, вы бываете малоубедительны. Считаете, что жизнь и ваша, и окружающих должна быть построена на принципах дисциплины, здравого смысла и привычек, а ее течение должно быть хорошо прогнозируемым. Вы не любите все делать «через силу». Иногда не можете достичь намеченного из-за чрезмерной неуверенности в себе и в результате оказываетесь несправедливо обделенными.

-Глава 2 Конституции посвящена правам и свободам человека и гражданина.

-Какие права и свободы вы знаете?

(По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд.)

Учитель: А вот случай из жизни, давайте его рассмотрим с точки зрения границ свободы.

-Послушайте, пожалуйста, ситуацию:

«На перемене одноклассники поспорили о том, хорошо ли списывать. Высказав свои аргументы, участники спора так и остались при своем мнение. Тогда желая доказать свою правоту, они перешли на личности: «Ты жадина, поэтому и не даешь списывать!» - сказал сторонник списывания. «А ты балбес, своих мозгов не хватает, вот и поешь!» - ответил другой» Скажите, допустима ли такая свобода выражения мнения? Кто из спорщиков нарушил правила использования права на свободу слова?

Учитель: Свобода связана с сознательным выбором. Человек ответственен за свой выбор. Свобода слова, как и любая другая свобода, небезгранична. Наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Поэтому в законе установлен ряд ограничений свободы, слова, призваны защитить права и законные интересы других лиц, в частности:

Нельзя разглашать государственную тайну.

Нельзя разглашать профессиональную тайну (врачебную, юридическую и т.д.)

Нельзя никого оскорблять (т.е. унижать или порочить честь и достоинство в неприличной форме).

Нельзя клеветать (т.е. распространять заведомо ложную информацию) и т.д.

-Приведенные в задаче высказывания можно квалифицировать по-разному:  «Жадина» - это скорее сведения, порочащие честь и достоинство человека. Выражение типа «Балбес» - следует квалифицировать как оскорбление, поэтому каждый человек должен понимать, что существуют ограничения свободы слова.

Учитель: Кроме прав существуют еще и обязанности, которые мы, как граждан РФ, должны выполнять. Новая Конституция устанавливает значительно меньше обязанностей, чем прежняя. В ней сознательно сделан акцент на права и свободы граждан. И вместе с тем без закрепления основных обязанностей обойтись нельзя, поскольку их реализация обеспечивает нормальное функционирование самого государства.

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

Конкурс "Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:

1 термин: (конституция)Слайд 10

- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

-одно из значений - построение;

-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

-на латинском - установление;

-в политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)Слайд 11.

-имеет свою структуру;

-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

-появилось в глубокой древности;

-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)Слайд 12.

-возникла в Древней Греции;

-на латыни - общественное дело;

-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

-это форма правления;

-бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)Слайд 13.

- устанавливает государство;

-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

-идёт на содержание госструктур, армию, образование;

-по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

Слайд 14.

1.     39912121 – это магические цифры, что они обозначают.

Слайд 15.

12. 12. 1993 – принятие Конституции Р.Ф.

Слайд 16.

2.     Выделите 2 условия, при которых гражданин не может избирать и быть избранным.

- признание недееспособным;

- долгое пребывание за границей;

- наличие супруга, не имеющего российского гражданства;

- нахождение в местах лишения свободы

- двойное гражданство;

- прохождение службы в армии;

- статус священнослужителя.

Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1.  Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

      ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

Задание: «Определи статью» (если останется время)

  1. Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)
  2. Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)
  3. Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)
  4. Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)
  5. Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)
  6. Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)

_Молодцы! Наш классный час подходит к концу.

Слайд 17.

Я хочу сказать, что Конституция не однодневный оперативный документ. Она всегда смотрит в будущее, а праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!

Слайд 18.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию "Конституция – основной закон страны."

Урок по обществознанию 6 класс (презентация)Тема: Конституция – основной закон страны.Цель урока:охарактеризовать основные положения Конституции РФ....

Внеклассное мероприятие "Конституция России – основной закон нашей страны"

Материал содержит разработку внеклассного мероприятия по Конституции страны и презентацию. Парламентский урок посвящен теме «Конституции Российской Федерации -19 лет!». Проведение урока призвано актуа...

Конспект урока обществознания в 6 классе по теме "Конституция - основной закон страны"

тема "Конституция - основной закон страны".Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности...

Конституция- основной закон страны

Презентация.Конституция- основной закон страны....

Воспитательное мероприятие "Конституция - основной закон нашей страны"

Учащиеся в доступной форме знакомятся с основными положениями Конституции России....

Внеклассное мероприятие - Парламентский урок по теме: Конституция России – основной закон нашей страны.

Цель: продолжить знакомство с Конституцией Российской Федерации, Всеобщей Декларацией прав человека.Задачи: - вспомнить основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека о правах чело...