Методическая разработка по обществознанию "Человек в группе"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему

Ртищева Ольга Владимировна

Методическая разработка по обществознанию "Человек в группе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_v_gruppe_urok_po_obshchestvoznaniyu.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию

«Человек в группе».

Цель: Изучение и анализ взаимодействия человека и группы.

Задачи

Образовательные:  Изучить особенности взаимодействия человека и группы.

Развивающие: Развивать чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимодействия.

Воспитательные: Воспитывать необходимость принятия обучающимися ценностей человеческой жизни, свободы, равноправия, достоинства и уважения.

УУД

Личностные УУД: Формирование основ личностной позиции и группового взаимодействия;

Формирование норм и правил взаимоотношений человека с другими

людьми, группами;

Регулятивные УУД: Формирование умений постановки цели и задач, планирования деятельности, контроля, ее коррекции и оценки.

Коммуникативные УУД: Способствовать формированию умений  взаимодействия в группе, чувства сплоченности;

Формировать умения работать в группе и индивидуально.

Познавательные УУД: Овладение навыками поиска информации, выделение понятий и формулировки выводов.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Изучить историю появления группы, ее отдельных признаков;
  • Уметь анализировать источник, формулировать выводы.

Личностные: Развитие навыков по формированию собственного взгляда на события.

Метапредметные: Развитие коммуникативных качеств;

Развитие зрительного, слухового восприятия материала;

Умения анализа прочитанного материала;

Умения работать в группе.

Основные понятия

 Группа, групповое давление, влияние, статус, роль.

Межпредметные связи

Русский язык, литература: умения работы с текстом учебника, умения анализировать полученную информацию, умения по формированию собственного взгляда на события, история: умения анализировать историческое становление групп.

Ресурсы:

  1. Презентация учителя « Человек в группе!»
  2. Видеосюжет.
  3. Дидактический материал: карточки с различными заданиями.
  4. Мультимедиапроектор, Маркерная доска.

Формы урока

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы работы:

Системно - деятельностный метод, словесный, наглядный, проблемный метод, Поисковый, Метод «Критического мышления», дискуссия, эвристическая беседа.

 Ход урока.

Учитель:  Здравствуй ребята.  Присаживайтесь.

 Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие – игру – квест под названием «Большой секрет для маленькой компании».  Мы с вами будем раскрывать секрет нашей компании.

(Дети сидят в группах).

А теперь посмотрите перед вами разноцветные кружочки, прошу вас сесть в таком порядке – за каждым столом один цвет.

 Комфортно ли вам сейчас?

Путешествие будет проходить по удивительным волшебным станциям.  Каждая станция  - это маленькая ступенька на пути к нашей цели. И только поднявшись по этим ступеням мы сможем разгадать самый главный вопрос нашего квеста.

Перед вами раздаточный материал.

Я вам приготовила небольшую схему, подумайте и скажите пропущенное слово.

 Музыкальная ________                              Ясельная_______________

__________ Подслушано

 Как вы думаете что за слово пропущенное в этих словосочетаниях?  Оно одинаковое ! Группа!

Что мы можем сказать о группе?

 Вопросы мы должны задать к этому слову?

 Какие бывают группы?

Кто создает эти группы?

 Из кого они состоят?

  1. Первая станция: Лингвистическая!

На столах у вас лежат словари и карточки!  Каждая команда должна найти определение двух терминов и сказать эти определения нам!

Термины:

  1. Социальные группы
  2. Группа
  3. Статус
  4. Авторитет
  5. Роль
  6.  Малая группа
  7. Формальные отношения
  8. Неформальные отношения

Одна команда называет слово, другая команда придумывает с этим словом предложение.

2. Следующая станция: детективная

 Перед вами на столах характеристики групп.  По определенным признакам можно определить что это за группа!  Вы детективы – пожалуйста за дело!

1 характеристика

Группа состоит из 12 мальчиков и 13 девочек. Возраст  членов группы 15 - 16 лет (1998-1999).  Количество учеников из полных семей составляет 21 детей, из неполных 5 детей, 1 под опекой. В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям.  Все ученики начали посещать  группу с 7 лет.  Качество составляет 50-55%, успеваемость 100%.  Отличники –Богданова Анна, Корнеева Надежда, Казакова Элина.  Остальные ударники.  Группа активная, дети принимают активное участие во всех мероприятиях, у многих детей есть выраженные черты лидера. Практически все мальчики занимаются спортом. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны.

2 характеристика

Структура и состав  группы Ивановой Елены Рудольфовны. Отец -  Иванов Рудольф Адикович 1969 года рождения, среднее техническое образование. Место работы - ООО "Колючий ежик". Должность - детский аниматор. Рабочий телефон (875)75-93-93. Мать -  Иванова Клотильда Дмитриевна 1969 года рождения, образование высшее. Место работы - ЗАО "Газпромчик". Должность - уборщица. Рабочий телефон (872)35-14-55 Сестра -  Иванова Изя Рудольфовна. Учащаяся техникума им. летчика Бабушкина, 2-й курс. Группа полная. Достаток невысок и составляет величину ниже прожиточного уровня для четырех человек. Это связано с низкооплачиваемой работой матери и отца. Однако дети одеты хорошо. Дети посещают кружки и секции данного района. Адрес проживания: г. Североюжск, ул. Коровогривова, д.33, кв. 2; тел.: (872)39-99-87 в общежитии от ЗАО "Газпромчик". На всю семью выделена только одна комната 20 кв.м. Что не способствует спокойным занятиям, чтению кник и выполнению домашнего задания.

3 характеристика

Хоккейная  группа «Салават Юлаев» была создана в 1961 году. За полувековую историю «юлаевцы» становились неоднократными победителями и призерами чемпионатов России. В сезоне 2007-2008, играя в Суперлиге, «Салават Юлаев» стал чемпионом России. В сезоне 2010-2011 «Салават Юлаев» завоевал Кубок Гагарина - главный трофей КХЛ. Кроме того, «Салават Юлаев» серебряный (2014) и пятикратный «бронзовый» призер чемпионата страны (1995, 1996, 1997, 2010, 2016 г.г.). В последние годы «Салават Юлаев» вполне обоснованно считают одним из грандов российского и европейского хоккея. В разное время в составе группа играли ведущие хоккеисты, входящие в сборные команды России, Чехии, Словакии, Финляндии, Швеции, Белоруссии, Казахстана и Украины. АНО «ХК «Салават Юлаев» - это не только одноименная группа, выступающая в Континентальной хоккейной лиге. В состав клуба также входят: команда «Толпар» , играющая в группе «А» Молодежной хоккейной лиги; «Агидель» , выступающая в чемпионате России среди женских команд, а также детская хоккейная школа, в которой занимаются дети и подростки в 10 возрастных группах.

4 характеристика

В группу входят Маша, Петя, Саша, Зоя, Кристина.  Мы много времени проводим вместе.  Мы гуляем и общаемся, стараемся всегда быть рядом и помочь в трудную минуту.

Прошу капитанов назвать название групп зашифрованных в текстах.

 Семья

Класс

Друзья

Команда

 Отлично! Назовите по каким признакам вы поняли это!

Все группы, которые вы назвали относятся к малым социальным группам.

 Но в нашем обществе существуют и большие группы.

 Как вы думаете, какие группы у нас существуют.

Например, группа молодежь, дети, взрослые и пожилые – какой отличительный признак этих групп?

 Еще какие отличительные признаки есть?

 Мы граждане какого государства – РФ, а еще РБ.  Какие группы присутствуют в нашем государстве? (татары, башкиры, русские). Какой отличительный признак – национальность!

Как мы должны относиться к другим народам?  Уважительно!

Какое качество мы должны в себе воспитать?  Толерантность.

Хорошо, а какие отношения в этих группах.  Согласно словарным словам отношения могут быть: формальные и неформальные!

 Какие отношения в семье, в классе, среди друзей, в команде.

 Когда вы вошли в класс вы сели в свободном порядке, как вы выбрали с кем сесть? Дружеские отношения.  Какие отношения были, а сейчас как вы сидите! Какой признак вас отличает? Формальные, кружочки одного цвета.

Отлично!

3. Следующая станция: Личностная!

В каждой команде я попрошу выбрать капитана команды.

 На карточках, которые у вас на столе напишите качества вашего капитана.

 Отлично.

В каждой группе человек имеет определенную роль, социальный статус.

В карточках напротив каждой роли напишите качества этих людей и давайте их проанализируем.

 Каких качеств вы назвали больше: положительных или отрицательных.

 Почему?

4. Следующая станция кинематографическая.

Президент России Владимир Путин объявил, что годом кино в России будет 2016 год. Президент, к слову, крайне заинтересован в развитии отечественного кинематографа, поэтому подготовка проекта данного указа – это личная инициатива Владимира Путина.

 В связи с этим я хочу показать вам два ролика о взаимоотношениях внутри группы.

 Первый ролик.

Второй ролик 

В провинциальную школу приходит новая ученица — Лена Бессольцева. Открытость и наивная непосредственность девочки кажутся странными и смешными ее одноклассникам, и она получает прозвище «Чучело». Девочка в фильме взяла на себя вину парня, с которым дружила и который ей нравился. А мальчик этот " предал" весь класс, рассказав классной руководительнице, когда они сбежали с уроков в кино. За это их наказали: не пустили на экскурсию в Москву. Ребята назвали Чучело предательницей и стали её всячески преследовать. А парень так и не признался, что это он виноват... После того как она уехала они поняли свою ошибку и просили у нее прощения.

Что показали нам эти ролики?  В первом случае девочка не смогла пойти против коллектива и высказать свое мнение, а во втором случае ученица осталась верна самой себе и доказала свою силу и независимость.

Каждый из нас личность и каждый из уникален.  Нужно всегда оставаться человеком – личность что бы не произошло!

Итак, мы с вами раскрыли большой секрет маленькой компании.

 Существует много групп и они различные, но самым важным является место человека в группе.

Так как ваш класс разгадал самый важный вопрос то вы получаете приз!  Вы награждаетесь дипломом победителя в квест игре «Большой секрет для маленькой компании»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Дети в логопедической группе"

Рекомендовано родителям детей логогруппы....

Методическая разработка занятия младшей вокальной группы

В разработке представлены основные этапы занятия с младшей вокальной группой, приемы развития вокально-хоровых навыков , игровые и творческие приемы....

Методическая разработка. Сценарий для средней группы "Весна-красна"

ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава                                       ...

Методическая разработка спортивного часа в группе продлённого дня "Путешествие по лесу"

Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни.Задачи:Развитие физических качеств; красивой осанки, пластики движений.Развитие волевых качеств, стремление выполнить задание быстро и точно.Стимулирова...

Методическая разработка клубного часа в группе продлённого дня: «Голубь мира», приуроченного к празднованию 70-летия Великой Победы советсткого народа в ВОВ

Цель: Формировать у детей гражданскую принадлежность и патриотические чувства.Задачи:Социально - коммуникативное развитие1. Расширять представления детей о том, что Земля – наш общий дом, на Земл...