Безработица (8 класс)
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему

Родионова Любовь Александровна

Урок по обществознанию в 8 классе

по теме «Безработица»

 

Цель урока: познакомить учащихся с явлением безработицы.

 

Задачи урока:

Образовательная – рассмотреть виды и причины безработицы. познакомиться с понятием «полная занятость». Научить учащихся рассчитывать уровень безработицы.

Развивающая – осмысление уже известных знаний о безработице, умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы.

Воспитательная – развитие экономической культуры учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezrabotitsa_8_kl.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Урок по обществознанию в 8 классе                          

                                       по теме «Безработица»

Цель урока: познакомить учащихся с явлением безработицы.

Задачи урока:

Образовательная – рассмотреть виды и причины безработицы. познакомиться с понятием «полная занятость». Научить учащихся рассчитывать уровень безработицы.

Развивающая – осмысление уже известных знаний о безработице, умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы.

Воспитательная – развитие экономической культуры учащихся.

                            План изучения нового материала

 I. Безработица – спутник рыночной экономики.

 II. Причины безработицы. Виды и формы безработицы.

 III. Экономические и социальные последствия безработицы.

 IV. Роль государства в обеспечении занятости.

Тип урока: усвоение новых знаний с использованием ИКТ-технологий

Методы урока: частично-поисковый, аналитический, эвристический, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: групповая работа, коллективная, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: презентация к уроку, «Словарь терминов и понятий по обществознанию», тетради, раздаточный материал.

                                       ХОД УРОКА.         

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний и мотивация учащихся

– Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новое. Чтобы вы смогли сформулировать тему урока, я предлагаю вам посмотреть на экран. (1 слайд)

 – Что изображено на слайде?

 – Что их объединяет?

 – Как будет звучать тема урока? (2 слайд)

– Тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее сильное воздействие человека. (3, 4 слайды)

 Сообщение цели и задачи  и план урока.        Учащиеся сами определяют тему урока, после того как просмотрят слайд  № 1.

 Делают вывод: «Тема урока: Безработица», записывают тему урока в тетрадь. Отвечают на поставленные вопросы, которые предлагаются учителем для актуализации опорных знаний. Дают ответы на поставленные вопросы.

3. Изучение нового материала.        

Постановка проблемного вопроса (5 слайд)

 – Безработица – это добро или зло?

 На этот вопрос вы ответите в конце урока. (6 слайд)

1. Безработица – спутник рыночной экономики.

Предлагает индивидуальную работу с источником (37 статья Конституции РФ).

(7 слайд)

Вопрос учителя:

 – Ребята, почему при командной экономике все работали, безработных не было; а при рыночной экономике появляется макроэкономическая проблема, как безработица?

(8, 9 слайды)

– Кого можно признать безработным?

 – Что такое безработица?

Предлагается привести примеры, характеризующие положение каждой из названных категорий населения.

Учитель объясняет определение уровня безработицы и обращает внимание на расчетную формулу.        Анализируют статью 37 Конституции РФ.

Рассуждения ребят: труд – это право, а не обязанность; свобода труда проявляется в предоставлении возможности свободно распоряжаться своими способностями  к труду. Возможность трудиться свободно гарантируется запретом принудительного труда (вывод исходя из положения статьи 37).

Рассуждения ребят:

 При командной экономике труд был обязанностью, а незанятость граждан была основанием привлечения их  к юридической ответственности. При рыночной экономике труд – свободное волеизъявление (исходя из ранее изученных тем).

 Найти правильный ответ учащимся поможет обращение к слайду и к учебнику. Для лучшего усвоения понятия «безработица» учащиеся находят существенные отличия между тремя категориями граждан: трудоспособные, занятые и безработные граждане.

 Совместный анализ содержания слайда с учителем.

4. Работа в группах.        (10 слайд)

2. Причины безработицы. Виды и формы безработицы.

Следующий пункт плана изучается школьниками самостоятельно  в минигруппах.

Предлагается распределиться на группы по 3 человека. Проводится инструктаж.

Правила работы в группе:

активного сотрудничества;

терпимости к чужому мнению;

во время предложения идей отказаться от комментариев;

дать высказаться всем и всех выслушать;

руководителю группы выступать не более 30 сек, не повторяться;

не манипулировать мнениями;

по-джентельменски вести себя по отношению к коллегам;

все участники дискуссии равноправны, каждый может свободно выдвинуть свою идею;

не оказывать давления на участников с целью объединить их мнения;

развивать идеи других участников;

представлять свою идею как письменно, так и устно.

1. Причины безработицы.

 2. Фрикционная безработица.

 3. Структурная безработица.

 4. Циклическая безработица.

 5.Сезонная безработица.

 6. Формы безработицы.  

 7. Последствия безработицы.

 8. Роль государства в обеспечении занятости.        Ребята разделяются по группам.

Распределение обязанностей в минигруппе, ребята договариваются,

 в какой форме будут представлять конечный результат.

 Работают самостоятельно. Обращаются к различным источникам информации.

Презентация проделанной работы.

5. Закрепление полученных знаний.Решение тестовых заданий. Проверяем и анализируем. Учитель обсуждает итоги выполнения тестов. (20 слайд)

Тест «Незаконченное предложение».

 Предлагается ученикам закончить начатое предложение.

 «Безработица – это …»

 «Чтобы не стать безработным нужно …»        

Самостоятельно выполняют  тестовые задания  (Тест с последующей самопроверкой и самооценкой по представленному в слайде ключу).

 

6. Подведение итогов. Рефлексия.        

Учитель организует подведение итогов урока, проведение рефлексии.

 – Какая цель была поставлена на уроке?

 – Насколько она была реализована?

 – Что получилось?

 – Что не получилось?

 – Что хотели бы изменить?

 – Как работали в группе?

 – С чем уйдете с урока?  

 Учитель  задает учащимся наводящие вопросы,  чтобы ученики сами подвели итоги урока.

Вывод урока:

 Безработица – явление неоднозначное. Хорошо это или плохо. У безработицы  есть и позитивные,  и негативные последствия. Думаю, чтобы не стать безработным, человек должен учиться и достойно работать.         

           

                           Памятка для учащихся «Рефлексия урока»  

    Наш  урок  подошёл  к концу, и Я хочу сказать...

 – Мне больше всего удалось ...

 – За что я могу себя похвалить?

 – За что я  могу похвалить одноклассников?

 – Что приобрёл?

 – Что меня удивило?

 – Для меня было открытием то, что ...

 – Что, на мой взгляд, не удалось? Почему?

 – Что учесть на будущее?

Рассказывают,  как они достигли цели, какие возникли проблемы. Что сделать, чтобы их решить.

7. Домашнее задание. Выполнить задание на выбор: §16

Разработайте памятку «Советы молодежи по вопросам трудоустройства».

Придумать по 2 примера  к каждому виду безработицы.        

Рабочий лист к уроку

Тест «Безработица, виды и формы безработицы».

1. Безработными считаются:

1) все неработающее население;

 2) желающие работать, но не имеющие возможности получить соответствующую своей профессиональной подготовке работу;

 3) неработающие и получающие пособие по безработице;

 4) утратившие способность к труду.

2. Формой проявления естественной безработицы является:

1) фрикционная;

 2) добровольная;

 3) скрытая;

 4) циклическая.

3. Потерявшие работу из-за кризиса (спада) в экономике относятся к безработице:

1) структурной;

 2) циклической;

 3) фрикционной;

 4) сезонной.

4. Потерявшие работу вследствие внедрения новой техники и технологии в производство  относятся к безработице:

1) структурной;

 2) циклической;

 3) фрикционной;

 4) сезонной

 5) верный ответ не введен.

5. Потерявшие работу вследствие  изменения структуры экономики  относятся к безработице:

1) циклической;

 2) фрикционной;

 3) сезонной;

 4) верный ответ не введен.

6.Как называется вид безработицы, связанный с поиском и ожиданием работы?

1) структурная;

 2) сезонная;

 3) фрикционная;

 4) циклическая.

 

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безработица. Причины, формы и последствия безработицы

Данный материал может быть использован на уроках обществознания в 9 классе, при изучении темы "Экономическая общественная сфера", возможно применение на уроках экономики. Способствует формированию осн...

Конспект плана урока по обществознанию "Безработица" (8 класс)

Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: создать условия для конкретизации понятия «безработица», выявления причин безработицы и её последствия.Планируемые результаты: Научатся: определять, что...

Методическая разработка урока по экономике по теме "Безработица", 11 класс

Методическая разработка урока по экономике по теме "Безработица", 11 класс...

Проверочная работа по теме: Безработица. 11 класс. Базовый уровень.

Проверочная работа по теме: Безработица. Создана по материалам учебника для 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под ред. Л.Н.Боголюбова. М., Просвещение, 2008. Содержит 16 зада...

Занятость и безработица 11 класс

Презентация к уроку обществознания в 11 кдассе (учебник Боголюбова) с элементами профориентации по теме "Занятость и безработица". Презентация требует актуальных данных. Поэтому следует обратить виман...

Презентация урок обществознания 10 класс "Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости"

Создать условия для формирования представления о важной проблеме в экономической политике государства – безработице, ее следствиях и мерах государственного регулирования...