рабочая программа подготовки к ЕГЭ
консультация по обществознанию (11 класс) на тему

Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ.

    Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по  специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.  

      Необходимость разработки данной программы обусловлена  запросами учеников в осмыслении  стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.      

         В заданиях ЕГЭ есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах.

Ряд содержательных элементов, вызывает трудности  в силу различных причин:  появление новых элементов в содержании («Экономика», «Право», «Политика»), недостаточное внимание к разделу («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.

Эссе,  как форма актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения  общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.

             Это вызывает необходимость  познакомить учащихся с современной структурой и  содержанием экзаменационной работы,  дополнительными учебными пособиями, соответствующими научному уровню  знаний,   заданиями для тренировки.

Целевые установки курса:

  • Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
  • Формировать умения, актуализированные  целью и содержанием обществоведческой подготовки  в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
  • Развивать методологическую культуру при   операциях с понятиями,  работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями,  раскрытии смысла афористичного высказывания.

При организации и проведении занятий учитель может воспользоваться дидактическими материалами  Интернет-ресурсами.        

Ожидаемые результаты:

  • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по трудным позициям курса;
  • Ориентация учащегося   в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий разных уровней.
  •  достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
  • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.

Содержание программы

  1. ЕГЭ по обществознанию. Содержательные линии «Человек и общество» (2 ч).
  2.  «Человек и общество»:  ключевые понятия и трудные вопросы  (10 ч).

 Трудные  вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

  1. Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (8 ч.).

Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания   и примеров из истории и социальной практики

  1. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»  (10 ч.).

Экономическая наука. Экономические системы. Рыночный механизм. Измерители экономической деятельности. Экономический рост и развитие. Роль государства в экономике Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Финансовые институты. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Факторы производства. Безработица.

  1. «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы    (7 ч.).

Право в системе социальных ном. Юридическая ответственность. Право на благоприятную окружающую среду.  Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Гражданское право. Конституция Ф. Гражданство Ф. Основы конституционного строя России.

  1. Содержательная линия «Социальная сфера» (7 ч)

Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Этнические общности. Социальный конфликт. Социальные номы. Межнациональные отношения. Социальные отношения

  1. Общая характеристика заданий с открытым развернутым ответом (4 ч.)

Задания 21-24- составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания.  Виды  документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и  проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие  умений:  извлекать  информацию из источника, анализировать и  интерпретировать информацию  из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.  

 Задание 25. – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

        Задание 26. – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся.  Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.

      Задание 27. – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие   умений  учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества

Задание 28. – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.

  1. Эссе как творческая работа выпускника (3 ч).

Задание 29. (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла  афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.

  1. Решение КИМов (3 ч)
  2. Работа над ошибками (2 ч)
  3. Пробный ЕГЭ (3,5 ч)

Тематическое планирование консультации «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию».

Тема

Количество часов

Основные понятия и вопросы

Дата проведения

1

Заполнение бланков

1

Уметь заполнять бланков

Раздел I. Человек и общество

2

Происхождение человека и его сущность. Индивид. Индивидуальность. Личность.

1

Взгляды на происхождение человека. Сущность человека. Индивид. Индивидуальность. Личность.

3

Деятельность

1

Мотивы деятельности и потребности человека. Поведение. Сознательная деятельность человека.

4

Познание мира

1

Основные направления в теории познания. Истина и ее критерии. Виды знания. Научное и социальное познание.

5

Общество и природа

1

Общество. Природа. Основные сферы общества

6

Общественные отношения

1

Общественные отношения. Типы общества

7

Глобальные проблемы современности

1

Сущность глобальных проблем современности. Главные глобальные проблемы и основные направления их разрешения.

8-9

 «Человек и общество»:  ключевые понятия и трудные вопросы  

2

Человек, индивид, личность, общество, мораль, социализация, социальный конфликт.

10

Зачет по теме «Человек и общество»

1

Основные вопросы по теме

11

Решение теста «Человек и общество»

1

Основные вопросы по теме

Раздел II. Политическая сфера.

12

Власть и ее виды

1

Власть. Виды. Теория разделения властей. Политическая система общества и ее структура. Структура государственной власти в РФ

13

Государство ее признаки и функции

1

Теория происхождения государства. Функции государства. Сущность механизма (аппарата государства).

14

Формы государства

1

Виды монархии и их признаки. Виды республик и их признаки. Формы территориально-политического устройства. Политические режимы

15

Избирательные системы. Политические партии

1

Пропорциональная и мажоритарная избирательная система. Политическая идеология и ее виды. Функции политических партий.

16

Правовое государство. Социальное государство.

1

Гражданское общество и государство. Сущность и признаки правового и социального государства

17

Демократия. Политическая культура

1

Сущность и виды демократии. Функции и типы политической культуры

18

Зачет по линии «Политика»

1

Основные вопросы раздела

19

Решение теста «Политика»

1

Основные вопросы по теме

Раздел III. Экономическая сфера общества

20

Экономика: наука и хозяйство

1

Экономика как система общественного производства. Типы экономических систем

21

Собственность.

1

Типы и формы собственности. Правоотношения собственности. Приватизация: ее формы и способы.

22

Производство и рынок

1

Факторы производства. Товарное производство и его виды. Рынок: виды и функции

23

Инфляция

1

Деньги. Причины и виды инфляций.

24

Предпринимательство

1

Предпринимательство. Монополия. Конкуренция и его виды.

25

Бюджет.

1

Государственный бюджет. Доход и его виды. Налог и его виды.

26

Безработица

1

Занятость. Зарплата. Виды безработицы.

27

Мировая экономика

1

Формы международных экономических отношений. Международное разделение труда. Мировая торговля. Протекционизм. Импорт. Экспорт.

28

Зачет по теме «Экономика»

1

Основные вопросы по теме

29

Решение теста «Экономика»

1

Основные вопросы по теме

Раздел IV. Право

30

Право и его отрасли

1

Сущность права. Отрасли права. Норма права и его виды. Источники права и их виды.

31

Правоотношения.

1

Правоотношения. Правонарушения, его признаки и виды. Юридическая ответственность

32

Права человека

1

Права человека. Международные документы о правах человека.

33-34

Конституция РФ

2

Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. Организация государственной власти в РФ

35

Зачет «Право»

1

Основные вопросы по теме

36

Тест «Право»

1

Основные вопросы по теме

Раздел V. Социальная сфера

37

Социальные группы

1

Социальная общность и ее виды. Виды социальных групп. Страты и классы. Социальная мобильность и ее виды

38

Семья

1

Семья как социальный институт. Виды семьи. Социальная роль.

39

Этническая общность и ее виды.

1

Этническая общность. Нация. Национализм и его виды. Межнациональный конфликт.

40

Девиантное поведение

1

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Виды санкций.

41

Социальный конфликт

1

Составляющие конфликта.  Виды конфликтов. Способы разрешения конфликта.

42

Зачет по линии «Социальная сфера»

1

Основные вопросы по теме

43

Решение теста «Социальная сфера»

1

Основные вопросы по теме

44-47

Общая характеристика заданий с открытым развернутым ответом

4

Вопросы и понятия изученных тем.

48-49

Эссе как творческая работа выпускника

2

Вопросы и понятия изученных тем.

50-52

Решение КИМов

3

Основные вопросы и задания куса

53-54

Работа над ошибками

2

Пробный ЕГЭ

3,5

Литература

  1. П.А.Баранов  Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество.:Просвещение, 2010
  2. Обществознание. 10 класс: учеб. Для общеоразоват. Учреждений: профиль уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Обществознание. 11 класс: учеб. Для общеоразоват. Учреждений: профиль уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011.

Интернет - ресурсы

1.http://www.mon.ru.gov.ru– официальный сайт Министерства образования и науки РФ

2.http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека 5.http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Подготовка к ОГЭ по математике"

Данная рабочая программа предназначена для подготовки к ОГЭ индивидуальные занятия и по группам.  Данный материал будет полезен, как начинающим учителям, так учителям и со стажем....

Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по биологии

Согласно Базисному учебному плану, рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. Этого количества явно недостаточно для полноценной подготовки к сдаче ЕГЭ...

Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Пишичитай-ка».

Данная рабочая  программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических ка...

Рабочая программа«Подготовка к ГИА по русскому языку» для учащихся 9 класса

Рабочая программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и на...

Рабочая программа«Подготовка к ГИА по русскому языку» для учащихся 9 класса

Рабочая программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному учебному курсу "Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ" 10 класс (базовый уровень)...

Рабочая программа Подготовки к ЕГЭ по обществознанию для 11 класса (2 часа в неделю; всего 68 часов)

Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего) обра...