рабочая программа подготовки к ЕГЭ
консультация по обществознанию (11 класс) на тему
Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_podgotovki_k_ege_po_obshchestvoznaniyu.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ.
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.
Необходимость разработки данной программы обусловлена запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.
В заданиях ЕГЭ есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах.
Ряд содержательных элементов, вызывает трудности в силу различных причин: появление новых элементов в содержании («Экономика», «Право», «Политика»), недостаточное внимание к разделу («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.
Эссе, как форма актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.
Это вызывает необходимость познакомить учащихся с современной структурой и содержанием экзаменационной работы, дополнительными учебными пособиями, соответствующими научному уровню знаний, заданиями для тренировки.
Целевые установки курса:
- Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
- Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
- Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
При организации и проведении занятий учитель может воспользоваться дидактическими материалами Интернет-ресурсами.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по трудным позициям курса;
- Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий разных уровней.
- достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
- Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.
Содержание программы
- ЕГЭ по обществознанию. Содержательные линии «Человек и общество» (2 ч).
- «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (10 ч).
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
- Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (8 ч.).
Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики
- Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (10 ч.).
Экономическая наука. Экономические системы. Рыночный механизм. Измерители экономической деятельности. Экономический рост и развитие. Роль государства в экономике Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Финансовые институты. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Факторы производства. Безработица.
- «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы (7 ч.).
Право в системе социальных ном. Юридическая ответственность. Право на благоприятную окружающую среду. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Гражданское право. Конституция Ф. Гражданство Ф. Основы конституционного строя России.
- Содержательная линия «Социальная сфера» (7 ч)
Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Этнические общности. Социальный конфликт. Социальные номы. Межнациональные отношения. Социальные отношения
- Общая характеристика заданий с открытым развернутым ответом (4 ч.)
Задания 21-24- составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
Задание 25. – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.
Задание 26. – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.
Задание 27. – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества
Задание 28. – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.
- Эссе как творческая работа выпускника (3 ч).
Задание 29. (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.
- Решение КИМов (3 ч)
- Работа над ошибками (2 ч)
- Пробный ЕГЭ (3,5 ч)
Тематическое планирование консультации «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию».
Тема | Количество часов | Основные понятия и вопросы | Дата проведения | |
1 | Заполнение бланков | 1 | Уметь заполнять бланков | |
Раздел I. Человек и общество | ||||
2 | Происхождение человека и его сущность. Индивид. Индивидуальность. Личность. | 1 | Взгляды на происхождение человека. Сущность человека. Индивид. Индивидуальность. Личность. | |
3 | Деятельность | 1 | Мотивы деятельности и потребности человека. Поведение. Сознательная деятельность человека. | |
4 | Познание мира | 1 | Основные направления в теории познания. Истина и ее критерии. Виды знания. Научное и социальное познание. | |
5 | Общество и природа | 1 | Общество. Природа. Основные сферы общества | |
6 | Общественные отношения | 1 | Общественные отношения. Типы общества | |
7 | Глобальные проблемы современности | 1 | Сущность глобальных проблем современности. Главные глобальные проблемы и основные направления их разрешения. | |
8-9 | «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы | 2 | Человек, индивид, личность, общество, мораль, социализация, социальный конфликт. | |
10 | Зачет по теме «Человек и общество» | 1 | Основные вопросы по теме | |
11 | Решение теста «Человек и общество» | 1 | Основные вопросы по теме | |
Раздел II. Политическая сфера. | ||||
12 | Власть и ее виды | 1 | Власть. Виды. Теория разделения властей. Политическая система общества и ее структура. Структура государственной власти в РФ | |
13 | Государство ее признаки и функции | 1 | Теория происхождения государства. Функции государства. Сущность механизма (аппарата государства). | |
14 | Формы государства | 1 | Виды монархии и их признаки. Виды республик и их признаки. Формы территориально-политического устройства. Политические режимы | |
15 | Избирательные системы. Политические партии | 1 | Пропорциональная и мажоритарная избирательная система. Политическая идеология и ее виды. Функции политических партий. | |
16 | Правовое государство. Социальное государство. | 1 | Гражданское общество и государство. Сущность и признаки правового и социального государства | |
17 | Демократия. Политическая культура | 1 | Сущность и виды демократии. Функции и типы политической культуры | |
18 | Зачет по линии «Политика» | 1 | Основные вопросы раздела | |
19 | Решение теста «Политика» | 1 | Основные вопросы по теме | |
Раздел III. Экономическая сфера общества | ||||
20 | Экономика: наука и хозяйство | 1 | Экономика как система общественного производства. Типы экономических систем | |
21 | Собственность. | 1 | Типы и формы собственности. Правоотношения собственности. Приватизация: ее формы и способы. | |
22 | Производство и рынок | 1 | Факторы производства. Товарное производство и его виды. Рынок: виды и функции | |
23 | Инфляция | 1 | Деньги. Причины и виды инфляций. | |
24 | Предпринимательство | 1 | Предпринимательство. Монополия. Конкуренция и его виды. | |
25 | Бюджет. | 1 | Государственный бюджет. Доход и его виды. Налог и его виды. | |
26 | Безработица | 1 | Занятость. Зарплата. Виды безработицы. | |
27 | Мировая экономика | 1 | Формы международных экономических отношений. Международное разделение труда. Мировая торговля. Протекционизм. Импорт. Экспорт. | |
28 | Зачет по теме «Экономика» | 1 | Основные вопросы по теме | |
29 | Решение теста «Экономика» | 1 | Основные вопросы по теме | |
Раздел IV. Право | ||||
30 | Право и его отрасли | 1 | Сущность права. Отрасли права. Норма права и его виды. Источники права и их виды. | |
31 | Правоотношения. | 1 | Правоотношения. Правонарушения, его признаки и виды. Юридическая ответственность | |
32 | Права человека | 1 | Права человека. Международные документы о правах человека. | |
33-34 | Конституция РФ | 2 | Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. Организация государственной власти в РФ | |
35 | Зачет «Право» | 1 | Основные вопросы по теме | |
36 | Тест «Право» | 1 | Основные вопросы по теме | |
Раздел V. Социальная сфера | ||||
37 | Социальные группы | 1 | Социальная общность и ее виды. Виды социальных групп. Страты и классы. Социальная мобильность и ее виды | |
38 | Семья | 1 | Семья как социальный институт. Виды семьи. Социальная роль. | |
39 | Этническая общность и ее виды. | 1 | Этническая общность. Нация. Национализм и его виды. Межнациональный конфликт. | |
40 | Девиантное поведение | 1 | Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Виды санкций. | |
41 | Социальный конфликт | 1 | Составляющие конфликта. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликта. | |
42 | Зачет по линии «Социальная сфера» | 1 | Основные вопросы по теме | |
43 | Решение теста «Социальная сфера» | 1 | Основные вопросы по теме | |
44-47 | Общая характеристика заданий с открытым развернутым ответом | 4 | Вопросы и понятия изученных тем. | |
48-49 | Эссе как творческая работа выпускника | 2 | Вопросы и понятия изученных тем. | |
50-52 | Решение КИМов | 3 | Основные вопросы и задания куса | |
53-54 | Работа над ошибками | 2 | ||
Пробный ЕГЭ | 3,5 |
Литература
- П.А.Баранов Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество.:Просвещение, 2010
- Обществознание. 10 класс: учеб. Для общеоразоват. Учреждений: профиль уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011.
- Обществознание. 11 класс: учеб. Для общеоразоват. Учреждений: профиль уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011.
Интернет - ресурсы
1.http://www.mon.ru.gov.ru– официальный сайт Министерства образования и науки РФ
2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека 5.http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Подготовка к ОГЭ по математике"
Данная рабочая программа предназначена для подготовки к ОГЭ индивидуальные занятия и по группам. Данный материал будет полезен, как начинающим учителям, так учителям и со стажем....
Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по биологии
Согласно Базисному учебному плану, рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. Этого количества явно недостаточно для полноценной подготовки к сдаче ЕГЭ...
Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Пишичитай-ка».
Данная рабочая программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических ка...
Рабочая программа«Подготовка к ГИА по русскому языку» для учащихся 9 класса
Рабочая программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и на...
Рабочая программа«Подготовка к ГИА по русскому языку» для учащихся 9 класса
Рабочая программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному учебному курсу "Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ" 10 класс (базовый уровень)...
Рабочая программа Подготовки к ЕГЭ по обществознанию для 11 класса (2 часа в неделю; всего 68 часов)
Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего) обра...