Перечень нормативно-правовых актов для учителей обществознания и права
учебно-методический материал по обществознанию на тему

Филиппова Любовь Анатольевна

Аннотированный перечень нормативно-правовых актов для учителей обществознания и права

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filippova_la_kursy.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель обществознания, права – Филиппова Л.А.

Аннотированный перечень нормативно-правовых актов

Название документа

Реквизиты документа

Аннотация

1

"Всеобщая Декларация Прав Человека"

Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. № б/н

Главную мысль Декларации кратко можно выразить так: у каждого человека на земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы и справедливости, всеобщего мира. Развивая лучшие демократические традиции человечества, Декларация в первых же статьях провозглашает ценность каждой, без всякого исключения, личности и одновременно с этим ценность человеческого братства (ст. 1, 2). В последующих статьях последовательно провозглашаются гражданские, политические, экономические и социальные права и свободы: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность (ст. 3); равенство перед законом независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии (ст. 7); запрещение рабства, пыток, жестокостей (ст. 5); право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства.

2

“Конвенция о правах ребенка”

Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 года.

Вступила в силу 2 сентября 1990 года, в соответствии со статьей 49. Конвенция ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка

полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было

нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических,

экономических, социальных и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормы

ответственности государства, создает специальный механизм контроля (Комитет ООН по правам

ребенка) и наделяет его высокими полномочиями .

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей

строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный

гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля

общения взрослого и ребенка, учителя и ученика. Одновременно Конвенция утверждает необходимость

формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей,

уважительного к ним отношения.

3

Декларация ООН
"Декларация о праве на развитие"

Принята 4 декабря 1986 года № б/н

Одним из важнейших принципов, лежащих в основе Декларации, является создание благоприятных условий для развития, которые способствуют осуществлению всеми всех прав человека. Право на развитие предоставляет рамки, в которых можно работать над ликвидацией пробелов и провалов в сферах ответственности, подотчетности и регулирования на уровне как национального, так и глобального управления. В концепции этого права особый упор делается на обязанностях, и прежде всего, на обязанности международного сообщества осуществлять сотрудничество, что, в частности, согласуется с современной тенденцией в развитии системы управления, требующей привлечения многих заинтересованных сторон на всех уровнях, и с появлением множества участников и форм организации глобального партнерства.

4

Конституция Российской Федерации

Принята народом России 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года

Конституция — это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

5

Конституция Республики Татарстан

Введена  в действии Законом РТ от 30 11.1992 г. № 1665-XII

Конституция Татарстана – основной закон Республики Татарстан.

Преамбула «Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа,

-реализует приоритет прав и свобод человека и гражданина,

-исходит из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов их равноправия, добровольности и свободы волеизъявления,

-способствует сохранению и развитию исторических, национальных и духовных традиций, культур, языков, обеспечению гражданского мира и межнационального согласия,

-создает условия для укрепления демократии, социально-экономического развития Республики Татарстан, сохранения исторически сложившегося единства народов Российской Федерации на принципах федерализма»

Состоит из 7 разделов и 126 статей.

6

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

N 273-ФЗ

Принят

Государственной Думой

21 декабря 2012 года

Одобрен

Советом Федерации

26 декабря 2012 года

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Во-первых, он вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий: "образование", "воспитание", "обучение", "уровень образования", "квалификация", "учебный план", "практика", "направленность (профиль) образования" и т. д. Во-вторых, он меняет давно переставший быть адекватным термин "образовательное учреждение" на термин "образовательная организация". Закон РФ "Об образовании" разрешал образовательную деятельность любым некоммерческим организациям, однако именовал их все образовательными учреждениями. В результате в отношении автономных некоммерческих организаций, фондов и т. п. приходилось каждый раз решать вопрос, применимо ли к ним данное нормативное регулирование, не противоречит ли оно их организационно-правовой форме. Далее в законе представлены основы правового регулирования в области образования, полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования, полномочия субъектов РФ, полномочия органов местного самоуправления в сфере образования

7

Федеральный Закон

"Трудовой кодекс РФ"

от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

Принят

Государственной Думой

21 декабря 2001 года

 

Одобрен

Советом Федерации

26 декабря 2001 года

Трудовой кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт о труде.

Трудовой кодекс РФ, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

8

Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Документ вступил в силу с 01.07.2016 г.

В конце 2012 года в российском законодательстве появилось понятие «профессиональный стандарт». За прошедшее время приняты нормативные правовые акты, регламентирующие правила разработки, утверждения и применения профстандартов, порядок ведения их реестра, утвержден макет профстандарта. В настоящее время разработано и вступило в силу более 800 профстандартов в различных областях экономики. Так, в сфере социального обслуживания уже действует 13 профессиональных стандартов. Сейчас применение профстандартов носит рекомендательный характер, однако с 01.07.2016 вступают в силу изменения в ТК РФ, определяющие новый порядок их применения.

9

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к  саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуально-возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

10

Приказ Минобрнауки России "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

от 07.04.2014 N 276

(Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32408)

В соответствии с  законом «Об  образовании  в  Российской    Федерации» педагогические работники организаций,  осуществляющих   образовательную деятельность, должны проходить аттестацию. Аттестация важна не только для самих педработников (стимулирует их профессиональный и личностный рост, повышение размеров  оплаты  труда и т.д.), но и направлена на  улучшение качества образования на основе повышения эффективности и качества их педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Федеральные законы  «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ  «О защите населения и территорий

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Федеральные законы  «О гражданской обороне» от 12...

перечень нормативно-правовых актов ГО

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Федеральные законы  «О гражданской обороне» от 12...

Перечень нормативных (правовых и локальных) актов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания.

Краткая аннотация нормативных актов в сфере образования, начиная с международных и заканчивая локальными актами....

«Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учителя-логопеда».

laquo;Нормативно-правовая база,  регламентирующая деятельность учителя-логопеда».Нормативно-правовая база – это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые при...

Перечень нормативных (правовых и локальных) актов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания.

Перечень нормативных (правовых и локальных) актов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания....

Перечень нормативных правовых документов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания

Перечень нормативных правовых документов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания...

Перечень нормативно-правовых актов

Перечень нормативно-правовых актов, которые регулируют обучение детей с ОВЗ....