Символика государства
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

кучина мария ивановна

Разработка урока 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока обществознания, 5 кл. 

Адресная направленность: в помощь учителям обществознания,   работающим по   ФГОС  2 поколения, студентам педагогических ВУЗов и  колледжей при подготовке к урокам, работникам ДК при организации  мероприятий по данной тематике.                                                                                                                              

Тема: Государственные символы России  (глава «Родина»)

Класс: 5

Автор: Вешникова Е. В., учитель обществознания МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5».

Учебник: Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. На электрон. носителе / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др., 2015.

Цель: Формирование целостных представлений  учащихся о государственных символах РФ, о государственной символике как общечеловеческой, государственной ценности.

Ресурсы:   основные: ПК, мультимедийный проектор, экран,  презентация в программе Microsoft PowerPoint,  дополнительные - краткий терминологический словарь.

Задачи:

  1. Образовательная: сформировать целостные представления учащихся   о государственных символах РФ, о государственной символике как общечеловеческой, государственной ценности;
  2. Развивающая: развивать умения учащихся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,  осуществлять поиск  необходимой информации при работе с различными источниками информации,  сознательно   строить речевое высказывание в устной форме.
  3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение учащихся к символам своего государства,  чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся смогут объяснить значение понятий символ, герб, флаг, герб,   рассказать, каково их назначение и роль в жизни страны.
  • Личностные: учащиеся смогут проводить самооценку  собственной деятельности, самоанализ.
  • Метапредметные:  

познавательные:   учащиеся  будут уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, составлять ответы на вопросы.

регулятивные:   учащиеся смогут  определять и формулировать цель урока  с помощью учителя, инсценировать свои действия в соответствии с поставленной целью; вносить необходимые коррективы в действия после их завершения.

коммуникативные:  учащиеся  будут уметь слушать и понимать речь  других; вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владеть  навыками общения, совместной деятельности.

Формы работы:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Опережающее задание: 2-3 учащимся приготовить сообщение о гербе РФ.

На доске цитаты:

  • Знаки и символы управляют миром.

 (Конфуций).

  • Россия – страна фасадов.

 (Адольф де  Кюстин).

  • Знамя верное у нас – 
    Мы не дрогнем в страшный час! 
    (Е. Кучбарская)

Эпиграф  урока на доске:                   Герб и флаг страны отражают историю народа,
                                                             мечту создателя и достоинство своих граждан  

                                                                                  (М. Монтень)

Тип урока: открытия новых знаний

Основные понятия: символ, герб, флаг, гимн.

Ресурсы:   основные: ПК, мультимедийный проектор, экран,  презентация в программе Microsoft PowerPoint,  дополнительные - краткий терминологический словарь, карточки.

Этапы урока:

  1. Оргмомент. Мотивация  к учебной деятельности (2-3 мин.).
  2. Формулировка темы урока и постановка учебной цели (3-5 мин.).
  3. Открытие нового знания (до 30 мин).
  4. Рефлексия (2-3 мин.).
  5.  Д/з (2-3 мин).

Ход урока

  1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.  Приветствие учащихся.

Пожелание успеха (2-3 мин.).

  1. Формулировка темы и урока и постановка  учебной задачи (3-5 мин.).

Учитель:

-Ребята, вы, вероятно, обратили внимание на тот факт, что на доске не записана тема урока, но имеется  эпиграф  (слайд 1). Чтобы  определить тему урока, я  предлагаю вам разгадать  ребусы, эпиграф урока – это тоже своего рода подсказка.

1 группа   разгадывает ребусы, слова – «страна», «герб».  2 группа – слова  «история», «символ». Учащиеся разгадывают ребусы и выявляют, что тема урока связана со словами «Родина», «герб», «символ».  Затем записывают   тему урока в тетрадь  -  «Государственные символы России».

Учитель:

- Ребята, мы сказали «символы России», а знаете ли вы, что такое символы? Выясняется, что не все знают определение данного  термина, школьники хотят узнать, что означает данное понятие.  

Учитель:

-Ребята, а что именно вы бы хотели сегодня узнать о символах России?

Учащиеся отвечают, ставят  учебную цель. Учитель записывает на доске о том,  что необходимо узнать о:

  • что такое символы;
  • каковы символы  нашей Родины;
  •  каково назначение    и роль символов в жизни граждан страны.
  1. Открытие нового знания (до 30 мин).

Учитель:

-Ребята, а как бы вы сами ответили, что такое символы?

Группам предлагается обсудить и  самостоятельно дать определение данного понятия, при этом 2 учащимся предлагается поработать со словарями и  найти  в них данные  определения. Затем группы формулируют определения, 2 учащихся читают определения из словарей. Далее формулируется  одно, более точное, определение (в соответствии со словарем) и записываются в тетрадь  (слайд 3).

Учитель:

-Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых написаны  различные символы. Попробуйте самостоятельно их сгруппировать.                                                                                    

Учащиеся группируют карточки,   и выявляется, что в одной группе -  государственные символы РФ (герб, флаг гимн), а в другой  - нет (береза, матрешка, балалайка).

ФИЗМИНУТКА (1 мин.).

Учитель:

- В статье 70 Конституции РФ (1993 г.) закреплены символы  государственной власти: Государственные герб, флаг и гимн.  Что такое Государственный герб, каково его предназначение, мы узнаем из сообщения  учащихся.  А   члены групп,  пожалуйста,   придумайте по 1 вопросу  отвечающим. Далее – сообщение 2 учащихся  о гимне РФ (слайд 4).

Учитель: А теперь – работа в группах Вам предстоит прочесть карточки и выполнить в группах задания и рассказать  о нем своим одноклассникам.

Инструктивная карточка. Группа № 1

Задание

Рассмотрите иллюстрацию (флаг РФ).      Используя материалы для справок, текст учебника (стр.102),  знания, полученные на уроках истории, приготовьте небольшое  сообщение о флаге нашей страны (история, назначение, роль и др.). При ответе можно использовать цитаты, записанные на доске.

Для справок: Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Белый цвет  флага означает мир и чистоту, совершенство, непорочность,  синий - небо, верность и честность, красный - отвагу и мужество, смелость.

Инструктивная карточка. Группа № 2

Задание

Рассмотрите иллюстрацию (герб РФ).   Используя материалы для справок, текст учебника (стр. 99),  знания, полученные на уроках истории, приготовьте небольшое  сообщение о гербе нашей страны (история, назначение, роль и др.). При ответе можно использовать  текст герба (на столах), цитаты, записанные на доске.                                                                                                            

Для справок: Герб – это отличительный знак города или государства. Герб России – золотой двуглавый орёл на фоне красного щита. На груди орла - святой воин Георгий Победоносец копьём поражает змия.  Герб РФ изображают на  гербовых печатях, бланках государственных организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на денежных знаках  и др. Герб впервые   был утвержден в 1497 г.

Учащиеся выполняют задания и рассказывают о символах РФ, учитель обобщает материал (слайд  5-6).

Учитель:

-Ребята, можно ли утверждать, что государственные символы – это общечеловеческая, государственная ценность? Свой ответ аргументируйте.

Учитель:

-Жители нашей  страны по праву гордятся государственными символами.  А как вы, ребята,  относитесь к тому, чтобы создать   символ своего класса (флаг, эмблему)? У вас, ребята,  есть на столах  всё необходимое для создания  эскиза.  В течение 5 минут группы могут  думать,  предлагать свои идеи и воспроизводить их на бумаге. А затем -  мини-проект  и презентация работ  от групп.

Группы выполняют задание и презентуют свою работу.

Учитель:

  -Молодцы! У вас получились  замечательные проекты, вы можете  разместить  их   в классном уголке. А теперь – викторина (слайд 7-30).

1. Оно веками опиралось, на силу, власть, закон, богатство.

   Атаковало, защищалось  недремлющее…  (государство)

2. Что представляет собой     Государственный флаг России? (Прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного).

3. У него названий много – триколор, трёхцветный стяг.

     С ветром гонит прочь тревоги бело-сине-красный… (флаг).

  1. Есть мелодия одна, ей подвластна вся страна.

Гражданин, отбросив всё, стоя  слушает ее (гимн).

  1. Кто изображен на Российском гербе? (двуглавый орел).
  2. В нём человечеству привет,
    В нём русской славы жаркий цвет.
    В нём нашей силы грозный свет,
    В нём правда наших лет (флаг).
  3. Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй (герб).

  1. Какое старинное русское название флага? (стяг)
  2. Каково происхождение слова "гимн"? (слово "гимн" происходит от греческого и означает  «торжественная песнь»).
  3. Он звучит торжественно,

Все встают приветственно.

Песню главную страны

Уважать мы все должны  (гимн).

  1. Символ мудрости и власти,

Отгоняющий напасти,

Что крыла свои развел…

Он – двуглавый птах - … (орел).

  1. На свете много песен разных,
    Но эта нам важней всего,
    Она, как символ государства,
    Известна всем до одного (гимн).

  1. Рефлексия.

Учитель:

-А теперь давайте обратимся к плану урока и ответим на вопрос: достигнута ли цель  урока? Что нам мешало, а что помогало в работе? Что можно было сделать по-другому?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

  1. Д/з: §12, найти загадки и пословицы о символах страны.

Информационные ресурсы

Литература

  • Л. К. Гребенкина, Н. А. Жокина, Н. В. Мартишина, Т. В. Ганина, Е. М. Аджиева, О. В. Еремкина. Сценарии классных часов (часть 2-я) / М.: Центр «педагогический поиск», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Европейские государства раннего средневековья. Государство франков.

Презентация, сопровождающая урок по всеобщей истории в 10 классе...

Викторина "Символика Российского государства"

Можно использовать на 12 декабря - День Конституции...

Классный час "Символика Российского государства"

Классный час "Символика РоссийскогоГосударства" для 5-6 классов....

классный час на тему "Символика Российского государства"

разработка внеклассного мероприятия по теме "Символика Российского государства"...

Символика государства Российского

Исследовательская  работа "История Государства Российского"...

«Символика Российского государства. История герба РФ»

Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый российский герб появился в XV веке, первый флаг - в ХVII веке, первый гимн - в XIX веке. Каждый из современных символов России имеет свою ист...