Общество как совместная жизнедеятельность людей
занимательные факты по обществознанию (10 класс) на тему

Светлана Александровна Дьякова

Без общества человек дегродирует

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvo_kak_sovmestnaya_zhiznedeyatelnost_lyudey.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Общество как совместная жизнедеятельность людей.

Цель урока:

  • систематизировать основное содержание понятий «общество», «природа», «культура», «общественные отношения» как в широком, так и узком смысле;
  • формирование значимости научных знаний и методов познания действительности, готовности руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; необходимых моральных ориентиров; экологической культуры;
  • формирование умения получать, обобщать, систематизировать информацию из разнообразных источников; умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера; умения формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, задавать вопросы и отвечать на них;

Оборудование: Презентация, приложение 1-4   Мультимедийный проектор, экран, компьютер.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

     Приветствие учащихся

     Проверка присутствующих,

     отсутствующих.

Приветствие учителя

Актуализация знаний

- Сколько смыслов у понятия «общество»?

- Что  вы понимаете  под обществом?

Прочтите еще раз (на слайде) определение понятия «общество». Обратите внимание на то, что  общество – это обособившаяся от природы часть мира.

- Что значит «обособившаяся» часть?

- В чем состоит обособление? Почему развитие общества невозможно без естественных предпосылок, прежде всего без учета природных условий?

Именно на эти вопросы мы сегодня постараемся найти ответы. А также рассмотрим взаимосвязь общества с природой и культурой. Учимся работать самостоятельно с тестовыми заданиями, документальным материалом; анализировать, высказывать свою точку зрения.

Ответы учащихся (на основе ранее полученных знаний)

Выделившийся, отгородившийся, отделившийся

Ответы учащихся

Слайд № 1

Слайд №2

Слайд №3

Оформление тетрадей

Тема нашего урока «Что такое общество»

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Слайд №4

Формирование новых знаний

Между людьми в обществе в процессе общения или совместной деятельности, возникают отношения. Такие отношения называют «общественными»

? Определите все ли отношения  можно считать «общественными»?

А теперь давайте выясним, почему общество так связано с природой, в чем проявляется эта взаимосвязь.

? Пользуясь материалом учебника  заполните таблицу «Взаимодействие человека и животных с окружающей средой»

- Каким образом природа  связана с обществом?

Природа

(в широком смысле) ( в узком смысле)

весь мир в много-       биосфера,              

образии его форм       естественные          

                                      условия жизни    

                                      общества,

                                      человека

-  Каковы пути взаимодействия человека на природу вы можете назвать?

Таким образом, говоря об обособлении общества и природы, мы имеем ввиду, присущие ему особенные  черты, а также неразрывность природы и процессов ее естественного развития.

? Аргументируйте высказывание     В.Г. Белинскго, используя раздаточный материал из хрестоматий.

Чтобы стать человеком трудолюбивым, творческим, прекрасным, надо заниматься самовоспитанием, формировать свои способности в любом виде деятельности. В стремлении человека к красоте, к полной самореализации и счастливой жизни,  большую роль играет общество, в котором мы живем. Человек создает тем самым свою нужность обществу, а общество нуждается в созидательной активности личности.

В.Г.Белинский прав в том, что «общество развивает и образует» человека.

Таким образом, с понятием «общество» связано  и понятие «культура».

- Что дает обществу культура?

Работая с документом, ответьте на вопросы:

- Что такое «культурные универсалии»?

- Что дает обществу культура?

Задание «Подумаем»:

- Кто из собеседников, на ваш взгляд, более точно использует понятие «культура»?

Записывают понятие в тетрадь

Работают с текстом учебника стр.10 (4-5 абзац  «Но не все…»).

 Ответы учащихся  

Работа с текстом стр. 8-10, заполняют сравнительную таблицу.

Проверка и анализ таблицы

Записывают понятие «природа» в тетрадь

Ответы учащихся, анализ изображенного на слайдах. Высказывают своё мнение на данную проблему.

Работают с раздаточным материалом  «Мысли мудрых»:

-чтение документа;

- ответы на вопросы;

- высказывают свою точку зрения на проблему.

Записывают новое понятие  «культура» в тетрадь.

Ответы учащихся (предположения)

Учащиеся работают с дополнительным материалом. Ответы подтверждают текстом документа.

Учащиеся выполняют задание, доказывая свою точку зрения по проблеме.

Слайд №5

Общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, политической, социальной,  культурной жизни и деятельности.

Слайд №5 – задание

Слайд №6 – таблица

Слайд №7 – заполненная таблица для проверки

На доске таблица «Природа»

Слайд №8 –

Природа - материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук.

Слайд №9-10

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67759520-a082-4de4-84eb-15359b286606/START.swf

Приложение № 1.

Слайд №11 «Мысли мудрых»

Слайд № 12

Культура -области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умений и знаний).

Приложение №2. (Текст  «Жизнь во взаимосвязи и движении» ).

Слайд №13

Закрепление изученного материала

  1. «Выберите правильный ответ».

Учащиеся  выполняют тестовые задания

Слайд № 14-15

Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились на уроке?

- Над чем работали?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Домашнее задание

- § 1, с. 10 – 15, пересказ;

-

Записывают домашнее задание в дневник

Слайд № 16

Рефлексия

- Вам понравился урок?

-Какой раздел вам был более интересен?

Учащиеся  отвечают на вопросы

Слайд №17

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67759520-a082-4de4-84eb-15359b286606/START.swf
  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72a9a4e2-a209-49e6-b147-8dc2c0704007/16.swf
  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72a9a4e2-a209-49e6-b147-8dc2c0704007/16.swf (кроссворд)

Тема: «Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество  и природа. Общество и культура»

Класс: 10

Цель урока:

  • систематизировать основное содержание понятий «общество», «природа», «культура», «общественные отношения» как в широком, так и узком смысле;
  • формирование значимости научных знаний и методов познания действительности, готовности руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; необходимых моральных ориентиров; экологической культуры;
  • формирование умения получать, обобщать, систематизировать информацию из разнообразных источников; умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера; умения формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, задавать вопросы и отвечать на них;

Оборудование:

Презентация, приложение 1-4

Техническое обеспечение:

Мультимедийный проектор, экран, компьютер.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

     Приветствие учащихся

     Проверка присутствующих,

     отсутствующих.

Приветствие учителя

Актуализация знаний

- Сколько смыслов у понятия «общество»?

- Что  вы понимаете  под обществом?

Прочтите еще раз (на слайде) определение понятия «общество». Обратите внимание на то, что  общество – это обособившаяся от природы часть мира.

- Что значит «обособившаяся» часть?

- В чем состоит обособление? Почему развитие общества невозможно без естественных предпосылок, прежде всего без учета природных условий?

Именно на эти вопросы мы сегодня постараемся найти ответы. А также рассмотрим взаимосвязь общества с природой и культурой. Учимся работать самостоятельно с тестовыми заданиями, документальным материалом; анализировать, высказывать свою точку зрения.

Ответы учащихся (на основе ранее полученных знаний)

Выделившийся, отгородившийся, отделившийся

Ответы учащихся

Слайд № 1

Слайд №2

Слайд №3

Оформление тетрадей

Тема нашего урока «Что такое общество»

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Слайд №4

Формирование новых знаний

Между людьми в обществе в процессе общения или совместной деятельности, возникают отношения. Такие отношения называют «общественными»

? Определите все ли отношения  можно считать «общественными»?

А теперь давайте выясним, почему общество так связано с природой, в чем проявляется эта взаимосвязь.

? Пользуясь материалом учебника  заполните таблицу «Взаимодействие человека и животных с окружающей средой»

- Каким образом природа  связана с обществом?

Природа

(в широком смысле) ( в узком смысле)

весь мир в много-       биосфера,              

образии его форм       естественные          

                                      условия жизни    

                                      общества,

                                      человека

-  Каковы пути взаимодействия человека на природу вы можете назвать?

Таким образом, говоря об обособлении общества и природы, мы имеем ввиду, присущие ему особенные  черты, а также неразрывность природы и процессов ее естественного развития.

? Аргументируйте высказывание     В.Г. Белинскго, используя раздаточный материал из хрестоматий.

Чтобы стать человеком трудолюбивым, творческим, прекрасным, надо заниматься самовоспитанием, формировать свои способности в любом виде деятельности. В стремлении человека к красоте, к полной самореализации и счастливой жизни,  большую роль играет общество, в котором мы живем. Человек создает тем самым свою нужность обществу, а общество нуждается в созидательной активности личности.

В.Г.Белинский прав в том, что «общество развивает и образует» человека.

Таким образом, с понятием «общество» связано  и понятие «культура».

- Что дает обществу культура?

Работая с документом, ответьте на вопросы:

- Что такое «культурные универсалии»?

- Что дает обществу культура?

Задание «Подумаем»:

- Кто из собеседников, на ваш взгляд, более точно использует понятие «культура»?

Записывают понятие в тетрадь

Работают с текстом учебника стр.10 (4-5 абзац  «Но не все…»).

 Ответы учащихся  

Работа с текстом стр. 8-10, заполняют сравнительную таблицу.

Проверка и анализ таблицы

Записывают понятие «природа» в тетрадь

Ответы учащихся, анализ изображенного на слайдах. Высказывают своё мнение на данную проблему.

Работают с раздаточным материалом  «Мысли мудрых»:

-чтение документа;

- ответы на вопросы;

- высказывают свою точку зрения на проблему.

Записывают новое понятие  «культура» в тетрадь.

Ответы учащихся (предположения)

Учащиеся работают с дополнительным материалом. Ответы подтверждают текстом документа.

Учащиеся выполняют задание, доказывая свою точку зрения по проблеме.

Слайд №5

Общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, политической, социальной,  культурной жизни и деятельности.

Слайд №5 – задание

Слайд №6 – таблица

Слайд №7 – заполненная таблица для проверки

На доске таблица «Природа»

Слайд №8 –

Природа - материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук.

Слайд №9-10

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67759520-a082-4de4-84eb-15359b286606/START.swf

Приложение № 1.

Слайд №11 «Мысли мудрых»

Слайд № 12

Культура -области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умений и знаний).

Приложение №2. (Текст  «Жизнь во взаимосвязи и движении» ).

Слайд №13

Закрепление изученного материала

  1. «Выберите правильный ответ».
  2. Тестовые задания ЕГЭ.

Учащиеся  выполняют тестовые задания

Слайд № 14-15

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72a9a4e2-a209-49e6-b147-8dc2c0704007/16.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72a9a4e2-a209-49e6-b147-8dc2c0704007/16.swf

Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились на уроке?

- Над чем работали?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Домашнее задание

- § 1, с. 10 – 15, пересказ;

- задания ЕГЭ, часть «С» (С8.1 или С8.2);

- выучить термины по теме.

Записывают домашнее задание в дневник

Слайд № 16

Рефлексия

- Вам понравился урок?

-Какой раздел вам был более интересен?

-  Мне было приятно с вами работать сегодня на уроке.

-Спасибо за урок!!!

Учащиеся  отвечают на вопросы

Слайд №17

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67759520-a082-4de4-84eb-15359b286606/START.swf
  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72a9a4e2-a209-49e6-b147-8dc2c0704007/16.swf
  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72a9a4e2-a209-49e6-b147-8dc2c0704007/16.swf (кроссворд)


Приложение №1.

 Задание 1 :  На основании текстов, вопросов и заданий к текстам аргументируйте высказывание В.Г. Белинского «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

Группа 1.

Хрестоматия : Душа народа. Паустовский Г. К. (\Rea_243.xml)

--------------------------------------------------------------------------------

Душа народа

           К. Г. Паустовский – русский писатель.

           Кто дал право человеку калечить и безобразить землю?.. Есть вещи,

 которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно

 понять... что могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в

 душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы

 достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная

 природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда

 не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву

 принадлежит не только нам, но и им.

    Паустовский К. Г. Повесть о лесах // Собр. соч. В 3 т.– М., 1982.– Т. 3.–

 С. 19–20.

           Вопросы и задания

           1. Сформулируйте главную идею этого фрагмента.

           2. О какой особой роли природы в жизни человека и общества идет речь

 в данном фрагменте? Свой ответ обоснуйте, используя известные вам факты из

 жизни и творчества писателей, поэтов, художников.

   

Группа 2.

Хрестоматия : Человек и природа. Андреева Е. К. (\Rea_328.xml)

           Е. К. Андреева – современный психолог и педагог.

           Погруженные в многообразие природы, люди долгие века видели только

 множество, не замечая единства этого многообразия, и пребывали в убеждении,

 что биосфера Земли неисчерпаема, что потреблять ее можно неограниченно. По

 мере развития цивилизации и роста городов человек все более отходил от

 природных условий жизни, все больше «отчуждался» от природы и стал относиться

 к живым существам как к вещам, используя их для своего удобства, как

 пользуются вещами. Но даже с созданными им вещами, количество которых никогда

 не воспринималось как неисчерпаемое, человек обращался бережней, чем с живой

 природой. Не увидев своего единства с окружающим миром живого, человек

 поставил себя над ним и стал бездумно и расточительно «покорять» природу, т.е.

 потреблять ее, не считаясь с ней и ее законами. < ... >

           Теперь, когда наступила «вторая и третья очередь» последствий наших

 «побед», мы спохватились и увидели, что мы вовсе не «хозяева» и не «цари», что

 природа, биосфера – это такой же единый, тонко сбалансированный организм, как

 и наш собственный, состоящий из миллионов отдельных организмов – клеток.

 Только «клетками» биосферы являются ее живые существа – от бактерий до

 человека. Мы с большим опозданием поняли, что являемся частью единого

 организма природы и целиком зависим от нее, а потому деградация природы

 означает нашу собственную деградацию, а гибель ее была бы нашей гибелью.

    Андреева Е. К. Союз с природой. – М., 1985, – С. 4, 5.

           Вопросы и задания

           1. Почему, по мнению автора, человек бережнее обращался с созданными

 им вещами, чем с живой природой?

           2. Как понимает автор выражение «покорять природу»? Разделяете ли вы

 эту точку зрения? Свое мнение поясните.

           3. Опираясь на знания различных школьных дисциплин, приведите

 доказательства того, что природа является тонко сбалансированным организмом.

Приложение №2.

Задание 2:

  1. что называется культурными универсалиями?
  2. используя учебник с.13 абз.2,3, текст   Жизнь во взаимосвязи и движении  ответьте на вопрос: что дает обществу культура?

Текст  Жизнь во взаимосвязи и движении 

Л. Н. Гумилев (19121992) отечественный ученый, историк, географ, этнограф.

В те века, когда начиналась история нашей Родины и ее народов, человечество населяло Землю крайне неравномерно. При этом одни народы жили в горах, другие — в степях или глухих лесах, третьи — на берегах морей. И все создавали совершенно особые культуры, непохожие друг на друга, но связанные с теми ландшафтами, которые их кормили. Понятно, что лесовики могли продуктивно заниматься охотой, например добывать меха, и, продавая их, получать все то, чего им не хватало. Но этого не могли делать ни обитатели знойного Египта, где пушных животных не было, ни насельники Западной Европы, где горностаи были столь редки, что их мех шел лишь на королевские мантии, ни степняки, занимавшиеся скотоводством. Зато у степняков было в изобилии молоко и мясо, они делали вкусный и питательный непортящийся сыр и могли продавать его. Кому? Да лесовикам, изготавливавшим из дерева телеги, на которых могли ездить степняки. А самое главное, обитатели лесов делали деготь, без которого не вращались колеса степных телег. У жителей Средиземноморского побережья имелись великолепная рыба и оливки, на склонах Апеннин и Пиренеев паслись козы. Итак, у каждого народа был свой способ ведения хозяйства, свой способ поддержания жизни. <...>

Разнообразие ландшафтов Евразии благотворно влияло на этногенез ее народов. Каждому находилось приемлемое и милое ему место: русские осваивали речные долины, финно-угорские народы и украинцы — водораздельные пространства, тюрки и монголы — степную полосу, а палеоазиаты — тундру. И при большом разнообразии географических условий для народов Евразии объединение всегда оказывалось гораздо выгоднее разъединения. Дезинтеграция лишала силы, сопротивляемости; разъединиться в условиях Евразии значило поставить себя в зависимость от соседей, далеко не всегда бескорыстных и милостивых. Поэтому в Евразии политическая культура выработала свое, оригинальное видение путей и целей развития.

Гумилев Л. Н. От Руси к России: очерки этнической истории.— М.,  1992,— С. 20, 298.

Вопросы и задания:

1. Найдите в тексте учебника определение культуры. Соответствует ли оно представлениям автора документа?

2. Как культуры народов, названных Л. Н. Гумилевым, были связаны с природными условиями их жизни?

3. Существует ли связь между развитием хозяйства каждого народа и экономическими отношениями между народами? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст документа.

4. На примере народов Евразии проследите влияние природных условий на политическую сферу жизни общества. Какая фраза в приведенном фрагменте является ключевой для ответа на данный вопрос?

 

                                                                                Приложение №3

Материал для контроля и закрепления изученного.

1.Выполните тестовые задания. Выберите правильный ответ.

1.        Общество — это:

а)        естественные условия существования человека

б)        обособившаяся от природы, но тесно взаимосвя-

занная с ней часть материального мира.

в)        искусственные условия существования человека

2.        Природа — это:

а)        ресурсы, необходимые человеку в производст-
венной деятельности и в повседневной жизни

б)        неисчерпаемая кладовая ресурсов

в) связь между явлениями в окружающей среде

3.        Все живое на Земле:

а)        находится в противоречии друг с другом

б)        связано Природным родством

в)        связано кровным родством

4.        Вторжение человека в природу может привести к:

а)        ее уничтожению

б)        установлению контроля над ней

и) разрушению единства природных процессов

Приложение №4

 Задания ЕГЭ.

        А1. Общество- это:

  1. материальный мир в целом
  2. часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним
  3. часть природы
  4. часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней.

А2. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. В самом широком смысле общество- это окружающий человека материальный мир.

В. Понятие «общество» в широком смысле и понятие «природа» равнозначны.

  1. верно только  А
  2. верно только Б
  3. верно и А, и  Б
  4. оба суждения неверны.

А3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А.Понятие «общество» охватывает все способы и формы взаимодействия людей.

Б.Понятие «общество» применяется , в частности, для обозначения исторических этапов развития человечества.

  1. верно только  А
  2. верно только Б
  3. верно и А, и  Б
  4. оба суждения неверны.

А4. В наиболее общем виде под культурой понимают:

  1. сложные формы поведения людей и животных
  2. все виды преобразовательной деятельности человека
  3. уровень взаимопонимания и уважения людей
  4. деятельность в сфере искусства и ее результаты

А5. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

  1. Действие механизмов наследственности
  2. Работа органов чувств
  3. Обменные процессы
  4. Творческая активность

В1.  Запишите слово, пропущенное в схеме.


Приложение №1.

 Задание 1 :  На основании текстов, вопросов и заданий к текстам аргументируйте высказывание В.Г. Белинского «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

Группа 1.

Хрестоматия : Душа народа. Паустовский Г. К. (\Rea_243.xml)

--------------------------------------------------------------------------------

Душа народа

           К. Г. Паустовский – русский писатель.

           Кто дал право человеку калечить и безобразить землю?.. Есть вещи,

 которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно

 понять... что могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в

 душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы

 достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная

 природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда

 не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву

 принадлежит не только нам, но и им.

    Паустовский К. Г. Повесть о лесах // Собр. соч. В 3 т.– М., 1982.– Т. 3.–

 С. 19–20.

           Вопросы и задания

           1. Сформулируйте главную идею этого фрагмента.

           2. О какой особой роли природы в жизни человека и общества идет речь

 в данном фрагменте? Свой ответ обоснуйте, используя известные вам факты из

 жизни и творчества писателей, поэтов, художников.

   

Группа 2.

Хрестоматия : Человек и природа. Андреева Е. К. (\Rea_328.xml)

           Е. К. Андреева – современный психолог и педагог.

           Погруженные в многообразие природы, люди долгие века видели только

 множество, не замечая единства этого многообразия, и пребывали в убеждении,

 что биосфера Земли неисчерпаема, что потреблять ее можно неограниченно. По

 мере развития цивилизации и роста городов человек все более отходил от

 природных условий жизни, все больше «отчуждался» от природы и стал относиться

 к живым существам как к вещам, используя их для своего удобства, как

 пользуются вещами. Но даже с созданными им вещами, количество которых никогда

 не воспринималось как неисчерпаемое, человек обращался бережней, чем с живой

 природой. Не увидев своего единства с окружающим миром живого, человек

 поставил себя над ним и стал бездумно и расточительно «покорять» природу, т.е.

 потреблять ее, не считаясь с ней и ее законами. < ... >

           Теперь, когда наступила «вторая и третья очередь» последствий наших

 «побед», мы спохватились и увидели, что мы вовсе не «хозяева» и не «цари», что

 природа, биосфера – это такой же единый, тонко сбалансированный организм, как

 и наш собственный, состоящий из миллионов отдельных организмов – клеток.

 Только «клетками» биосферы являются ее живые существа – от бактерий до

 человека. Мы с большим опозданием поняли, что являемся частью единого

 организма природы и целиком зависим от нее, а потому деградация природы

 означает нашу собственную деградацию, а гибель ее была бы нашей гибелью.

    Андреева Е. К. Союз с природой. – М., 1985, – С. 4, 5.

           Вопросы и задания

           1. Почему, по мнению автора, человек бережнее обращался с созданными

 им вещами, чем с живой природой?

           2. Как понимает автор выражение «покорять природу»? Разделяете ли вы

 эту точку зрения? Свое мнение поясните.

           3. Опираясь на знания различных школьных дисциплин, приведите

 доказательства того, что природа является тонко сбалансированным организмом.

Приложение №2.

Задание 2:

  1. что называется культурными универсалиями?
  2. используя учебник с.13 абз.2,3, текст   Жизнь во взаимосвязи и движении  ответьте на вопрос: что дает обществу культура?

Текст  Жизнь во взаимосвязи и движении 

Л. Н. Гумилев (19121992) отечественный ученый, историк, географ, этнограф.

В те века, когда начиналась история нашей Родины и ее народов, человечество населяло Землю крайне неравномерно. При этом одни народы жили в горах, другие — в степях или глухих лесах, третьи — на берегах морей. И все создавали совершенно особые культуры, непохожие друг на друга, но связанные с теми ландшафтами, которые их кормили. Понятно, что лесовики могли продуктивно заниматься охотой, например добывать меха, и, продавая их, получать все то, чего им не хватало. Но этого не могли делать ни обитатели знойного Египта, где пушных животных не было, ни насельники Западной Европы, где горностаи были столь редки, что их мех шел лишь на королевские мантии, ни степняки, занимавшиеся скотоводством. Зато у степняков было в изобилии молоко и мясо, они делали вкусный и питательный непортящийся сыр и могли продавать его. Кому? Да лесовикам, изготавливавшим из дерева телеги, на которых могли ездить степняки. А самое главное, обитатели лесов делали деготь, без которого не вращались колеса степных телег. У жителей Средиземноморского побережья имелись великолепная рыба и оливки, на склонах Апеннин и Пиренеев паслись козы. Итак, у каждого народа был свой способ ведения хозяйства, свой способ поддержания жизни. <...>

Разнообразие ландшафтов Евразии благотворно влияло на этногенез ее народов. Каждому находилось приемлемое и милое ему место: русские осваивали речные долины, финно-угорские народы и украинцы — водораздельные пространства, тюрки и монголы — степную полосу, а палеоазиаты — тундру. И при большом разнообразии географических условий для народов Евразии объединение всегда оказывалось гораздо выгоднее разъединения. Дезинтеграция лишала силы, сопротивляемости; разъединиться в условиях Евразии значило поставить себя в зависимость от соседей, далеко не всегда бескорыстных и милостивых. Поэтому в Евразии политическая культура выработала свое, оригинальное видение путей и целей развития.

Гумилев Л. Н. От Руси к России: очерки этнической истории.— М.,  1992,— С. 20, 298.

Вопросы и задания:

1. Найдите в тексте учебника определение культуры. Соответствует ли оно представлениям автора документа?

2. Как культуры народов, названных Л. Н. Гумилевым, были связаны с природными условиями их жизни?

3. Существует ли связь между развитием хозяйства каждого народа и экономическими отношениями между народами? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст документа.

4. На примере народов Евразии проследите влияние природных условий на политическую сферу жизни общества. Какая фраза в приведенном фрагменте является ключевой для ответа на данный вопрос?

 

                                                                                Приложение №3

Материал для контроля и закрепления изученного.

1.Выполните тестовые задания. Выберите правильный ответ.

1.        Общество — это:

а)        естественные условия существования человека

б)        обособившаяся от природы, но тесно взаимосвя-

занная с ней часть материального мира.

в)        искусственные условия существования человека

2.        Природа — это:

а)        ресурсы, необходимые человеку в производст-
венной деятельности и в повседневной жизни

б)        неисчерпаемая кладовая ресурсов

в) связь между явлениями в окружающей среде

3.        Все живое на Земле:

а)        находится в противоречии друг с другом

б)        связано Природным родством

в)        связано кровным родством

4.        Вторжение человека в природу может привести к:

а)        ее уничтожению

б)        установлению контроля над ней

и) разрушению единства природных процессов

Приложение №4

 Задания ЕГЭ.

        А1. Общество- это:

  1. материальный мир в целом
  2. часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним
  3. часть природы
  4. часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней.

А2. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. В самом широком смысле общество- это окружающий человека материальный мир.

В. Понятие «общество» в широком смысле и понятие «природа» равнозначны.

  1. верно только  А
  2. верно только Б
  3. верно и А, и  Б
  4. оба суждения неверны.

А3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А.Понятие «общество» охватывает все способы и формы взаимодействия людей.

Б.Понятие «общество» применяется , в частности, для обозначения исторических этапов развития человечества.

  1. верно только  А
  2. верно только Б
  3. верно и А, и  Б
  4. оба суждения неверны.

А4. В наиболее общем виде под культурой понимают:

  1. сложные формы поведения людей и животных
  2. все виды преобразовательной деятельности человека
  3. уровень взаимопонимания и уважения людей
  4. деятельность в сфере искусства и ее результаты

А5. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

  1. Действие механизмов наследственности
  2. Работа органов чувств
  3. Обменные процессы
  4. Творческая активность

В1.  Запишите слово, пропущенное в схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общество как форма жизнедеятельности людей

презентация обществознание 8 класс...

ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

1. Что мы называем обществом.2. Основные сферы жизни общества.3. Ступени развития общества...

Презентация к уроку на тему:"Общество как форма жизнедеятельности людей" (8 класс)

Презентация к уроку на тему:"Общество как форма жизнедеятельности людей" составлена к учебнику  Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ под ред. Л.Н. Боголюбова /...

Общество как форма жизнедеятельности людей.

Презентация к учебнику Л.Н.Боголюбова...

Общество как форма жизнедеятельности людей

Презентация для интерактивной доски по теме "Общество как форма жизнедеятельности людей". По учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, 8 класс....