ПРОГРАММА элективного курса «ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ»
элективный курс по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Неотъемлемой частью профильного обучения в старшей школе является организация элективных курсов с целью выбора старшеклассником из предложенного набора тех, которые ему интересны или нужны.

Элективный  курс  «Главные вопросы экономики» является адаптированным, входит в образовательную область «Обществознание». Данный предмет около 70% обучающихся выбирают как обязательный  предмет по выбору для сдачи ЕГЭ. Программа разработана на два учебных года (10-й, 11-й классы), из расчета 34 часа.  Занятия проводятся один раз в неделю по 0,5 час. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rla.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа                                                       Утверждаю к использованию

утверждена на заседании                                              в образовательном процессе

методического объединения                                        Директор  ГБОУ СОШ № 11 г.  Кинеля

учителей ________________                                        __________________ О. А. Лозовская

протокол №  от __________

Руководитель МО учителей                                         «_____» ______________          г.

_______________________

         Ф  И  О

«___» __________      г.

ПРОГРАММА

элективного  курса

«ГЛАВНЫЕ  ВОПРОСЫ  ЭКОНОМИКИ»

для осуществления профильной  подготовки

  обучающихся старшей школы

Направленность элективного курса:  углубление отдельных тем обязательных предметов федерального  компонента и обязательных предметов по выбору

Автор программы:

Рохлина Людмила Алексеевна,

учитель истории и обществознания

 ГБОУ  СОШ № 11 города Кинеля

 Самарской области

Кинель, 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Неотъемлемой частью профильного обучения в старшей школе является организация элективных курсов с целью выбора старшеклассником из предложенного набора тех, которые ему интересны или нужны. 

Элективный  курс  «Главные вопросы экономики» является адаптированным, входит в образовательную область «Обществознание». Данный предмет около 70% обучающихся выбирают как обязательный  предмет по выбору для сдачи ЕГЭ. Программа разработана на два учебных года (10-й, 11-й классы), из расчета 34 часа.  Занятия проводятся один раз в неделю по 0,5 час.

В 10-11 классах ведущей целью   элективного   курса  является расширение, углубление знаний в образовательной области «Обществознание», выработка специфических умений и навыков в рамках выбранного профиля.

В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию. Экономика исследует проблемы, касающиеся всех людей без исключения, поэтому знания экономики становятся важным элементом для старшеклассников.  И  это отражение  не только того факта, что на итоговых государственных экзаменах требуются знания по экономике. Куда важнее то, что экономические знания становятся неотъемлемой частью общего образования молодежи.

Взаимосвязь экономики с математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием и другими школьными дисциплинами позволяет создать у обучающегося адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного, всесторонне образованного человека.

Данный элективный  курс обеспечивает обучающимся:

•    право на получение среднего (полного) образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, с учетом их запросов и интересов;

•    повышенный уровень подготовки по избранному ими профилю;

•    развитие творческих способностей в соответствии с их интересами и склонностями;

•    формирование у обучающихся навыков самостоятельной и научно-исследовательской работы;

•    непрерывность между программами общего и профессионального образования.

Цели  элективного курса «Главные вопросы экономики»:

1. Сформировать знания по главным вопросам экономики.  

2. Привить навыки рационального экономического поведения.

3. Формировать навыки самостоятельного принятия нестандартных решений в ситуациях экономического характера.

4. Создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной  практической деятельности.

В результате изучения данного курса обучающиеся должны знать:

- основные понятия экономики как науки и экономики как хозяйства, микроэкономику, макроэкономику;  

- основные вопросы экономики и различные способы их решения;  понятия «альтернативная стоимость», «собственность», «экономическая система», «разделение труда», «специализация», «обмен»;

- типы экономических систем, типы (формы) собственности;  понятия спроса и предложения, законы спроса и предложения;

-  механизм формирования рыночных цен;  

- факторы, влияющие на спрос и предложение;

- законы спроса и предложения;

- механизм формирования рыночных цен;

- понятие «рыночное равновесие»;  

- сущность конкуренции;  

- рыночный механизм принятия решений, его достоинства и слабые стороны;  

-  цели и функции государства в экономике;

- основные источники доходов семьи;

- методы государственного регулирования доходов;

- формы социальной поддержки малообеспеченных слоёв населения;

-  социально-экономические последствия неравенства доходов;  

- понятия «факторы производства», «затраты»,  «выручка»,  «прибыль», «государственный бюджет», «дефицит»;  

- источники покрытия дефицита государственного бюджета;  различия между бухгалтерскими  и экономическими затратами;

- основные источники доходов и главные статьи расходов государства; источники покрытия дефицита государственного бюджета;  

- устройство налоговой системы России;  

- природу и функции денег в экономике;

- Функции Центрального банка России;

- возможные причины инфляции и социально-экономические последствия инфляции.

Обучающиеся  должны уметь:

- определять альтернативную стоимость на простых примерах;  принимать решения в типичных жизненных ситуациях с учётом альтернативной стоимости;  приводить примеры элементов экономических систем;  приводить примеры разных типов собственности;  приводить примеры специализации  и разделения труда;  объяснять взаимовыгодность добровольного обмена;  читать и строить шкалу  и график спроса и предложения на условных примерах;  различать изменения  величины спроса и предложения;  находить на условных примерах равновесную цену;  объяснять действия рыночного механизма на условных примерах;  анализировать статистику о доходах населения и приводить примеры социальной защиты в России и других странах;  составлять семейный бюджет;  вычислять простые случаи  затраты на производство, выручку, валовую и чистую прибыль; приводить примеры случаев несостоятельности рынка;  считать простую налоговую ставку;  вычислять  сумму банковского процента;  объяснять, кто выигрывает, а кто проигрывает от инфляции;  анализировать экономические проблемы в стране.

Основные принципы обучения:

- связь обучения с практикой. Ученики используют полученные знания в решении практических задач; анализируют примеры и экономические ситуации из реальной жизни;

- наглядности. В процессе обучения дети наблюдают, анализируют, рассматривают практические примеры;

- сознательности и активности обучающихся в обучении. В процессе обучения дети решают проблемные ситуации, ищут выход из них;

- доступности. Материал излагается в доступной форме. Часть занятий сопровождается слайдовыми презентациями. Используется раздаточный, наглядный материал.

Планируемый результат

  1. Структура программы носит теоретический и практический характер. То есть занятия проводятся по типу лекций, практических и творческих заданий (задачи на мышление, составление экономического кроссворда,  составление задач по подобию, деловые игры и др.)
  2. Изучение курса в 10-м классе завершается подготовкой обучающимися проектной работы по ведущим экономическим проблемам общества: спрос и предложение труда в России, как формируется рынок капитала, природные ресурсы как факторы производства сегодня в нашей стране, становление рынка земли в России, уроки аграрной реформы П.А. Столыпина,  значение прибыли для развития страны. В работах обосновываются экономические проблемы, определяется их важность,  как для общества, так и лично для каждого.  В 11-м классе обучающиеся сдают зачет по программе двух лет обучения.
  3. Изучение курса «Главные вопросы экономики»  должно привести к появлению и развитию категории экономически грамотных людей, адекватно оценивающих современную действительность, с чувством собственного достоинства. Именно такие люди должны стать основой нашего государства в будущем.

В состав учебно-методического комплекса  входят:

1. Учебник: И.В. Липсиц. Экономика. Базовый курс: учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений – 6-е изд. – М.: Вита-Пресс, 20011

 2.  Янова В.В. Экономика. Учебное пособие. – М.:  «Экзамен», 20012

3.  Экономическая энциклопедия

4. Корниенко О.В. Экономика. Учебное пособие. – М.: «МарТ», 2012

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

10-й класс

Тема 1. Экономика: наука и хозяйство 

Вводится понятие экономики как науки и как хозяйства. Рассматриваются понятия микроэкономики и макроэкономики. Выясняется значение экономики.

Тема 2. Альтернативная стоимость. Экономический практикум

Вводится понятие «альтернативная стоимость». Решение экономических задач: имея определенную сумму денег, ученик стоит перед выбором: объяснение выбора и сравнение своего выбора с выбором одноклассников.

Тема 3. Основы экономического анализа и принятие решений

Рассматривается маржинальный принцип анализа и принятия экономических решений. Важность разделения труда и специализации, взаимосвязь между ними. Обмен и взаимовыгодность добровольного обмена.

Тема 4.  Модели экономических систем. Российская модель переходной экономики

Национальные модели организации хозяйства (американская, шведская, японская). Российская модель переходной экономики. Основные условия формирования  рыночной экономики в России.

Тема 5. Экономический тренинг

Экономический тренинг состоит:

- из определений ключевых вопросов  и понятий: экономика, микроэкономика, макроэкономика, маржа, модели экономических систем;

- практических заданий;

- тестовых заданий.

Тренинг разбит на два варианта.  

Проводится  под руководством учителя.

Тема 6. Спрос

Рассматриваются понятия «спрос» и «величина спроса». Величина спроса представлена в виде кривой спроса, позволяющей ответить на вопросы:

- какова будет величина спроса при различных уровнях цен?

- как изменится величина спроса при некотором изменении цены? Эластичность спроса по цене.

Тема 7. Спрос. Решение практических задач

Построение кривой спроса. Группа разбивается на подгруппы, которым предложены однотипные задания, цель заданий: выяснить изменение кривой спроса в зависимости от доходов населения и определить эластичность спроса по изменению общей выручки.

Тема 8. Предложение

Вводится понятие «предложение», «величина предложения», «шкалы предложения». Построение кривой предложения. Рассматриваются факторы, влияющие на предложение. Предложение может быть индивидуальным и общим. Эластичность предложения по цене.

Тема 9.  Предложение. Решение практических задач

Учитель приводит примеры эластичности предложения по цене на примерах из жизни (цена велосипеда и возможный объем производства и т.п). Обучающиеся по подобию составляют свои задачи с прогнозом ожидаемой выручки.

Тема 10. Взаимодействие спроса и предложения

Вводятся понятия «рыночная цена», «избыток», «дефицит», «равновесная цена». Рассматриваются  вопросы влияния изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество, неравновесные ситуации. Что такое фиксированная цена.

Тема 11. Экономический тренинг

 Работа в группах. Задания:

- объяснить ключевые слова по разделу: спрос, платежеспособный спрос, закон спроса, кривая спроса, объём спроса, предложение, кривая предложения, объём предложения, объем продаж, эластичность спроса и предложения, цена, равновесная цена, цена «пола» и «потолка»;

- тестовые задания: выбрать правильный ответ из предложенных вариантов;

- решение кроссворда

Тема 12. Потребление и производство

Вводятся понятия «потребление», «потребитель»,  «производство». Рассматриваются вопросы  факторов производства и закон  возрастания потребностей.

Тема 13. Неравенство доходов и его последствия 

Выявление причин неравенства доходов. Рассматривается механизм  регулирования дифференциации доходов.

Тема 14. Источники семейных доходов. Занятие-практикум

Рассматриваются вопросы семейного дохода и расхода, как формируется семейный бюджет. Проводится практический анализ уровня доходов семьи в разных странах.

Тема 15. Рынки факторов производства и их особенности

Проводится исследование ресурсного рынка. Рассматриваются особенности рынка труда, рынка капитала, земли как  фактора производства. Занятие завершается блиц-опросом (да\нет)

Тема 16. Предпринимательство как фактор производства

Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое. Проводится количественная оценка прибыли. Издержки: экономические и бухгалтерские, средние и маржинальные. Из чего формируются запасы.

Тема 17. Защита проектных работ 

Изучение курса в 10-м классе завершается подготовкой обучающимися проектной работы по ведущим экономическим проблемам общества: спрос и предложение труда в России, как формируется рынок капитала, природные ресурсы как факторы производства сегодня в нашей стране, становление рынка земли в России, уроки аграрной реформы П.А. Столыпина,  значение прибыли для развития страны. В работах обосновываются экономические проблемы, определяется их важность,  как для общества, так и лично для каждого.

11-й класс

Тема 1. Рынок и государство

Разбирается понятие «экономические свободы». Выделяется  роль государства в защите  «экономических свобод». Рассматривается необходимость участия государства в экономических процессах.

Тема 2.  Формы и виды собственности

Работа ведется с Гражданским  кодексом РФ. Рассматриваются формы собственности: государственная, собственность республик,  областей, интеллектуальная, промышленная, коллективная,  муниципальная, общественных объединений, частная и др. (ГК  РФ ст. 125, 213, 214, 294, 296 и др.).

Тема 3. Общественное производство

Вводится конкретное понятие «производство». Рассматривается взаимодействие человека с природой – процесс труда. Совокупность производственных сил и производственных отношений. Основные стадии кругооборота экономических благ. Производство материальное и нематериальное.

Тема 4. Налоги и налогообложение

Рассматриваются понятия «финансы», «налогообложение», «налоги», «госбюджет». Выделяются виды и функции налогов. Структура налоговой системы в России.

Тема 5. Решение  практических задач

Каждый обучающийся получает индивидуальную карточку с  практическим заданием: вычислить налоговую ставку.

Тема 6. Конкуренция и монополия

Условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и её сущность. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование. Рыночная власть.

Тема 7. Экономический тренинг

Проводится по вариантам. Задания:

- определение ключевых понятий по теме: «Конкуренция и монополия»;

- выбор правильных ответов из тестов;

- решение экономического кроссворда

Тема 8. Предприятие (фирма) в сфере рыночных отношений

Сущность и основные черты предприятия (фирмы). Классификация предприятий (фирм). Организационно-правовые формы предприятий. Юридические лица и их регистрация. Банкротство, его причины  и последствия.

Тема 9.  Экономический тренинг

Работа в группах. Выполнение практических заданий. Составление экономического кроссворда с использованием терминов: предприятие, фирма, организация, учреждение, работник, служащий, специалист, товарищество, общество, кооператив, интеграция, картель, синдикат, пул, холдинг, трест, концерн.

Тема 10. Издержки предприятия и его результаты

Экономическое содержание издержек.  Виды и структуры издержек предприятия.  Себестоимость и классификация затрат.  Выручка  и прибыль.

Тема 11. Экономический тренинг

Устный опрос по теме: «Издержки предприятия и его результаты». Краткие выводы: издержки производства, классификация издержек, что отражает себестоимость, от чего зависит доход, цель деятельности предприятия.

Тема 12. Законы денежного обращения 

Рассматриваются понятия: «денежная масса», «скорость обращения денег». Вводится уравнение И.Фишера.

Тема 13. «Деньги, деньги, деньги». Деловая игра.

Командная деловая игра. Ведущие – из числа обучающихся. Этапы игры: история денег, деньги ведущих держав, отгадать загадки, «деньги любят счёт», решение задач.

Тема 14. Причины появления и виды банков

Выявление причин появления банков. Виды банков. Структура денежной массы. Объяснение понятия «банк».

Тема 15. Кредитование

Рассматриваются  причины  и принципы кредитования.

Тема 16. Инфляция. Причины и виды инфляции

Рассматривается понятие «инфляция». Определение причин и видов инфляции.

Тема 17. Зачёт.

Зачёт проводится по разделам: микроэкономика и макроэкономика.

Задания по вариантам:

- ведущие экономические термины;

- практическая задача;

- тест (два варианта);

- решение кроссворда.

Тема

Количество часов:

Формы контроля

Всего

аудиторных

практи-ческих

10 класс

Экономика: наука и хозяйство

1

1

Устный опрос

Альтернативная стоимость Экономический практикум

1

1

Выполнение практических заданий

Основы экономического анализа и принятие решений

1

1

Решение задач

Модели экономических систем. Российская модель переходной экономики

1

1

Работа по карточкам

Экономический тренинг

1

1

Тестовые задания

Спрос

1

1

Устный опрос

Спрос

1

1

Решение практических задач

Предложение

1

1

Устный опрос

Предложение

1

1

Решение практических задач

Взаимодействие спроса и предложения

1

1

Самостоятельная работа

Экономический тренинг

1

1

Тестовые задания

Потребление и производство

1

1

Устный опрос

Неравенство доходов и его последствия

1

1

Практические задания

Источники семейных доходов. Занятие-практикум

1

1

Практическая работа

Рынки факторов производства и их особенности

1

1

Блиц-опрос

Предпринимательство как фактор производства

1

1

Устный опрос

Защита проектных работ

1

1

Контрольный срез знаний

Итого

17

10

7

11 класс

Рынок и государство

1

1

Устный опрос

Формы и виды собственности

1

1

Работа по карточкам

Общественное производство

1

1

Устный опрос

Налоги и налогообложение

1

1

Работа по карточкам

Практикум

1

1

Решение  практических задач

Конкуренция и монополия

1

1

Устный опрос

Экономический тренинг

1

1

Практическая работа

Предприятие (фирма) в сфере рыночных отношений

1

1

Выполнение тестовых заданий

Экономический тренинг

1

1

Контрольные вопросы

Издержки предприятия и его результаты

1

1

Тест

Экономический тренинг

1

1

Практические задачи

Законы денежного обращения

1

1

Работа по карточкам

«Деньги, деньги, деньги». Деловая игра

1

1

Выполнение практических заданий

Причины появления и виды банков

1

1

Устный опрос

Кредитование

1

1

Решение практических задач

Инфляция. Причины и виды инфляции

1

1

Блиц-опрос

Зачёт

1

1

Контрольный  срез знаний

Итого

17

11

6

Всего

34

21

13

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ