Тренировочное задание для подготовке к ЕГЭ по теме "Познание"
тренажёр по обществознанию (10 класс) на тему

Еременко Надежда Александровна

Тренировочное задание для подготовке к ЕГЭ по теме "Познание" по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренировочные  задания  для  подготовки к ЕГЭ  по  обществознанию

  по  теме   «Познание»

Задание   25

1,  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «познание»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о  формах  чувственного  познания,  и  одно  предложение,  раскрывающее  особенности  обыденного  познания.

2.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «истина»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о  критериях  истины,  и  одно  предложение,  раскрывающее  основные  виды  истины

3. Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «практика»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о формах  практики,  и  одно  предложение,  раскрывающее  функцию  практики  как  критерия  истины.

4.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «мышление»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о типах  мышления,  и  одно  предложение,  раскрывающее  любую  особенность  мышления.

5.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «научное  познание»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  об  уровнях научного  познания,  и  одно  предложение,  раскрывающее  цель  научного  познания.

6.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «научное  знание»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о признаках  научных  знаний,  и  одно  предложение,  раскрывающее  методы  получения  научных  знаний.

7.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «научно-техническая  революция»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о последствиях  НТР,  и  одно  предложение,  определяющее  основные  направления  НТР.

8.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «социальное  познание»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о любой  особенности  социального  познания,  и  одно  предложение,  называющее  науки,  занимающиеся  социальным  познанием.

9.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «этика»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о любой  черте  этики  как научной  дисциплины,  и  одно  предложение,  раскрывающее  значение  этики  для  человека.

10. Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «самопознание»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о видах  самопознания,  и  одно  предложение,  раскрывающее  смысл (значение)  образа  «Я» («Я»-концепции).

11.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «чувственное  познание»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о формах  чувственного  познания,  и  другое предложение, содержащее  информацию  об  одной  из  этих  форм.

12.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «познание»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о видах  знании.   и  одно  предложение,  раскрывающее  особенности  одного   из  видов  знаний.

13.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «научное знание»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о способах  и  методах  научного  познания,   и  одно  предложение,  содержащее  информацию  об  уровнях  научного  познания..

Задание  26

1.  Перечислите  любые  три  логические (мыслительные)  операции  человека.

2.  Сформулируйте  два  положения  о  роли  практики  в  познании  мира  и  каждое  из них проиллюстрируйте  соответствующим  примером.

3.  Научное  познание  отличается  от  других  видов  познания  целым  рядом  признаков.  Укажите  две  особенности научного  познания,  проиллюстрировав  каждую  конкретным  примером.

4.  В  чем   состоит  специфика  социального  познания?  Ответ  аргументируйте  с  помощью  трех  положений.

5.  Общество  представляет  собой  один  из  наиболее   сложных  и  интересных  познаваемых  объектов.  Укажите  любые  три  метода  социального  познания, проиллюстрировав  каждую  конкретным  примером.

6.  Назовите  три  аспекта роли  практики  в  познании  и  раскройте  каждый  из  них.

Задание 27

1.  Вовремя  лекции  ученый  высказал  следующее  суждение: «Человек  должен  переделывать  себя  ради  истины, истина  не  может  переделываться  в  угоду  человеку».  На  какую  особенность  научного  познания  указывал  философ?  Объясните, как  вы  понимаете  эти  слова.  Укажите  любые  две  неупомянутых  особенности  научного познания.

2.  Долгое  время  люди считали,  что  Земля  плоская.  Чем  с  точки  зрения  современных  научных  взглядов  является  это  представление:  относительной  истиной  или  заблуждением?  Поясните  свой  ответ  и  приведите  по  одному  примеру  заблуждения  и  и  относительной истины  в  познании  мира.

3.  Ваш  друг  прочитал  статью,  посвященную.  Изучению  одного  из  природных Явлений,  и  рассказал  вам  о  выводах  автора.  Вам  нужно  убедиться,  что  эта  статья  -  результат  научного  изучения  данного  явления.  Сформулируйте  три  вопроса,  ответы  на  которые  убедят  вас  в  обоснованности   того  или  иного  суждения  относительно  характера  знания,  изложенного  в  статье.

4.  Известный  мореплаватель  Магеллан  искал кратчайший  путь  в  Индию.  Он  пользовался  картой,  где  был указан  пролив,  соединяющий  Атлантический  и Тихий  океаны.  Однако  в  отмеченном  на  карте  месте  Магеллан  пролива  не  обнаружил.  Тогда,  изучив  описания,   оставленные  его  предшественниками,  он  предположил,  что  этот  пролив  должен  быть  южнее.  Он  исследовал  каждую  бухту,  каждый  залив  - т  обнаружил  пролив (впоследствии названный  его  именем)  между  материком  и  архипелагом  Огненная  Земля.  Какие  методы  научного  познания  применил  Магеллпн?  Укажите  три  метода.

5.  Учёные  одного  из  университетов  США  отобрали 25  добровольцев,  которые согласились  провести  в  лаборатории  изучения  сна  12  дней.  Одним  давали  спать  по 6 часов,  а  другим – по  8  часов  в  сутки.  Было установлено,  что  у  тех,  кто  спал  по 6  часов,  повышался  в  крови  уровень  веществ,  связанных  с  заболеваниями  сердечнососудистой  системы.  Какой  из  методов  научного  познания  нашел  отражение в  данном  сообщении?  Какой  уровень  научного  знания  представлен в нем?  Аргументируйте  свой  ответ.

6.  Учащийся профильного  биологического  класса М.  по  заданию  учителя  биологии  осуществил   летний исследовательский  проект.  Ему  было  необходимо  определить  места  гнездований  журавля,  понаблюдать и  описать процесс  выведения  и  обучения  птенцов,  провести  окольцовывание  птиц  перед  их  отлетом.  Кроме того, М.,  готовясь  к  осуществлению  проекта,  выдвинул  гипотезу  исследования,  составил  аннотированный  список  научной  литературы,  изучил  различные  мнения  ученых  по  проблеме  гнездования  журавлей,  систематизировал  и  обобщил  выводы.  Какие  группы  методов  использовал  М.  в  своем  проекте?  Укажите  их  и  подтвердите  каждую  группу  тремя  примерами,  систематизировав  их в  виде  таблицы:

1-я  группа

2-я группа

1)

1)

2)

2)

3)

3)

4)

4)

7.  Назовите любые три  отличия  учебного  познания  от  научного.

8.  В искусстве  допускается  художественный  вымысел,  привнесение  от  самого  художника  того,  чего  именно  в  таком  виде  нет,  не  было и,  возможно,  не  будет  в  действительности.  Почему  же,  несмотря  на  это, искусство  считают  одной  из  форм (путей)  познания  объективного  мира?  Опираясь  на  обществоведческие  знания,  укажите  две  особенности  этой  флормы  познания.

9.  Группа  археологов  проводит  раскопки  в  Средней  Азии.  Им  удалось  обнаружить  парфянские  монеты  и  женские  золотые  украшения.  Археологи  составили  описание  находок.   На  основании  исследований  найденных  материалов  была  выдвинута  гипотеза о  развитии  торговых  отношений  массагетских  племен,  населяющих  Среднюю Азию  в древности,  с  Парфянским  царством.  Какие  методы  использовали  ученые  в  своем  научном  поиске?  Укажите  названия  двух  групп  методов  и  проиллюстрируйте  каждую  одним  примером  из  задания.

10.  Обществоведам  известны  разные  классификации  наук.  О.Конт  построил  пирамиду  фундаментальных  наук  человечества,  на  вершине  которой  находятся  учения  об  обществе  и  человеке.  Назовите  два  отличия  социальных  знаний  от  гуманитарных.  К какому  виду  знаний  относится  философия?  Приведите  два  аргумента,  подтверждающих  ваш  ответ.  

11.  Прочитайте  фрагмент  научного  текста: «Гравитация, в отличие от других  взаимодействий, универсальна  в  действии  на  всю  материю  и энергию.  Не  обнаружены  объекты,   у  которых   вообще  отсутствовало бы   гравитационное  взаимодействие».  Укажите   два  критерия,  которые  позволяют  отнести  данный  текст  к  научным.  Опираясь  на  обществоведческие  знания,  назовите  еще  одну  черту,  присущую  научному  познанию.

12.  В лаборатории  химического  института проводится  сложный  научный  эксперимент.  Ведутся  постоянные  наблюдения за происходящими  изменениями.  Полученные  данные  обрабатываются,    анализируются  по  установленным  критериям.  Назовите  три  метода  научного  исследования,  упомянутые в  условии задания.  Опираясь  на  обществоведческие  знания,  укажите и  кратко   охарактеризуйте  ещё  один  метод,  используемый  в  науке.

Задание  28

1.  Вам  поручено  подготовить  развернутый  ответ  по  теме  «Познание – процесс  духовного  освоения   человеком  предметов  и  явлений   материального  мира».  Составьте  план,  в соответствии с которым  вы  будете  освещать  эту  тему.  План  должен  содержать  не  мене трех  пунктов,  из  которых  два  или  более детализированы  в  подпунктах.

2.  Составьте  сложный  план  развернутого  ответа  по  теме  «Истина  и  её  критерии».

3.  Составьте  сложный  план  развернутого  ответа  по  теме  «Научное  познание   и  его  основные  признаки».

4.  Составьте  сложный  план  развернутого  ответа  по  теме  «Социальное  познание  и  его  специфика».

5.  Составьте  сложный  план  развернутого  ответа  по  теме  «Самопознание  и  формирование «Я»-концепции».

6.  Вам  поручено  подготовить  развернутый  ответ  по  теме  «Научное познание».  Составьте  план,  в соответствии с которым  вы  будете  освещать  эту  тему.  План  должен  содержать  не  мене трех  пунктов,  из  которых  два  или  более детализированы  в  подпунктах.

Примерные  ответы.

Задание  25

1.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «познание»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о  формах  чувственного  познания,  и  одно  предложение,  раскрывающее  особенности  обыденного  познания.

Ответ:

1)  Познание – деятельность,  направленная  на  получение  новых  знаний.

2) Принято  выделять  три  формы  чувственного  познания: ощущение, восприятие, представление.

3)  Особенностью  обыденного  познания  является его  опора  на  опыт  повседневной  жизни,  здравый  смысл.

2.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «истина»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о  критериях  истины,  и  одно  предложение,  раскрывающее  основные  виды  истины.

Ответ:

1)  Истина -  знание,  соответствующее  действительности (предмету познания).

2)  В истории философии  существовали  разные  подходы  к определению  важнейшего  критерия  истины:  так  одни  считали главным  критерием  разум,  другие – опыт,  третьи – практику.

3)  Философы  выделяют  относительную (неполное  знание  о  предмете,  соответствующее  определенному  уровню  развития  общества) и абсолютную (полное,  неопровержимое знание о  предмете) истины.

3. Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «практика»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о формах  практики,  и  одно  предложение,  раскрывающее  функцию  практики  как  критерия  истины.

Ответ:

1)  Практика – активная  деятельность  человека  во  взаимодействии  с  окружающим  его  материальным  миром.

2)  Практика  существует  как  материальное  производство,  социальное  действие или  научный  эксперимент.

3)  Практика  как  критерий  истины  позволяет  на  опыте  проверить  гипотезу (предположение)  и  тем  самым   доказать  или  опровергнуть  её  истинность.

4.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «мышление»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о типах  мышления,  и  одно  предложение,  раскрывающее  любую  особенность  мышления.

Ответ:

1) Мышление – активный  процесс  отражения объективного  мира  в понятиях,  суждениях,  теориях  ит.п.

2) На  разных  этапах  развития  человека,  его  мыслительных  способностей  доминировали  разные  типы  мышления:  образное,  понятийное (теоретическое),  знаковое.

3)  Несмотря  на  то,  что  мышление является  процессом,  совершающимся  в коре головного  мозга  человека,  оно  по  своей  природе  социально,  поскольку  для  постановки  и  решения  любой  задачи  человек  использует  законы,  правила,  понятия,  которые  были  открыты  в   человеческой  практике.

5.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «научное  познание»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  об  уровнях научного  познания,  и  одно  предложение,  раскрывающее  цель  научного  познания.

Ответ:  

1)  Научное  познание – познание,  направленное  на  выявление  сущности  предметов  и  явлений  материального  мира,  опирающееся  на  систему  доказательств.

2)  Научное  познание  осуществляется  на  эмпирическом  и теоретическом  уровнях.

3)  Целью  научного  познания  является  постижение  истины, достоверного знания  о  мире.

6.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «научное  знание»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о признаках  научных  знаний,  и  одно  предложение,  раскрывающее  методы  получения  научных  знаний.

Ответ:

1)  Научное  знание – это знания,  установленные  и  проверенные  с  помощью  специальных  методов  науки,  включенные  в  общую  систему   обоснованных  знаний.

2) Научное  знание  характеризуется  объективностью,  доказательностью (обоснованностью),  логичностью (непротиворечивостью) рациональностью,  системностью,  проверяемостью,  универсальностью и пр.

3)  Основными  методами  получения  научных  знаний  являются  наблюдение, эксперимент,  описание,  сравнение,  анализ,  синтез,  моделирование  и  пр.

7.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «научно-техническая  революция»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о последствиях  НТР,  и  одно  предложение,  определяющее  основные  направления  НТР.

Ответ:

1)  Научно-техническая революция -  кардинальное  изменение  общества,  связанное  с  превращением  науки  в  середине XX  века в непосредственную  производительную  силу (наука  становится постоянным источником  новых  идей,  определяющих  пути  развития  производства  товаров  и  услуг).

2)  Последствиями НТР  является  то, что  человек  выводится  за  пределы  непосредственного  процессе  создания  готового  продукта,  но  остаются  регулирующие  функции, а также   усложняется  характер  труда,  повышаются  требования  к  квалификации  и  образованию  работника,  усиливается  проблема  занятости  и пр.

3)  Основными   направлениями НТР являются: автоматизация  и  компьютеризация  производства,  внедрение  современных  информационных  технологий,   разработка  биотехнологий         и  новых  конструкционных  материалов,  освоение  новых  источников  энергии,  развитие  средств  коммуникации и  связи  и пр.

8.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «социальное  познание»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о любой  особенности  социального  познания,  и  одно  предложение,  называющее  науки,  занимающиеся  социальным  познанием.

Ответ:

1)  Социальное  познание -  особая  форма  познания, объектами  которого  являются  общество,  социальные  Факты, явления,  процессы,  закономерности.

2)  Спецификой  социального  познания  является  совпадение  познающего  субъекта  с  познаваемым  объектом.

3)  К  социальным  наукам  относят  историю, экономику,  социологию,  правоведение, политологию и  др.

9.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «этика»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о любой  черте  этики  как научной  дисциплины,  и  одно  предложение,  раскрывающее  значение  этики  для  человека.

Ответ:

1)  Этика – раздел  философии,  система  учений (наука)  о  нравственности  и морали.

2)  Этика  опирается  на разум,  на  аргументы,  она  стремится  привести доказательства, обосновать  доводы.

3)  Этика  позволяет  человеку  критически  оценить  своё  поведение,  найти морально обоснованное  решение  и  практически  следовать  ему.

10. Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «самопознание»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о видах  самопознания,  и  одно  предложение,  раскрывающее  смысл (значение)  образа  «Я» («Я»-концепции).

Ответ:

1)  Самопознание -  изучение  человеком самого  себя  и  своих  особенностей.

2)  Самопознание  бывает  опосредованное (совершается  путем  анализа  собственной  деятельности) и  непосредственное (выступает  в  форме  самонаблюдения).

3)  Образ «Я» («Я»-концепция)  -  относительно  устойчивое,  осознанное и зафиксированное  в  словесной  форме  представление  человека  о  самом  себе.

 

11.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «чувственное  познание»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о формах  чувственного  познания,  и  другое предложение, содержащее  информацию  об  одной  из  этих  форм.

Ответ:

 1)  смысл  понятия:  «Чувственное  познание  -  это  начальная  ступень  познания,   дающая  непосредственное  знание  о  предметах  и  их  формах.

2)  К  формам  чувственного  познания  относятся  ощущение,  восприятие,  представление

3)  Среди  ощущений  различают звуковые,  слуховые, вкусовые  и  другие  ощущения.

12.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «познание»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о видах  знании.   и  одно  предложение,  раскрывающее  особенности  одного   из  видов  знаний.

Ответ:

 1)  смысл  понятия: «Познание -  это  получение  человеком  нового  знания,  открытие  неизвестного  ему  раннее».

2)  К  видам  знаний  относят  теоретическое (научное) знание, народную  мудрость,  знание,  полученное  на  основе  повседневно   на  основе  восприятия  художественных  образов.

3)  Знание, полученное  на  основе  повседневного  опыта (обыденно-практическое  знание) носит  несистемный,  бездоказательный,  как  правило,  бесписьменный  характер,  помогает  человеку  ориентироваться  в  окружающем  мире  и   обычно  содержит  ошибки,  противоречия.  

13.  Какой  смысл  обществоведы  вкладывают  в  понятие «научное знание»?   Привлекая  знания  обществоведческого  курса,  составьте  два  предложения:  одно  предложение,  содержащее  информацию  о способах  и  методах  научного  познания,   и  одно  предложение,  содержащее  информацию  об  уровнях  научного  познания.

Ответ:

1)  Научные  знания -  это  знания, установленные  и  проверенные с  помощью  специальных  методов  науки, включенные в  общую  систему  обоснованных  знаний.

2)  Одним из  методов  научного  познания является  эксперимент.

3)  Различают  теоретический  и эмпирический  уровни  научного познания.

Задание  26

1.  Перечислите  любые  три  логические (мыслительные)  операции  человека.

Ответ:  к логическим  операциям относятся:

1) сравнение,

2) уподобление,

3) обобщение,

4) абстрагирование и др.

2.  Сформулируйте  два  положения  о  роли  практики  в  познании  мира  и  каждое  из них проиллюстрируйте  соответствующим  примером.

Ответ:  

1)  Практика - движущая  сила  познавательной  деятельности  людей (потребности  земледелия  и мореплавания  стимулировали  развитие  астрономии,  геометрии).

2)  Практика -  критерий  истины  познания (постановка  научного  эксперимента  для  проверки  научной  гипотезы.

3.  Научное  познание  отличается  от  других  видов  познания  целым  рядом  признаков.  Укажите  две  особенности научного  познания,  проиллюстрировав  каждую  конкретным  примером.

Ответ:

1)  доказательность,  обоснованность (например, ученые-историки  привели  доказательства о  связи  декабристских  организаций,  действующих  в России,  с масонскими  ложами  в  Европе);

2)  использование  специальных способов  и  методов познавательной  деятельности, например,  проведение  научных  экспериментов (например,   ученые  выдвинули  гипотезу  о  происхождении  Вселенной  и  проверили  ее,   проведя  эксперимент  на Большом адронном  коллайдере);

3)  объективность добываемых  знаний (например,  Ньютон  сделал открытия  о  законах  всемирного  тяготения,  наблюдая  за  явлениями  природы,  падением  физических  тел).    

4.  В  чем   состоит  специфика  социального  познания?  Ответ  аргументируйте  с  помощью  трех  положений.

Ответ:  

1)  В социальном  познании  субъект познания  (человек)  совпадает  с  объектом  познания (обществом),  так  как  сам  субъект  является  членом  данного  общества,  т.е.  изучает  сам  себя.

2)  Позиция  исследователя  всегда  влияет на  оценку  факта, т.е.  исследователь  - активный  субъект,  его  оценка  во  многом  личностна и  может  зависеть,  например, от   идеологии  общества,  воззрений  исторической эпохи.

3)  В  социальном  познании   методы  естественных  наук  не  совсем  приемлемы,   так  как  общество   представляет  собой  мир  живых  людей.  Если  естествознание  ориентировано  на  причинно-следственное  объяснение  явлений, то  социальное  познание – на  понимание  смыслов  и  целей.

5.  Общество  представляет  собой  один  из  наиболее   сложных  и  интересных  познаваемых  объектов.  Укажите  любые  три  метода  социального  познания, проиллюстрировав  каждую  конкретным  примером.

Ответ:  

1)  исторический  метод (например,  изучение  истории  возникновения  и  развития  семьи  с древнейших  времен  до  наших  дней);

2)  сравнительный  метод  (например,  сравнение  специфики  раннефеодального  государства  в  Восточной Европе  и  в  Западной  Европе);

3)  методы  квалиметрического  анализа (количественные, статистические, (например,  проведение  переписи населения, социологических   опросов);

4)  осуществление  эксперимента (например,  изучение  поведения  группы  людей,  находящихся  длительное  врем я  в изолированном  пространстве).

6.  Назовите  три  аспекта роли  практики  в  познании  и  раскройте  каждый  из  них.

Ответ:   три  проявления  роли  практики  в  познании:

        -  практика -  основа  познания  (именно во  взаимодействии  с  внешним  миром  у  людей  складываются  определенные  представления  о  действительности,  они  начинают  её   познавать);

         -  практика -  цель  познания  (знания  необходимы  человечеству  в  первую  очередь  для  того,  чтобы  преобразовывать  мир,  улучшая  условия   жизни,  совершенствуя  общественные  отношения);

        -  практика -  критерий  истины  (на  практике  человек  убеждается  в истинности  или  ложности  своих  представлений,  суждений,  теорий;  если  они  находят  подтверждение  в  действительности,  значит  их  можно  считать  истинными.

Задание  27

1.  Вовремя  лекции  ученый  высказал  следующее  суждение: «Человек  должен  переделывать  себя  ради  истины, истина  не  может  переделываться  в  угоду  человеку».  На  какую  особенность  научного  познания  указывал  философ?  Объясните, как  вы  понимаете  эти  слова.  Укажите  любые  две  неупомянутых  особенности  научного познания.

Ответ:

1)  Философ указывал  на  такую  особенность  научного  познания,  как  стремление  к  объективному  знанию.

2)  Истинные  знания  объективны  по  своему  содержанию,  т.е.  они  существуют  вне сознания  человека и человечества,  независимо  от  них;  истинное  знание  безлично,  общезначимо.

3)  Особенности  научного  познания:

        -  направленность  научных  исследований на  получение  таких  данных,  которые  не  только  связаны  с  сегодняшним  днем,  но  могут  найти  применение в будущем;

        -  использование  специальных  средств  и  методов  получения,  обработки  и  интерпретации  научных  знаний;

        Универсальность:  предметом  исследования  может  быть  любой  феномен,  все  человеческом  мире  -  будь  то  деятельность  сознания,  психики или  же  хозяйственная  деятельность  человека.

2.  Долгое  время  люди считали,  что  Земля  плоская.  Чем  с  точки  зрения  современных  научных  взглядов  является  это  представление:  относительной  истиной  или  заблуждением?  Поясните  свой  ответ  и  приведите  по  одному  примеру  заблуждения  и  и  относительной истины  в  познании  мира.

Ответ:

1) Данное  высказывание  является  заблуждением.

2) Заблуждение – непреднамеренное  искажение  действительности,  а  относительная  истина – изменчивое  знание  по  мере  развития  познания,  которое  заменяется   на новое

и  более  точное  знание или  становится  заблуждением.

3)  Примеры  заблуждения: Колумб  считал,  что  западный  путь в  Индию был  короче.

     Пример   относительной  истины:  теория  классической  механики  и  теория  относительности.

3.  Ваш  друг  прочитал  статью,  посвященную  изучению  одного  из  природных явлений,  и  рассказал  вам  о  выводах  автора.  Вам  нужно  убедиться,  что  эта  статья  -  результат  научного  изучения  данного  явления.  Сформулируйте  три  вопроса,  ответы  на  которые  убедят  вас  в  обоснованности   того  или  иного  суждения  относительно  характера  знания,  изложенного  в  статье.

Ответ:

1)  Рассмотрено ли  данное   явление  объективно,  таким,  какое  оно  есть,  или  автор  привносит  в  рассмотрение  вопроса что-то  субъективное?

2)  Опирается  ли  автор  на рациональные  методы  обоснования  выводов  или  ограничивается  ссылками  на  мнения,  авторитеты?

3)  Стремится  ли  автор  к  открытию,  познанию,  обоснованию  закономерностей  развития  данного  явления?

4)  Пытается  ли  автор  проникнуть  в сущность  явления?

5)  Можно ли  проверить  выводы автора (методами  наблюдения, эксперимента,  логическим  путем и  др.)?

4.  Известный  мореплаватель  Магеллан  искал кратчайший  путь  в  Индию.  Он  пользовался  картой,  где  был указан  пролив,  соединяющий  Атлантический  и Тихий  океаны.  Однако  в  отмеченном  на  карте  месте  Магеллан  пролива  не  обнаружил.  Тогда,  изучив  описания,   оставленные  его  предшественниками,  он  предположил,  что  этот  пролив  должен  быть  южнее.  Он  исследовал  каждую  бухту,  каждый  залив  - и  обнаружил  пролив (впоследствии названный  его  именем)  между  материком  и  архипелагом  Огненная  Земля.  Какие  методы  научного  познания  применил  Магеллан?  Укажите  три  метода.

Ответ:

1)  выдвинул  гипотезу;

2)  теоретический  анализ;

3)  практическое  исследование (наблюдение).  

5.  Учёные  одного  из  университетов  США  отобрали 25  добровольцев,  которые согласились  провести  в  лаборатории  изучения  сна  12  дней.  Одним  давали  спать  по 6 часов,  а  другим – по  8  часов  в  сутки.  Было установлено,  что  у  тех,  кто  спал  по 6  часов,  повышался  в  крови  уровень  веществ,  связанных  с  заболеваниями  сердечнососудистой  системы.  Какой  из  методов  научного  познания  нашел  отражение в  данном  сообщении?  Какой  уровень  научного  знания  представлен в нем?  Аргументируйте  свой  ответ.

Ответ:

1)  В  данном  сообщении  говорится об  эксперименте (наблюдении).

2)  Речь  идет  об  эмпирическом  уровне  научного  знания

3)  Итогом  исследования  является  научный  факт ( влияния  сна на организм  человека), установленный  в  результате  эксперимента.

6.  Учащийся профильного  биологического  класса М.  по  заданию  учителя  биологии  осуществил   летний исследовательский  проект.  Ему  было  необходимо  определить  места  гнездований  журавля,  понаблюдать и  описать процесс  выведения  и  обучения  птенцов,  провести  окольцовывание  птиц  перед  их  отлетом.  Кроме того, М.,  готовясь  к  осуществлению  проекта,  выдвинул  гипотезу  исследования,  составил  аннотированный  список  научной  литературы,  изучил  различные  мнения  ученых  по  проблеме  гнездования  журавлей,  систематизировал  и  обобщил  выводы.  Какие  группы  методов  использовал  М.  в  своем  проекте?  Укажите  их  и  подтвердите  каждую  группу  тремя  примерами,  систематизировав  их в  виде  таблицы:

1-я  группа

2-я группа

1)  нахождение  мест  гнездования  журавлей

1)  выдвижение  гипотезы  исследования

2) наблюдение  за  гнездованием  журавлей

2)  составление  аннотированного  списка  литературы

3)  описание  процесса  выведения  и  обучения  птенцов

3)  анализ,  сравнение  и сопоставление  точек  зрения  ученых

4)  окольцовывание  птиц перед  отлетом

4)  систематизация  и обобщение.

7.  Назовите любые три  отличия  учебного  познания  от  научного.

Ответ:

1)    Если  ученик  «открывает»  новые  знания,  то  они  новые  для  него, а  не  для  науки.

2)  Ученик  приобретает  готовые  знания,  изложенные  в  учебниках  и  других  источниках  знаний,  а  ученый  их  «добывает».

3)   Ученик  использует  учебные  приемы,  а  ученый  методы науки (например,  лабораторный  эксперимент  в  учебной  деятельности  отличается  от  научного  эксперимента).

9.  Группа  археологов  проводит  раскопки  в  Средней  Азии.  Им  удалось  обнаружить  парфянские  монеты  и  женские  золотые  украшения.  Археологи  составили  описание  находок.   На  основании  исследований  найденных  материалов  была  выдвинута  гипотеза о  развитии  торговых  отношений  массагетских  племен,  населяющих  Среднюю Азию  в древности,  с  Парфянским  царством.  Какие  методы  использовали  ученые  в  своем  научном  поиске?  Укажите  названия  двух  групп  методов  и  проиллюстрируйте  каждую  одним  примером  из  задания.

Ответ:

1)  эмпирические (проведение   археологами  раскопок,  нахождение  древних  парфянских  монет и  женских  украшений,  составление  описания  находок);

2)  теоретические  (выдвижение  научной  гипотезы  о  развитии  торговых  отношений  массагетских  племен,  населяющих  Среднюю Азию  в древности,  с  Парфянским  царством).

10.  Обществоведам  известны  разные  классификации  наук.  О.Конт  построил  пирамиду  фундаментальных  наук  человечества,  на  вершине  которой  находятся  учения  об  обществе  и  человеке.  Назовите  два  отличия  социальных  знаний  от  гуманитарных.  К какому  виду  знаний  относится  философия?  Приведите  два  аргумента,  подтверждающих  ваш  ответ.  

Ответ:

1)     Социальное  знание – это  знание  об  относительно устойчивых  и систематически  воспроизводимых  отношениях  между  народами,  классами,  другими  социальными группами (демографическими, профессиональными).

       Гуманитарное знание  рассматривает  внутренний  мир  человека, цели  и мотивы  его  деятельности,  духовные  ценности.

2)    Философия  относится  к  гуманитарным  знаниям.

3)  Частью  философии  является  этика, аксиология,  религиоведение, а  это  науки, объектом  которых являются   духовные  ценности  человека  и человечества.        

        Философия  формирует  так  называемые «вечные  вопросы»,  ответы  на  которые  важны  для  каждого  человека.

11.  Прочитайте  фрагмент  научного  текста: «Гравитация, в отличие от других  взаимодействий, универсальна  в  действии  на  всю  материю  и энергию.  Не  обнаружены  объекты,   у  которых   вообще  отсутствовало бы   гравитационное  взаимодействие».  Укажите   два  критерия,  которые  позволяют  отнести  данный  текст  к  научным.  Опираясь  на  обществоведческие  знания,  назовите  еще  одну  черту,  присущую  научному  познанию.

Ответ:  

1)  Критерии,  по  которым  текст можно  отнести  к  научным:

        -  использование  научных  понятий;

        -  опора  на  научную  картину  мира.

2)   Черты  научного  познания:

        -  выдвижение  гипотез;

        -  экспериментальная  проверка;

12.  В лаборатории  химического  института проводится  сложный  научный  эксперимент.  Ведутся  постоянные  наблюдения за происходящими  изменениями.  Полученные  данные  обрабатываются,    анализируются  по  установленным  критериям.  Назовите  три  метода  научного  исследования,  упомянутые в  условии задания.  Опираясь  на  обществоведческие  знания,  укажите и  кратко   охарактеризуйте  ещё  один  метод,  используемый  в  науке.

Ответ: 1)  методы  научного  исследования:

        -  наблюдение;

        -  эксперимент;

        -  системный  анализ;

2)  указан  еще  один  метод,  например,  моделирование.

        Моделирование -  это разработка  некоторых  схематических  представлений,  аналогичных  реальным  процессам  и  явлениям,  для  выделения  и  изучения  наиболее  существенных  свойств  и  связей.

         

Задание  28

1.  Вам  поручено  подготовить  развернутый  ответ  по  теме  «Познание – процесс  духовного  освоения   человеком  предметов  и  явлений   материального  мира».  Составьте  план,  в соответствии с которым  вы  будете  освещать  эту  тему.  План  должен  содержать  не  мене трех  пунктов,  из  которых  два  или  более детализированы  в  подпунктах.

План.

1.  Познание   как  форма  адекватного  отражения действительности.

2.  Цели  познания:

        а)  постижение  истины;

        б)  практическая  польза.

3.  Структура  процесса  познания.

4.  Формы  чувственного  познания:

        а)  ощущение;

        б)  восприятие;

        в)  представление.

5.  Формы  рационального  познания:

        а)  понятие;

        б)  суждение;

        в)  умозаключение.

6.  Взаимодействие  познающего  субъекта и познаваемого объекта  в  процессе познания.

7.  Знание  как  результат  познания.

2.  Составьте  сложный  план  развернутого  ответа  по  теме  «Истина  и  её  критерии».

План.

1.  Истина -  идеальная  цель  познавательной  деятельности.

2.  Виды  истины:

        а)  абсолютная  истина (полное, исчерпывающее  достоверное  знание  о  мире);

        б)  относительная  истина (неполное,  ограниченное  знание  о  предметах  и  явлениях материального  мира).

3.  Знание  истинное и  знание  ложное  (преднамеренная  ложь и заблуждение).

4.  Критерии  истины:

        а)  практика;

        б)  система  теоретических  доказательств;

        в)  очевидность,  соответствие  здравому  смыслу;

        г)  компетентное  мнение экспертного  сообщества  ученых.

5.  Специфика  постижения   научной  истины  на  современном  этапе.

3.  Составьте  сложный  план  развернутого  ответа  по  теме  «Научное  познание   и  его  основные  признаки».

План.

1.  Научное  познание – постижение  сущности  объектов  и  явлений.

2.  Основные   признаки  научного    познания:

а)  объективность;

б)  доказательность;

в)  логичность;

г)  рациональность.

3.  Уровни  научного  познания:

        а)  эмпирический;

        б)  теоретический.

4.  Методы  научного  познания:

        а)  эмпирические   (наблюдение, описание, эксперимент);

        б)  теоретические (гипотеза,  систематизация,  обобщение,  моделирование).

5.  Специфика  социального  познания.

6.  Особенности  научного  познания  в  информационную  эпоху.

4.  Составьте  сложный  план  развернутого  ответа  по  теме  «Социальное  познание  и  его  специфика».

План.

1.  Социальное  познание – познание  общества и человека.

2.  Специфика  социального  познания:

        а)  совпадение  познающего  субъекта  и  познаваемого  объекта;

        б)  ограниченность  сферы  применения  эксперимента;

        в)  сложность  объекта  познания – общества и  пр.

3.  Основные  методы  социального познания:

        а)  исторический (рассмотрение  социальных объектов  в  развитии);

        б)  сравнительный  (рассмотрение  социальных объектов  в сравнении, сопоставлении  с  подобными);

        в)  системно-аналитический  ((рассмотрение  социальных объектов  в целостности  и взаимодействии друг с  другом).

4.  Функции  социального  познания:

        а)  выявление   причин и следствий  социальных   процессов;

        б)  осмысление  качественных  характеристик  социальных  объектов;

        в)  использование  результатов при осуществлении  социального  управления;

        г)  согласование  общественных  интересов,  оптимизации я  социальных процессов.

5.  Социальное  познание  как  необходимое  условие  совершенствования и развития общества.  

5.  Составьте  сложный  план  развернутого  ответа  по  теме  «Самопознание  и  формирование «Я»-концепции».

План.

1.  Самопознание -  познание  человеком  самого  себя.

2.  Основные  методы  самопознания:

        а)  самонаблюдение;

        б)  самоисследование.

3.  Формирование  самооценки  личности:

        а)  адекватная  самооценка;

        б)  заниженная  самооценка;

        в)  завышенная  самооценка.

4.  «Я»-концепция и  процесс  её  формирования.

5.  Специфика  объектов  самопознания:

        а)  собственные  потребности;

        б)  собственные  возможности;

        в)  смысл   собственного  бытия;

        г)  осознание  собственных  отличий от  других  людей.

6.  Неразрывность  связи  между   познанием  человека  самого  себя и материального  мира.

6.  Вам  поручено  подготовить  развернутый  ответ  по  теме  «Научное познание».  Составьте  план,  в соответствии с которым  вы  будете  освещать  эту  тему.  План  должен  содержать  не  мене трех  пунктов,  из  которых  два  или  более детализированы  в  подпунктах.

План.

1.  Научное  познание -  один  из  видов  познания  объективного  мира.

2.  Особенности  научного  познания:

        а)  стремление  к  объективности (к  изучению  мира  таким, каков  он  есть независимо от  человека);

        б)  специальный  язык,  включающий  особые  термины,  строго  определяемые  понятия,  математические  символы;

        в)  особые  процедуры  проверки  результатов.

3.  Уровни  научного  знания:

        а)  эмпирическое  знание;

        б)  теоретическое  знание.

4.  Методы  научного  познания:

        а)  научное   наблюдение;

        б)  описание;

        в)  классификация;

        г)  научный  эксперимент;

        д)  мысленный  эксперимент;

        е)  выдвижение  гипотез;

        ж)  научное  моделирование.

        

6.  Вам  поручено  подготовить  развернутый  ответ  по  теме  «Познание как  вид  деятельности».  Составьте  план,  в соответствии с которым  вы  будете  освещать  эту  тему.  План  должен  содержать  не  мене трех  пунктов,  из  которых  два  или  более детализированы  в  подпунктах

Ответ:

План.

1.   Деятельность  как  способ  существования  человека  и  общества.

2.  Разнообразие  видов  деятельности.

3.  Получение  истинного  знания  -  цель  познания.

        1)  объективность  истины;

        2)  критерии  истины;

        3)  абсолютная  и  относительная истина.

4.  Виды  познания:

        1)  чувственное  познание;

        2)  рациональное  познание.

5.  Обыденное  познание:  его  возможности  и  ограниченность.

6.  Особенности  научного  познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы над тренировочными заданиями при подготовке к ЕГЭ по английскому языку.

Хороктеристика способов организации и подбора тренировочных упражнений по всем видам речевой деятельности при подготовке учащихся к ЕГЭ...

Тренировочные задания для подготовки к итоговой контрольной работе по математике в форме тестирования. Для учащихся 7 классов!

Для учащихся 7 классов! Тренировочные задания для подготовки к итоговой контрольной работе по математике в форме тестирования ...

Тренировочные задания для подготовки к экзамену по английскому языку.

Порой учителю приходится искать задания для подготовки учащегося к сдаче ГИА и ЕГЭ. Сегодня в распоряжении педагога интернет, огромное количество пособий, но всегда не хватает текстов с заданиями на о...

Тренировочные задания для подготовки к ГИА по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ (Задание № 11)

Решение задания № 11  Задание: На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.Скол...

Презентация тренировочные задания для подготовки к ГИА

Презентация тренировочные задания для подготовки к ГИА...

тренировочные задания для подготовки в ОГЭ по химии 15 тестовых заданий

тестовые задания направлены повторение материала и проверку знаний части А в ОГЭ по химии...

Практическое тренировочное задание для подготовки к разделу Письмо (ЕГЭ, задание 40 - эссе): перефраз и выражение своего мнения

Данный материал включает в себя 2 упражнения для развития навыков письма и подготовки к эссе формата ЕГЭ:Задание 1 - перефразировать данные в задании утверждения.Задание 2 - выразить свое мнение по ут...