Материалы по подготовке к ОГЭ (раздел "Духовная сфера")
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему

Лукшина Тамара Анатольевна

Теоретический материал по разделу "Духовная сфера" и тестовое задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovnaya_sfera_teoria_i_test.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Духовная сфера.

        (особая форма отражения окружающего мира и средство взаимодействия с ним).

      1. Элементы духовной сферы:  мораль, наука, искусство, религия, право, СМИ,

         иногда государственные учреждения, занимающиеся вопросами культуры.

             

     2. Культура – все ценное, созданное человеком;

                          - ''вторая природа человека''

 ? В чем выражается связь культуры и общества? – О. является творцом культуры;

                                                                                     - К. оказывает влияние на все сферы

                                                                                              жизни О. и человека (Примеры!)

                                                                                       - О. сохраняет и передает К.

     Культура: - материальная (техника, производственный опыт, материальные ценности);                                                          

                         - духовная (наука, искусство, религия, мораль, политика и право)

      Функции культуры: с. 80 Клименко или подумайте самостоятельно

   3.                          Накопление духовных ценностей

                 

           

                     по вертикале                                 по горизонтали                        технологический

          (передача от одного поколения       (переосмысление произведений    прорыв (нова-

 к другому: открытия ученых                      искусства, новое восприятие       торство: бр.                                                                                            базируются на                                               новые оценки: произведения       Райт, бр.

опыте предшественников)                           А. С. Пушкина изучаются             Люмьер)

                                                                        всеми поколениями и в разных

                                                                           классах)

               Велика роль традиций (ценности, идеи, обычаи, обряды)!

   4. Формы культуры:

           а) массовая: - коммерческая выгода;

                                  - учитывает вкусы и запросы массового зрителя, читателя …;

                                  - связана с рекламой;

                                  - подражание, доступность

          б) элитарная: - сложная по содержанию, трудна для восприятия;

                                   - рассчитана на узкий круг знатоков и специалистов;

                                   - коммерческая выгода не является целью

          в) народная: - на основе классической, фольклорной традиции;

                                 - многоликость и обилие жанров;

                                 - коллективизм, анонимность, злободневность;

          г) экранная: - синтез компьютера и видеотехники;

                               - новый тип общения (через Интернет, виртуальное)

          д) субкультура: - замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре

                                        (молодежная, заключенных…)

          е) контркультура: противопоставление фундаментальным ценностям.

 

 Задание: 1. В чем проявляется взаимосвязь: массовой и элитарной, массовой и народной

                  культуры?

                 2. Может ли контркультура стать массовой? Почему?

                 3. Приведите три направления воздействия массовой культуры (ее функции) на

                   развитие общества, проиллюстрируйте их примерами.

 5.                                             Диалог культур

            

          интернационализация                                        национализация

                   интеграция                                    

  процесс взаимодействия культур,                          стремление к обособлению, сохранению

взаимообогащение, взаимопроникновение             национальной культуры:

- упрощение доступа к мировым                               - ограничение в использовании

культурным ценностям (Интернет);                              иностранных слов;

 - сближение национальных образовательных         - развитие интереса к национальной

    систем;                                                                         культуре

 - активный взаимообмен (английский язык,

  американские фильмы, увлечение восточной

  философией и т.д.)

  Что свойственно диалогу культур:  - уважение к уникальности каждой культуры;

                                                                   - взаимопроникновение и взаимообогащение;

                                                                   - интернационализация культур; обмен.

    6. Наука в современном мире   – особая система знаний (особенности см. в Познании);

                                                            - система специфических организаций и учреждений;

                                                             - особый вид деятельности

      Принципы этики науки:

         Принципы        

       Примеры:

1. бескорыстный поиск и отстаивание истины;

2. свобода научного поиска;

3. социальная ответственность ученых за вои открытия;

4. уважение авторских прав

. Д. Бруно, Галилео Галилей, А. Д. Сахаров,

Вавилов (генетика) и др.

 

      Функции науки:

       Функции:

      Примеры:

1. Социальная: - социального развития и

                               управления

                     - социального прогнозирования

Демографы, анализируя динамику численности населения, вносят коррективы в социальные программы.

Экологи…

Демографические, экологические, политические, финансовые и другие прогнозы

2.Культурно - мировоззренческая

Строение Вселенной, проблемы происхождения жизни на Земле; проблема происхождения человека….

3. Непосредственная производительная сила общества

Катализатор процесса непрерывного производства

                                                           

                                                           Наука

        

фундаментальная                                                   прикладная

- не дает сиюминутных результатов;                     ориентирована на практический результат

- выясняют основные законы и принципы           финансируется как государством так и

реального мира;                                                           частными лицами;

- не имеет прямой ориентации на практику;

- нуждается в поддержке государств                                                                                                   Вопрос: Как связаны между собой? Какое направление должно развиваться в 1-ю очередь?

                                                   Науки

           

естественные     технические     гуманитарные    общественные    о познании

биология              математика               история                                      логика;

химия                    физика                      литература                            гносеология…

                                                                  языки

Тенденции в развитии современной науки

Дифференциация и интеграция наук

     - Интеграция: Социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований:                                                                                                                                               а) проблема социальной сущности человека  (социология, социальная антропология, философия, педагогика…)

б) процесс социализации личности (педагогика, психология, социология, культурология,

    политология, правоведение…);

  в) экологические проблемы: ?

  - Дифференциация: молекулярная биология, кибернетика, генная инженерия…

      Черты научной революции: - отказ от общепринятых в науке представлений;

                                                          - выдвижение новых гипотез;

                                                          - разработка новых теорий

                                                          - объяснение фактов с новых позиций  

      Задание: привести примеры научных революций?

    7. Искусство (определение)

    Виды: архитектура, живопись, скульптура, литература, театр, балет, цирк, кино, фото, эстрада.

             Функции искусства                                                              Примеры?:

  1. Идейно – эстетическое воздействие

  (направленная деятельность на преобразование общества)

  2. Утешительно – компенсаторская;

  3. воспитательная;

  4. эстетическая

 

  8. Образование (деятельность, направленная на получение новых знаний, умений и навыков);

    Самообразование (получение новых знаний без посторонней помощи);

       

           Функции:                                                                                    Примеры ?:

  1. Выступает в качестве ''лифта'' социальной мобильности;

  2. Социализация личности.

    Виды (ступени) образования:

      - дошкольное; начальное; основное общее (неполное среднее) образование;  среднее образование; среднее специальное (профессиональное образование); высшее профессиональное образование.

                                                        Развитие образования

                

        интенсивный путь                                                       экстенсивный

          (на достижение качества)                                                   (нацелен на объем)

  - гуманизация (интересы личности ребенка, возможность     увеличение часов,

  получения образования всем, в т. ч. инвалидам);                     предметов,  

 -  гуманитаризация (приоритет общественным                         материала.

                                   дисциплинам);

 - компьютеризация;

 - интернационализация.

   9. Религия (определение с. 92 Клименко).

            Религии: монотеистические (единобожие);

                            политеистические (многобожие).

            Религии: - языческие (родоплеменные): первые возникли; обожествление сил

                                                                                природы: тотемизм; анимизм.

                            - национальные: конфуцианство; синтоизм, иудаизм…;

                            - мировые:  - огромное число последователей;

                                                - космополитизм (выходят за границы национальных гос – в);

                                                - проповедуют равенство социальных групп;

                                                - миссионерство                                            

                                                    

           

         буддизм                         христианство                   ислам                                                              0,3 млрд. человек              1,4 млрд. человек             0,8 млрд. человек

         Функции:                                                                                    Примеры?

 1. Носитель культурных ценностей;

 2. Утешение;

 3. Позиции в политическом плане                               Присяга на Библии в США

 4. Благотворительность.

               Неоднозначность!

   10 Средства массовой коммуникации (воздействуют на аудиторию через содержание

                                                                      передаваемой информации).

Условия: 1) технические средства (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет;

               2) средства массового воздействия: кино, театр, цирк, художественная литература

               3) социально значимая информация

  Роль СМК: - учитывают потребности и особенности аудитории;

                      - формируют потребности и стереотипы

                            Примеры!

   Причины возрастания роли СМИ в политической жизни современного общества:

        1) в период предвыборных кампаний СМИ становятся важнейшим источником

              сведений о кандидатах, партиях и их программах;

        2) широко доступны гражданам, для получателя информации стоят не дорого;

        3) принцип политического плюрализма наиболее зримо проявляется в СМИ;

        4) в свободе СМИ воплощаются важнейшие принципы демократии – свода слова,

             печати, по наличию свободы позиций, отображенных в СМИ, оценивается

             демократизм общества.

 Направления воздействия СМИ на развитие общества:

      1) СМИ предоставляют обществу оперативную информацию о событиях и процессах общественной жизни;

     2) способствуют реализации важнейших прав человека;

     3) просветительская работа, приобщение к культурным ценностям;

     4) способствуют социализации новых поколений

 Факторы, от которых зависит влияние общества на СМИ:

    1)экономическое развитие общества, материальное благосостояние граждан;

    2) реализация принципов политического плюрализма;

    3) реализация гражданских прав и свобод;

    4) духовное состояние общества;

    5) характер запросов потребителей продукции СМИ

  Категория ''желтая пресса'' или ''бульварная пресса'' или ''массовая пресса'', обращена

     к широкому кругу читателей:

  Особенности (черты или признаки):

                                                   - акцент на развлекательность;

                                                   - отказ от серьезной аналитики;

                                                  - преобладание информации о частной жизни знаменитостей;

                                                     криминальной хроники и т.д.;

   11. Мораль (нравственность) – представления человека о добре и зле.

      Функции:                                                                        Примеры:

 1) регулирует отношения между людьми       (при встрече – здороваться, при расставании

                                                                                 прощаться, говорить спасибо и т.д.)

 2) участие в социализации личности                          ? пример;

 3) уровень нравственности является           - мораль ''очеловечивает''  человека, раскрывает

     интегральным критерием прогресса          его духовный потенциал;

                                                                          - в моральном выборе проявляется наиболее

                                                                             свобода человека;

                                                                          - лишь человек с высокой нравственной

                                                                         культурой способен придать прогрессу

                                                                          гуманистический характер, свести к минимуму

                                                                          его разрушительный характер

    ? Приведите примеры проявления и действия моральных норм во всех сферах жизни   общества  

   Отличие моральных норм от норм права см.в Правоведении.

                                             

                                       Тест Духовная сфера жизни общества.

  1. Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?

       1) празднование масленицы                     3) посещение художественной галереи

       2) прочтение стихотворения Пушкина    4) создание самолета братьями Райт

 2. Что характеризует отличие искусства от науки?

      1) выявление закономерностей развития природы и общества

      2) теоретическое решение мировоззренческих проблем

      3) отражение мира в художественных образах

      4) использование теоретических понятий

 3. Верны ли суждения о культурных процессах?

       А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда, возросшая подвижность населения

       Б. Интернационализации культуры способствуют научно – технический прогресс, развитие информационных технологий

       1) верно А     2) верно Б      3) верно и А и Б      4) оба не верны

 4. Исторически установившийся порядок поведения социальной группы в конкретной ситуации называется:

      1) обычаем     2) статусом     3) этикетом        4) привычкой

 5. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение универсального парового двигателя Дж. Уайта?

       1) социальное прогнозирование                 3) производственную

       2) познавательно – мировоззренческую    4) социального управления

 6. Верны ли суждения об отношениях общества и культуры?

      А. Культура возникает и развивается в результате социальной деятельности человека

      Б. Возникновение и развитие культуры не связано с материально – производственной деятельностью человека

      1) верно А        2) верно Б        3) верно и А и Б       4) оба не верны

 7. Верны ли суждения

       А. Достижения элитарной культуры не могут перениматься массовой культурой

       Б. Часть потребностей массовой культуры могут быть так же и потребителями культуры элитарной

      1) верно А       2) верно Б        3) верно и А и Б        4) оба не верны

8. Массовая культура рассматривается социологами как коммерческая, так как она

     1) способна приносить прибыль                      3) объективно отражает события и процессы

     2) направлена на мифологизацию сознания   4) нацеливает на социальную борьбу  

9. Постижение закономерностей развития природы, общества и мышления является целью:

     1) искусства      2) религии        3) науки         4) паранауки

10. Верны ли суждения о духовной жизни общества?

        А. К духовной сфере жизни общества относят науку, нравственность, религию, искусство

        Б, К духовной сфере жизни общества относятся научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации

      1) верно А        2) верно Б           3) верно и А и Б           4) оба не верны

11. Какой из примеров иллюстрирует преемственность в развитии культуры?

       1) проектирование здания фондовой биржи         3) съемка фильма о Джеймсе Бонде

       2) создание скульптуры царя Петра I                    4) традиция встречи Нового года

12. Какое из понятий соответствует определению: ''Самостоятельная работа по приобретению знаний о природе, обществе, личности''?

     1) самоанализ      2) самообразование    3) самореализация         4) самонадеянность

 13. Верны ли суждения о массовой культуре?

        А. Массовой культуре свойственно приносить прибыль

        Б. Массовой культуре свойственна ориентация на узкий круг ценителей

      1) верно А      2) верно Б        3) верно и А и Б         4) оба не верны

14. Элитарную культуру характеризует признак

      1) нацеленность на социальную борьбу         3) коммерциализация

      2) упрощенная картина мира                           4) доступность узкому кругу знатоков

15. Этическая норма науки отражена в высказывании

       1) ''Не навреди''      2) ''Мудрый не ведает печали''  3) ''Семь раз отмерь, один отрежь''

               4) ''Возлюби ближнего своего как самого себя''

 16. Духовная культура:

      А. отражается в каждом материальном предмете

      Б. существует, сохраняется, передается только в идеальной форме

         1) верно А      2) верно Б       3) верно и А и Б      4) оба не верны

 17. Понятие культура обозначает:

        А. все, что создано человечеством на протяжении всей своей истории

        Б. умение человека обрабатывать землю

           1) верно А      2) верно Б        3) верно и А и Б       4) оба не верны

 18. Использование атомной энергии для электростанции иллюстрирует функцию науки:

       1) социального прогнозирования               3) производственную

       2) познавательно – мировоззренческую    4) социального управления

 19. Произведения народной культуры:

       А. отличаются высокой сложностью содержания и формы

       Б. всегда популярны у всех представителей народа

       1) верно А       2) верно Б         3) верно и А и Б            4) оба не верны

 20. Преемственность в развитии искусства иллюстрирует пример

       1) проектирование моста                          3) съемки фильма об Индиане Джонс

       2) проведение фестиваля Евровидения   4) исполнение фольклора  

 21. Произведения культуры:

         А. всегда отличаются высокой сложностью содержания и формы

         Б. могут содержать идеи социального протеста

              1) верно А       2) верно Б      3) верно и А и Б        4) оба не верны

 22. Мировой религией является:

       1) зороастризм      2) буддизм       3) индуизм       4) кришнаизм

23. Преемственность в развитии культуры иллюстрирует пример:

    1) изучение в школе ''Горе от ума'' Грибоедова   3) создание новой технологии обработки нефти  

    2) раскрытие кода ДНК                                          4) проектирование нового морского порта

 24. Гуманитарной наукой является:

         1) астрономия       2) химия         3) эстетика           4) анатомия

 25. Новаторство в развитии культуры иллюстрирует пример:

        1) постановка мюзикла по пьесе А. П. Чехова        3) изобретение компьютера

        2) рождественское колядование                                4) проведение обряда венчания      

 26. Новаторство в развитии культуры иллюстрирует пример:

     1) разработка искусственного международного языка      3) исполнение церковных обрядов

     2) изучение античной культуры                                            4) празднование Нового года

 27. Содержание продуктов массовой культуры отражает:

        А. тенденцию к духовной дезинтеграции

        Б. эмоционально – психологическое состояние современного человека

         1) верно А        2) верно Б       3) верно и А и Б        4) оба не верны

 28. Средства Массовой информации в современном обществе:

       А. Знакомят население страны с достижениями культуры и искусства

       Б. Влияют на формирование социальных стереотипов

           1) верно А      2) верно Б       3) верно и А и Б      4) оба не верны

                                                Уровень В.

 1. Соотнесите: социальные факты                                             Формы культуры

      1) премьера телесериала                                                    А) массовая

      2) конкурс фольклорных коллективов                             Б) народная

      3) празднование дня Ивана Купалы

      4) скандал с участием поп – звезды                          

      5) переиздание детектива – бестселлера

2. Запишите слово, пропущенное в фразе: ''Произведения   ….? культуры ориентированы на получение коммерческой выгоды и широкий круг потребителей''

     3.                                    Направления ….? религии

    православие                           католицизм                         протестантизм

  4. Культуру, произведения которой  стандартизированы и широко распространены среди различных слоев общества, называют ….? массовой''

   

                                                    Уровень С

  1. Приведите 3 примера, иллюстрирующих культурный плюрализм

  2. Приведите три примера художественной культуры, выражающих идею гуманизма в искусстве.

 3.  На двух конкретных примерах покажите различия массовой и элитарной культуры

 4.  Можно ли назвать кинобоевик явлением массовой культуры? Приведите три аргумента в подтверждение своего ответа

 5. Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и в США в 1991 и 1994 гг.

 Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в последние годы значительно увеличилось государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок?

     

Год

Россия

США

1991

9,6 млрд долл.

161 млрд долл

1994

6,0 млрд долл

173 млрд долл

 

6. Раскройте на двух примерах информативность как свойство искусства

7. Известно высказывание Ф. Жолио-Кюри: «Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию». Используя знания обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три объяснения того, в чем состоит значение науки для развития конкретного государства.

8. Один из авторов утверждал, что в производстве общественного мнения «рельефно выражается идеологический момент». Приведите три аргумента в подтверждение этой позиции.

9. В споре один из собеседников утверждал, что искусство бесполезно, т.к. «полезно лишь то, что служит удовлетворению непосредственных и неотложных нужд человека, необходимо для пищи, одежды, крова, для отдыха, для сохранения здоровья». Используя свои знания и жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих, что искусство полезно для общества и человека.

10. Выступая перед студентами с лекцией, известный философ назвал культуру верным способом преодоления человеческой смерти. Приведите три суждения в поддержку подобной оценки значения культуры

11. К какой форме культуры можно отнести балет? Аргументируйте ответ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Подготовка к ОГЭ (ГИА):сфера употребления и функции фразеологических оборотов"

Презентация на тему "Подготовка к ОГЭ (ГИА):сфера употребления и функции фразеологических оборотов"...

Материалы для подготовки к ЕГЭ. (По материалам ФИПИ)

Примерные материалы для  подготовки к ОГЭ учащихся 9 класса. Взяты из материалов ФИПИ....

Материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию: Человек. Общество. Духовная сфера.

Данный материал будет полезен педагогам и учащимся для организации подготовки к ОГЭ по обществознанию. Максимально сжатый конспект позволит за короткий срок повторить ранее изученные темы....

Материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию: Политическая сфера.

Данный материал будет полезен педагогам и учащимся для организации подготовки к ОГЭ по обществознанию. Максимально сжатый конспект позволит за короткий срок повторить ранее изученные темы....

Материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию: Социальная сфера.

Данный материал будет полезен педагогам и учащимся для организации подготовки к ОГЭ по обществознанию. Максимально сжатый конспект позволит за короткий срок повторить ранее изученные темы....