Элективный курс: "Подготовка к ОГЭ по обществознаниюя2
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс) на тему

Евсеева Евгения Вячеславовна

В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА.  ГИА  по обществознанию  относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса «Подготовка к  ГИА по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках ОГЭ. Программа курса ориентирована на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 9 класса к ОГЭ.

Цель курса –  целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ.

Задачи курса:

·         повышение предметной компетентности учеников;

·         развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

·         краткое изложение и повторение курса обществознания;

·         формирование умений и навыков  решения типовых тестовых заданий;

·         формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.

·         воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

·         знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

·         формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

·         психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

Программа курса рассчитана на 17 учебных часов, из расчета 0,5 часа в неделю.

Программа курса состоит  из трех разделов:

·         Особенности ГИА по обществознанию.

·         Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.

·         Тестовый практикум.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

·         работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

·         критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

·         анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

·         решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

II. Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать

·         биосоциальную сущность человека

·         основные этапы и факторы социализации личности

·         место и роль человека в системе общественных отношений

·         закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

·         тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

·         основные социальные институты и процессы

·         необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

·         особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

·         характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

·         анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

·         объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

·         раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

·         осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

·         сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

·         оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

·         формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

·         подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

·         применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

·         самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

·         оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

·         решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

·         ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

·         предвидения возможных последствий определенных социальных действий

·         ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

·         оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elekt.kurs_9_klass.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Программа составлена на основе:  

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
  • Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов ОГЭ 2015 года по обществознанию;
  • Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2015 году ОГЭ по обществознанию;
  • Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году ОГЭ по обществознанию.

В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА.  ГИА  по обществознанию  относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса «Подготовка к  ГИА по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках ОГЭ. Программа курса ориентирована на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 9 класса к ОГЭ.

Цель курса –  целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ.

Задачи курса:

  • повышение предметной компетентности учеников;
  • развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  • краткое изложение и повторение курса обществознания;
  • формирование умений и навыков  решения типовых тестовых заданий;
  • формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
  • воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
  • знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
  • формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
  • психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

Программа курса рассчитана на 17 учебных часов, из расчета 0,5 часа в неделю.

Программа курса состоит  из трех разделов:

  • Особенности ГТА по обществознанию.
  • Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.
  • Тестовый практикум.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

  • работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

II. Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека
  • основные этапы и факторы социализации личности
  • место и роль человека в системе общественных отношений
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  • основные социальные институты и процессы
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

III. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание (тема урока)

Примечание

Дата проведения

Раздел 1.Особенности ГИА по обществознанию. – 9 ч.

1

ГИА как способ объективной оценки качества образования.

Лекция.

2

Особенности ГИА по обществознанию:

-кодификатор  элементов содержания

- спецификация КИМов ГИА  по обществознанию.

Практическая работа с документами (Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по обществознанию; Спецификация контрольных измерительных материалов по обществознании)

3

Правила заполнения бланков ЕГЭ.

Урок-практикум.

4

Информационные ресурсы ЕГЭ.

http://www.fipi.ru

http://www.еgе.edu.ru и др.

Раздел 2. Методика решения заданий разного уровня сложности. – 26 ч.

5

Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям.

Решение заданий с выбором ответа (часть А)

6

Задания, направленные на характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.

Решение заданий с выбором ответа (часть А)

7

Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

8

Задания, направленные на работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие.

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

9

Задания, направленные на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми.

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

10

Задания, направленные на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

11

Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания.

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

12

Задания, направленные на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

13

Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

14

Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

15

Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

16

Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

17

Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

IV. Основное содержание

Раздел 1. Особенности ГИА по обществознанию. – 4 ч.

ОГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ЕГЭ по обществознанию: 
– кодификатор  элементов содержания
– спецификация КИМов ОГЭ  по обществознанию.
Правила заполнения бланков ОГЭ.
Информационные ресурсы ОГЭ.

Раздел 2. Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности. – 13 ч.

Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту. 
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.

V. Формы средства контроля.

Пробное проведение ЕГЭ по обществознанию

VI. Перечень учебно-методических средств обучения

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.
  2.  ГИА-2015: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2015.
  3. ГИА-2015. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.
  4. Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М: Русское слово, 2015.
  5. ГИА. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2009.
  6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ГИА. 2009. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Астрель, 2015.
  7. Отличник ГИА. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.
  8. Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2011.
  9.  ГИА-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2015.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  • http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  • http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений
  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
  • http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
  • http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
  • http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
  • http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
  • http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие элективного курса" Подготовка в ГИА в 9 классе"

Работа над частями А, Б и С ГИА в 9 классе....

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Элективный курс «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе»

Подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме. Аннотации....

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию".

Программа элективного курса «Подготовка к  ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ....

Элективный курс "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 11 класс

Данный элективный курс формирует навыки работы с алгоритмами выполнения заданий разных типоа и уровней и сложностей....

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА»

Спецкурс для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку....